Миграция рабочей силы — это пространственное перемещение трудоспособного населения, вызываемое изменениями в развитии и размещении производства, условиях существования населения
В последние годы роль миграции в формировании численности и состава населения России значительно возросла. С точки зрения перемещения населения между административно-территориальными образованиями различают два типа миграции: внешнюю и внутреннюю.
Внешняя миграция происходит при пересечении государственной границы. В ней выделяют два потока: эмиграцию и иммиграцию. Эмиграция— это отток населения за пределы данного государства. В России в 1993 г. был введен закон о свободном въезде-выезде. Начиная с 1990 г. ежегодная эмиграция из России составляет (по данным МВД) 100 тыс. чел. Направление эмиграции весьма стабильно: две трети или несколько больше эмигрантов выезжают в Германию, далее — в Израиль и США. Основу эмиграции составляет этническая эмиграция: 50% — немцы, примерно 30% — русские, 12% — евреи. Иммиграция— это приток на территорию данного государства. Если к эмиграции населения Россия уже успела привыкнуть, то свободная иммиграция из-за пределов бывшего СССР — новое для нее явление. Учет иммигрантов пока не налажен. Законодательство, регламентирующее обязательства России по отношению к иммигрантам разной категории, пока только разрабатывается. Осваиваются способы регулирования трудовой иммиграции, общепринятые в развитых странах. Теперь предприятия России могут привлекать иностранную рабочую силу по лицензиям. Для этого больше не требуется разрешения правительства, как прежде. В настоящее время положительная чистая миграция растет. Общее число прибывших в Россию в 1994—1995 гг. — 2 млн чел. (1 млн в год против 0,7 — 0,9 млн ежегодно на протяжении последних 25 лет), выбывших за ее пределы — 0,5 млн (0,25 млн в год против обычных 0,5—0,7 млн). Ежегодная чистая миграция составила около 0,8 млн чел.
Важна не только количественная,но и качественная сторона миграционного источника пополнения трудового потенциала. В современных условиях благодаря миграции, в том числе и вынужденной, население России пополняется высококачественной, квалификационной рабочей силой. Две трети общего количества внешних мигрантов находится в трудоспособном возрасте: 17,8% прибывших из ближнего зарубежья имеют высшее и 28,6% — среднее специальное и незаконченное высшее образование, что почти в полтора раза превосходит соответствующие показатели по занятым в экономике страны.
Таблица 3.10
Различные прогнозные гипотезы годовых объемов чистой миграции в Россию (2000—2015 гг.) (тыс. чел.)
Автор прогноза | Варианты прогноза | 2000 | 2005 | 2010 | 2015 |
Госкомстат РФ, 1993 Госкомстат РФ, 1996 Центр демографии и экологии человека. 1994 | Верхний Средний Нижний Верхний Средний Нижний | …. | |||
Источники: Демографические перепективы России. — М.: Госкомстат России, 1993. - С. 47; Прогноз численности населения России до 2010 года (Статистический сборник). М.: Госкомстат РФ, 1996. — С. 90; Население России 1996. Четвертый ежегодный демографический до- клад. Центр демографии и экологии человека. — М., 1997. -С. 136. |
Внутренняя миграция — это миграция внутри страны. В зависимости от действия различных факторов и условий миграция населения может быть различных видов. Отметим лишь некоторые из них.
1. Если миграция рабочей силы происходит в пределах какого-либо определенного региона и между регионами различного ранга, то делится на внутрирайонную и межрайонную, внутриобластную и межобластную и т.д.
2. В зависимости от времени, на которое перемещается рабочая сила, выделяют безвозвратную (постоянную) и возвратную (временную) миграцию населения.
3. Миграция населения по причинам, ее обусловившим, подразделяется на добровольную и вынужденную, последняя происходит по не зависящим от мигрантов причинам. Например, военные действия, экологические катастрофы, политические и этнические конфликты.
4. По характеру современной подвижности рабочей силы миграция подразделяется на сезонную и маятниковую. Сезонная связана с расширением фронта работ, например в сельском хозяйстве, а маятниковая включает регулярные передвижения рабочей силы из одного населенного пункта в другой на работу и обратно.
С точки зрения соблюдения норм действующего в стране за-конодательства миграция населения может быть законной (без нарушения законодательных норм) и незаконной (с нарушением законодательства).
6. По способу реализации миграция делится на самостоятельную, которая осуществляется силами и средствами самих мигрантов и организованную с помощью государственных или общественных органов, предприятий.
7. Миграция населения, обусловленная трудовой деятельностью, называется трудовой миграцией.
Вышеприведенная структура миграции населения не является исчерпывающей и может быть расширена за счет использования иных критериев оценки и факторов, ее обусловливающих. Изучение миграции населения по выделенным миграционным потокам (это совокупное число мигрантов, имеющих общие районы прибытия и выбытия в течение данного отрезка времени) позволяет системно, всесторонне и во взаимосвязи рассмотреть данное явление в экономике отдельного региона и страны в целом.
