Постановка проблемы исследования. Глава 1. Теоретико–методологическая часть программы: 7
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава 1. Теоретико–методологическая часть программы: 7
1.1. Постановка проблемы исследования 7
1.2. Определение цели и задач исследования 10
1.3. Определение объекта и предмета исследования 12
1.4. Операционализация понятий 14
1.5. Выдвижение гипотез в исследовании 24
Глава 2. Методическая часть программы: 26
2.1. Тип исследования 26
2.2. Определение обследуемой совокупности 27
2.3. Обоснование метода сбора эмпирических данных 29
2.4. Методы анализа информации 31
Заключение 33
Список использованных источников, литературы
и электронных ресурсов 36
Приложение 1.Анкета 39
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время перед человечеством встаёт немало проблем, для решения которых нужно последовательно осуществить ряд этапов: анализ проблемы, постановка задачи, моделирование, алгоритмизация и реализация решения. Причём, анализ – важнейший этап и для понимания сути проблемы, и для разработки алгоритма её решения, и для реализации программы действий. Получить достоверные объективные данные можно при помощи системы логически последовательных методологических и организационно – технологических процедур. Такая система называется социологическим исследованием[1].
Социологическое исследование включает в себя следующие этапы работы:
1. На подготовительном этапе производится разработка программы исследования.
2. Основной этап включает в себя собственно проведение исследования.
3. В ходе завершающего этапа производится обработка, анализ данных, а также формулировки.
Программа должна ответить на два основных вопроса:
· Во–первых, как перейти от исходных теоретических положений социологии к исследованию, как «перевести» их средства исследования, методы сбора, обработки и анализа материала;
· Во–вторых, как от полученных фактов, от накопленного эмпирического материала снова подняться к теоретическим обобщениям, чтобы исследование при этом не только давало практические рекомендации, но и служило основой для дальнейшего развития самой теории.
Программа социологического исследования зависит от особенностей ее составителя: уровня образования, владения данными, информированностью, нацеленностью на конечный результат и т.д. Роль программы исследования значительна, однако программа выполняет вспомогательную функцию – это рабочий механизм исследования, а не его конечная цель.
Программа содержит теоретическое обоснование методологических подходов и методических приемов изучения конкретного явления или процесса. Программа социологического исследования – это изложение основных принципов, теории и методологии исследования, его процедуры и организации[2].
Каждая программа состоит из двух основных разделов: I – теоретико–методологического, II – процедурного.
Поэтому для того чтобы добиться качественного изучения проблемы индустрии моды, необходимо тщательно разработать программу социологического исследования. Но при этом важно помнить, что ни один раздел разработанной нами программы не будет окончательно завершенным, так как в процессе проведения исследования мы можем выявлять в программе недочеты и даже ошибки, которые будут исправляться по ходу нашей работы.
В стране складывается такая ситуация, что проблема влияния индустрии fashion на современное студенчество приобретает широкое распространение. Для изменения сложившейся ситуации важно провести качественный социологический анализ данной проблемы. Важно выявить проблемы, возникающие в области влияния модной индустрии на студентов, выявить их причины и последствия. Но для того, чтоб провести социологическое исследование на высоком уровне важно грамотно составить программу социологического исследования, в которой будут определены объект, предмет, цель и задачи исследования, проведен логический анализ понятий, определен общий план исследования, методы сбора информации и т.д. Иными словами, разработка программы исследования – проблемы влияния индустрии моды на современное студенчество крайне необходима.
Степень научной разработанности проблемы.Проблемы составления программы социологического исследования рассматриваются во многих работах, среди которых наиболее известными являются: «Прикладная социология» Е.М. Бабасова, «Фундаментальная социология: в 15 т. Т. 3: Методика и техника исследования» Добренькова В.И. и Кравченко А.И., «Эмпирическая социология» Анурина В.Ф., «Введение в социологическое исследование: качественный и количественный подходы. Методология. Исследовательские практики» Готлиба А.С., «Прикладная социология» Зборовского Г.Е., «Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности» Ядова В.А., «Технологии социологического исследования» Кузнецова И.Н., «Методы социологического исследования» Добренькова В.И. и Кравченко А.И., «Лекции по методике и технике социологических исследований» Гречихина В.Г., «Рабочая книга социолога» под редакцией Осипова Г.В. и другие.
