Тема: Нравственные ценности и ориентиры. Мотивация и личность
Тема: Проблема человека в философии.
Основные вопросы:
1. Человек в античной культуре.
2. Человек и Бог в Средневековье: формирование самосознания.
3. Гуманизм и антропоцентризм эпохи Возрождения как основа формирования личностной индивидуальности.
4. Природа человека в творчестве мыслителей эпохи Нового времени.
5. Исследование субъектности человека классиками немецкой школы.
6. Природа и сущность человека в современной философии: марксизм, фрейдизм, экзистенциализм, позитивизм, прагматизм, феноменология, постмодернизм.
Методические рекомендации для подготовки к занятию:
Формы и методы проведения занятия, виды учебной деятельности студентов: групповая форма занятия, обсуждение вопросов, заслушивание рефератов.
Основные понятия:философия, индивид, человек, личность.
Основная литература:
Вечканов В.Э., Лучков Н.А. Философия. – М.: ИНФРА-М. – 136 с.-2013г.
Дополнительная литература:
1. Борисов Е.Ф. Человек и общество. Учебное пособие. Экономика – М, 2010
2. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество / Пер. с англ. – М.: Политиздат, 1992.
3. Фрейд 3. Введение в психоанализ.– М., 1989.
4. Человек и современный мир. Раздел 1. – М., 2002.
Источники в сети Интернет:
Журнал «Социология»: www.NIR.ru/socio;
Фонд «Общественное мнение» (www.fom.ru)
«Левада-центр» (www.levada.ru)
ВЦИОМ (Всероссийский центр изучения общественного мнения) (www.wciom.ru)
Московский общественный научный фонд (http://www.mpsf.org/index.htm.ru)
Центр независимых социологических исследований (http://www.indepsocres.spb.ru)
Задания для СРС:
1. Какова взаимосвязь человека и общества в понимании Платона и Аристотеля?
Семинарское занятие 2.
Тема: Нравственные ценности и ориентиры. Мотивация и личность.
Основные вопросы:
1. Потребность и интерес. Ценность.
2. Взаимосвязь потребностей, интересов, ценностей.
3. Свобода и ответственность личности.
4. Религиозный образ жизни в системе формирования ценностных ориентаций личности.
5. Мотивация как процесс. Внутреннеорганизационная и внешнеорганизационная мотивация. Механизм мотивации.
Методические рекомендации для подготовки к занятию:
Формы и методы проведения занятия, виды учебной деятельности студентов: семинар-дискуссия, обсуждение вопросов, заслушивание рефератов, презентация.
Основные понятия:мотив, ценности, интерес, потребности, свобода личности.
Основная литература:
1. Кравченко, А.И. Социология: учебник для академического бакалавриата. – М.: Юрайт. – 529 с.
2. Общая социология. Хрестоматия./под ред. Здравомыслова, А.Г., Лапина Н.И.- М.: Высшая школа.- 783с.
Дополнительная литература:
1. Берн Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных.– СПб., 1995.
2. Парсонс Т. О социальных системах. -М.: 2002.- Гл.6: Обучение социально-ролевым ожиданиям и механизмы социализации и мотивации.
Источники в сети Интернет:
Журнал «Социология»: www.NIR.ru/socio;
Фонд «Общественное мнение» (www.fom.ru)
«Левада-центр» (www.levada.ru)
ВЦИОМ (Всероссийский центр изучения общественного мнения) (www.wciom.ru)
Московский общественный научный фонд (http://www.mpsf.org/index.htm.ru)
Центр независимых социологических исследований (http://www.indepsocres.spb.ru)
Задания для СРС:
1. Творческое задание: Презентация одного из вопросов семинара.
2. Из работы И. п. Эккермана «Разговоры с Гёте».
<..» Свобода - странная вещь. Каждый может легко обрести ее, если только он умеет ограничиваться и находить caмoгo себя. И на что нам избыток свободы, который мы не в состоянии использовать?
