Программа социологического исследования. Предварительный системный анализ объекта исследования
Метод и методология в социологическом исследовании. Техника, методика, процедуры.
Методы – набор компетенций и инструментов, обеспечивающие корректность сбора и анализа данных
Методология – последовательность процедур, реализация которых направлена на решение основной задачи (социального заказа), достижение основной цели исследования (исправление социальной проблемы)
Метод-отдельная процедура,которая требует обоснованности на каждом этапе. Методология отображает в себе уникальный опыт исследователей по конкретным содержательным направлениям.
Методология решения социальной проблемы
1. Методы разработки инструментария
2. Методы построения выборки
3. Методы сбора информации
4. Методы проведения анализа
в первом случае возникает проблема выбора инструментария.
во втором в зависимости от фин. возможностей, спецификиисследования объекта, развитой сети интервьюеров проектируются разные типы выборок. Если есть возможность получить данные об генеральной совокупности от властных структур нас. пункта, постарайтесь это сделать.
в третьем Методы сбора инф. 1) количественный:анкетирование, формализ. интервью 2) качественный: глубинки фокус-группы.
в четвертом. методы проведения анализа разнообразные от описательной статистики до сплошных видов статистического анализа.
Методологические функции теории
· ориентирующая- направляет усилия в отборе данных
· предсказательная- опирается на восстановление казуальных зависимостей в спец. области
· классифицирующая- помогает систематизировать факты, путем выявления их существенных свойств и связей.
Методы,техника,процедуры
В отличие от методологии методы и процедуры исследования — это система более или менее формализованных правил сбора, обработки и анализа доступной информации
Метод — основной способ сбора, обработки и анализа данных.
Техника — совокупность специальных приемов для эффективного использования того или иного метода.
Методика — понятие, которым обозначим совокупность технических приемов, связанных с данным методом, включая частные операции, их последовательность и взаимосвязь.
Процедурой обычно называют последовательность всех операций, общую систему действий и способов организации исследования. Это — наиболее общее, притом собирательное понятие, относимое к системе приемов сбора и обработки социологической информации.
можно добавить еще! из Ядова
Методологиейназывают систему принципов научного исследования. Именно методология определяет, в какой мере собранные факты могут служить реальным и надежным основанием знания.
С формальной точки зрения, методология не связана с сущностью знания о реальном мире, но скорее имеет дело с операциями, при помощи которых конструируется знание. Поэтому термином "методология" принято обозначать совокупность исследовательских процедур, техники и методов, включая приемы сбора и обработки данных.
Содержательное понимание методологии исходит из того, что в ней реализуется эвристическая (т. е. поисковая) функция предметной области исследования. Любая теоретическая система знания имеет смысл лишь постольку, поскольку она не только описывает и объясняет некоторую предметную область, но одновременно является инструментом поиска нового знания.
Программа социологического исследования. Предварительный системный анализ объекта исследования.
Программа исследования — это изложение его теоретико-методологических предпосылок (общей концепции) в соответствии с основными целями предпринимаемой работы и гипотез исследования с указанием правил процедуры, а также логической последовательности операций для их проверки.
Типы исследований
· Теоретико-прикладные- содействие решению соц.проблем путем разработки новых подходов к их изучению, интерпретации и объяснению.
· Прикладные- направлены на решение четкоочерченных соц. проблем, с тем, чтобы предложить контретные способы действия на определенные сроки.
Программа социологического исследования
Методологический раздел программы:
1. Формулировка проблемы, определение объекта и предмета исследования.
2. Определение цели и постановка задач исследования.
3. Уточнение и интерпретация основных понятий.
4. Предварительный системный анализ объекта исследования.
5. Развертывание рабочих гипотез.
Процедурный раздел программы:
6. Принципиальный (стратегический) план исследования.
7. Обоснование системы выборки единиц наблюдения.
8. Набросок основных процедур сбора и анализа исходных данных.
Программа дополняется рабочим планом, в котором упорядочиваются этапы работы, сроки осуществления исследования, оцениваются необходимые ресурсы и т. д.
4. Определение объекта, предмета, целей и задач социологического исследования.
Объект и предмет исследования
Объект социологии, как и других общественных наук, - социальная реальность, и потому социология - наука об обществе.
Объект социологического исследования — это то, на что направлен процесс познания.
Помимо объекта выделяется также предмет изучения, или те наиболее значимые с практической или теоретической точки зрения свойства, стороны, особенности объекта, которые подлежат непосредственному изучению.
Обычно предмет исследования содержит в себе центральный вопрос проблемы, связанный с предположением о возможности обнаружить в нем закономерность или центральную тенденцию.
