Виды консультирования
Международная классификация насчитывает десятки видов консультационной деятельности. Среди них — управленческое консультирование, имидж-мейкинг, политический консалтинг, подбор персонала, аудит, финансовые и юридические услуги, агентства оценки и управления собственностью, реинжиниринг, информационные и рекламные агентства, все виды технического отраслевого консалтинга и т.д.
В Европейском справочнике-указателе консультантов по менеджменту13 в настоящее время выделено около 100 видов консалтинговых услуг, разбитых на 8 групп.
Классификация строится по предметному принципу, в соответствии с которым формируется предметная специализация функций и задач менеджера. В рамках своей предметной компетенции консультант вырабатывает соответствующие рекомендации, проводит обследование, строит программу работы с персоналом или оздоровления финансовой инфраструктуры компании и т.д.
В соответствии с этим, как считает O.K. Трофимова14, распределяются основные задачи,которые выполняют консультанты по вышеперечисленной классификации (табл. 5):
Консультанты по общему управлению решают проблемы, связанные с самим существованием бизнеса и его перспективами.
Консультанты по административному управлению решают проблемы, связанные с ведением бизнеса, т.е. помогают оптимизировать управление организацией.
Консультанты по финансовому управлению оказывают помощь в решении трех основных задач:
♦ поиск источников финансирования и эффективного его использования;
♦ анализ финансовой деятельности организации и повышение ее эффективности;
♦ перспективное укрепление финансового положения организации.
12 Посадский А. Каким консультантам можно доверять на российском рынке? // http://www.cap.ru/cap/DAILY/zeim_seminar/Consulting/k_6.htm
13 European Directory of Management Consultants. 1995. London: FEACO-AP Information services, 1995.Трофимова O.K. Международная классификация консалтинговых услуг // http://www.emsi.ru/420-024.html
Таблица 5 Классификация видов консалтинговых услуг
ТГобщее управление | Определение эффективности системы управления Оценка бизнеса. Управление нововведениями Определение конкурентоспособности /изучение конъюнктуры рынка Диверсификация или становление нового бизнеса Международное управление Оценка управления Слияние и приобретение Организационная структура и развитие Приватизация. Управление проектом Управление качеством Реорганизация инженерных служб Исследование и развитие Стратегическое планирование |
2. Администрирование | Анализ работы канцелярии Размещение и перемещение отделов Управление офисом Организация и методы управления Регулирование риска Гарантии безопасности Планирование рабочих помещений и их оснащение |
3. Финансовое управление | Системы учета Оценка капитальных затрат Оборот фирмы Снижение себестоимости Неплатежеспособность (банкротство) Увеличение прибыли Увеличение доходов Налогообложение Финансовые резервы |
4.Управление кадрами | Профессиональное движение и сокращение штатов Культура корпорации Равные возможности Поиск кадров Отбор кадров Здоровье и безопасность Программы поощрения Внутренние связи Оценка работ Трудовые соглашения и занятость Обучение менеджменту Планирование рабочей силы Мотивация Пенсии Анализ функционирования Психологическая оценка Вознаграждение Повышение квалификации работников |
5. Маркетинг | Реклама и содействие сбыту Корпоративный образ и отношения с общественностью Послепродажное обслуживание заказчиков Дизайн Прямой маркетинг Международный маркетинг Исследование рынка Стратегия маркетинга Разработка новой продукции Ценообразование Розничная продажа и дилерство |
Таблица 5 (окончание) Классификация видов консалтинговых услуг
5. Маркетинг | Управление сбытом Обучение сбыту Социально-экономические исследования и прогнозирование |
6. Производство | Автоматизация Использование оборудования и его техническое обслуживание Промышленный инжиниринг Переработка материалов Регулирование внутреннего распределения материалов Упаковка Схема организации работ на предприятии Конструирование и совершенствование продукции Управление производством Планирование и контроль за производством Повышение производительности Закупки Контроль качества Контроль за поставкой узлов и деталей |
7. Информационные технологии | САПР/АСУ Применение компьютеров в аудите и оценке Электронная издательская деятельность Информационно-поисковые системы Административные информационные системы Проектирование и разработка систем Выбор и установка систем |
8.Специализированные услуги | Обучающее консультирование Консалтинг по управлению электроэнергетикой Инженерный консалтинг Экологический консалтинг Информационный консалтинг Юридический консалтинг Консалтинг по управлению распределением материалов и материально-техническому снабжению Консалтинг в государственном секторе Консалтинг по телекоммуникациям |
Консультанты по управлению кадрами содействуют менеджерам в оптимизации привлечения и использования человеческих ресурсов.
