Конфликты в сфере культуры
Рассмотрим каждую группу конфликтов более подробно.
1. Конфликт между отдельными личностями. В основе этого конфликта находятся такие противоречия, которые возникают между отдельными людьми.
Источники и средства разрешения такого конфликта связаны с общением между людьми.
2. Конфликт между личностью и обществом. Он затрагивает производство, распределение товаров и услуг, контроль за поведением людей, необходимый для поддержания целостности общества. Может выражаться в отношении человека к своей деятельности, к труду и приводить к отчуждению от них.
3. Конфликт между социальными общностями, группами и слоями.
Конфликтная ситуация заключается в противоборстве групп, преследующих несовместимые цели. Источником противоположных интересов этих групп являются общественные потребности, поэтому возникновение конфликтов прямо связано с возможностью удовлетворения этих потребностей.
Непрерывные изменения в общественной системе служат источником конфликта между организационными структурами и между людьми. На это обращают внимание французские социологи, изучающие общественное мнение с помощью анализа социальных конфликтов математическими, этнологическими и социоп-сихологическими методами (см.; Пажес Ж. -П. Конфликты и общественное мнение // Социс. 1991. № 7. С. 107). Вместе с тем сам конфликт может воздействовать на изменение в общественной системе.
4. Конфликты на межнациональном и межгосударственном уровне. Они могут иметь такие проявления, как:
— аномия — разрушение культурного единства из-за отсутствия четких социальных норм. Причины анемии — ослабление влияния религии и политики, растущее значение торгово-промышленного класса, что вызывает распад когда-то прочной системы нравственных ценностей;
— культурное запаздывание. Оно происходит, когда изменения материальной сферы производства опережают возможности нематериальной культуры (обычаи, философские системы, законы и формы правления). В результате возникает постоянное несоответствие материальной и нематериальной культуры, что порождает множество социальных проблем;
— господство чужой культуры, которое имело место в доиндустриальных обществах, колонизированных европейскими нациями. Когда европейские ценности наложились на местные, то результатом явилось неестественное и чреватое конфликтами смешение двух культур
18.Этапы протекания конфликтов
Анализ содержания и особенностей протекания социального конфликта
целесообразно проводить по трем основным стадиям:
- предконфликтная ситуация;
- непосредственно конфликт;
- стадия разрешения конфликта.
Предконфликтная ситуация.
Ни один социальный конфликт не возникает мгновенно. Эмоциональное напряжение, раздражение и злость обычно накапливаются в течение некоторого времени. Предконфликтная стадия иногда затягивается настолько, что забывается первопричина столкновения - это период, в который конфликтующие стороны оценивают свои ресурсы, прежде чем решиться на агрессивные действия или отступать.
Первоначально каждая из конфликтующих сторон ищет пути достижения целей избежания фрустрации без воздействия на соперника. Этот момент в предконфликтной стадии называется идентификацией.
Непосредственно конфликт.
Эта стадия характеризуется, прежде всего, наличием инцидента, т.е. социальных действий, направленных на изменение поведения противника. Это активная, деятельная часть конфликта.
Действия, составляющие инцидент, могут быть различными. Их можно разделить на две группы, каждая из которых имеет в своей основе специфическое поведение людей.
К первой группе относятся действия соперников в конфликте, носящем открытый характер. (Словесные прения, экономические санкции, физическое воздействие, политическая борьба и т.п.)
Ко второй группе относятся скрытные действия соперников в конфликте.
Основным образом действия в скрытом внутреннем конфликте является рефлексивное управление. Это способ управления, когда основания для принятия решения передаются одним из действующих лиц другому. Один из соперников пытается передать и внедрить в сознание другого такую информацию, которая заставляет этого другого действовать так, как выгодно тому, кто передал данную информацию.
Разрешение конфликта.
Внешним признаком разрешения конфликта может служить завершение инцидента. Именно завершение, а не временное прекращение. Устранение, прекращение инцидента - необходимое, но недостаточное условие погашения конфликта. Часто, прекратив активное конфликтное взаимодействие, люди продолжают переживать фрустрирующее состояние, искать его причину. И тогда угаснувший было конфликт вспыхивает вновь.
