Социальная мобильность, ее виды и показатели
Изучение социальной мобильности было начато П. Сорокиным, опубликовавшим в 1927 году книгу. Он писал: "Под социальной мобильностью понимается любой переход индивида или социального объекта (ценности) т.е. всего того, что создано или модифицировано человеческой деятельностью, из одной социальной позиции в другую. Существуют два основных типа социальной мобильности: горизонтальная и вертикальная. Под горизонтальной социальной мобильностью, или перемещением, подразумевается переход индивида или социального объекта из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне.
Под вертикальной социальной мобильностью подразумеваются те отношения, которые возникают при перемещении индивида или социального объекта из одного социального пласта в другой. В зависимости от направлений перемещений существует два типа вертикальной мобильности: восходящая и нисходящая, т.е. социальный подъем и социальный спуск.
Социальная мобильность может быть двух видов: мобильность как добровольное перемещение или циркуляция индивидов в рамках социальной иерархии; и мобильность, диктуемая структурными изменениями.
В современной социологии понятие «социальной мобильности» - одно из центральных понятий теории стратификации. Социальная мобильность - изменение положения индивида или социальной группы в системе стратификации данного общества.
Интерес социологов к социальной мобильности проявляется в нескольких отношениях.
Во-первых, высокая интенсивность социальной мобильности рассматривается как одна из основных характеристик современного (открытого) общества, отличающая его от общества традиционного.
Во-вторых, высокая мобильность расценивается как позитивная характеристика современного человека развитых стран на индивидуальном уровне, свидетельствующая о его перспективности, росте.
В-третьих, фиксируются различные закономерности изменения социальных статусов в зависимости от различных факторов (так, возможности восходящей мобильности выше в развитых странах, в крупных городах; в периоды стабильности путь наверх легче, чем путь вниз и т.д.).
Принято выделять коллективную (групповую) и индивидуальную социальную мобильность. Коллективная мобильность связана с изменением положения всей группы в системе стратификации, ее причинами могут быть как структурные изменения (изменение положения группы из-за появления-исчезновения новых технологий, профессий, изменения форм расселения и т.д.), так и появление новой системы стратификации (революционное или эволюционное).
Индивидуальная мобильность связана с личными усилиями индивида по переходу из одной группы в другую. В США упор делается на приобретенный статус и культивируется индивидуальная мобильность. Иногда прирожденный статус (пол, возраст, раса) препятствует индивидуальной мобильности из - за дискриминации. Тогда человек может обратиться к групповой мобильности - борьбе за свои права.
По своему характеру социальную мобильность подразделяют на горизонтальную (смену позиции на одном уровне, без изменения статуса) и вертикальную, связанную с повышением (восходящая мобильность) или понижением (нисходящая мобильность) социального статуса.
Кроме того, принято выделять интергенерационную (межпоколенческую) мобильность (например, изменение статусных позиций отцов и детей) и интрагенерационную мобильность (изменение статусного положения индивидов на протяжении их жизни). Мобильность может быть как восходящая, так и нисходящая.
22. Методики опроса: анкетирование и интервью.
В зависимости от источника информации она может быть первичной, когда информация получена из первых рук в ходе наблюдения (или опроса) или вторичной, если информация получена из уже опубликованных материалов.
Методы анализа документов. К методам сбора социологической информации относят три основных метода: анализ документов, наблюдение, опрос.
Массовый опрос. Анкетирование и интервью. Одним из основных методов в социологии является метод опроса, позволяющий за короткий срок получить первичную социологическую информацию от большого количества людей. Опрос – это метод сбора данных, при котором социолог непосредственно обращается с вопросами к респондентам. Применяется опрос в тех случаях, когда необходимо получить информацию о субъективном состоянии человека, мотивации поступков, мнениях, отношениях к событиям, потребностях и намерениях. Различают два основных вида опросов – анкетирование и интервью. Анкетирование – опрос, при котором респондент (тот, кто отвечает на вопросы) получает и дает ответы в письменном виде. Вопросы и ответы содержатся в анкетах. Анкетирование бывает индивидуальным и групповым. Групповое анкетирование проводится по месту учебы, работы. Анкета имеет строгую структуру и состоит из нескольких частей. Первая часть вводная, она содержит обращение к респонденту и рассказывает о целях проводимого исследования, гарантирует анонимность и уточняет правила заполнения анкеты.
Рекомендации по проведению анкетирования. Полевой работник должен быть вежливым, корректным, некатегоричным. В процессе анкетирования он обязан чётко объяснить порядок заполнения анкеты. Вторая часть основная, она содержит вопросы, которые сгруппированы в смысловые блоки. В соответствии с методикой разработки анкеты используются простые и контактные вопросы, основные и сложные вопросы. Простые и контактные вопросы связаны с адаптацией и направлены на формирование общей положительной установки к опросу. Основные и сложные вопросы направлены на сбор необходимой, связанной с целями исследования информации. В конце анкеты ставятся вопросы, способствующие снятию напряжения. В них предлагается высказывать мнение по теме опроса. В третьей части анкеты - блок социально-демографических данных. Это – «паспортичка», где содержатся вопросы о социально-демографических характеристиках респондентов. В нее включаются вопросы следующего содержания: пол, возраст, образование, профессия, должность, семейное положение. В зависимости от задач исследования количество вопросов в паспортичке может быть увеличено или уменьшено. Иногда "паспортичка" помещается вначале анкеты. Заключительная часть анкеты выражает благодарность респонденту за ее заполнение. Интервью – вид опроса, при котором респондент получает вопросы от социолога-интервьюера в устной форме и устно отвечает на них. Интервьюер либо записывает ответы на магнитофон, либо как-то фиксирует на бумаге, либо запоминает их. В ходе интервью интервьюер получает социологическую информацию путем целенаправленной беседы. Интервью обычно применяется на начальном этапе исследования, когда разрабатывается программа исследования. Оно используется, как правило, при опросе экспертов, специалистов, которые глубоко разбираются в том или ином вопросе.
При проведении анкетирования и интервью следует обратить внимание респондентов на анонимность опроса, т.е. отсутствие в анкете (или в вопросах интервью) сведений, по которым можно однозначно установить личность отвечающего. Респондент должен быть уверен, что его участие в опросе ни при каких условиях не будет иметь для него отрицательных последствий. Это особенно важно при опросах в учреждениях, малых и формальных группах. Социолог должен не только сообщить об анонимности опроса, но и своими действиями, и самой процедурой опроса подтвердить его анонимность.