Инновационные компоненты педагогической системы освоения ценностей физической культуры и спорта

Воснову современной системы освоения ценностей физичес­кой культуры и спорта необходимо заложить теоретические кон­цепции, определяющие инновационные подходы и новые педаго­гические технологии, которые сформировались в теории физичес­кой культуры в последнее десятилетие.

Рассмотрим подробнее каждое из инновационных направлений, определяющих их содержательную и педагогическую сущность.





Физкультурное воспитание.Целевая направленность современ­ных педагогических программ совершенно определенно утвержда­ет необходимость формирования физической культуры личности детей, учащихся, студентов, утверждая тем самым философско-культурологический подход к организации учебного процесса по физическому воспитанию [5, 8].

Но традиционно процесс физического воспитания сводится к физическому развитию, физической подготовке, формированию физических качеств, двигательных умений и навыков занимаю­щихся, т. е. акцентируется на биологический, двигательный аспект.

Необходимо ставить более широкие цели — воспитание че­рез культуру, посредством освоения ценностного потенциала фи­зической культуры. Таким образом, физкультурное воспитание — это педагогический процесс формирования физической культу­ры личности.

Основными показателями физической культуры как свойства и характеристики отдельного человека являются следующие:

забота человека о поддержании в норме и совершенствовании своего физического состояния, различных его параметров (здо­ровье, телосложение, физические качества и двигательные спо­собности);

многообразие используемых для этой цели средств, ум«ние эффективно применять их; одобряемые и реализуемые на практи­ке идеалы, нормы, образцы поведения, связанные с заботой о теле и физическом состоянии; уровень знаний об организме, о физическом состоянии, о средствах воздействия на него и методах их применения;

степень ориентации на заботу о своем физическом состоянии; готовность оказать помощь другим людям в их оздоровлении, фи­зическом совершенствовании и наличие для этого соответствую­щих знаний, умений и навыков [10].

Целевую направленность физкультурного воспитания возмож­но реализовать при условии понимания человеком культурной цен­ности физкультурно-спортивной деятельности [9, 10]. Причем по­нимание должно восприниматься в единстве его биологических и социальных качеств [6], т.е. самой сутью человека, что является философским основаниемфизкультурного воспитания.

Теоретическим основанием физкультурного воспитания служат педагогические принципы его организации: гуманизация, поли­вариантность и многообразие, гармонизация. Его основополагаю­щим принципом является единство мировоззренческого и двига­тельного компонентов.

Технологическим основанием физкультурного воспитания высту­пают деятельностныи подход, новое понимание образовательной деятельности, приоритет эмоционального аспекта спортивных за­нятий, эффект удовольствия и успеха.

Содержание физкультурного воспитания включает всебя три основных направления: социально-психологическое, интеллектуаль­ное и двигательное (физическое) воспитание.

Сущность социально-психологического воспитания сводится к процессу формирования жизненной философии, убежденности, потребностно-деятельностного отношения к освоению ценностей физической культуры. Положительный эффект социально-психо­логического воспитания достигается в том случае, если личност­ные ценности физической культуры будут прочувствованы чело­веком, поняты и осознаны как жизненно важные и необходимые, а ценностные ориентации подкреплены активной физкультурно-спортивной деятельностью.

Содержание интеллектуального воспитания предполагает возмож­ность формирования у человека комплекса теоретических знаний, охватывающих широкий спектр философских, медицинских и дру­гих аспектов, тесно связанных сфизкультурным знанием.

Специфическая часть физкультурного воспитания содержит ре­шение двигательных задач: формирование физических качеств, умений и навыков управления движениями, а также возможнос­тей рационального использования физического потенциала.

Новый подход к формированию физической культуры обще­ства и личности потребует кардинальных изменений в организа­ционных структурах, учебных заведениях, более высокой профес­сиональной подготовки учителей, тренеров, социальных педаго­гов, обновления методической документации (учебных планов, программ, пособий), обеспечивающих процесс нововведений.

Валеологическое воспитание.В основу валеологического воспи­тания положены информационные и практические подходы кфор­мированию здорового образа жизни: ознакомление детей с много­образием традиционных и нетрадиционных средств и методов со­хранения и укрепления здоровья, воспитание потребности в здо­ровом стиле жизни.

