Тема 18. Социологические исследования как средство познания социальной реальности
Классификация методов сбора первичной информации
Прграмма социологического исследования
Измерение социальных явлений.
Литература:
Основная –
Кравченко А.И. Социология: уч. пособие для вузов. – М.: Академический проспект, 2002. – 384 с.
Дополнительная –
1.Готлиб А. С. Введение в социологическое исследование. – Самара.: «Самарский университет», 2002. – 424 с.
2. Фролов С.С. Социология. – М.: «Логос», 1996. – 360 с.
3.Ядов А.В. Социологическое исследование: методология, программа, методы. – М.: «Наука», 1995. – 245 с
Главная заслуга социологии как науки состоит в том, что она не просто описывает социальные явления и процессы, а может их измерить и на этом основании дать прогноз будущих социальных изменений.
1. Прикладное социальное исследование направленно на получение системных фактов, которые составляют эмпирический базис социальной теории и имеют самостоятельное конкретно-прикладное значение. Оно проводиться с целью подтверждения или опровержения теоретических предположений, гипотез. Прикладные исследования имеют ряд этапов своего осуществления, которые отличаются друг от друга характером, содержанием, формами и процедурами исследовательской деятельности. Эти этапы взаимосвязаны и объединены логикой единого исследовательского замысла:
1. подготовительный этап;
2. полевой этап;
3. подготовка к обработке и обработка информации;
4. анализ информации и подготовка итоговых документов социологического исследования.
Методологический инструмент анализа – программа исследования, составленная на подготовительном этапе. Методы анализа зависят от вида исследования, поставленной цели и задач. В ходе анализа делаются выводы о подтверждении или опровержении гипотез, выявляются связи, тенденции, противоречия, парадоксы, новые социальные проблемы. На этом же этапе оформляются результаты исследования в виде:
– Информационной справки
– Информационной записки
– Аналитической записки
– Отчета о научно-исследовательском исследовании.
Аналитическая записка и отчет должен содержать выводы и рекомендации по разрешению той проблемы, изучению которой было посвящено социальное исследования. В зависимости от глубины требуемого количественно-качественного анализа предмета исследования, масштабности и сложности решаемого в ходе него задач различают три основных вида исследования:
– пилотажное (разведывательное);
– описательное;
– аналитическое.
Пилотажное исследование является пробным исследованием, предваряющее основное. Оно предназначено для проверки качества подготовки основного исследования. Такое исследование охватывает, как правило, небольшие обследуемые совокупности и основывается на упрощенной программе и сжатом по объему инструментарии.
1. уточняются задачи и гипотезы основного исследования;
2. проверяется качество операционализации основных понятий;
3. утоняется инструментарий исследования;
4.
Описательное исследование – это более сложный вид конкретно-социологического анализа. По своим целям и задачам оно предполагает получение эмпирических сведений, дающих относительно целостное представление об изучаемом явлении, его структурных элементах. Описательное исследование обычно применяется, когда объект анализа – относительно большая общность людей, отличающихся разнообразными характеристиками. В этом исследовании можно осуществить сравнение и сопоставление интересующих исследователя характеристик, выявить наличие или отсутствие связи между ними.
Аналитическое исследование – это самый углубленный вид социологического исследования, целью которого является не только описание структурных элементов изучаемого явления, но и выяснение причин, которые лежат в основе и обуславливают его характер и специфику. Подготовка аналитического исследования требует значительного времени, тщательно разработанной программы и инструментария. Аналитическое исследование носит количественный характер, в нем могут применяться различные формы опроса, анализа документов, наблюдения.
2.Подготовка исследования включает ряд этапов. Любое исследование начинается с формулировки темы и обоснования проблемы.
Поставленную самой жизнью противоречивую ситуацию принято называть социальной проблемой. Для инициаторов и организаторов социологического исследования социальная проблема выступает как своего рода состояние «знания о незнании» определенных сторон, количественных и качественных изменений, тенденций развития причин и других характеристик какого-либо социального явления или процесса. В частности, это может быть незнание уровня безработицы, социально-демографические характеристики социально не защищенных категорий населения или эффективность работы социальных программ по решению наиболее острых общественных проблем
На втором этапе подготовки осуществляется разработка программы исследования. Она содержит всестороннее теоретическое обоснование методологических подходов и методических приемов изучения определенного явления или процесса. Программа обычно включает в себя относительно подробное, четкое и завершенное изложение следующих вопросов:
· методологическая часть (указание цели исследования, определение объекта и предмета исследования, логический анализ основных понятий, формулировку гипотез и задач исследования;
· методическая часть (определение обследуемой совокупности, характеристику используемых методов сбора первичной информации, логическую структуру инструментария для сбора этой информации)
Следующий подготовительный этап включает установление выборочной совокупности. Необходимость этой процедуры объясняется тем, что объект исследования может быть численно очень большим, что затруднит проведение сплошного опроса. Вот почему когда объект исследования насчитывает 500 и более человек, единственно правильным следует признавать применение выборочной совокупности.
Процесс выборки основан, во-первых, на взаимосвязи качественных характеристик и признаков социальных объектов, во-вторых, правомерности выводов о целом на основании изучения частей при условии, что по своей структуре часть является микромоделью целого.
3.Последующие этапы включают разработку и тираж методических документов для сбора информации, определение инструментария исследования; формирование исследовательских групп, составление графика работ; проведение организационных мероприятий и решение вопросов, связанных с материально-техническим обеспечением исследования.
После завершения процесса сбора первичной социологической информации, полученные данные необходимо закодировать. Процедура кодирования информации представляет собой вспомогательный процесс формализации ответов на вопросы и заключается в переводе содержательной информации на язык формальной логики. Кодируется не сами ответы, а только факт их наличия. Это позволяет осуществить последующие числовые операции с любой информацией.
В дальнейшем закодированная информация подвергается обработке. Сущность этого процесса в обобщении первичной информации. Вопрос о способах обработки информации решается заранее. В настоящее время для обработки данных широко применяются специальные компьютерные программы (STATISTICA,SPSS).
Полученные в ходе обработки данные представляют собой огромное количество цифр, в смысловой нагрузке которых достаточно трудно разобраться. Наиболее простая форма обобщения обработанной социологической информации – группировка. Эта процедура позволяет определить респондента в ту или иную группу в соответствии с выбранным признаком группировки, например по возрасту, полу или семейному положению респондентов.
Полученные в результате обработки данные, сведенные в таблицы и отображенные при помощи графиков и рисунков, являют собой числовые величины, пригодные для выводов о характере и признаках изучаемого явления, например, алкоголизма, наркомании, бездомности и т.д. Однако без исследователя эти выводы не могут быть сделаны. Поэтому необходимо всестороннее, правильное объяснение, именуемое интерпретацией. Основное правило интерпретации - следование принципам логики, которая состоит в превращении данных в показатели, которые несут определенную смысловую нагрузку, указывает на направленность следующих выводов и рекомендаций.
Полученные в ходе исследования данные дают оценку общему состоянию изучаемого явления, позволяют оценить эффективность проводимых в данной сфере мероприятий, спрогнозировать или спланировать дальнейшее развития данного явления или процесса.
Ситуационная задача
Ситуация 1.
Для постановки диагноза вам необходимо провести анамнестический опрос пациента.
Задание 1.Будут ли он, по вашему мнению, отличаться от традиционного, если при его составлении будут использовано социологическое мышление врача.