Зарубежные системы физической культуры и спорта

Система   Представитель (ли), года жизни   Особенности системы – упражнения (группы)
Авто­р теории естественного развития человека        
Автор теории французского писателя и философа        
Школа филантропии        
Немецкая гимнастическое движение        
Шведское гимнастическое направление          
Сокольская система гимна­стики        
Школьное физическое воспитание, основанное на современной спортивнойи игровойдеятельности      
Метод, предложенный венгром      
Метод «естественной гимнастики»        
Бойска­утское движение          
Профессио-нально-прикладная физическая подготовка        

Второй раздел посвящен физической культуре и спорту в дореволюционной России, СССР и Российской Федерации и состоит из следующих тем:

- «Физическая культура и спорт в России с древнейших времен до второй половины XIX века»;

- «Создание и развитие в России системы физического воспитания (образования) и современных видов спорта во второй половине XIX–XX в.»;

- «Становление и развитие советской системы физического воспитания»;

- «Становление и развитие физической культуры как учебного предмета в общеобразовательной школе»;

- «Физическая культура и спорт в Российской Федерации».

Лекция 4. Физическая культура и спорт в России с древнейших времен до второй половины XIX века.

План лекции:

1. Зарождение физической культуры у народов, проживающих на территории России. Общая направленность физического воспитания детей в VI–IX вв.

2. Физическое воспитание в ранний период феодализма (IX–XII вв.). Военно-физическая подготовка русского войска.

3. Древнеславянские летописи XI–XIII вв. и древнейшие русские былины – источники познания физического воспитания древней Руси.

4. Влияние особенностей развития русской культуры XIII–XVIII вв. на народные и государственные формы физического воспитания. Региональные особенности содержания народных физических упражнений: военно-физическая подготовка казачества, игры народов Севера, физические упражнения восточных славян, татар, башкир и др.

5. Реформы Петра I и их значение для становления государственной формы физического воспитания и развития физической культуры в Российской империи. Введение физического воспитания в среде русского дворянства в качестве одного из обязательных учебных предметов.

6. Развитие теории и практики физического воспитания отечественными мыслителями, просветителями, революционерами, полководцами XVIII в. – А. В. Суворов и др.

Контрольные вопросы:

1. Какие физические упражнения и игры входили в состав самобытной народной системы физического воспитания? Какова связь этой системы с трудом, военным делом и бытом народа?

2. Дайте характеристику основным источникам познания древней физической культуры в России.

3. В чём состояло своеобразие физического воспитания у древних славян?

4. Как осуществлялось физическое воспитание молодёжи в древнерусском государстве?

5. Какое влияние оказали реформы, проведённые в начале XVIII в., на развитие физической культуры и спорта?

6. С какого времени и в каких учебных заведениях была введена физическая подготовка как обязательный предмет?

7. Как складывалась и развивалась система физической подготовки в русской армии?

8. Перечислите основные средства физического воспитания в первых учебных заведениях России.

9. Заслуги Петра I.

10. А. В. Суворов – полководец, его заслуги.

Задания для самостоятельной работы:

I.Законспектируйте о казачестве._____________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Законспектируйте о первом в русской литературе памятнике XVIII в.

«Гражданство обычаев детских»______________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________
II. Заполните таблицу 8.

Таблица 8

Наши рекомендации