Разрешение социального конфликта возможно лишь при изменении конфликтной ситуации.
Общество, каждая функционирующая в нем организация, каждый социальный институт представляют собой регулируемые и управляемые социальные системы.
Под социальным управлением понимается основанное на достоверном знании систематическое воздействие субъектов управления (управляющей подсистемы) на социальный объект (управляемую подсистему), в качесве каковой может выступать общество в целом и его отдельные сферы: экономика, политика, социальная, духовная сфера или определенные звенья (предприятия, фирмы, банки, организации и тп.), с тем, чтобы обеспечить сохранение их качественной специфики и целостности, иъ нормальное функционирование, совершенствование и развитие, успешное движение к заданной цели.
19.Особенности социального управления в современном обществе.
Современное управление характеризуется следующими важными принципами:
1. принцип органической взаимообусловленности и целостности субъекта и объекта управления. Т.е. управление как процесс целенаправленного воздействия субъекта на объект (коллектив, организация, система, информация и т.п.) должно составлять единую комплексную систему, имеющую одну цель, связь с внешней средой, обратную связь с внешней средой, обратную связь от цели к действию.
2. Принцип государственной законности системы управления организацией, фирмой, учреждением.
3. Принцип обеспечения внутренней правовой регламентации создания, функционирования и развития фирмы (организации, учреждения и т.п.).
4. Принцип найма руководителя (принимать: выбирать или назначать).
5. Принцип единства специализации и унификации процессов управления. Специализация повышает его эффективность, но должна дополняться универсализацией.
6. Принцип многовариантности управленческих решений. (одно из многих возможных).
7. Принцип обеспечения устойчивости системы по отношению к внешней среде.
8. Принцип мобильности процесса управления (быстро приспосабливаться к условиям изменения внешней и внутренней среды организации).
9. Принцип автоматизации управления. Чем выше уровень автоматизации управления, тем выше уровень его качества.
10. Принцип единства руководства: в одной организации должны функционировать один руководитель и одна программа для совокупности операций, преследующих одну и те же цель.
20.Характерные особенности социологического исследования, его структура, функции и виды.
Социологическое исследование – это тщательно продуманное и хорошо организованное изучение и решение актуальной социальной проблемы. Перед социологами в их работе возникает множество разнообразных проблем: как происходит общественная трансформация, меняются ценности, кто поддерживает рыночные реформы, насколько волную современную молодежь экономические проблемы и т.д.
Стратегия социологического исследования представляет собой творческое применение системного похода к определению цели данного исследования, формулированию вытекающих из него задач, выявлению необходимых для их решения кадровых, финансовых, технических и иных ресурсов, а также к определению последовательности этапов (шагов) на пути к достижению стратегической цели.
После определения объекта и предмета исследования определяются его цели и задачи. Цель исследования ориентирует на получение его конкретного результата, а задачи предусматривают формулировки вопросов, на которые должны быть получены ответы для реализации целей исследования.
Затем уточняются и интерпретируются основные понятия. После этого следует эмпирическая интерпретация понятий, т.е. выявление их эмпирических значений, признаков, а также реальных свойств, характерных черт, событий и явлений, отражаемых употребляемыми в исследовании понятиями.
Следующим этапом является установление возможности изменений и новых тенденций в развитии изучаемого объекта.
В след за этим этапом должно быть выявление возможных путей, способов и средств совершенствования управленческого воздействия на изучаемые социальные явления, процессы и события. Основное внимание уделяется выработке научно обоснованных рекомендаций, применение которых в практической работе управленческих структур способно привести к более эффективной деятельности последних.
