Основные подходы к исследованию молодежных субкультур, их типологизация и классификация
«Субкультура» - система норм и ценностей, отличающих группу от большинства общества. Это понятие, характеризующее культуру группы или класса, которая отличается от господствующей культуры или же является враждебной этой культуре (контркультура). Современное общество, базирующееся на разделении труда и социальной стратификации, представляет собой систему многообразных групп и субкультур, находящихся в весьма различном отношении друг к другу (например, молодежная субкультура, различные профессиональные субкультуры и др.). Под субкультурой понимают также - особую форму организации людей (чаще всего молодежи) - автономное целостное образование внутри господствующей культуры, определяющее стиль жизни и мышления ее носителей, отличающееся своими обычаями, нормами, комплексами ценностей и даже институтами (М. Брейк, Р. Швендтер)[4].
Молодежная субкультура – это эзотерическая, эскапистская, урбанистическая культура, созданная молодыми людьми для себя; это культура, нацеленная на включение молодых людей в общество; это – частичная культурная подсистема внутри системы «официальной», базовой культуры общества, определяющая стиль жизни, ценностную иерархию и менталитет ее носителей[5].
Согласно выводам специалиста по молодежной культуре С.И. Левиковой, молодежная субкультура характеризуется следующими чертами:
- молодежная субкультура представляет собой социальную общность, каждый представитель которой сам причисляет себя к ней; члены такой общности могут формировать как группы непосредственного контакта (компании, объединения, тусовки), так и виртуального общения;
- вхождение молодого человека в ту или иную молодежную субкультуру означает принятие им и разделение ее норм, ценностей, мировосприятия, манер, стиля жизни, а также внешних атрибутов принадлежности к данной субкультуре (прическа, одежда, украшения, жаргон);
- как правило, молодежные субкультуры возникают вокруг какого-либо «центра», выразителя тех или иных пристрастий к музыкальным стилям, образу жизни, отношения к определенным социальным явлениям;
- значимые для той или иной молодежной субкультуры идеи и ценности получают внешнее выражение в обязательной для ее членов символике и атрибутике группы[6].
Каждая наука понятия «субкультура» интерпретирует и описывает с позиций своих предмета и методологии. Поэтому в науке сформировался ряд наиболее распространенных подходов к изучению и описанию данного явления. Системно-динамический подход заключается в представлении субкультуры как сложной системы, претерпевающей фазовые преобразования. Синергетический подход описывает взаимодействия субкультур как хаотически разворачивающийся процесс. В этом процессе одни субкультуры усиливаются (кооперативный эффект), а другие угасают. Информационный подход представляет образ культуры (субкультуры) как сочетания социальных феноменов с информационными, где коллективное сознание (несущее в себе духовные ценности) формируется в процессе передачи информации от индивида к индивиду, а СМИ (телевидение, радио, пресса) активно влияют на этот процесс. Генетический подход заключается в отождествлении системы духовных ценностей с набором генов. Иерархический подход интерпретирует культуру как иерархически организованную систему, в которой культуры высшего уровня развиваются по собственным законам, отличным от законов нижнего уровня. Трофический подход основан на принципе: верхний уровень развивается за счет низшего. Трофические уровни выстраиваются в цепочку, началом которой есть преобразование мира человеческих чувств в мыслительные образы. Экологический подход рассматривает субкультурные общности как целостные образования в широкой социокультурной среде. Эпидемиологический подход уподобляет процесс формирования субкультур распространению инфекционной болезни: возбудитель — социальный миф, формируясь в массовом сознании, передается от индивида к индивиду, охватывая массу пораженных[7]. Когнитивный подход заключается в представлении о субкультуре как системе познавательных теоретических конструктов, сквозь призму которых воспринимается окружающая действительность[8].
Привлекая внимание к методологическим основаниям исследовательского поиска, исходя из того, что сама молодежь является «социокультурным продуктом»[9], С.И. Левикова обосновывает приоритетность социокультурного подхода при изучении состояния и тенденций изменения молодежной субкультуры. Важным для предлагаемого исследования является и методологически значимое положение о том, что в условиях, когда «культурная глобализация открыла молодым россиянам новые каналы информации и новые пространства, где можно изобретать и конструировать свою идентичность»[10], «хотя культурные формы и «заимствуются» с Запада, в России они усваиваются, преобразуются и наполняются российскостью»[11].
Разумеется, вся совокупность научных подходов не ограничивается этим перечнем, но данные подходы наиболее распространены, и именно на их основе предпринимаются попытки типологизации и интерпретации субкультур.
Кроме указанных выше основных подходов к изучению субкультуры, заслуживает внимания и предложенная К. Соколовым концепция социокультурной стратификации, понимающая субкультуру, в первую очередь, как явление социально-психологическое и художественное[12]. Согласно этой концепцией, субкультура — это не что иное, как картина мира, общая для определенной большой группы людей. Весомую роль в генезисе и эволюции субкультур играет искусство, оно отображает картины мира разных субкультур, а также своеобразным путем формирует и изменяет их. Именно различия в картинах мира порождают разнообразные субкультуры общества. Все разнообразие субкультур в обществе интегрирует в единую культурную систему «ядро культуры». Речь идет об общенациональной картине мира, в которой отражена целостность национальной культуры, а их основе предпринимаются попытки типологизации и интерпретации субкультур.
