Тема 4. Восприятие массовой коммуникации

Лекционный материал 1. Ориентация массовой коммуникации на типичного пользователя. Парадоксы восприятия. Реципиент воспринимает массовую коммуникацию как персональную. Безличность реципиента для коммуникатора и безличность коммуникатора для реципиента.

Лекционный материал 2. Закономерности восприятия: упрощённость и оперативность. Противоречивость этих тенденций. Дисгармонизация как последствие восприятия массовой коммуникации.

Семинарское занятие 1. Мотивы восприятия массовой коммуникации. Сдвиг мотивов от развлекательного к информационному.

Семинарское занятие 2. Ожидания от массовой коммуникации, их вариация и устойчивость. Ориентация на референтные группы. Восприятие инноваторов и ритуалистов. Факторы прагматического восприятия.

Тема 5. Каналы и жанры массовой коммуникации.

Лекционный материал 1. Каналы коммуникации. Кризис традиционных классификаций. Роль аудиальных и визуальных каналов коммуникации: трансляция понятий и образов. Разделение ролей: оперативная и аналитическая коммуникация. От конкуренции каналов коммуникации к конкуренции издательских домов, холдингов.

Лекционный материал 2. Жанры коммуникации. Классификация Бурдье: news и views. Виды передаваемой информации: демагогическая, догматическая, информационная, социодинамическая.

Семинарское занятие 1. Причины лидерства ТВ среди каналов коммуникации. Интеграция каналов: техническая и экономическая.

Семинарское занятие 2. Примеры жанров в практике массовой коммуникации США, Франции, РФ. Сдвиг от views к news, причины. Место news и views на рынке массовой коммуникации. Интеграция жанров внутри отдельного канала.

Тема 6. Эффективность массовой коммуникации.

Лекционный материал 1. Проблема измерения эффективности. Целевая аудитория. Максимализм коммуникаторов. Множественность факторов. Макрофакторы: статус коммуникатора, доверие аудитории к обществу, к прессе, к окружающим.

Лекционный материал 2. Влияние глобализации коммуникации. Микрофакторы: объём информационного потока, влияние расположение информации в потоке, внимание реципиента, уникальность информации, безальтернативность канала, имитация дискуссии.

Лекционный материал 3. Неустойчивые эффекты коммуникации (sleeper effect). Основные фильтры аудитории. Опыт как фильтр.

Семинарские занятия 1 и 2. Анализ материалов массовой коммуникации с целью оценки действий коммуникатора, определения целевой аудитории, оценки действенности макрофакторов и микрофакторов, указанных в лекционном материале. Анализ проходит 2 занятия на разных примерах.

Тема 7. Социологические исследования массовой коммуникации.

Лекционный материал 1. Коммуникатор и социологические способы его изучения. Статусы абстрактного коммуникатора и конкретного коммуникатора. Социоструктурный анализ коммуникативной деятельности. Анализ дистанции "коммуникатор-аудитория": статусная дистанция, интеллектуальная, психологическая. Содержание информации и методика его анализа.

Лекционный материал 2.Контент-анализ: исследование объёма сообщения, частот контактов, направленности и интенсивности (заострение – сглаживание) оценок. Исследование аудитории – соотношение массовых опросов и "малых" качественных методов. Проблема рейтинга аудитории. Электронные способы измерения коммуникации, проблемы их внедрения и использования.

Семинарское занятие 1. Анализ материалов массовой коммуникации с целью измерения элементарных показателей анализа содержания: объёма, частот использования ключевых слов, направленности и эмоциональности оценок, заострения - сглаживания содержания.

Семинарское занятие 2. Анализ примеров исследований массовой коммуникации - поиск связи между компонентами исследования: цели, задачи, гипотезы, выбор метода. Требования к публикации результатов опросов.

Наши рекомендации