Ипология молодежных субкультур

Выделяют два вида молодежных субкультур:

- ингруппы;

- аутгруппы.

Ингруппы – группы, с которыми молодой человек себя отождествляет.

Аутгруппы – группы, от которых молодой человек себя отделяет, ощущает свое отличие.

По специфике поведения членов группы выделяют:

- просоциальные;

- асоциальные;

- антисоциальные.

Просоциальные – группы, которые не несут угрозу обществу, несут позитив и помогают.

Асоциальные – несут критику каким-либо устоям общества, но это противостояние не носит крайнего характера.

Антисоциальные – не только подвергают критике общественные порядки и устои, но и стремятся их сокрушить.

Толстых А.В. предложил следующую типологию молодежных субкультур:

1. политизированные субкультуры – активно участвуют в политической жизни и имеют четкую идеологическую принадлежность;

2. эколого-этические субкультуры – занимаются построением философских концепций и ведут борьбу за окружающую среду;

3. нетрадиционные религиозные субкультуры – в основном это увлечение восточными религиями (буддизм, индуизм);

4. радикальные молодежные субкультуры – отличаются организованностью, наличием лидеров старшего возраста, повышенной агрессивностью (криминальные молодежные группировки, скинхеды);

5. субкультуры образа жизни – группы молодых людей, формирующих свой образ жизнедеятельности (хиппи, панки);

6. субкультуры по интересам – молодые люди, объединенные общностью интересов – музыкальных, спортивных и др.

7. субкультура «золотой молодежи» - характерна для столичных городов – ориентирована на проведение досуга (одна из наиболее закрытых субкультур).

Фролов С.С. предложил следующую типологию субкультур:

1. Романтико-эскапистские субкультуры – ориентированы на уход от реальной жизни, построение собственных философских систем (хиппи, толкиенисты, индианисты, байкеры).

2. Анархо-нигилистические группы – отвержение общепринятых стандартов, критическое отношение ко многим явлениям жизни (анархисты, панки).

3. Развлекательно-гедонистические – ориентированны на обеспечение досуга («золотая молодежь», рейверы, сноубордисты, рэпперы).

4. Криминальная субкультура – ориентирована на противостояние закону и правопорядку (готы, скинхеды, банды, гопники, люберы).

29. Отношение российской молодежи к религии и атеизму.

от того, как молодежь относится к религии, зависит перспектива развития религиозной ситуации в России. «Молодежь ни прогрессивна, ни консервативна по своей природе, она — потенция, готовая к любому начинанию», — писал выдающийся немецкий социолог и философ Карл Манхейм. Проведенный опрос показал, что мировоззрение молодежи эклектично, поверхностно, а в силу возраста — еще и неустойчиво, ее религиозность скорее потенциальная, конформистская: есть желание быть как все, называться верующими, православными, соответствовать распространяемому в обществе, СМИ стереотипу духовности, вести себя как верующие, отмечать церковные праздники, венчаться, крестить детей. Однако по-настоящему, всерьез приобщаться к вере и церкви, стать глубоко религиозными молодые люди не намереваются. Вместе с тем, очевидно, что в молодежной среде в настоящее время предрасположенность к религии преобладает над прежней установкой на атеизм. Это, в свою очередь, означает, что молодое поколение, вступающее в жизнь на пороге XXI века, окажется более восприимчивым и лояльным к религиозной идеологии.

за последние 15 лет религиозность молодежи выросла. Если в 1997 г. С.А. Григоренко предоставляет данные о 39-40 % процентах верующей молодежи, то уже в 2006 г. Н.В. Клинецкая называет 58,2 % верующих в Бога.
Выявить отношение к православной традиции помогают конфессиональные исследования. По данным социологических исследований, проведенных социологическим факультетом Пра-
24
вославного Свято-Тихвинского гуманитарного университета в 2008 г., верующими себя считают 71,2 % молодежи в России. Из них каждый второй себя назвал православным или христианином, 4,9 % респондентов отнесли себя к мусульманам, другие религии исповедуют лишь 1 % молодежи. Но при этом всего 3,5 % молодежи соблюдают посты, 9,4 % респондентов причащаются и исповедуются не менее одного раза в год5. Опрос показывает, что большая часть молодежи, причисляющая себя к православным верующим, не соблюдает ни постов, ни таинств. По сути, эти молодые люди являются носителями православной традиции.
Таким образом, на фоне ослабления регулятивного влияния религии на различные стороны социальной жизни значительно вырос уровень религиозности, в том числе молодежи. Однако молодежь имеет одностороннюю связь с религией. Для большинства молодых людей религиозность распространяется не дальше внутреннего мира личности. Индивидуализм стал главным критерием ее формирования. Внутренний мир молодого человека закрыт от других и считается самоценностью6. Российская молодежь уединяется, противопоставляет себя, дистанцируется от нынешней Русской православной церкви. Для кого-то это форма протеста против современного положения вещей в церкви, для кого-то — осознанно выбранный жизненный путь. Причины разные, но все они приводят к тому, что российская молодежь к религии в общем, и к православию в частности относится индивидуалистично.

30. Формирование толерантности молодежи как условие стабильности социума.

Толерантность - уважение, принятие и правильное понимание всего многообразия культур, форм самовыражения и проявления человеческойиндивидуальности

Наши рекомендации