Постановка такого вопроса — источник выдвижения рабочих гипотез
1. макросоциологическая
2. микросоциологическая
Цели и задачи исследования
Цель исследования ориентирует на его конечный результат, теоретико-познавательный и практически-прикладной, задачи формулируют вопросы, на которые должен быть получен ответ для реализации целей исследования Основные и частные задачи логически связаны, частные вытекают из основных, являются средствами решения главных вопросов исследования программные задачи исследования и те, что будут возникать в процессе его развертывания, в том числе и методические.
Из Ядова
Цели и задачи исследования образуют взаимосвязанные цепочки, в которых каждое звено служит средством удержания других звеньев.2
2 Конечная цель исследования может быть названа его общей задачей, а частные задачи, выступающие в качестве средств решения основной, можно назвать промежуточными целями, или целями второго порядка. В интересах однозначности терминологии мы будем различать цели, и задачи исследования в указанном смысле.
Если основная цель формулируется как теоретико-прикладная, то при разработке программы главное внимание уделяется изучению научной литературы по данному вопросу, построению гипотетической общей концепции предмета исследования, четкой семантической и эмпирической интерпретации исходных понятий, выделению научной проблемы и логическому анализу рабочих гипотез.
из рабочей книги социолога!
Объект социологического исследования — деятельность людей, занимающих определенное социальное положение, и условия, в которых эта деятельность осуществляется.
При описании объекта социологического исследования должны учитываться следующие его характеристики: профессиональная (или отраслевая) принадлежность, пространственная ограниченность (регион, город, деревня), функциональная направленность (производственная, политическая, бытовая и т. д.), временные границы. Наличие отраслевых границ позволяет сосредоточиться на наиболее важных и определяющих чертах функционирования данной социальной системы, пространственные границы конкретизируют объект с точки зрения его производственно-территориальной общности.
Временные границы конкретизируют сроки проведения исследования, связанные с особенностями производства, с его сезонным, характером (рыболовецкое, сельскохозяйственное и т. д.). При этом определяется период социологического исследования, связанный с циклами производства (рабочая смена, рабочий, день, рабочая неделя, месяц).
Если объектами социологического исследования являются деятельность людей и условия этой деятельности, то единицами наблюдения, как правило, выступают носители этой деятельности — люди.
Единицей наблюдения в социологии называется тот элемент исследуемой совокупности, в отношении которого непосредственно ведется сбор социальной информации. При этом важно различать единицы наблюдения, о которых собирается информация (единицы анализа), и единицы наблюдения, от которых поступает информация (единицы сбора).
Социологическое исследование может включать различные no-своим характеристикам единицы наблюдения. Так, в исследовании текучести рабочей силы на~ промышленном предприятии можно выделить такие единицы наблюдения, как «выбывшие рабочие», «вновь поступившие рабочие», «работающие в настоящее время на предприятии». Первые социологические исследования по текучести рабочей силы, проведенные в СССР, концентрировали свое внимание только на «совокупности выбывших рабочих». Позднее в поле внимания социологов оказались и другие единицы наблюдения, изучение которых позволило углубить представление о факторах, влияющих на текучесть рабочей силы, и выявить так называемую потенциальную текучесть.
Предметом исследования принято считать ту из сторон объекта, которая непосредственно подлежит изучению. Это наиболее значимая сторона объекта с точки зрения теории и практики. Одному и тому же социальному объекту может соответствовать несколько различных предметов исследования, каждый из которых по содержанию определяется тем, какую именно сторону объекта он отражает, с какой целью, а главное — для решения какой социальной проблемы выбран. Так, при исследовании миграционных процессов, объектом исследования является население различных территориальных единиц: республики, области, района, отдельного населенного пункта. Предметом является миграция — переселение людей из одного места проживания в другое. Цель исследования (то, ради чего проводится исследование) — оптимизация миграционных процессов в некотором районе. Задачи (то, что делается ради достижения цели или приближения к ней) — нахождение наилучших путей этой оптимизации (для практически ориентированного исследования) и установление закономерностей миграции населения (для теоретически ориентированного исследования).
Объект и предмет социологического исследования совпадают, когда перед исследователем стоит задача познания всей совокупности закономерностей функционирования и развития конкретного социального объекта. Когда же речь идет об изучении каких-либо отдельных характеристик объекта исследования, предметом становятся те стороны, которые содержат эти характеристики.
Предмет социологического исследования в конечном виде представляет собой определенную систему, которая кладется в основу решения процедурных задач, разработки методов фиксирования выделенных элементов и их связей. Элементами самой системы выступают в исследовании различного рода факторы: причины, следствия, условия, зависимости и т. д. Эти факторы подразделяются на прямые и косвенные, внутренние и внешние, объективные и субъективные и т. д. Представление предмета исследования в виде конечного набора взаимосвязанных факторов, безусловно, является известным упрощением.