<..» Если кто-либо имеет достаточно свободы, чтобы вести здоровый образ жизни и заниматься своим peмecлом, то это достаточно, а столько свободы имеет каждый. И потом все мы свободны только на известных условиях, которые мы должны выполнять. Бюргер так же свободен, как аристократ, если он умеет оставаться в тех границах, которые указаны ему богом и сословием, в котором он poдился. Аристократ так же свободен, как правящий князь, потому что если он при дворе соблюдает немногие придворные церемонии, то может чувствовать себя равным государю. Не то делает нас свободными, что мы ничего не признаем над собою, но именно то, что мы умеем уважать стоящее над нами. Потому что такое уважение возвышает нас самих; нашим признанием мы показываем, что носим внутри себя то, что выше нас, и тем самым достойны быть ему равными. Я во время моих путешествий часто сталкивался с северонемецкими купцами, которые думали, что они становятся равными мне, если бесцеремонно рассаживаются со мною за одним столом; но это не делало нас равными; наоборот, если бы они знали мне цeну и должным образом относились ко мне, то это подняло бы их до меня.
Вопросы:
1. Почему Гёте называет свободу «странной вещью»? В чем ее странность?
2. Как, по мнению автора, человек может обрести свободу?
3. Какие ограничения свободы допустимы, по мнению автора? Как вы oтнoситесь к рассуждениям автора?
4. В чем различия трактовок свободы в тексте параграфа и в данном документе?
Семинарское занятие 3.
Тема: Социальный нормы. Социальный контроль. Отклоняющееся поведение. (2 ч.)
Основные вопросы:
1.Социальные нормы. Классификация социальных норм.
2. Сущность социальных отклонений. Девиация и потребность общества к социальному контролю.
3. Формы девиантного поведения: алкоголизм, наркомания, проституция, суицид, «киллерство». Маргинальная среда.
4.Социальная делинквентность. Российская и международная практика прерывания общественных негативов.
5. Социальный контроль за девиантным поведением: Россия – Западная Европа – Китай - США.
Методические рекомендации для подготовки к занятию:
Формы и методы проведения занятия, виды учебной деятельности студентов: групповая форма занятия, обсуждение вопросов, заслушивание рефератов
Основные понятия: социальный контроль, социальные действия, социальная юрисдикция, девиантность, делинкветностть, маргиналы, суицид, прокурорский надзор, судебная власть, социальная функция адвокатуры, социальный взрыв, социальный конформизм, социальный протест, социальный поход, социальная «баррикада», социальный штурм, социальный нигилизм, социальный протест, социальная характеристика, социальный лидер, социальный «бунтарь», социальное государство, социальная норма, социальные санкции, аномия, самоконтроль, общественное мнение, социальная оценка.
Основная литература:
1. Кравченко, А.И. Методология и методы социологических исследований: учебник для бакалавров. – М.: - 828 с.
Дополнительная литература:
1. Борисов Е.Ф. Человек и общество. Учебное пособие. Экономика – М, 2010
2. Личность и социальные роли // Социология группы. Хрестоматия.– М., 1994.
3. Мудрик А.В. Социализация человека: учебное пособие для студентов вузов. – М.: Академия, 2004.
4. Общая социология: Учебное пособие / Под ред. А.Г. Эфендиева. – М.: ИНФРА-М, 2000.
5. Парсонс Т. О социальных системах. -М.: 2002.- Гл.6: Обучение социально-ролевым ожиданиям и механизмы социализации и мотивации.
Источники в сети Интернет:
Журнал «Социология»: www.NIR.ru/socio;
Фонд «Общественное мнение» (www.fom.ru)
«Левада-центр» (www.levada.ru)
ВЦИОМ (Всероссийский центр изучения общественного мнения) (www.wciom.ru)
Московский общественный научный фонд (http://www.mpsf.org/index.htm.ru)
Центр независимых социологических исследований (http://www.indepsocres.spb.ru)
Задания для СРС:
1. Личность в человеке есть результат борьбы. В человеке, несомненно, есть двойное я», истинное, реальное, глубокое, и «я», созданное воображением и страстями, фиктивное, тянущее вниз. Личность вырабатывается длительным процессом, выбором, вытеснением того, что во мне не есть мое «я». Душа есть творческий процесс, активность. Человеческий дух всегда должен себя трансцендировать, подыматься к тому, что выше человека. И тогда лишь человек не теряется и не исчезает, а реализует себя. Человек исчезает в самоутверждении и самодовольстве. (Бердяев Н.А.).
1) Почему личность определяется как результат борьбы? В чём суть этой борьбы?
2) Почему человек «исчезает в самоутверждении и самодовольстве»?
3. Можно ли считать личностью аморального человека или преступника? Почему?