Консультанты по маркетингу содействуют такому функционированию организации, при котором производимая продукция будет куплена потребителем.
Консультанты по организации производства решают задачи, связанные с инжинирингом, аудитом и контролем качества и т.д.
Консультанты по информационным технологиям решают задачи, связанные с проектированием и внедрением информационных технологий на предприятии.
Консультанты по специализированным услугам решают специализированные задачи, не связанные ни с одним из перечисленных видов услуг, и отличающиеся от них по методам, объектам или по характеру внедряемых знаний.
В числе крупных тематических специализаций можно выделить следующие разновидности консалтинга:
* управленческий консалтинг
* психологический консалтинг
* экономический консалтинг
* бизнес-консалтинг
51G
♦ рекламный консалтинг
♦ маркетинговый консалтинг
♦ социальный консалтинг
♦ юридический консалтинг
♦ политический консалтинг
♦ организационный консалтинг
♦ интернет-консалтинг
♦ кадровый консалтинг
♦ копирайт-консалтинг
♦ экспресс-консультирование Исторически первым видом внешних
профессиональных услуг были юридические: без услуг адвокатских и нотариальных контор предприниматели не обходятся уже несколько сот лет. Позднее, в конце XIX в., по мере усложнения экономики и соответствующего развития экономических наук, начала формироваться новая обласгь профессиональных услуг — консультирование по экономике и управлению, т.е. менеджмент-консалтинг в собственном смысле слова. Рассмотрим некоторые виды консалтинга подробнее.
Бизнес-консалтинг (в «узком» смысле) — комплекс услуг по анализу информации о текущем состоянии и динамике «внешней среды» и «ресурсов» консультируемого предприятия. Цель бизнес-консалтинга — предоставление информации, позволяющей фирме занять желаемое положение в изменяющейся внешней среде с учетом доступных ресурсов. В таком осмыслении два термина — бизнес-консалтинг и маркетинговые исследования — почти сближаются друг с другом, различаясь функциями и процедурами. В трактовке питерской фирмы «Гортис», маркетинговые исследования — комплекс мероприятий по сбору информации о состоянии (изменениях) «внешней среды» предприятия (фирмы), а бизнес-консалтинг — система интерпретации результатов маркетинговых исследований в интересах развития конкретного бизнеса. Результатом большинства договоров по бизнес-консалтингу является предоставление информации и рекомендаций, направленных на увеличение объема реализации (прибыли) фирмы. Бизнес-консалтинг требует от исследователя дополнительных профессиональных знаний и навыков (владение методами анализа и прогнозирования экономического положения, диагностики общей производственной ситуации и т.п.), но бизнес-консалтинг в принципе невозможен без адекватной информации о состоянии и динамике «внешней среды» (объемы и структура спроса, действия конкурентов, макроэкономические факторы). Профессионально поставленный процесс маркетинговых исследований (процесс сбора и обработки маркетинговой информации), является необходимым условием успешной деятельности в сфере бизнес-консалтинга15.
Интернет-консалтинг — это оказание помощи в создании и сопровождении проектов, связанных с использованием Интернет-технологий. Конечным продуктом консалтинговых услуг может быть бизнес-план, пакет рекомендаций, отчет и т.д. Если консультант берет на себя разработку и внедре-
ипределение маркетинговых исследований и бизнес-консалтинга // http://www.gortis.info/articIe/ static/42/
ние структурных и ситемных решений, он выступает в качестве менеджера проекта. Он может взять на себя и управление вспомогательными функциями компании (аутсорсинг), например поддержку информационных систем. Консультант может также заниматься разработкой концепции и выводом на рынок новых бизнесов компании.
В России прижилась классификация консультационных услуг, в которой выделяют три основных формы консалтинга (иногда их относят не к общему, а к управленческому консалтингу): обучающее консультирование, экспертное консультирование и консультирование по процессу. Практически в любом консультационном процессе в той или иной мере присутствуют все перечисленные формы консультирования, поэтому можно говорить лишь о преобладании в данном консультационном проекте того или иного вида консультирования.
♦ Обучающее консультирование, очень близко к обычному обучению в вузе. Наиболее яркий пример такого консультирования — тренинг продавцов магазина, в ходе которого стоит задача обеспечить за счет их подготовки увеличение объема продаж. Консультант передает клиенту определенные знания, как почерпнутые из общедоступных книг, так и те, которые являются продуктом его личного труда.