Во всех вышеназванных учебных пособиях четко изложены правила и особенности составления программы социологического исследования. В них разъясняется необходимость тех или иных этапов составления программы, приведены примеры составления программ на различные темы. Во многом содержание вышеназванных работ схожи друг с другом, но для того, чтоб научится грамотно составлять программу исследования, важно ознакомится с каждым источником, так как это позволит расширить представление о программе социологического исследования и ее значимости, и ознакомиться с различными программами исследования, что позволит более грамотно разработать собственную программу. Наша задача разработка программы социологического исследования, посвящённая теме влияния индустрии fashion на современных воронежских студентов.
Объект –методика и методология исследования влияния индустрии fashion на студентов.
Предмет – особенности разработки методологии и методики исследования влияния модной индустрии на студентов.
Цель работы – определить методику и методологию исследования влияния индустрии fashion на студентов ВГУ. В связи с поставленной целью можно выделить следующие задачиисследования:
1.Составить методическую часть программы: сформулировать проблему и проблемную ситуацию, объект, предмет, цель и задачи программы; сделать логический анализ основных понятий и выдвинуть гипотезы.
2. Составить методическую часть программы, которая включает в себя выборку и обоснование методов сбора эмпирических данных.
3. Разработать инструментарий программы.
Структура и объем работы: Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы, приложения. Содержание работы изложено на странице машинописного текста. Список использованных источников и литературы содержит 27 наименований.
ГЛАВА 1
ТЕОРЕТИКО–МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ
Постановка проблемы исследования
Актуальность темы исследования. Мода в жизни каждого человека играет очень важную роль. Каждый человек в своей жизни попадает под влияние моды. Многие пытаются понять, что же такое мода, но лишь единицы могут дать ответ на этот вопрос. Одни ответят: «Мода – это пустая прихоть, увлечение бездельников». Для других мода – профессия, ежедневная, творческая работа. Третьи скажут, что данный вопрос не очень прост, и в двух словах на него не ответишь.
Итак, первое, что следует выяснить, так что же вкладывается в понятие моды. Вот что нам говорит Википедия: «Мода– временное господство определённого стиля в какой–либо сфере жизни или культуры. Определяет стиль или тип одежды, идей, поведения, этикета, образа жизни, искусств, литературы, кухни, архитектуры, развлечений и т. д., который популярен в обществе в определённый период времени. Понятие моды часто обозначает самую непрочную и быстро проходящую популярность. Два мотива движут модой. Первый – подражание с целью перенять опыт или хороший вкус, второй – страх оказаться вне общества, быть осмеянным (боязнь изоляции)»[3]. Сегодня мода во многом детерминирует мировоззрение современного человека. Она отражает функциональные потребности человека – творческое стремление к воспроизводству индивидуального и группового самоопределения, стремление «выделиться» и стремление «быть как все». Мода, таким образом, выполняет роль идентификатора в стратификационных процессах в жизни общества, будучи в то же время тесно связана с промышленностью и культурой. По мнению некоторых исследователей, специфика современного этапа развития моды заключается в переходе роли передовых носителей и пропагандистов моды от элитарных, высокообеспеченных групп населения к молодежи (А.Б. Гофман)[4]. И это закономерно, поскольку мода служит одним из средств приобщения индивида к социальному и культурному опыту, отсюда ее особое значение для молодежи. Представители молодежи находятся на таком этапе социализации, когда общественные условия воспринимаются ими наиболее основательно, их субъективная жизнь постоянно утрачивает равновесие. Именно в этот период модное поведение становится значимым, предоставляя возможности определения, фиксации и упрочнения предрасположений, установок, вкусов, интересов и потребностей молодого человека.
