Методы и виды консультирования

Наиболее распространены три вида консультирования: экспертное, процессное и обучающее.

Экспертное консультирование - наиболее пассивная форма консалтинга. Здесь консультант самостоятельно проводит диагностику, разрабатывает решения и рекомендации по их внедрению. Клиент лишь обеспечивает консультанта необходимой информацией.

При процессном консультировании специалисты консалтинговой фирмы на всех этапах разработки проекта активно взаимодействуют с клиентом, побуждая его высказывать свои идеи, предложения. Консультанты вместе с клиентом анализируют проблемы и разрабатывают предложения.

При обучающем консультировании главная задача специалистов - подготовить почву для возникновения идей и выработки решений. С этой целью они проводят у клиента лекции, семинары, разрабатывают для него учебные пособия, предоставляя тем самым всю необходимую теоретическую и практическую информацию. На практике в чистом виде ни один из перечисленных методов консультирования не применяется: как правило, используются комбинации всех трех методов.

В промышленно развитых странах консультационные услуги много лет являются важнейшим элементом инфраструктуры рыночной экономики. Консалтинг выделен статистикой в отдельную отрасль. В США в этой отрасли занято около 700 тыс. чел., а годовой объем услуг составляет примерно 50 млрд долл. Ни одно серьезное экономическое и управленческое решение не только в экономически развитых, но и в развивающихся странах не принимается без использования консультантов.

В России в настоящее время насчитывается несколько сотен частных консалтинговых фирм (для сравнения: в небольшой Голландии их более двух тысяч).

Помимо частных фирм консультационные услуги на коммерческих началах оказывают государственные, учебные, информационные и исследовательские организации. В России действуют и зарубежные консалтинговые фирмы. Если российские консультанты хорошо разбираются в современной экономической ситуации России, обладают высоким интеллектуальным и образовательным потенциалом, широко мыслят и знакомы с механизмом рыночной экономики западного типа, то к достоинствам зарубежных консалтинговых фирм относятся хорошее владение методами консультирования и детальное знание рыночной экономики западного типа. Стоимость услуг российских консалтинговых фирм примерно в 4-5 раз ниже, чем зарубежных, и составляет в среднем 300 долл. за человекодень.

Консалтинговые услуги могут быть самыми разнообразными. Европейский справочник - указатель консультантов по менеджменту в настоящее время выделяет 84 вида консалтинговых услуг, объединяемых в восемь групп: общее управление; администрирование; финансовое управление; управление кадрами; маркетинг; производство; информационные технологии; специализированные услуги.

Кризис 1998 г. оказал негативное влияние на состояние рынка аудиторско-консалтинговых услуг в России. Однако этот рынок восстановился, а в I полугодии 2002 г. оказался одним из самых стабильных. Общая выручка 100 крупнейших российских организаций возросла в 1,5 раза по сравнению с I полугодием 2001 г.

В настоящее время в России сложились три четко выраженные группы консультантов1. Первая группа - особо доверенные, как правило, дочерние консультационные компании, ассимилированные в структуру финансово-промышленной группы (ФПГ). Они оказывают услуги широкого профиля, но для ограниченного числа компаний - членов данной ФПГ. Эта группа консультантов имеет достаточно стабильное положение, по крайней мере до тех пор, пока устойчива сама ФПГ. Такие «доверенные» консультанты существу-

почти при всех крупных банках, занимающихся созданием ФПГ.

Для обслуживания крупных промышленных предприятий, не входящих в состав ФПГ, отбор консультантов осуществляется строго по рекомендации партнеров по бизнесу, близких друзей и т.п., реже - на тендерной основе. Чтобы обеспечить конфиденциальность, предпочтение отдают тем консультантам, которые не были замечены в контактах с конкурентами. Как только выясняется связь консультанта с конкурентом, от его услуг немедленно отказываются. В качестве примера можно привести отказ Российского фонда федерального имущества (РФФИ) от услуг банка Credit Suisse First Boston (CSFB), который выступал финансовым консультантом пра-рт'тсльства в сделке по приватизации компании «ЛУКойл». Того фап а, что банк одновременно работал на двух клиентов по аналогичной сделке, оказалось достаточно, чтобы прекратить сотрудничество с CSFB.

Вторая группа российских консультантов - крупные консультационные или аудиторско-консультационные компании, не входящие в состав холдингов. Эта группа оказывает клиентам широкий спектр услуг, среди которых наиболее характерны услуги, связанные с оптимизацией финансовых потоков и налоговых схем, модернизацией бухгалтерского или управленческого учета. Это особенно актуально сегодня, когда вводится новый план счетов в бухгалтерском учете, освоить который многим предприятиям самостоятельно очень трудно. Надо отметить, что реальное число специалистов высокого класса - консультантов невелико, поэтому при осуществлении комплексных работ по реструктуризации предприятий, для широкомасштабных маркетинговых исследований, кадровой диагностики и т.д. привлекаются субподрядные организации.

Наконец, третья группа российских консультантов - небольшие компании с ограниченным спектром услуг и немногочисленным штатом. Как правило, такие компании располагают одной или двумя отработанными услугами (например, маркетинг, помощь в составлении бизнес-планов или только оптимизация финансовых потоков).

Помимо перечисленных трех категорий российских консультантов есть еще небольшие консультационные компании, работающие на региональном уровне. Для них характерна ситуация, когда вознаграждение консультанта привязывают к конечным результатам работы, например, к приросту прибыли. Возможно, на ближайшие несколько лет основной интерес для консультантов будет представлять именно региональный рынок.

Темпы развития отрасли управленческого консалтинга в ближай-г'чс годы по меньшей мере сохранятся, а по большей - возрастут.

Это связано с дальнейшим увеличением спроса на такие прогрессивные виды консалтинговых услуг, как бизнес-интеграция, бизнес-коммуникации, реструктуризация бизнеса и развитие систем управления на основе современных информационных технологий. При этом крупные консалтинговые компании сосредоточат свои усилия на реализации консалтинговых проектов государственного и международного уровней, на обслуживании транснациональных корпораций, а предприятия и организации регионального уровня будут обращаться к средним и мелким консалтинговым фирмам в силу понятных финансовых соображений.

Тема 4

Наши рекомендации