В современной школе, казалось бы, пошли по правильному пути: ввели в школьную программу обязательный предмет — ва-леологию. Предполагалось, что если вооружить детей знаниями о здоровье, здоровом образе жизни, о правилах здорового секса, можно, хотя бы частично, решить проблему заболеваний и деви-антных ситуаций. Но хаотичное, спонтанное, а порой полное от­сутствие методики преподавания данного предмета и слабая под­готовка педагогических кадров, не способных эффективно орга­низовать преподавание этого предмета, привели к дискредита­ции и запрету этой дисциплины в школе. Тем не менее задача оздоровления детей не снята и звучит с еще большей актуально­стью, поскольку это действительно важное и перспективное на­правление при условии его методологического, теоретического и технологического обеспечения.

В методологическом плане объект, предмет и методы науки «ва■-леология» недостаточно определены. На сегодняшний день специ­алисты расходятся в самом понятии «валеология». Одни утвержда­ют, что это наука о здоровье человека, о красоте, добре и счастье, другие говорят, что валеология — прежде всего наука об управле­нии здоровьем в чисто медицинском смысле. В нашем понимании, если рассматривать на философском уровне социобиологическую сущность человека, его физическую и духовную целостность, то валеология позволяет осознать интегративную сущность процесса формирования и сохранения здоровья человека, а также его физи­ческое, и психическое, и социальное благополучие. Таким обра­зом, она не может быть наукой только медицинской или педаго­гической. Валеология включает в себя знания, накопленные чело­веком и обществом в медицине, психологии, педагогике и других науках, связанных с познанием человека и личности. В технологи­ческом плане она должна наработать методологические подходы, методические программы, позволяющие формировать ценностное отношение людей к своему здоровью.

В основу валеологического воспитания должны быть положены информационные и практические подходы к формированию здо­рового образа и стиля жизни: ознакомление детей с многообрази­ем традиционных и нетрадиционных средств и методов сохране­ния и укрепления здоровья, воспитание потребности в здоровом стиле жизни.

Здоровье человека — проблема, далеко вышедшая за пределы медицинской науки. По утверждению ряда ученых, сохранение здоровья всецело зависит от отношения самого человека к этому драгоценному дару природы, от его образа жизни, поведения. Никто и ничто не сможет помочь сохранить здоровье, приумножить его или, наоборот, потерять его, как это делают сами люди. Мы с удивлением наблюдаем примеры девиантного поведения детей, казалось бы, из самых благополучных семей. Наркомания, алкого­лизм, проституция процветают в благополучных по экономичес­ким показателям обществах (им-то чего не хватает?).

Решение данных проблем видится прежде всего в осознании че­ловеком своей власти над здоровьем, которое, как справедливо ут­верждают, «не купишь в аптеке». Необходимо с детства учить ребен­ка внимательно относиться к своему здоровью и стараться сохра­нять тот потенциал, который закладывает природа каждого человека.

Нет особой надобности доказывать огромное значение регуляр­ных занятий физическими упражнениями для укрепления здоро­вья человека. Именно они позволяют представить человека как био­социальное единство и вместе с тем предлагают широкий спектр форм, средств и методов управления индивидуальным состояни­ем личности. Таким образом, можно утверждать, что по силе вале­ологического потенциала и способности воздействия на сохране-

ние и приумножение здоровья человека данный феномен является по существу одним из самых значительных и эффективных, по­скольку любая из ценностей физической культуры в той или иной мере «работает» на здоровье человека.

Проведенное нами анкетирование студентов российских вузов показало, что для большинства из них (82 % опрошенных) здоро­вье является базовой ценностью. Однако целенаправленно зани­маться его сохранением и укреплением не хватает времени, зна­ний. Материальный уровень жизни не позволяет в полной мере пользоваться платными услугами оздоровительных центров, бас­сейнов, платных тренажерных залов и т.д. Однако следует отме­тить высокую убежденность студентов в положительном влиянии спортивной деятельности на качество здоровья, на восстановле­ние умственной работоспособности.

Исследование показало, что большинство студентов правильно оценивают роль отдельных факторов и средств в укреплении и со­хранении здоровья: 40,6 % отдают предпочтение спортивной дея­тельности; 57,2% считают, что рациональное питание — наиболее важный фактор, влияющий на здоровье. Лишь незначительная часть студентов (1,1% опрошенных) считает, что сохранить здоровье поможет пассивный отдых.

Однако в реальной жизни пассивную форму досуга использует достаточно большое количество студенческой молодежи. В этой связи возрастает роль валеологического воспитания, ключевой пробле­мой которого становится процесс формирования физической куль­туры личности.

