Линейная организационная структура управления
РЕФЕРАТ
на тему: «Механистические и органические организационные структуры управления»
Выполнил: студент группы ЭММ – 140204
Колясников М. С.
Проверил: доцент, к.т.н., Антошечкин Б.М.
Екатеринбург 2014
РЕФЕРАТ
Реферат изложен на на 20 страницах, содержит 5 рисунков, 5 таблиц.
МЕХАНИСТИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА, ОРГАНИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА, ЛИНЕЙНАЯ СТРУКТУРА, ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА, ЛИНЕЙНО-ШТАБНАЯ СТРУКТУРА, ЛИНЕЙНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА, ДИВИЗИОНЛЬНАЯ СТРУКТУРА, МАТРИЧНАЯ СТРУКТУРА, ПРОЕКТНАЯ СТРУКТУРА.
Реферат посвящен основным типам организационных структур управления.
Рассмотрены механистические и органические структуры управления и их конкретные типы реализации. Произведено сравнение механистического и органического подходов к управлению.
Реферат предназначен для подробного рассмотрения вышеизложенных структур управления студентами ВУЗов.
СОДЕРЖАНИЕ
1 ИСТОРИЧЕСКОЕ ВСТУПЛЕНИЕ. 4
2 МЕХАНИСТИЧЕСКИЕ СТРУКТУРЫ.. 6
3 ОРГАНИЧЕСКИЕ СТРУКТУРЫ.. 14
4 ВЫВОДЫ.. 18
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 20
ИСТОРИЧЕСКОЕ ВСТУПЛЕНИЕ
Очевидным является то, что каждая организация представляет собой достаточно сложную технико-экономическую и социальную систему, отражающую ее индивидуальность и специфику. Описать эту систему возможно, если определить характер взаимодействия на каждом из ее уровней: «организация — внешняя среда», «подразделение — подразделение» или «группа — группа», «индивид — организация».
Способы взаимодействия сторон характеризуют рассматриваемую систему определенным образом и позволяют судить, насколько эффективно она справляется со своей главной задачей — организацией гармонического взаимодействия между индивидом и внешней средой. Немаловажное место в этом занимает структура организации, посредством которой или через которую это взаимодействие осуществляется.
Согласно существующей теории и практике, взаимодействие на уровне «организация — внешняя среда» может осуществляться с помощью механистического или органического подходов и соответственно организация может получить одну из этих характеристик.
Первая модель известна под названием модель механистической конструкции организации, сформировалась в конце XIX в. и получила широкое распространение в первой четверти XX в. Ее теоретической базой являются положения школы научного менеджмента. Родоначальник этого научного направления Ф. У. Тейлор рассматривал эффективность с точки зрения факторов времени и движения. Другой представитель этого теоретического направления — немецкий социолог М. Вебер выдвинул и обосновал положение, согласно которому самой эффективной формой организации является рациональная бюрократия. Если Тейлор пытался найти ответ на вопрос, как сделать так, чтобы рабочий работал как машина, то Вебер искал ответ на вопрос, что нужно сделать, чтобы вся организация работала как машина. Ответ на данный вопрос Вебер видел в разработке правил и процедур поведения в любой ситуации и прав и обязанностей каждого работника. Личность отсутствовала в веберовской концепции организации. Процедуры и правила определяли все основные виды деятельности, карьеру работников и конкретные решения и деятельность руководства.
Вебер считал, что бюрократическая система должна обеспечить скорость, точность, порядок, определенность, непрерывность и предсказуемость.
Органические организации зародились в середине XX века. Своё название органические они получили из-за сходства с организмом. Они способны изменяться.
Данная модель организации существует не так давно. Впервые понятие " Органическая модель организации " было введено в менеджмент Томом Бернсом и Джорджем Сталкером. Органическая организация стала антиподом бюрократии, которая перестала соответствовать новым условиям рынка с меняющимися адаптивными признаками.
МЕХАНИСТИЧЕСКИЕ СТРУКТУРЫ
Устойчивость и рационализм выступали приоритетными параметрами формирования бюрократических структур управления организациями уже в начале XX в. Концепция бюрократии, сформулированная тогда немецким социологом Максом Вебером, содержит следующие характеристики рациональной структуры:
- четкое разделение труда, что приводит к появлению высококвалифицированных специалистов в каждой должности;
- иерархичность уровней управления, при которой каждый нижестоящий уровень контролируется вышестоящим и подчиняется ему;
- наличие взаимоувязанной системы обобщенных формальных правил и стандартов, обеспечивающей однородность выполнения сотрудниками их обязанностей и скоординированность различных задач;
- формальная обезличенность выполнения официальными лицами должностных обязанностей;
- осуществление найма на работу в строгом соответствии с квалификационными требованиями; защищенность служащих от произвольных увольнений.
К пирамидальным бюрократическим структурам относятся: линейная, функциональная, линейно-функциональная, линейно-штабная, дивизиональные организационные структуры.
Линейная организационная структура управления
Линейная структура реализует принцип единоначалия и централизма, предусматривает выполнение одним руководителем всех функций управления, подчинение ему на правах единоначалия всех нижестоящих подразделений (рис. 1).
Рисунок 1 - Линейная структура управления.
Это одна из простейших организационных структур управления. В линейных структурах четко проявляется иерархия: во главе каждого структурного подразделения находится руководитель, наделенный всеми полномочиями, осуществляющий единоличное руководство подчиненными ему работниками и сосредоточивающий в своих руках все функции управления.
При линейном управлении каждое звено и каждый подчиненный имеют одного руководителя, через которого по одному каналу единовременно проходят все команды управления. В этом случае управленческие звенья несут ответственность за результаты всей деятельности управляемых объектов. Речь идет о пообъектном выделении руководителей, каждый из которых выполняет все виды работ, разрабатывает и принимает решения, связанные с управлением данным объектом.
В линейной структуре управления каждый подчиненный имеет своего начальника, а каждый начальник - несколько подчиненных. Такая структура функционирует в небольших организациях, а в крупных - на низшем уровне управления (секция, бригада и т.д.).
Линейная организационная структура управления имеет свои преимущества и недостатки (табл. 1).
Таблица 1 - Преимущества и недостатки линейной структуры управления.
Преимущества | Недостатки |
Единство и четкость распорядительства. Согласованность действий исполнителей. Простота управления (один канал связи). Четко выраженная ответственность. Оперативность в принятии решений. Личная ответственность руководителя за конечные результаты деятельности своего подразделения | Высокие требования к руководителю, который должен быть подготовлен всесторонне, чтобы обеспечивать эффективное руководство по всем функциям управления. Отсутствие звеньев по планированию и подготовке решений. Перегрузка информацией средних уровней из-за множества контактов с подчиненными и вышестоящими организациями. Затруднительные связи между подразделениями одного уровня. Концентрация власти на верхнем уровне управления |