Понятие и виды социальных групп

Понятие социальной группы имеет в социологии несколько значений. В самом широком смысле оно охватывает общество в целом и даже все человечество. В более узком смысле это понятие используется тогда, когда внутри общества необходимо выделить подсистему, представляющую собой более или менее многочисленную совокупность взаимодействующих людей, осуществляющих совместную деятельность ради реализации определенных личных, коллективных и общественных интересов и целей.

Социальная группа — это совокупность людей, имеющих общий социальный признак и выполняющих социально необходимую функцию в общей структуре общественного разделения труда и деятельности. В этом плане под понятие «социальная группа» попадает и социальная общность, как весьма многочисленное объединение людей, и собственно социальная группа, как сравнительно меньшая по численности совокупность людей (хотя и сами социальные группы могут быть большими и малыми). Отсюда вытекает необходимость понимания социальной группы в третьем, еще более узком смысле, что чаще всего и делается.

При этом важно иметь в виду, что одни социологи при определении соотношения понятий «социальная группа» и «социальная общность» берут за основу первое, рассматривая социальную общность как большую, массовую социальную группу; а другие — второе, определяя социальную группу как малую социальную общность. Поэтому разделение указанных понятий достаточно условно, ибо и класс, и нацию, и семью в этом плане можно рассматривать и как социальные общности и как социальные группы.

Но разграничивая понятия «социальная группа» и «социальная общность», социологи обычно не сводят все лишь к количественным параметрам. Социальные группы отличаются также большей устойчивостью и стабильностью, сравнительно высокой степенью однородности и сплоченности, а также вхождением в более широкие социальные объединения в качестве структурных единиц.

Не всякое объединение людей в группу создает социальную группу. В повседневной жизни мы часто сталкиваемся с такими объединениями людей (толпа, аудитория слушателей, социальные круги и др.), для которых характерны неустойчивость, кратковременность, узость взаимосвязей и взаимодействий между субъектами. Они, строго говоря, не могут быть признаны социальными группами и поэтому нередко именуются квазигруппами. Так, совокупность людей, собравшихся прослушать лекцию и даже цикл лекций, не будет социальной группой, а студенческая группа в вузе — социальная группа.

Как и социальные взаимодействия, социальные группы (общности) могут классифицироваться по различным основаниям. По своей величине, численности они подразделяются на малые (примерно от двух до нескольких десятков человек) и большие. Отличительными чертами малых социальных групп являются не только их малочисленность, но и близость, прочность и интенсивность личностных взаимодействий субъектов, устойчивость и продолжительность функционирования и развития, высокая степень совпадения общих ценностей, норм и правил поведения и др. Социолог и социальный психолог нашей страны Г.М.Андреева следующим образом определяет малую социальную группу: «Малая группа — это группа, в которой общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов». Примерами малых социальных групп могут служить семья, бригада, класс в школе, студенческая группа, религиозная секта, спортивная команда и т.д. Оптимальной, наиболее эффективной считается группа из 5—7 человек. В больших социальных группах (например, классовых, национальных, территориальных и других общностях) связи и взаимодействия носят не только непосредственный, но и опосредованный характер. Социальные группы подразделяются также на первичные и вторичные. Первичными называются небольшие группы людей, которые вступают в прямое и непосредственное взаимодействие, опирающееся на их индивидуальные особенности. Эти группы отличаются особой эмоциональностью, своего рода интимностью и неформальностью межличностных взаимодействий. Ярким примером первичной малой группы может служить семья. Вторичная социальная гр — это обычно большая социальная гр, в основе которой лежит безличностное взаимодействие объединившихся в ней людей для достижения конкретных целей (политических, экономических, социальных, идеологических и др.). Ясно, что в таких гр индивидуальность каждого из субъектов, его эмоциональные характеристики и действия уходят на второй и более далекий план, в то время как способность осуществлять определенные функции и цели выдвигается на первый план. Социальные группы по способу и характеру организации подразделяются на формальные и неформальные. В формальных группах правила их организации, действия и поведения ее членов устанавливаются, регламентируются или санкционируются официальным образом социальными институтами и организациями. Примерами формальных социальных групп могут служить семья, студенческая группа, коллектив кафедры и др. Примерами неформальных социальных групп являются группы друзей, сверстников, соседей, «неформалов» среди молодежи, общества защиты природы, животных, любителей джазовой музыки, пива и др.Особо следует сказать о понятии «референтная группа», введенном американским социальным психологом Г.Хайменом. Это реальная или воображаемая, обычно малая социальная группа, система ценностей и норм которой служит образцом, эталоном для той ли иной личности. Выбор референтной группы играет важную роль в процессах идентификации, интернализации и социализации. Примером важной роли такой группы в объяснении поведения молодежи может служить ситуация, когда ребенок или юноша начинает вести себя совсем не так, как его учат родители или школа, а так, как ведут себя, например, герои кинобоевиков, ставшие для него образцом для подражания.

