Система премирования работников
В условиях перехода к рынку предприятиям, организациям предоставлено право самостоятельно разрабатывать и применять премиальные положения, которые в обязательном порядке должны включаться в коллективный договор (рис. 5.1). Однако таким предприятиям и организациям необходимо соблюдать ряд основных требований:
• показатели премирования должны соответствовать задачам производства на предприятии;
• число показателей и условий премирования должно быть не более двух-трех;
• между показателями и условиями премирования не должно быть противоречий;
• показатель премирования устанавливать дифференцирование по фактически достигнутому среднему уровню его выполнения на Данном производстве, выше достигнутого среднего уровня и т.д.;
• определять нормативы премирования (размер премии);
• проводить оценку напряженности показателя премирования;
• в круг премируемых работников включать только тех из них, которые оказывают на показатели премирования непосредственное воздействие;
• устанавливать периодичность премирования в зависимости от особенностей предприятия, организации (организации производства и труда, характера показателей премирования и тд.);
• обеспечивать гарантирование премии соответствующим источником ее выплаты.
Рис, 5.1. Механизм премиальной системы
Особое внимание необходимо обратить на расчет норматива премирования отдельно за: выполнение плана, перевыполнение плана, рост производительности труда, снижение себестоимости продукции и др.
Главным направлением в стимулировании руководителей, специалистов и служащих должно стать премирование за фактическое улучшение результатов работы. В условиях рыночных отношений на предприятии возрастает значение показателя прибыли как источника средств для расширения и технического совершенствования производства, а также увеличения доходов участников этого производства. Стимулирование роста прибыли становится обязательным направлением в организации премирования руководителей, специалистов и служащих подразделений предприятия.
Основными показателями премирования подразделений аппарата управления выступают выполнение (перевыполнение) плана по прибыли и рост (прирост) прибыли к соответствующему периоду предыдущего года. Порядок начисления премий предусматривает:
• основание для начисления премий (данные бухгалтерской отчетности, оперативного учета, статистической отчетности);
• оценка выполненной работы или оказанных услуг;
• установление размера премий (обычно в %) для рабочих к заработной плате по тарифным ставкам и отдельным расценкам; для руководителей, специалистов и служащих — к заработной плате по должностным окладам или в абсолютной сумме.
Пример. Расчет размеров премий по основным показателям премирования для специалистов и служащих подразделений предприятия (исходные данные условные).
Производственным заданием на год подразделению предусмотрены: рост производительности труда — 5%; снижение себестоимости продукции - 0,6 пункта; фонд заработной платы специалистов и служащих по должностным окладам - 145000 руб.; средства, направляемые на текущее премирование специалистов и служащих, — 55 000 руб.
Основные показатели премирования | Запланированный рост (снижение), %, пункты, учитываемые в расчете | Фонд оплаты по должностным окладам, руб. | Запланировано на текущее премирование | Размер премии, % к должностному окладу | |
Состояние по показателям премирования, % | Руб. | ||||
Выполнение плана производства продукции по договорным поставкам | - | - | 24 000 | За выполнение плана на 100% | |
Рост производительности труда | - | 25,5 | 14 000 | 1% роста | |
Снижение себестоимости продукции | 0,6 | 145 000 | 30,9 | 17 000 | За 0,1 пункта снижения |
Итого | 145 000 | 55 000 |
При невыполнении тех или иных показателей работники могут лишиться премий (это должно быть отражено в коллективном договоре). Руководство предприятия имеет право депремировать работника за упущения в работе или повысить ему премию за достижение определенных производственных показателей.
На практике используются и некоторые особые виды премирования, как правило, разовые премии и вознаграждения. Они могут быть индивидуальными и коллективными. Независимо от принятых форм и систем заработной платы на предприятиях используются следующие виды разовых премий:
• вознаграждение по итогам работы за год;
• единовременные поощрения за выполнение особо важных заданий, срочных и непредвиденных работ;
• премии по итогам смотров и конкурсов, к праздничным и торжественным датам.
Вознаграждение по итогам работы за год учитывает результаты работы всего предприятия. Обычно размеры выплат увязываются с величиной непрерывного стажа работы на данном предприятии по шкале.
Пример шкалы:
Продолжительность непрерывною стажа Коэффициент
работы на данном предприятии (организации) вознаграждения
От 1 года до 2 лет 1,0
Свыше 2 до 3 лет 1,3
Свыше 3 до 4 лет 1,6
Свыше 4 до 5 лет 1,8
Свыше 5 лет 2,0
Предприятия разрабатывают специальные положения о выплате единовременных поощрений за выполнение определенных заданий и видов работ. В зависимости от специфики достигнутых производственных показателей такие поощрения могут определяться в: рублях, процентах к заработку работника, процентах от полученного эффекта в результате выполнения данной работы. Предприятие может заменить денежные премии натуральными вознаграждениями — ценными подарками, товарами длительного пользования, льготами на приобретение квартиры, дачи, машины и др. Некоторые предприятия практикуют продажу своей продукции со скидкой.
На предприятиях целесообразно рассчитывать экономическую эффективность действующих систем заработной платы, а также системы премирования. При экономическом обосновании эффективности применения той или иной системы премирования выясняется se влияние на себестоимость продукции. К определению экономической эффективности той или иной системы оплаты труда подходят дифференцированно, учитывают характер показателей и источники премирования по каждой системе в отдельности.