Существует многообразие подходов к классификации неформальных групп. И.П. Башкатов[13] в качестве основы для типизации избрал совокупный асоциальный опыт и мотивы асоциальной деятельности (социально-нейтральные, асоциальные, неустойчивые криминальные, устойчивые криминальные). Типология П.Е. Сидорова, А.В. Нелидова основывается на ведущей деятельности группы и того социума, в котором она реализуется ( криминальная группа, дворовая асоциальная группа, группа протеста, группа совместного зависимого поведения, школьная асоциальная группа). Критерий социальной направленности лег в основу классификации И.Я. Полонского[14], который выделяет три типа групп:
- просоциальные (социально-положительные). Цель – приносить пользу обществу (защитники природы-экологисты, диггеры);
- асоциальные – в стороне от основных социальных проблем, угрозы обществу не представляют, но общим нормам не подчиняются (панки, хиппи, рокеры);
- антисоциальные (социально-отрицательные) имеют агрессивный характер.
Критериями вторичной классификации для исследователей служат такие характеристики как место формирования и степень открытости групп. И.Ю. Сундиев классифицирует неформальные молодежные объединения по ведущему мотиву их деятельности; считает, что все неформальные молодежные объединения являются различными формами социальной, культурной, политической «самодеятельности – как способа саморазвития, самоутверждения, самореализации, определяемого спецификой социальных, экономических, психологических и прочих условий...». Автор выделяет разновидности неформальной самодеятельности[15]:
- агрессивную, базирующуюся на резком противопоставлении «мы» - «они» и воспевающую культ силы. Простота и наглядность самоутверждения в этой форме придают ей особую популярность в среде подростков, особенно со сниженным интеллектуальным и культурным уровнями развития;
- эпатажная, психологическое содержание которой – вызов сложившимся нормам, правилам, чтобы «заметили». Внешний эпатаж – наиболее доступная форма самоутверждения;
- альтернативная – характеризуется выработкой отличающихся от общепринятых, рекомендуемых моделей поведения, форм проведения досуга, образа жизни;
- социальная – нацелена на решение конкретных социальных задач;
- политическая – направлена на изменение политической ситуации в стране в соответствии с идеями группы.
Обстановку в России в конце ХХ в. достаточно точно отражает типология, предложенная казанским исследователем С.А. Сергеевым:
- романтико-эскапистские субкультуры (хиппи, ролевики, толкиенисты, с известными оговорками байкеры);
- гедонистическо-развлекательные («мажоры», рейверы, рэперы);
- криминальные («гопники», люберы);
- анархо-нигилистические (панки, экстремистские политизированные субкультуры «левого» и «правого» толка, которые можно также называть радикально-деструктивными)[16].
Наконец, типология, разработанная С.И. Левиковой и В.А. Бабахо в 1996 г.:
- группы, объединяющие приверженцев музыкальных вкусов
и стилей (металлисты, роллинги, брейкеры, битломаны);
- группы, ценностные ориентации которых имеют некоторый политический и идеологический оттенок (ностальгисты, анархисты, пацифисты, отклонисты, «зеленые»);
- группы аполитичного, эскапистского характера (хиппи, панки, люди «системы»);
- эстетствующие группы («митьки»);
- группировки, исповедующие «культ мускулов» («качки»);
- криминогенные группировки, объединяющиеся по признакам агрессивности, жесткой организованности и противоправной деятельности («стиляги», гопники, люберы)[17].
Однако, реальность сложнее всяких схем, ни одна из классификаций не может считаться полностью удовлетворительной.
Гораздо важнее для нас понимание того, что дает пребывание в субкультуре развитию личности, определение мотивов объединения подростков, факторов формирования субкультур, то есть психологический аспект данной проблемы.
По мнению ученых, природа подростковых и молодежных субкультур складывается из трех составляющих:
1) биология возраста – морфо-функциональные особенности («гормональный шторм»);
2) психология возраста – прежде всего психологические новообразования, в частности, чувство взрослости, провоцирующее подростка на конкуренцию со старшим поколением, феномен «нормальности», стимулирующий необходимость в принадлежности к пеферентной группе, новый уровень самосознания, толкающий на самоопределение, поиск себя, своего места в мире;
3) социология – процессы взаимодействия с социумом, социализация, поиск и приобретение социальной идентичности.
Назову еще несколько известных на сегодняшний день типологизаций субкультур. Например, Б. Ерасов выделяет и кратко характеризует следующие 10 типов: субкультура бедных и богатых, гендерная, городская и сельская, девиантная, классовая, криминальная, молодежная, периферийная и элитарная[18]. А. Шилова, предлагая программу учебного курса «Социология девиантного поведения», выделяет 3 типа субкультур: делинквентную (преступную), молодежную и профессиональную[19]. Как видим, здесь не наблюдается четкой логики выделения оснований для типологизации.
Все это свидетельствует о том, что нужно типологизировать не субкультуры, а социальные группы, которые могут образовывать или не образовывать субкультуру. В принципе «каждый класс, каждая социальная группа могут иметь свою особую «субкультуру»[20], каждая социальная группа способная ее создать, однако не каждая создает. Учитывая это, следует искать признаки, причины и закономерности образования и функционирование субкультуры, а уже потом обращаться к типологизации. При этом необходимо помнить, что «создателем, носителем и хранителем субкультурных традиций выступает обычно социокультурная группа. Вместе с тем далеко не всякая социальная группа обладает собственной субкультурой. В качестве последней может быть признана лишь такая общность людей, которая имеет отличительные культурные особенности, выделяющие ее среди других общностей»[21].