4. Значительный интерес для социологии личности представляет концепция «пассионарности», разработанная Л.Н. Гумилевым. В своей концепции ученый классифицирует людей в зависимости от «способности поглощать биохимическую энергию живых существ» (см. Гумилев Л.Н. Ритмы Евразии. – М., 1993). Первый тип располагает достаточной энергией для удовлетворения потребностей, диктуемых инстинктом самосохранения, такой человек работает, чтобы жить. Второй тип располагает избытком энергии. Ее значительно больше, чем требуется для нормальной жизни, и человек в таком случае работает ради более высоких, идеальных целей. Этот тип человека называется «пассионарием». Третий тип человека не стремится к активной жизнедеятельности, живя за счет других, и располагает недостаточной энергией. Таких людей Гумилев называет «субпассионариями».
Основываясь на данной типологии, приведите известные вам примеры «пассионариев» и «субпассионариев» из мировой и российской истории.
Семинарское занятие 4.
Тема: Человек и социальные конфликты. (4 ч.)
Основные вопросы:
1. Понятие социального конфликта.
2.Субъекты, причины, структура и функции социальных конфликтов. Их динамика. Массовые действия.
3.Способы и методы разрешения социальных конфликтов.
4. Социальные конфликты в современной России.
Методические рекомендации для подготовки к занятию:
Формы и методы проведения занятия, виды учебной деятельности студентов: групповая форма занятия, обсуждение вопросов, заслушивание рефератов.
Основные понятия: социальный конфликт, структура конфликта, социальные нормы, массовые действия, толпа.
Логическое задание:
Дайте краткую характеристику социальных связей в следующих группах: футбольные болельщики на стадионе; учебная группа в институте; митингующие на площади; члены политической партии; дворовая компания; семья; команда КВН, нация.
Темы рефератов и докладов:
Теории социальных конфликтов.
Причины поколенческих конфликтов и пути их преодоления в современном обществе.
Способы разрешения социальных конфликтов.
Особенности социальных конфликтов в современной России.
Основная литература:
1. Козырев, Г.И. Социология: учебное пособие / Г.И. Козырев. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИД Форум, 2014. – 320 с. – (Высшее образование)
2. Самыгин, С.И. Социология: учебное пособие для бакалавров / С.И. Самыгин, А.В. Верещагина, И.В. Тумайкин. – М. – Ростов н/Д: Дашков и К; Наука Спектр, 2014. – 288 с.
Дополнительная литература:
1. Конфликтология: Учебное пособие для студентов вузов / Отв. ред.: М. Хазизянц и др.; авт-сост.: Ю.Г, Запрудский и др. – Ростов н / Д: Феникс, 2001.
2. Человек и современный мир. Раздел 1. – М., 2002.
3. Яковлев А.М. Социальная структура общества: Учебник для вузов /А.М.Яковлев. - М.: Экзамен, 2003. - 383с.
Периодические издания:
1. Гилинский Я. И. Социология девиантного поведения как специальная социологическая теория //Социс.– 1991.–№4.–С. 72–78.
Источники в сети Интернет:
Журнал «Социология»: www.NIR.ru/socio;
Фонд «Общественное мнение» (www.fom.ru)
«Левада-центр» (www.levada.ru)
ВЦИОМ (Всероссийский центр изучения общественного мнения) (www.wciom.ru)
Московский общественный научный фонд (http://www.mpsf.org/index.htm.ru)
Центр независимых социологических исследований (http://www.indepsocres.spb.ru)
Задания для СРС:
I. Согласно теории межгруппового конфликта Кэмпбелла, конфликт
интересов между группами создает отношения конкуренции и ожидание реальной угрозы со стороны другой группы. Отсюда вопросы:
1. Почему конфликт интересов стимулирует возникновение конкуренции и ожидание угрозы, а не наоборот?
2. Почему конфликт усиливает внутригрупповую солидарность, а не разъединяет группу еще больше?
3. Почему только угроза заставляет людей полнее осознать свою
принадлежность к группе? Какую роль здесь играет взаимная
зависимость членов группы?
4. Как вы понимаете выражение «увеличение непроницаемости границ группового членства»? Объясните суть на примерах из своей жизни.
Семинарское занятие 5.
Тема: Личность в системе социальных взаимодействий. (2ч.)
Основные вопросы:
1. Личность как социальная система. Структура личности. Типология личности.
2. Ролевое и статусное поведение личности.
