Особенности познания социальной реальности. Эволюция представлений об обществе в истории философии.

Раздел философии, посвященный исследованию общественной жизни, называется социальной философией. Проблемы качественного своеобразия социальной реальности, соотношения личности и общества, смысла, направленности, закономерности исторического процесса и др. всегда были в фокусе философских раздумий, однако вплоть до начала XIX в. они не были устойчивым предметом специализированной философской рефлексии. Становление социальной философии как особого раздела философского знания относится к 20–40-м гг. XIX в. Ее появление внутренне связано с началом активного развития социально-гуманитарного дисциплинарного знания — социологии, политологии, культурологии, экономики и др.

Предметом социальной философии являются наиболее общие основания, условия и закономерности жизни общества. Ее проблемное поле составляют исследования качественной специфики социальной реальности, фундаментальных закономерностей функционирования общества, его ценностных устоев и социальных идеалов, а также логики и перспектив социальных процессов. При всей дифференцированности и разнородности современного обществознания его системное единство во многом восходит к социальной философии, выполняющей роль метатеоретического основания по отношению к отдельным социальным и гуманитарным научным дисциплинам.

Общество — сложнейший объект познания. Возможность успешного познания социальной жизни опирается на содержательную экспликацию и развитие такой фундаментальной категории социальной онтологии, как социальная реальность. В отличие от естественнонаучного познания, которое ориентировано на исследование объективно-предметной реальности, социальное познание имеет дело с объект- субъектными и субъект-субъектными взаимодействиями. Специфика социальности проявляется в бесконечном разнообразии неразрывно связанных между собой объективных и субъективных факторов, материальных и духовных проявлений социальной жизни, принципиальной контекстуальности социальных событий и процессов.

Развитие представлений о социальной реальности осуществлялось на нескольких уровнях социально-философской рефлексии в условиях подчас острого противостояния различных подходов. К середине ХIХ в. в обществознании утвердили свои позиции натуралистический, культуроцентристский, психологический подходы.

Натуралистический подход в социальной философии активно формировался в XVIII в. под влиянием успехов естествознания, развивался в XIX в., а также был распространен и в XX в. Его представители (Т. Гоббс, П. Гольбах, Ш. Монтескье, Г. Спенсер, А. Л. Чижевский, Л. Н. Гумилев и др.) уподобляли общество природным объектам: механическим, биологическим; определяли географические, космические факторы в качестве ведущих в развитии общества.

Культуроцентристский подход, опиравшийся на труды И. Гердера, И. Канта, Г. Гегеля и др., рассматривал общество как внеиндивидуальное образование, развитие которого определяется духовными ценностями, идеалами, культурными смыслами и нормативами.

Психологический подход, представленный работами Л. Уорда, Г. Тарда, В. Парето, а затем продолженный в социально-психологической традиции в творчестве З. Фрейда, Э. Фромма, К. Хорни и др., рассматривал общество как особую психическую реальность: в обществе действуют воля; инстинкты; желания; бессознательное индивида; психология групп, масс людей или всего общества.

Идеи, развитые в рамках этих традиций, оказали большое влияние на развитие социальной философии, однако в силу присущего им редукционизма данные подходы не смогли адекватно отразить специфику социального бытия. Методология редукционизма не позволяла выявить субъект-объектную природу и системность социальной реальности, сводя ее либо к природным, материальным проявлениям, либо к духовным, субъективным. Стремление мыслителей найти единую субстанцию социального разнообразия, объяснить его близко к идеалам точности и объективизма классического естествознания, преимущественно внеисторическая и созерцательная интерпретация человека как социального субъекта выявляют внутреннее единство этих подходов с классической философией и культурой.

Преодоление методологической редукционистской традиции стало одной из центральных проблем таких влиятельных течений в социальной философии конца ХIХ в., как социологизм и историцизм, с которыми было связано концептуальное оформление социальной философии уже в рамках неклассического периода в развитии западной философии.

Социологизм — социально-философская традиция, связанная с трактовкой общества и его развития как объективной реальности, внеположенной индивидуальному сознанию. Концептуальное оформление социологизма связано с именем Э. Дюркгейма.

Классическое выражение социологизма — марксистская модель социальной реальности. Отвергая субъективизм и идеализм в объяснении социальных явлений, марксизм выдвинул материалистическую идею, согласно которой общество — результат развития общественно-исторической практики людей. Выделение объективных (экономических) оснований общественной жизни позволило К. Марксу выявить системную социально- экономическую обусловленность многообразных общественных явлений социально- политического, духовного порядка. В оппозиции социологизму развивалась методология и проблематика историцизма.

Историцизм — традиция социального и исторического познания, которая опирается на идею снятия субъект-объектной оппозиции социальной и исторической реальности на основе имманентной включенности в нее познающего субъекта.

Основатель традиции В. Дильтей предложил предметное разграничение естествознания как комплекса «наук о природе» и обществознания как ряда «наук о духе» и обратил внимание на то, что исследование социального, исторического события предполагает не только его объяснение, но и понимание. Представителями баденской школы неокантианства (В. Виндельбанд, Г. Риккерт) была поставлена проблема социогуманитарных методов исследования. Они выработали понятие о номотетической науке (естествознании), использующей методы обобщения при познании законовприроды, и об идеографической науке, которая использует методы описания при изучении единичных исторических событий. Яркое воплощение идеи историцизма получили в культурно-исторической монадологии О. Шпенглера и А. Тойнби. В XX в. эти идеи получили дальнейшее развитие также в трудах М. М. Бахтина, в герменевтике и т. д.

