Различают сегментирование спроса и предложения
ТЕМА 5. СЕГМЕНТАЦИЯ РЫНКА
Цель:рассмотреть сегментацию рынка
Задачи:
- раскрыть понятие сегментирования рынка
- проанализировать стратегии охвата рынка
- рассмотреть стратегии позиционирования товара
Вопросы:
Сегментирование рынка
Выбор стратегии охвата рынка
Выбор стратегии позиционирования товара
Предприятие может ориентироваться на весь рынок либо на отдельные его сегменты. Задача маркетинга — помочь предприятию найти свое место на рынке.
Основными мероприятиями целевого маркетинга являются:
• сегментирование рынка, в том числе выбор целевого сегмента (сегментов);
• выбор стратегии охвата рынка;
• выбор стратегии позиционирования товара.
Сегментирование рынка
Одним из наиболее важных маркетинговых решений предприятия является определение и выбор сегментов рынка, на которых оно собирается работать. Выбирая сегменты рынка, предприятие, прежде всего, выбирает своих потенциальных покупателей (клиентов).
Сегмент рынка — это особым образом выделенная часть рынка, группа потребителей, товаров или предприятий, которые имеют некоторые общие признаки. Под сегментированием понимают разделение конкретного рынка (или его составных частей) на сегменты, различающиеся по своим параметрам, или по реакции на те или иные виды деятельности, или еще по каким-либо признакам.
Выделение базового рынка обычно выполняется в два этапа, которые соответствуют двум уровням разделения рынка.
На первом этапе, который называют макросегментированием, проводят идентификацию рынка товара.
На втором этапе, который называют микросегментированием, внутри каждого идентифицированного рынка выделяют сегменты потребителей.
Сегмент потребителей на рынке товаров характеризуется схожими потребностями, поведенческими или мотивационными характеристиками, что создает для предприятия благоприятные маркетинговые возможности.
Главная цель сегментирования — обеспечить адресность разрабатываемого, выпускаемого и реализуемого товара. В результате сегментирования реализуется основной принцип маркетинга — ориентация на потребителя.
Первым шагом при сегментировании является выбор признаков — показателей способа выделения данного сегмента на рынке. Признаки сегментирования рынков потребительских товаров, продукции производственно-технического назначения и услуг могут существенно различаться.
Различают сегментирование спроса и предложения.
Сегментирование спроса — это концепция, описывающая разнообразие спроса, Сегментирование спроса основано на разнообразии потребностей потенциальных покупателей, которые представляют рынок.
Сегментирование предложения — это концепция, описывающая разнообразие предложения. Сегментирование предложения основано на разнообразии товаров, если эти товары (сегменты), с точки зрения покупателей, представляют различное решение их проблем.
Наилучшее удовлетворение потребностей людей, стремление приспособить товары под их желания и предпочтения | ~ | Повышение конкурентоспособности товара и его производителя; усиление конкурентных преимуществ | Уход от невыгодной борьбы в неосвоенный или неиспользованный конкурентами сегмент рынка | ||||||
[ - | |||||||||
Цели сегментирования | |||||||||
Стремление увязать научно-техническую политику предприятия с запросами целевых потребителей | Ориентация маркетинговой работы на конкретного потребителя | Обеспечение рационализации и оптимизации затрат предприятия на разработку, выпуск и реализацию товара | |||||||
Рисунок 1 - Цели сегментирования
При сегментировании спроса на рынке потребительских товаров наиболее часто используют следующие признаки:
• географические — континенты, страны, регионы, районы, округа, области и т.д.;
• социально-демографические — возраст, пол, этап жизненного цикла семьи, размер семьи, профессия, уровень дохода, религиозные убеждения, раса, национальность;
• психографические — социальный слой, стиль жизни, тип личности;
• поведенческие — повод для совершения покупки, статус пользователя, искомые выгоды, интенсивность потребления, степень приверженности и готовности к восприятию товара, отношение к товару.
Важным психографическим признаком является деление на социальные классы — относительно постоянную, однородную часть общества, к которой можно отнести группы людей, имеющих близкие ценностные ориентации, интересы и поведение. Для различных социальных классов характерны явные предпочтения товаров и марок одежды, хозяйственных принадлежностей, автомобилей, проведения досуга и др. Часто участники рынка фокусируют свои усилия на определенном социальном классе, которым, как правило, является средний класс.
В большинстве стран принадлежность к среднему классу определяется владением недвижимостью, высоким уровнем образования, возможностью предоставить своим детям определенные привилегии, наличием одного или нескольких автомобилей, возможностью влиять на общественное мнение, уровнем дохода и самооценкой.
Средний класс является основным потребителем товаров, поэтому российские исследователи — маркетологи и социологи пытаются идентифицировать средний класс в России. Аналитическая группа «Эксперт МА», определяя средний класс в 2001 г., ввела такой критерий, как уровень дохода на одного человека в среднем классе — 300 дол. для жителей крупного города и 150 дол. для жителей небольших городов, поселков и в сельской местности. По данным аналитической группы «Эксперт МА» социальный слой, названный средним классом, составляет 8% взрослого населения крупных городов страны.
Важно понимать разницу между средним классом и средним уровнем жизни. В России выделяют группу «успешной адаптации» (среднего уровня жизни) в размере 25% населения.