Программа социологического исследования – это систематизированное изложение теоретико-методологических предпосылок, общей концепции исследовательского проекта в соответствии с основными целями и задачами предпринимаемой работы, методических и процедурных основ ее выполнения, выдвигаемых гипотез и логически последовательных операций для их проверки. Программа содержит ответы на вопросы что надо делать, как выполнить задуманное, какой потенциал использовать. Программа социологического исследования выполняет три функции:
1. Теоретико-методологическая, призванная определить требующую своего разрешения научную проблему и наметить основные принципы ее решения,
2. Методическая функция заключается в определении способов сбора эмпирических данных, описания и интерпретации ожидаемых результатов,
3. Организационная функция состоит в планировании деятельности исследовательского коллектива с определением видов предлагаемых результатов по каждому из намеченных этапов.
Методы социологических исследований - способы построения и обоснования социологического знания.
Методы социологических исследований включают:
- методы сбора информации: наблюдение, опрос, анализ документов, эксперимент и др.;
- методы обработки и анализа данных: факторный, латентно-структурный, корреляционный, регрессивный, дисперсионный анализ, ранжирование, шкалирование, индексирование и т.д.;
- методы построения теории: дедуктивный, индуктивный, сравнительный, причинный, структурно-функциональный, генетический, идеографический и др.
21.Методы социологических исследований
Анаскопия - предложенный Т.Гайгером метод социологического описания и объяснения поведения социальных групп с точки зрения составляющих их индивидов.
Архивное исследование - исследование существующих исторических свидетельств и документов, составленных или хранимых другими лицами или организациями.
Биографический метод - в социологии - метод исследования личных документов представителей определенной группы лиц для выявления взаимосвязей между их установками и социальной средой.
Идиографический метод - индивидуализирующий метод, заключающийся в описании объекта в его неповторимой уникальности, интерпретирующий исторические факты на основе их отнесения к той или иной ценности.
Интент-анализ - исследования речи, позволяющие:
- реконструировать интенции говорящего по его речи;
- раскрыть скрытый подтекст выступлений, недоступный при других формах анализа.
Контент-анализ - количественный анализ книг, эссе, интервью, дискуссий, газетных статей, исторических документов и других текстов и текстовых массивов с целью последующей содержательной интерпретации выявленных числовых закономерностей.
Контент-анализ - по А.Г.Здравомыслову - научно обоснованный метод чтения между строк.
Матричные модели - в социологии - прямоугольные таблицы (матрицы), элементы которых отражают взаимосвязи свойств социальных объектов.
Метод переводных оценок - по С.Кумбсу - метод шкалирования, состоящий в ранжировании заданных объектов респондентом с целью выявления его установки.
Социальный эксперимент - метод изучения социальных явлений и процессов, осуществляемый путем наблюдения за изменением социального объекта под воздействием факторов, которые контролируют и направляют его развитие. Социальный эксперимент предполагает:
- внесение изменений в сложившиеся отношения;
- контроль за влиянием изменений на деятельность и поведение личности и социальных групп;
- анализ и оценку результатов этого влияния.
Социологическое наблюдение - метод сбора первичной социологической информации.
В социологии различают:
- формализованные и неформализованные наблюдения;
- включенные и невключенные наблюдения;
- полевые, лабораторные и лабораторно-полевые наблюдения;
- систематические, эпизодические и случайные наблюдения.
Сравнительный метод - в социологии - метод, с помощью которого выявляются сходства и различия между рассматриваемыми явлениями в одном обществе, в обществах одного типа и в разных исторических типах обществ с целью установления общих и специфических для них характеристик и закономерностей.
Различают две разновидности сравнительного метода: кросс-культурный и сравнительно-исторический метод.
Разновидности опросов.
Существуют два больших класса опросных методов: интервью и
Анкетные опросы.
Интервью - проводимая по определенному плану беседа,
предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом
(опрашиваемом), причем запись ответов последнего ведется либо
интервьюером (его ассистентом), либо механически (на пленку).
Опрос по анкете.
Этот метод предполагает жестко фиксированный порядок,
содержание и форму вопросов, ясное указание способов ответа, причем
они регистрируются опрашиваемым либо наедине с собой (заочный
опрос), либо в присутствии анкетера (прямой опрос).