3. Личность в обществе, подверженном кризису.
4. Подготовьте и проведите дискуссию по проблеме «Социализация как часть формирования личности». Для этого выберите одну из предложенных ниже точек зрения для представления apгументов в ее защиту. Кроме тoгo, определите, какие еще условия (кроме воспитания) необходимы для формирования личности.
- Человек изначально гpexoвeн. В процессе воздействия на нeгo необходимо исправить, очистить и спасти eгo душу. Для этого более вceгo подходят примеры святых праведников.
- Человеческая природа предопределена природным гeнoтипом. Следовательно, при любых внешних воздействиях личность проявит себя так в соответствии с предопределенной «линией судьбы».
- Человек от рождения - чистая доска (ТаЬиlа rasa) , на которой воспитатели мoгут начертать любые «письмена». Только от социального окружения зависит, какой будет личность.
- Человек формируется под влиянием звезд, в eгo гopoскопе можно «прочитать» будущую судьбу и важнейшие черты характера. Все, что предопределено звездами, сбудется, несмотря на попытки противостоять этой предопределенности.
Методические рекомендации для подготовки к занятию:
Формы и методы проведения занятия, виды учебной деятельности студентов: семинар-дискуссия, обсуждение вопросов, заслушивание рефератов.
Важно обратить внимание на понятие «личность», его соотношение с понятиями «индивид», «индивидуальность. Необходимо рассмотреть механизмы действия личности, статусно-ролевую концепцию личности, выяснить значение социализации в жизни человека и общества.
Основные понятия:индивид, личность, индивидуальность, социальный статус, социальная роль, статусный профиль, предписанный и достигаемый статусы, ролевой конфликт, социализация, образование, обучение, агент социализации, ресоциализация.
Основная литература:
1. Кравченко, А.И. Социология: учебник для академического бакалавриата. – М.: Юрайт. – 529 с.
2. Общая социология. Хрестоматия./под ред. Здравомыслова, А.Г., Лапина Н.И.- М.: Высшая школа.- 783с.
Дополнительная литература:
1. Кунцман АЛ. Социализация личности.– М, 1995.– 58 с.
2. Лапин Н.И., Беляева Л.А., Наумова Н.Ф., Здравомыслов А.Г. Динамика ценностей населения реформируемой России. – М., 1996.
3. Личность и социальные роли // Социология группы. Хрестоматия.– М., 1994.
4. Мудрик А.В. Социализация человека: учебное пособие для студентов вузов. – М.: Академия, 2004.
Источники в сети Интернет:
Журнал «Социология»: www.NIR.ru/socio;
Фонд «Общественное мнение» (www.fom.ru)
«Левада-центр» (www.levada.ru)
ВЦИОМ (Всероссийский центр изучения общественного мнения) (www.wciom.ru)
Московский общественный научный фонд (http://www.mpsf.org/index.htm.ru)
Центр независимых социологических исследований (http://www.indepsocres.spb.ru)
Задания для СРС:
I. Поместите в левый столбик термины, характеризующие предписанный статус, а в правый - достигнутый. Термины, характеризующие смешанный статус, впишите в оба столбца и подчеркните их: возраст, сын, безработный, национальность, раса, чемпион мира, олимпийский чемпион, тёща, титул графа, падчерица, врач, бабушка, инвалид, покупатель, академик.
II. Являются ли агентами социализации следующие лица:
Почтальон, надзиратель тюрьмы, продавец, диктор телевидения, учитель, водитель автобуса, священник, врач, адвокат?
III. Опираясь на идеи 3. Фрейда, П. Сорокина, а также современные теории личности, можно выделить в структуре личности 4 зоны:
Сверхсознания (сверх- Я) - сферу психики, где расположены высшие нравственные ценности.
Сознания (Я) - сферу рациональных суждений, логического мышления.
Подсознания (Оно) - сферу вытесненных желаний, запретных чувств.
Бессознательное - сферу биологических потребностей, условных и безусловных рефлексов.
К какой из этих сфер вы отнесли бы:
Восприятие. Интеллект. Память. Ощущение боли. Чувство любви. Эмоции
радости. Духовный опыт индивида. Волю. Самооценку. Веру в бога.
IV. Что такое «человек из подполья»? Кому принадлежит эта фраза?
V. Что такое: распад личности
цельная личность
ущербная личность
внутреннее Я
обезличение
Семинарское занятие 6.