Концепция валеологического воспитания молодежи должна иметь свои методологические технологии и подходы, основываю­щиеся на современных взглядах и принципах, на которых базиру­ется современная система воспитания. К ним следует отнести:

а) системно-ценностный подход, основа которого состоит в
понимании воспитания как целостного явления, которое развива­
ется в единстве упорядоченности множества элементов и струк­
турных оснований;

б) личностно ориентированный подход, позволяющий напол­
нять процесс валеологического воспитания мотивационно-потреб-
ностным смыслом, активным включением молодежи в деятель­
ность по совершенствованию собственной физической природы и
формированию здорового стиля жизни;

в) образовательный подход, который позволяет формировать
осознанное отношение молодежи к здоровью, физическому по­
тенциалу, спортивному стилю жизни на основе освоения и инте-
риоризации знаний.

Данные методологические подходы должны стать основой для разработки содержания концепции валеологического воспитания и решения следующих ключевых задач:





• повышения интереса к занятиям спортивной деятельностью иопределения ценностных ориентиров самого человека в укреп­лении здоровья;

• формирования готовности человека к самостоятельной орга­низации спортивной деятельности по развитию собственных уме­ний и двигательных способностей для укрепления своего здоровья и творческого долголетия;

• повышения уровня компетенции преподавателей, их способ­ности обучать молодежь новым оздоровительным технологиям, использовать и подбирать индивидуализированные оздоровитель­ные методики.

При подготовке программы валеологического воспитания мо­лодежи необходимо руководствоваться общепринятыми в социо­логии методологическими подходами передачи социального опы­та, включающими в себя три подсистемы:

• информационную, обеспечивающую передачу совокупности знаний;

• мотивационную, формирующую отношения, запросы, цели, планы личности;

• операционную, обеспечивающую формирование умений, на­выков, методов и способов действий.

Программа валеологического воспитания в вузе должна содер­жать следующие разделы и приоритетные направления:

• воспитание физической культуры студента;

• воспитание потребности и навыков спортивного стиля жизни;

• освоение оздоровительных методик и систем.

Известно, что XXI век провозглашен международными орга­низациями веком образования и в нем валеологическое образова­ние должно найти свое достойное место в структуре общего обра­зования современной молодежи.

Олимпийское воспитание.Одним из путей реализации гуманитар­ного образования, проповедующего приоритет общечеловеческих моральных и духовных ценностей, является использование всего содержания идей олимпизма. Физическое и духовное совершенство­вание личности, полнокровная и активная человеческая жизнь, здоровье, здоровый стиль жизни, дух соперничества, уважения и сопереживания — вот те человеческие ценности, которые заложе­ны в основу физической и спортивной культур. Олимпизм обладает той интегрирующей силой, которая позволяет обогатить процессы физического воспитания и спортивной подготовки философией, объединяющей, как указывается в Олимпийской Хартии, «в сба­лансированное целое достоинства тела, воли и разума». Олимпизм — социально-культурное явление, базирующееся на принципах де­мократизма, гуманизма, либерализма, на общечеловеческих мораль­но-этических ценностях. Он интегрирует в себе процессы образова­ния, воспитания и культуры, создавая тем самым предпосылки для

формирования олимпийской культуры, основанной на гуманитарных игуманистических ценностях физической культуры и спорта.

Олимпийская культурас ее мощным гуманизирующим содер­жанием способна преодолеть уже сложившуюся практику утили­тарного отношения к физической культуре, наполнить процессы физического воспитания и спортивной подготовки культурным и духовным смыслом на основе идеалов, воплощенных в Олимпий­ской Хартии.

Олимпийская культура — это специфическая философия жиз­ни, включающая в себя духовное содержание спорта. Она несет в себе исторический, мировоззренческий, аксиологический потен­циал. В этой связи возрастает роль олимпийского образования, со­держание которого состоит в освоении ценностей олимпийской культуры.

Ценности олимпийской культуры, как нам представляется, имеют два уровня развития: социальный (общественный) !« личностный. Социальная значимость олимпийской культуры рассматривается нами с позиций гуманизма, где наивысшими цен­ностями спортивной деятельности признаются человек, его дос­тоинство, гармоничное развитие, в отличие от технократической модели спорта, в которой главенствующее место отводится дости­жению побед и высокого спортивного результата.