22.Анализ документов как метод сбора социологической информации.
Анаскопия - предложенный Т.Гайгером метод социологического описания и объяснения поведения социальных групп с точки зрения составляющих их индивидов.
Архивное исследование - исследование существующих исторических свидетельств и документов, составленных или хранимых другими лицами или организациями.
Биографический метод - в социологии - метод исследования личных документов представителей определенной группы лиц для выявления взаимосвязей между их установками и социальной средой.
Идиографический метод - индивидуализирующий метод, заключающийся в описании объекта в его неповторимой уникальности, интерпретирующий исторические факты на основе их отнесения к той или иной ценности.
Интент-анализ - исследования речи, позволяющие:
- реконструировать интенции говорящего по его речи;
- раскрыть скрытый подтекст выступлений, недоступный при других формах анализа.
Контент-анализ - количественный анализ книг, эссе, интервью, дискуссий, газетных статей, исторических документов и других текстов и текстовых массивов с целью последующей содержательной интерпретации выявленных числовых закономерностей.
Контент-анализ - по А.Г.Здравомыслову - научно обоснованный метод чтения между строк.
Матричные модели - в социологии - прямоугольные таблицы (матрицы), элементы которых отражают взаимосвязи свойств социальных объектов.
Метод переводных оценок - по С.Кумбсу - метод шкалирования, состоящий в ранжировании заданных объектов респондентом с целью выявления его установки.
23.Виды социологического опроса (анкетный опрос, интервьюирование, экспертные оценки, социометрический опрос, тестирование). Разновидности опросов.
Существуют два больших класса опросных методов: интервью и
Анкетные опросы.
Интервью - проводимая по определенному плану беседа,
предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом
(опрашиваемом), причем запись ответов последнего ведется либо
интервьюером (его ассистентом), либо механически (на пленку).
Имеется множество разновидностей интервью.
1) По содержанию беседы различают документальные интервью
(изучение событий прошлого, уточнение фактов) и интервью мнений,
цель которого - выявление оценок, взглядов, суждений; особо
выделяются интервью со специалистами-экспертами, причем организация
и структура интервью со специалистами существенно отличается от
обычной системы опроса.
2) По технике проведения - делятся на свободные,
нестандартизованные и формализованные ( а также
полустандартизованные) интервью.
Свободные - длительная беседа (несколько часов) без строгой
детализации вопросов, но по общей программе (“путеводитель
интервью”). Такие интервью уместны на стадии разведки в
формулятивном плане исследования.
Стандартизованные интервью предполагают, как и
формализованное наблюдение, детальную разработку всей процедуры,
включая общий план беседы, последовательность и конструкцию
вопросов, варианты возможных ответов.
3) В зависимости от особенностей процедуры интервью может
быть интенсивным (“клиническим” т.е. глубоким, длящимся иногда
часами) и фокусированным на выявление достаточно узкого круга
реакций опрашиваемого. Цель клинического интервью - получить
информацию о внутренних мотивах, побуждениях, склонностях
опрашиваемого, а фокусированного - извлечь информацию о реакциях
субъекта на заданное воздействие. С его помощью изучают, например,
в какой мере человек реагирует на отдельные компоненты информации
(из массовой печати, лекции и т.п.). Причем текст информации
предварительно обрабатывают контент-анализом. В фокусированном
интервью стремятся определить, какие именно смысловые единицы
анализа текста оказываются в центре внимания опрошенных, какие - на
периферии, и что вовсе не осталось в памяти.
4) Так называемые ненаправленные интервью носят
“терапевтический” характер. Инициатива течения беседы принадлежит
здесь самому респонденту, интервьюер лишь помогает ему “излить
душу”.
5) Наконец, по способу организации интервью делятся на
групповые и индивидуальные. Первые применяются относительно редко,
это планируемая беседа, в процессе которой исследователь стремиться
вызвать дискуссию в группе. методика проведения читательских
конференций напоминает данную процедуру. Телефонные интервью
используются для быстрого зондажа мнений.