Для рынка товаров производственно-технического назначения часто используют следующие основные признаки сегментации:
• масштаб предприятия-клиента и потенциал его роста;
• централизация (децентрализация) процесса покупки;
• территориальная локализация;
• покупка дешевого предложения;
• характеристика специалиста, принимающего решение о покупке.
При сегментировании рынка услуг наиболее часто используют следующие признаки:
· жизненный стиль клиентов;
· демографические признаки (пол, возраст и т.д.);
· выгода клиентов;
· уровень обслуживания;
· уровень цен;
· степень контакта с клиентами; соотношение «цена — качество».
Излишнее увеличение числа переменных (признаков) при сегментировании в большинстве случаев нецелесообразно. Чрезмерное углубление сегментирования может уменьшить емкость самого сегмента и сократить доходы предприятия. Кроме того, множественность признаков сегментирования затрудняет информационное обеспечение процесса, удлиняет его сроки, увеличивает трудоемкость и стоимость.
Единого метода сегментирования рынка не существует. Многие предприятия не разглашают свои разработки в этой области. Как правило, освещаются лишь общие вопросы сегментирования.
В каждом конкретном случае в зависимости от целей маркетинга и конкретной ситуации маркетологи предприятия выбирают разные признаки и модели сегментирования. От того насколько правильно выбран сегмент рынка, во многом зависит успех предприятия в конкурентной борьбе.
Сегментирование можно провести всего по двум признакам, например, по возрасту потребителей и их доходам.
Уровень доходов Высокий Выше среднего Средний Низкий Очень низкий | Возраст потребителей | ||||
20 30 40 50 60 старше 60-ти
Рисунок 2 - Сегментирование рынка по двум признакам
Такая схема сегментирования подходит, например, для рынков определенных моделей обуви, одежды, вида услуг, места продажи (фирменные магазины, вещевые рынки), частоты потребления товара.
Уровень доходов
Высокий
Средний
Относительно низкий
Московский Немосковский Регион проживания
потенциальных потребителей
Рисунок 3 - Сегментирование рынка по трем признакам
Сегментирование можно провести по трем признакам. Например, для отечественного предприятия, производящего телевизоры и желающего определить модель телевизора и рынки сбыта своей продукции, признаками являются уровень доходов населения (относительно низкий, средний, высокий); размер экрана телевизора по диагонали; регион проживания потенциальных покупателей, который можно дифференцировать по степени удаленности (рис.)
Для отечественных телевизоров со средним размером экрана наиболее приемлем рынок с ориентацией на потребителей с относительно низким и средним уровнем доходов, проживающих вне московского региона. В московском регионе самый большой процент реализации дорогих престижных телевизоров с большим размером экрана, которые покупают семьи с высокими доходами, имеющие еще один или несколько телевизоров поменьше тех же марок.
Семьи со средними доходами предпочитают иметь один или два престижных телевизора со средним экраном и в дополнение — телевизор с малым размером экрана, либо телевизоры попроще. В качестве вторых и третьих (на кухню, дачу и пр.) нередко приобретаются отечественные телевизоры с малым размером экрана.
Иногда для поиска своего сегмента рынка целесообразно использовать схему последовательного сегментирования, или дерево сегментации. На схеме показана последовательность выбора сегмента такого товара, как авангардные женские юбки, которые предприятие предполагает реализовать на территории одного города.
При сегментировании рынка его разделяют по каждому признаку, а затем в зависимости от конкретной модели одежды выбирают свой сегмент. После разделения рынка на сегменты маркетологи предприятия анализируют их и выбирают наиболее привлекательные. На завоевание выбранных сегментов рынка направляется деятельность предприятия.
Особенность российского рынка заключается в том, что для огромного количества товаров и услуг сегментирование по уровню доходов являлось в основном решающим, самодостаточным, такие же социально-демографические характеристики, как образование, социальное положение, тип занятости, часто были излишними.
Сегодня ситуация изменилась. Появились предприятия, которые стараются привлечь внимание потребителей именно к своей продукции. Например, пивоваренные предприятия, разрабатывая торговые марки, стараются ориентироваться и на возраст, и на стиль жизни, и на поведение, и на доходы покупателей. О сегментировании потребителей не только по уровню дохода можно говорить и на рынках других товаров: косметики и парфюмерии, продуктов питания.
Критерии оценки сегмента показывают, насколько правильно предприятие выбрало для деятельности тот или иной рынок (табл.2 ).
Таблица 2- Основные критерии оценки сегмента рынка
критерии | характеристики |
Дифференцированность реакции потребителей | Существенное различие выделенных сегментов по чувствительности к маркетинговой активности предприятия (каждый сегмент должен иметь четкий набор потребностей и схожим образом реагировать на предлагаемый товар) |
Достаточность, т.е. продолжительность существования сегмента, и скорость его изменения (рост, уменьшение) | Общий объем товара (в количественном и стоимостном выражении), который может быть реализован в сегменте за определенный период времени; численность потребителей; площадь сегмента |
Доступность | Возможность получения каналов распределения и сбыта |
Измеримость | Возможность определить размер сегмента, оценить покупательную способность потребителей и их основные характеристики (в терминах покупательского поведения) |
Информационная насыщенность | Возможность получения необходимой рыночной информации |
Прибыль | Доход на вложенный капитал |
Конкурентный прессинг | Оценка уровня конкуренции и определение степени своей защищенности |
По результатам анализа выбирают целевые сегменты рынка.