Односторонность социологизма и историцизма в свою очередь стала предметом критической рефлексии в целом ряде синтетических социально-философских программ: в концепции социального действия М. Вебера, структурно-функциональной модели общества Т. Парсонса, концепции коммуникативной рациональности Ю. Хабермаса, теории социальной практики П. Бурдье и других концепциях, выдвинутых в конце ХIХ и в ХХ в. Общая концептуальная и методологическая черта синтетических исследовательских программ — установка на преодоление оппозиции объективизма и субъективизма в репрезентации и интерпретации социального бытия.

Опыт исторического развития социальной философии заложил основу методологического плюрализма как единственно возможной и достаточно эффективной современной стратегии познания социальной реальности.

43. Философские вопросы антропосоциогенеза.

Традиционная для философии проблема человека актуальна и для современной науки. Комплексные исследования человека осуществляются рядом естественных, социальных, гуманитарных дисциплин.

Важная в теоретическом и практическом плане проблема происхождения человека — проблема антропогенеза (от греч. anthropos — человек, genesis — происхождение, становление). Существуют несколько основных вариантов решения этой проблемы.

Креационистский подход, в частности религиозно-христианский, предполагает акт творения человека Богом. Креационизм базируется на вере в чудесное (т. е. не включенное в закономерную природную связь событий) творение.

Уфологическая версия о внеземном происхождении человека развивается в основном в научно-фантастической и литературной формах.

Естественно-эволюционный подход раскрывает объективные закономерности становления человека в процессе природной и социальной эволюции.

Становление научного подхода относится ко 2-й половине XIX в. На основании своей эволюционной теории Ч. Дарвин выдвинул идею естественного происхождения человека. Он считал человека животным, усовершенствованным в процессе отбора. В XIX в., опираясь на идеи Ч. Дарвина, Ф. Энгельс выдвинул идею антропосоциогенеза — совместного возникновения человека и общества.

Французский мыслитель 1-й половины XX в., естествоиспытатель, католический философ П. Тейяр де Шарден создал концепцию христианского эволюционизма, согласно которой картина глобальной эволюции планетарного бытия включает и божественный «творческий акт», благодаря которому человек поднялся до уровня «духовной личности».

Это попытка синтеза научной идеи эволюции природы и христианской идеи творения. Согласно современным представлениям, процесс возникновения человека (антропогенез) и общества (социогенез) — это системный процесс, который начался около 3,5–5,5 млн лет назад. Эволюция человека прошла ряд ступеней: 3,5–5,5 млн лет назад выделилось семейство гоминид-предлюдей, австралопитековых; около 0,5 млн лет назад появились архантропы как промежуточное звено между обезьяной (питек) и человеком (антропос). К ним относятся питекантропы и синантропы. 50–40 тыс. лет назад возникли неандертальцы, 45–15 тыс. лет назад появился кроманьонец, который дал начало современному типу человека. Биологическая эволюция человека к этому периоду в целом завершилась, а его социальная эволюция продолжается.

Началу и протеканию этого эволюционного процесса способствовали две группы предпосылок. Природно-биологические предпосылки касаются как природно- климатических изменений (сейсмические, геомагнитные, температурные, радиоактивные инверсии, изменения флоры и фауны), так и антропологических (так называемая «гоминидная триада» — прямохождение, строение рук, изменение мозга).

Указанные предпосылки коррелировали с социальными связями, зарождавшимися в то время. Эволюция семейно-брачных отношений и возникновение первых форм нравственного регулирования (табу) стимулировали развитие труда, формирование социальных программ поведения, общения и деятельности, культуры человеческого общества.

Человек — это биопсихосоциальное существо. Развитие и существование человека задано двумя программами: биологической и социально-культурной. Их взаимодействие разворачивается как в диахронном (антропосоциогенез), так и в синхронно (современный, «ставший» человек) аспекте. Биологическое в человеке соединяет его с природой, является необходимым условием его существования. Социальное в человеке, исторически надстраиваясь над биологическим, не отменяет его, но изменяет, включая в более сложные социальные процессы.

Исторически, структурно, функционально социальное и биологическое находятся в системном взаимодействии. Сложность познания биологической и социальной детерминации поведения и развития человека отражается в дискуссии между биологизаторскими и социоло-гизаторскими концепциями. Биологизаторский подход как в теоретическом, так и в методологическом отношении признает приоритет биологического начала над социальным. Социологизаторские концепции умаляют биологические особенности человека и, недооценивая личностное, абсолютизируют социальное начало в человеке.

Выделение в человеке биологического и социального начал — это познавательный и методологический прием, позволяющий исследовать многообразные проекции человека, включенного как в природный, так и в социальный мир. Попытку синтеза противоположных подходов предприняли представители такого междисциплинарного направления в науке, как социобиология.

Проблема биосоциальной природы человека — часть общей проблемы гармонизации взаимоотношений в системе «человек — общество — природа». Человек — результат совместной социоприродной истории, поэтому экологический кризис не может не коррелировать с кризисом антропологическим. Разработка стратегии оптимального взаимодействия человека, общества и природы осуществляется как в философии и науке, так и в рамках междисциплинарных исследований — глобалистики, социальной экологии и т. д.

Наши рекомендации