♦ Экспертное консультирование — это ситуация, когда консультант, собрав необходимую для выдачи рекомендаций информацию, сообщает клиенту о том, что и как нужно делать по проблеме, которая ему поручена. При этом большую часть работы выполняет консультант, а клиент для выполнения консультационного проекта передает консультанту ценную коммерческую информацию (т.е. интеллектуальную собственность), которую консультант в соответствии с нормами профессионального консультирования обязан сохранять в строгой тайне. Яркий пример — разработка бизнес-плана по заказу клиента.
♦ Процессное консультирование — в этом виде консультирования одинаково активно участвуют как консультант, так и сам клиент16 — и консультант и клиент выступают в создании интеллектуального продукта практически на равных. Внешний консультант не дает готовые рецепты и не диктует поступки, а работает с культурой организации, исходя из ценностей и целей организации, и предлагает технологии решения проблем. В основе процессного консультирования лежит системный подход, объединяющий представления об организации как об открытой системе, и социально-психологические представления об организации как группе людей17.
Хотя в литературе, посвященной консалтингу, чаще встречается мнение, что процессное консультирование — это самая эффективная форма для современных российских условий, это утверждение, по мнению нижегородского консультанта В.Ф.Токарева, противоречит концепции ситуационного подхода. Для каждой конкретной ситуации, в которую попадают клиент и консультант (элементом такой ситуации может быть, например, уровень подготовки клиента в области теории и практики современного управления), и на каждой стадии консультационного проекта более эффективна та или
Токарев В.Ф. Методическое руководство по использованию консультантов// http://www.tokarev.nnov.ru/
mc-mal6/two.htm
Веб-сайт: http://personalupgrade.ru/consulting/management.php
иная комбинация методов консультирования. Когда консультант собирает информацию о рынке и проводит ее анализ, большую часть работ он обычно выполняет в режиме консультанта-эксперта. В процессе обсуждения выработанных предложений более эффективно процессное консультирование, а на заключительной стадии применения разработанной программы изменений на предприятии клиента большее внимание, скорее всего, придется уделить обучающему консультированию18.
Различие и специфику трех указанных видов управленческого консалтинга З.С. Айвазян19 определяет следующим образом. Оказать помощь клиентам в решении их управленческих проблем консультанты могут несколькими путями:
Найти проблему и предложить пути решения. В ситуации, когда клиент осознает, что у него есть проблема, но не может определить, в чем именно она заключается, каковы ее истинные причины, консультанты могут проанализировать ситуацию и выявить проблему и причины ее возникновения, а также разработать и предложить клиенту пути ее решения. Это — так называемое экспертное консультирование, когда консультанты сами выполняют всю работу по обнаружению и решению проблемы.
Помочь клиенту самому найти проблему и определить пути ее решения. Бывают ситуации, когда клиент готов определить проблему и решить ее, но ему не хватает некоторой методологической поддержки для успешного осуществления своих намерений. Тогда консультанты могут оказать клиенту эту методологическую поддержку и пройти вместе с ним весь путь от обнаружения проблемы до ее решения. Такой подход называется процессным консультированием, т.е. консультированием в процессе управленческой деятельности клиента.
Научить клиента способу нахождения и решения проблем. Создание у клиента системы практических знаний, механизма, позволяющего ему отныне и впредь находить и решать свои проблемы, является сущностью третьего подхода, называемого обучающим консультированием. При этом подходе консультант не участвует непосредственно в процессе поиска и решения проблем, а только обучает клиента и проверяет правильность выполнения «домашнего задания».
На практике все три подхода зачастую пересекаются и дополняют друг друга. Акценты смещаются в зависимости от того, что сейчас необходимо клиенту: чтобы решение проблемы нашли за него, чтобы ему помогли решить проблему или же чтобы научили, как ее решать. Обычно экспертное консультирование является наиболее быстрым путем решения проблемы. Когда масштаб проблемы достаточно велик, бывает довольно трудно выделить людей, которые будут заниматься исключительно ее решением, учитывая, что у все> штатных сотрудников клиента есть свои повседневные обязанности в рамках текущей деятельности. Вместе с тем, нанимать и держать особый штат специалистов на случай возникновения каждой проблемы, как это иногдг предпочитают делать некоторые компании, экономически нецелесообразно Консультанты в данном случае являются дополнительным трудовым ресурсом, который доступен, когда он необходим, и удаляется, когда необходи-
Гокарев В.Ф.Методическое руководство по использованию консультантов // http://www.tokarev.nnov.ru, w mc-mal6/two.htm АйвазянЗ.С. Приглашать консультантов или учиться самим? // Консультант директора. 1999. № 15
мость в нем прошла. Обучающее консультирование является наиболее дешевым способом решения проблем, если у клиента есть необходимые трудовые ресурсы и время на их обучение.