Групповая динамика.

Групповая динамика - взаимодействие членов социальных групп между собой. Существует множество видов взаимоотношений и взаимодействий. К процессам групповой динамики относятся: руководство, лидерство, формирование группового мнения, сплоченность группы конфликты, групповое давление и другие способы регуляции поведения членов группы. Группа может подчиняться одному или двум свой членам, но в процесс управления могут включаться и все ее члены. Лидерство в группе бывает демократическим или авторитарным, кратковременным или длительным; группа может стимулировать собственную деятельность или стремиться снизить активность; атмосфера внутри группы бывает дружественной или враждебной и т.д. Эти многие другие образцы поведения и составляют динамику группы. В настоящее время изучение групповой динамики стимулируется необходимостью помочь организациям в решении проблем управления процессами в группах. Групповая динамика включает следующие процессы: *сплочение или разобщение групп; *процесс образования неофициальных групп внутри групп формальных; *становление групповых норм, т.е. спонтанно складывающихся стандартов поведения индивида. Такие нормы - стандарты делают поведение индивида предсказуемым, способствуют эффективности групповой деятельности. Становление групповых норм повышает сплоченность группы и одновременно усиливает групповое давление на индивида. Одним из важнейших процессов в динамике групп является выделение лидера. Лидер - член малой группы, имеющий определенное влияние на стороны ее жизни. Влияние основано на авторитете (признании групповых и личностных качеств человека). Выдвижение лидера связано с функциональной задачей управления. Управление необходимо для оптимизации совместной деятельности, однако, каждая из сфер жизни группы может инициировать своих лидеров и тогда сплоченность группы будет зависеть от взаимоотношений между ними. Применительно к малым группам действует принцип иерархичности. Это подразумевает. что малая группа выступает частью систем более высокого уровня (например, учебная группа включается в факультет), выступает как подсистема. Малая группа – динамическая система, об этом свидетельствуют процессы групповой динамики. Это открытая система, т.е. она осуществляет обмен с внешней средой веществом, энергией, информацией.

Конфликты в группе

Конфликт (от лат. “столкновение”) - столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая либо противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, либо противоположные цели или средства их достижения в данных условиях, либо несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов и т.п.

Конфликт - это отсутствие согласия между двумя и более сторонами, которыми могут быть конкретные лица или группы.

Конфликт определяется тем, что сознательное поведение одной из сторон вступает в противоречие с интересами другой стороны. Вовлечение в конфликт большего количества людей позволяет резко увеличить и обнаружить множество выходов из него.

У всех конфликтов есть несколько причин, основными из которых являются ограниченность ресурсов, которые надо делить, различия в целях, различия в представлениях и ценностях, различия в манере поведения, уровне образования и т.п.

Когда люди пытаются разрешить конфликт с помощью соперничества, стремясь добиться выгоды за счет другого, они используют такие действия и контрдействия, которые усиливают конфликт.

Методы избежания стресса: разработать систему приоритетов в работе (выбрать главное); научиться говорить «нет» новым заданиям, когда достигается предельная загруженность работой; найти каждый день время для релаксации и отдыха; требовать от руководителя конкретизации заданий и уважения своих ценностей и приоритетов.

Наши рекомендации