Третья часть контрольной работы предполагает выбор инструментария социологического исследования и его подготовка
В этой части контрольной работы необходимо составить анкету. Она должна начинаться с обращения к респондентам. Обращение, как правило, содержит пять основных частей:
1. Представление.
2. Цель исследования.
3. Попытка заинтересовать респондента.
4. Способы заполнения анкеты.
5. Указание, если необходимо, на анонимность анкеты.
Затем должен идти текст самой анкеты. Сколько вопросов должно быть в анкете? Количество вопросов анкеты должно обеспечивать проверяемость гипотез, сформулированных в программе исследования.
Можно использовать различные типы вопросов при составлении анкеты социологического опроса.
Типология вопросов по содержаниюпредполагает формулирование вопросов как о фактах сознания респондентов, так и о фактах их поведения. Например, если вопрос, хотел бы респондент перейти на другую работу, свидетельствует о его желаниях, то вопрос о том, сколько раз за время своей трудовой деятельности он менял место работы, направлен на выявление конкретных фактов его поведения.
Для определения общей направленности интересов личности, мотивов деятельности, ценностных ориентаций попробуйте составить проективные вопросы, являющиеся одним из видов вопросов о фактах сознания. Здесь респонденту предлагают представить себя в конкретной ситуации выбора и просят указать предпочтительный вариант поведения. Преимуществом такого вида вопросов является его направленность, проективность на конкретную поведенческую установку личности.
Пример. Представьте, что Вы потеряли свою работу. Будете ли Вы пытаться устроиться на нее вновь?
· да;
· нет;
· не знаю.
Кроме того, типология по содержанию включает вопросы о личности респондента, образующие, как правило, особую часть анкеты, называемую социально-демографическим блоком. Сюда входят вопросы, выясняющие пол, возраст, образование, профессию, семейное положение и другие подобные вопросы, связанные с задачами исследования.
Типология вопросов по формепредполагает выделение двух типов:
1. Открытые, закрытые, полузакрытые.
2. Прямые и косвенные.
Открытые вопросы формулируются без шкалы. Такой тип вопросов рекомендуем оставлять в анкете лишь в силу особых обстоятельств, когда крайне важно не давать респонденту возможных вариантов ответа. Таких вопросов в анкете не должно быть больше одного - двух. Это связано с тем, что респонденты неохотно отвечают на открытые вопросы, а также такие вопросы сложно обрабатывать.
Закрытые вопросы предполагают полный набор вариантов ответов. При этом они могут быть альтернативными или неальтернативными. В альтернативных вопросах респонденту предлагается возможность выбрать один вариант ответа.
Пример.Учитесь ли Вы сейчас?
· да;
· нет.
Неальтернативные вопросы допускают выбор респондентом нескольких вариантов ответов.
Полузакрытые вопросы составляются в том случае, когда нет уверенности в том, что приведенная шкала отразила полный набор возможных ответов на вопрос. Такой тип вопросов дает респонденту ответить на вопрос по-своему, что порой бывает очень важно.
Пример. Что Вас заставило повышать своё образование?
· осознание необходимости того, что без образования сегодня не проживешь;
· желание изменить профессию;
· желание получить ещё более высокооплачиваемую работу;
· стремление повысить свой социальный статус, перейти в иную более престижную социальную группу;
· требование начальства;
· стремление расширить круг своих знакомых;
· другая причина (напишите, пожалуйста) ________________.
Прямой по форме вопрос предполагает ответ, который следует понимать в том же смысле, как его понимает респондент. Однако нередко вопросы, требующие критического отношения к себе, оценки негативных явлений и т.п. остаются без ответа либо ответы на них осознанно или неосознанно искажаются. В подобных случаях вопросы формулируются в косвенной форме, т.е. ответ на них предполагает расшифровку в ином, скрытом от респондента смысле. В таких случаях распространен перевод вопроса из личной формы в безличную.
Пример. Просим Вас закончить следующую фразу: «Когда я слышу, как студента упрекают в пассивности на семинарах, я думаю, что…».
Анализ ответов на такие вопросы предполагает, что респонденты, отвечая на них, опираются, прежде всего, на свой личный опыт.
Типология вопросов по своей функциональной значимостипредполагает выделение основных и неосновных вопросов.
Основные вопросы направлены на содержание исследуемого вопроса. Неосновные вопросы, чаще всего, бывают двух видов:
1. Вопросы-фильтры.
2. Контрольные вопросы (ловушки).
Вопросы-фильтры ставят в тех случаях, когда надо получить данные, характеризующие не всех респондентов, а только их часть.
Пример. Есть ли у Вас родители?
· да;
· нет.
Контрольные вопросы направлены на проверку искренности ответов респондентов. Допустим, для контроля искренности ответов на вопрос о том, знают ли респонденты основные положения Конституции РФ, уместен такой контрольный вопрос: Если да, то, какие из основных её положений, на Ваш взгляд, наиболее важны?