Элементы и связи образуют некоторую упорядоченность, или, структуру предмета исследования. Структура означает организованность элементов как по «горизонтали» (на одном уровне), так и по «вертикали» (на разных уровнях). Уровни системы образуют се иерархию. Поскольку социальная система функционирует и развивается, можно рассматривать структуру в статике и динамике, выделяя при этом механизмы как функционирования, так и развития.
Один и тот же объект можно описать по-разному. Решение этого вопроса в каждом частном случае определяется социальной проблемой и целями социологического исследования. А от того, какие будут выделены элементы и связи, зависит, в свою очередь, и выбор средств их фиксации (методики сбора и анализа данных).
5. Наблюдения и конструкты. Проведение операционализации. Гипотезы и переменные. Латентные переменные.
Из статьи Градосельской!
Гипотеза либо система гипотез является основным элементом социологического
исследования, своего рода стержнем, на который "нанизываются" все остальные ана-
литические процедуры. "Гипотеза с полным основанием может быть названа универ-
сальной формой развития науки, предвестником великих открытий, необходимым
этапом становления глобальных научных концепций" [1]. Независимо от того, явно или
неявно формулируется гипотеза, она представляет собой предположение о связях двух
переменных в определенном контексте.
Обычно гипотезы формулируются до проведения полевого исследования. Это
позволяет преобразовать концептуальную модель в систему переменных и выработать
теоретически обоснованные объяснения. Если же переменные "придумываются" на
стадии разработки вопросника, исследователь сталкивается с гипотезами уже при
анализе данных и вынужден принимать их такими, каковы они есть. В данной статье
предлагается метод транзитивного конструирования гипотез на основе аккумули-
рованного знания о зависимостях между релевантными переменными. Иными словами,
развивая определенную исследовательскую программу, социолог может оперировать
не только содержащимися в банках социологической информации сведениями о частот-
ных распределениях, но и устойчивыми сетевыми "модулями" (цепью взаимосвязанных
переменных), представляющими собой фрагменты объяснений. В определенной
степени это метод вторичного анализа данных, однако, суть дела заключается в
"достройке" и генерализации объяснительной модели на основе готового материала -
некоторого множества установленных зависимостей, которые могут быть упорядочены
таким образом, что сформируется новое, генерализированное предположение. "Гене-
рализация освобождает исследователя от текучего многообразия впечатлений и
развертывает перед ним мир идей - социолог начинает работать не с единичными
фактами, а с идеальными классами событий" [2]. Гипотеза должна "работать" на буду-
щие исследования. Только так можно создать эмпирический базис для новых теорий.
Генерализация не только помогает избежать лишних затрат на промежуточные
эмпирические исследования, но и позволяет учесть значимые независимые перемен-
ные. В принципе, любая исследовательская работа на "переднем крае" является, как
писал Д. Прайс, некоторым дополнением к работе предшественников. Эта идея может
быть реализована в сетевой модели на основе принципа транзитивности, который в
самом общем виде формулируется следующим образом: (aRb, & bRc) -^(aRc), где a, h,
с - переменные, R - мера взаимосвязи.
Переменные
П. Лазарсфельд называет переменной любое средство, с помощью которого можно провести различия между единицами исследования. Идея заключается в том, что развитие науки обусловлено критическим анализом не просто фактов, попадающих в поле зрения исследователя, а языка, используемого для создания некоторой — пусть маленькой — картины мира. Идея Лазарсфельда заключается в понимании методологии как структуры языка исследования. Переменная – это эмпирически интерпретируемое понятие, принимающее два и более значения.
Первая задача, возникающая при проектировании социологического исследования, заключается в построении системы концептуальных переменных, через которую мы начинаем смотреть на мир. Она образуется из некоторого количества идеальных континуумов, характеризующих какое-либо свойство изучаемого объекта. Эти переменные впоследствии должны быть эмпирически проинтерпретированы и приобрести форму операциональных определений.
Переменные - латентные
Описание человеческих действий — их мотивов, целей и внешних контекстов — нацелено на постижение внутренних черт, которые недоступны непосредственному наблюдению. Иначе говоря, эти черты являются латентными. Действительно, «политические убеждения» можно с большим или меньшим успехом распознать в высказываниях, манере поведения, членстве в партиях, в некоторых внешних знаках (например, в свастике). Но сами «убеждения» себя не обнаруживают. «Интеллигентность», «предприимчивость», «рассудительность» также имеют латентную природу.
Латентны не только личностные, но и социетальные характеристики, описывающие группы, сообщества, социальные институты, образцы культуры и «ментальности».