Теоретический раздел исследования – это его методологическая часть, которая включает: формулировку и обоснование проблемы, указание цели и основных задач, определение объекта и предмета исследования, логический анализ основных понятий, формулировку гипотез.
Первое что необходимо сделать социологу при составлении программы исследования, это определить проблемную ситуацию и проблему исследования. Для определения проблемы исследования важно правильно выявить проблемную ситуацию. В социологии понятие проблемной ситуации трактуется как противоречие между знанием о потребностях людей и незнанием конкретных путей достижения конечных результатов. В основе проблемной ситуации лежит социальное противоречие, нерешенные вопросы[5].
В нашем исследовании проблемная ситуация заключается в следующем. Новое глобальное общество все сильнее и сильнее диктует человеку стандарты потребления и поведения. С одной стороны сегодня мода во многом детерминирует мировоззрение современного человека. Она отражает его потребности – творческое стремление к воспроизводству индивидуального и группового самоопределения, стремление «выделиться» и стремление «быть как все». Мода, таким образом, выполняет роль идентификатора в стратификационных процессах в жизни общества. Например, модели в журналах и телерекламе подаются не просто как вещь определенного размера, цвета, фактуры, а как желаемый образ социального статуса, межличностных отношений.
С другой стороны в любом обществе значительная часть населения равнодушна к моде, не замечает ее, отдавая предпочтение классическим или традиционным объектам потребления. Сопротивление моде проявляется в разных формах, вот некоторые из них:
Антимода – это разновидность контркультуры, представляющая собой вызов моде. Сторонники антимоды конструируют свою идентичность, публично отвергая господствующую моду: «Мы не такие, как все» или «Мы можем себе позволить быть иными!».
Утилитаризм – это наиболее распространенный вариант антимоды, представляющий собой ее острую критику с позиций экономической иррациональности.
Натурализм – это разновидность сопротивления моде с позиций защиты здоровья и естественности.
В связи с этим возникает вопрос: Какое влияние оказывает мода на формирование мировоззрения и поведение студентов ВГУ? Изучение этого влияния приобретает особую ценность.
После определения проблемной ситуации нужно сформулировать проблему, которая представляет собой форму научного отображения проблемной ситуации. «Она выражает реальные объективные противоречия, вызывающие проблемную ситуацию и указывает на противоречие между осознанием потребности определённых практических действий и незнанием средств и методов их реализации. Она формулируется как выражение необходимости изучения определённой области социальной жизни, разработки теоретических средств и практических действий, направленных на выявление причин, вызывающих противоречие, на их разрешение».[6]В нашем исследовании проблема – влияние индустрии fashion на воронежское студенчество.
Проблема данного исследования заключается в том, что мода очень сильно влияет на все сферы жизни молодёжи, особенно сильное значение она оказывает на формирование внешнего образа молодых людей.
Однако не стоит забывать, что молодежь – основной стратегический ресурс обновляемой России. Поведение, цели и ценности современной молодежи – это индикатор состояния и функционирования в обществе самых различных институтов – семьи, образования, политической власти и многих других. Тем самым актуализируется задача осмысления влияния моды на социальное поведение студенческой молодежи.
Молодёжь, как никакая другая возрастная категория, более всего подвержена влиянию. Молодёжные газеты и журналы пестрят рекламами всех известных фирм – законодателей молодёжной моды, которые диктуют нам, что слушать, как говорить, что читать и даже что пить, и есть (независимо от того, полезно ли это или вредно). Молодёжное ТВ тоже только и делает, что уговаривает нас заняться спортом.
Мода – непостоянна, ведь в ее основе лежит вечное стремление человека к новому, тяга к смене впечатлений, жажда разнообразия. Мода чувствительна к малейшим изменениям, на нее может повлиять все что угодно: прекрасное музыкальное произведение, открытие диковинного острова, достижение науки и техники. Внимательному наблюдателю мода расскажет о настроениях, царящих в тот или иной период времени больше, чем любой официальный документ.