Для анализа миграции рабочей силы применяются прямые и косвенные методы, включая различные показатели и коэффициенты, которые рассчитываются на 1000 человек населения, т.е. в промилле (%о). Основными из них являются: число прибывших (ПМ), число выбывших (ВМ), сальдо миграции — разность между числом прибывших и выбывших (ПМ — ВМ). Абсолютные показатели миграции имеют ограниченные аналитические возможности, так как не показывают изменения процесса миграции. Поэтому исчисляются относительные величины — показатели интенсивности миграции. Они позволяют оценить интенсивность миграционных процессов для отдельных территорий и являются показателями, пригодными для временных пространственных сопоставлений.
Коэффициент прибытия (КП) — это отношение числа прибывших за год (ПМ) к среднегодовой численности населения SТ:
.
Коэффициент выбытия (KВ) — это отношение числа выбывших (BМ) за год к среднегодовой численности населения SТ:
Сальдо миграции, или коэффициент миграционного прироста населения (KМП) может быть положительным (+) или отрицательным (—). Положительный знак означает приток населения на данную территорию, отрицательный — отток:
Однако в этих показателях не учитываются различия в составе на-ления мест прибытия и выбытия, особенности структуры самих ми-тантов. Для этого рассчитываются повозрастные коэффициенты интенсивности прибытия, выбытия, сальдо миграции.
Весьма важным является выяснениепричины миграции, т.е. какие условия, факторы способствуют усилению или снижению данного процесса. Обычно выделяют несколько групп, а именно: природно-климатические, демографические, этнические, социально-экономические и др.
Природно-климатические включают, как правило, экологические условия и экологические катастрофы. Оказывает .влияние привлекательность для отдельных групп мигрантов районов проживания с благоприятными климатическими условиями и т.д.
Наиболее важное значение имеют социально-экономические причины миграции населения, которые характеризуют: размещение производства на территории того или иного региона; уровень экономического развития; размеры инвестиций; уровень развития инфраструктуры; возможность трудоустройства; возможность получения образования и жилья и тд.
Будучи сложным процессом, миграция населения оказывает противоречивое влияние на социально-экономическое развитие страны. Это относится прежде всего к положению мигрантов, уровень безработицы среди которых выше, чем у коренных жителей того или иного региона. Приток мигрантов сопровождается увеличением нагрузки на социальную инфраструктуру, особенно городов, что приводит к значительному повышению цен на жилье. По некоторым оценкам, переход мигрантов в состав постоянного населения длится не менее 10 лет. В этой связи необходимо выделить меры, которые государство разрабатывает для снижения отрицательного воздействия миграционных процессов и их регулирования. В их основе находится политика Российской Федерации. Различают прямые и косвенные методы. Прямые — субсидирование на перемещение мигрантов, обеспечение их Необходимой информацией. Косвенные — развитие инфраструктуры, строительство промышленных предприятий и т.д.
К основным принципам миграционной политики относятся: дифференцированный подход к различным категориям мигрантов, введение квотирования и ужесточения контроля за иммиграцией иностранных граждан в Россию, ужесточение требований к привлекаемым иностранным работникам в регионах с высоким уровнем безработицы.
Поясним отдельные принципы.
Для граждан, особо нуждающихся в социальной защите, трудовое законодательство предусматривает дополнительные специальные гарантии обеспечения занятости, трудоустройства, реализации ими права на труд, производится квотирование рабочих мест, при помощи которого определяется минимальная численность работников, подлежащих устройству в данный организации. Так, для приема на работу, трудоустройства инвалидов устанавливаются квоты (бронь) для государственных и муниципальных предприятий органами местного самоуправления со службой занятости, а для других предприятий — до специальным договорам, заключаемым с ними органом местного самоуправления. Механизм введения квоты и ее размер определяются Правительством РФ. Для инвалидов размер квоты устанавливается с учетом ранее принятых на работу инвалидов, не менее 5% от средне-списочной численности работников.
Работодателям, создающим рабочие места за счет собственных средств, предоставляются льготы по налогообложению, по тарифам на оплату коммунальных, транспортных и других услуг и по платежам в пределах доли на прибыль. Финансовая помощь может оказываться и в виде прямого финансирования для частичного возмещения затрат, а также в виде возвратного кредита с льготной ставкой при условии трудоустройства безработных и особо нуждающихся граждан на срок не менее 6 месяцев.
Среди основных мер миграционной политики и механизмов по ее реализации следует отметить:
• прием и размещение экономически активной части мигрантов, оказание им помощи в адаптации к новым условиям проживания и работы;
• оказание государственной поддержки в обустройстве социально слабозащищенных вынужденных переселенцев;
• помощь в жилищном устройстве вынужденных переселенцев с учетом специфики различных категорий мигрантов;
• дифференцированную поддержку территорий, предпочтительных для расселения, стимулирование притока мигрантов с этих территорий с учетом интересов государства и населения;
• регулирование притока граждан из государств дальнего и ближнего зарубежья, применение системы санкций за нарушение иммиграционного законодательства;
• государственную поддержку таких категорий мигрантов, как депонированные в период репрессий, военные пенсионеры, казаки, этнические мигранты, жители Крайнего Севера, нуждающиеся в переезде, лица, пострадавшие в экологических и техногенных катастрофах.