Социальные ценности олимпийской культуры — это те ценно­сти, которые созданы обществом в виде исторических знаний, социально-психологических норм, спортивных движений, коллек­тивов, составляющих триаду: олимпизм, олимпийское движение, олимпийские игры. Основанием для некоторой систематизации ценностей олимпийской культуры послужила ее функциональная направленность.

Исторические ценности олимпийской культуры включают в себя знания об истоках спорта, олимпийского движения, историю ста­новления научного знания о спорте, об эволюции ценностей, норм, смыслов олимпизма.

Мировоззренческие ценности олимпийской культуры выража­ются в философском осмыслении спортивной деятельности, раз­работке гуманистических основ спорта, развитии олимпийского движения в соответствии с идеологией Олимпийской Хартии.

Коммуникативные ценности олимпийской культуры в наиболь­шей степени характеризуют спорт как средство общения, взаимо­понимания народов. Эти ценности ярко демонстрируют интерна­циональность спортивной деятельности. Язык спорта не требует перевода, он понятен и доступен каждому, кто приобщается к спортивным занятиям, познает их красоту, эмоциональность, ху­дожественную самоценность.

Таким образом, олимпийская культура составляет совокупность Накопленных человечеством знаний, норм, ценностей, смыслов,




3—444



образцов поведения, соответствующих идеологии Олимпийской Хартии, философии олимпизма, на основе которых формируется гуманистический образ жизни социума и стиль жизни личности.

Усвоение ценностей олимпийской культуры происходит через систему образования и воспитания.

В рамках традиционного физического воспитания, ориентиро­ванного на формирование физических качеств и двигательных уме­ний и навыков, решать задачи олимпийского воспитания и обра­зования юношества чрезвычайно трудно. Необходимо разработать новые теоретические подходы, позволяющие преобразовать тех­нологию прикладного использования средств физической культу­ры в сторону освоения культурных основ спортивной деятельнос­ти, усилить гуманистические начала педагогического процесса.

Содержание педагогического процесса по освоению ценностей олимпийской культуры должно включать в себя следующие со­ставные части:

• процесс формирования знаний об олимпийских играх, исто­рии олимпийского движения, о гуманистических идеалах и цен­ностях олимпизма;

• процесс формирования интереса к спорту, потребности к спортивным занятиям, стремление к достижению спортивного результата, победы в соревнованиях;

• процесс активного включения детей и молодежи в физкуль-турно-спортивную деятельность различной направленности: оздо­ровительной, спортивной, досуговой.

Инновационность процесса олимпийского воспитания в отли­чие от физического заключается в его целостности и интегриро­ванное™, в приоритетном освоении культурного потенциала спортивной деятельности. Формирование спортивных умений и навыков происходит наряду с целенаправленным формированием гуманистических качеств личности.

Как показывают исследования современных социологов после­дних лет В. А. Пономарчука, В.А.Винника, Г.В.Дивиной, уже че­рез 2 — 3 года занятий в спортшколах в реакции на нарушение пра­вил честной игры подросток-спортсмен в 1,5 раза чаще занимает безразличную позицию, чем остальные школьники.

По данным, полученным сектором социологии ВНИИФК (1996), с течением времени ранговая структура мотивации суще­ственно меняется. Для спортсменов 16—18 лет, проживших в спорте несколько лет, ведущими становятся мотивы, связанные со стрем­лением воспитать волевые качества (средний балл — 3,67), с раз­витием необходимых физических качеств (3,53), ориентацией на достижение высокого спортивного результата (3,46), а также с азар­том спортивной борьбы (3,35).

Воспитание таких качеств непременно должно быть целена­правленным, с использованием средств соблюдения честной борь-

бы, проявлением юным спортсменом нравственных, моральных качеств. Недостаточное внимание к вопросам нравственного вос­питания приводит к формированию у спортсменов эгоизма, стя­жательства, алчности.

Олимпийское воспитание, построенное на гуманистических идеалах, дает в руки тренеров и педагогов эффективные средства воздействия на социально-психологические качества юных спорт­сменов, нравственные и ценностные ориентации, установки, мо­тивы спортивной деятельности.

Однако и педагоги, и тренеры должны будут отказаться от ав­торитарного стиля руководства. Этого стиля, как показывают со­циологические данные, придерживаются 60—80% тренеров. Изве­стно, что личность проявляется и формируется в деятельности. Применение деятельностного подхода в процессе обучения и вос­питания предполагает изменение отношений между участниками педагогического процесса в системе «учитель — спортсмен». На смену авторитарной спортивной педагогике должна прийти педа­гогика сотрудничества.

В основе деятельностного подхода лежат идеи видного ученого Л. С. Выготского, связанные с тем, что личность должна в актив­ной форме, посредством деятельности усваивать исторический опыт человечества, зафиксированный в предметах материальной и ду­ховной культуры.

Глубинная сущность деятельностного подхода к процессу олим­пийского воспитания состоит в том, что он ориентирован не толь­ко на усвоение знаний, но и на способы этого усвоения, на образ­цы мышления и деятельности, на развитие познавательных сил и творческого потенциала человека. Этот подход противостоит вер­бальным методам и формам догматической передачи готовой ин­формации, бесполезности знаний, умений и навыков, которые не реализуются в деятельности.

Поэтому в олимпийском воспитании важно руководствоваться не только освоением знаний, запоминанием исторических фак­тов, дат, цифр олимпийских рекордов, но и активным вовлечени­ем детей и юношества в спортивную деятельность, развивая в них стремление к достижению собственных спортивных рекордов, и в первую очередь к победе над собой.

Новые подходы, реализуемые в олимпийском воспитании, уже в ближайшее время позволят пополнить ряды спортсменов людь­ми, обладающими высокой культурой, образованностью, разви­тым интеллектом, теми, кого мы называем «гармонично развитой личностью».

Спортизированное физическое воспитание. Впроцессах адаптиро­вания технологических достижений в области спорта в интересах Целенаправленного преобразования физического потенциала мо­лодого человека принципиальное место должно занять признание





приоритета тренировки как ведущего и самого эффективного спо­соба такого преобразования.

Это особенно важно для повышения эффективности физичес­кого воспитания детей, подростков и молодежи. Ранее отдавалось предпочтение только двигательным навыкам и умениям. В резуль­тате упускались самые благоприятные возможности для развития физических качеств человека в сенситивные периоды их возраст­ной эволюции. Внедрение в методику физического воспитания кон­цепции тренировки в сочетании с обучением может оказаться ре­шающим фактором преобразования менталитета педагогов и трене­ров, работающих с дошкольниками, школьниками и студентами.

Методический арсенал физического воспитания и «спорта для всех» должен быть существенно обогащен за счет использования конкретных технологий развития физических качеств и освоения техники выполнения двигательных действий, выработанных при осуществлении спортивной подготовки олимпийцев. Суть заим­ствований здесь, конечно, не в механическом переносе объемов и интенсивности тренировочной работы олимпийцев в практику физического воспитания и «спорта для всех», а в использовании наработанных ими путем многих проб и ошибок наиболее удач­ных приемов достижений в биомеханическом и функциональном планах.

Особого внимания заслуживают успехи олимпийцев в организа­ции многолетней спортивной тренировки Специалистам спорта высших достижений уже давно ясно, что каждый день 15 —20-лет­ней спортивной карьеры — на вес золота. Специалисты в области физического воспитания и «спорта для всех» еще не прониклись сознанием того, что существует дефицит времени и для полно­ценного формирования и поддержания достойного уровня физи­ческой кондиции человека.

По существу нам только предстоит создать систему многолет­ней физической подготовки от рождения до старости, и в этом процессе опыт тренировки олимпийцев может стать серьезной концептуальной опорой для структурирования этапов подготовки и конкретизации их содержания.

Однако нужно помнить о необходимости разумной достаточно­сти физических нагрузок в организации педагогических воздей­ствий и их строгой сбалансированности с индивидуальными спо­собностями, мотивацией и уровнем спортивных притязаний само­го занимающегося.

Особенностью физической культуры современного общества является определенный дуализм, который обусловлен наличием двух уровней этого вида культуры: спортивного, который иногда называют элитарным, и массового, призванного обеспечить раз­витие физических кондиций и укрепление здоровья основной ча­сти населения. Взаимодействие этих уровней не всегда соответствует

реализации социальных задач и той роли, которую общество отво­дит физической культуре.

И если в сфере спорта действуют, как правило, экстремальные режимы преобразования физического потенциала человека, то в области физического воспитания в силу различных обстоятельств интенсивность этого процесса бывает явно недостаточной. Возни- • кает необходимость своеобразного компромисса, позволяющего в полной мере использовать достижения физкультурного знания, опыт спортивной подготовки и (в то же время) уйти от примити­визма и организационно-методической слабости физического вос­питания.

Наши рекомендации