Опрос по анкете.
Этот метод предполагает жестко фиксированный порядок,
содержание и форму вопросов, ясное указание способов ответа, причем
они регистрируются опрашиваемым либо наедине с собой (заочный
опрос), либо в присутствии анкетера (прямой опрос).
Социометрический опрос
— метод сбора Первичной информации, используемый в социологии и социальной психологии для изучения структуры межличностных отношений в малых (контактных) социальных группах. Социометрический опрос является одним из самых распространенных социометрических методов. В процессе социометрического опроса используется опросный лист, где каждый член группы должен указать свое отношение к другим членам группы по различным вытекающим из задач исследования критериям (с точки зрения совместной работы, проведения досуга, участия в решении деловой проблемы и т.п.). Иными словами, респондентам предлагается выбрать по тем или иным социометрическим критериям одного или нескольких человек исследуемой малой группы. Примером социометрического опроса является опрос членов производственной бригады с помощью анкеты, включающей вопросы типа «Кого из членов Вашей бригады Вы оставили бы в ней, если бы бригада формировалась заново?» В ответ на каждый вопрос респонденты должны указать номера членов бригады (из врученного им вместе с анкетой списка). Вопросы социометрического теста могут существенно различаться в зависимости от целей исследования. Так, например, если нужно выявить делового лидера, то они касаются совместного выполнения задания, обращения за профессиональным советом и т.п.; если лидера эмоционального, то речь идет о выборе компаньона для совместного отдыха, откровенной беседы.
Социометрический опрос отличается от других видов социологического исследования характером исходных данных, способами их представления, процедурой опроса и методами анализа собранной информации. В отличие от других видов опроса результатом измерения (ответом на вопрос) является здесь не характеристика респондента, а отношение между респондентами. Ответы всех членов группы на конкретный социометрический вопрос порождают определенную структуру отношений: каждому члену группы ставится в соответствие один или несколько других ее членов. Это отличие приводит к возникновению специальных способов представления собранных данных. Полученная в результате опроса структура представляется в виде особого рисунка (социограммы) или таблицы (социоматрицы).
тестирование
(от англ. test — опыт, проба) — метод психологической диагностики, использующий стандартизированныевопросы и задачи (тесты), имеющие определенную шкалу значений. Применяется для стандартизированногоизмерения индивидуальных различий. Существуют три основные сферы Т.: а) образование — в связи сувеличением продолжительности обучения и усложнением учебных программ; б) профессиональнаяподготовка и отбор — в связи с увеличением темпа роста и усложнением производства; в) психологическоеконсультирование — в связи с ускорением социодинамических процессов. Т. позволяет с известнойвероятностью определить актуальный уровень развития у индивида необходимых навыков, знаний,личностных характеристик и т. д. Процесс Т. может быть разделен на три этапа:
1) выбор теста (определяется целью Т. и степенью достоверности и надежности теста);
2) его проведение (определяется инструкцией к тесту);
3) интерпретация результатов (определяется системой теоретических допущений относительно предметаТ.).
На всех трех этапах необходимо участие квалифицированного психолога.
24. Социологическое наблюдение и социальный эксперимент в социологии.
Социальный эксперимент - метод изучения социальных явлений и процессов, осуществляемый путем наблюдения за изменением социального объекта под воздействием факторов, которые контролируют и направляют его развитие. Социальный эксперимент предполагает:
- внесение изменений в сложившиеся отношения;
- контроль за влиянием изменений на деятельность и поведение личности и социальных групп;
- анализ и оценку результатов этого влияния.
Социологическое наблюдение - метод сбора первичной социологической информации.
В социологии различают:
- формализованные и неформализованные наблюдения;
- включенные и невключенные наблюдения;
- полевые, лабораторные и лабораторно-полевые наблюдения;
- систематические, эпизодические и случайные наблюдения.
25.Обработка и анализ социологических данных.
Заключительный этап эмпирического социологического исследования предполагает обработку, анализ и интерпретацию данных, получение эмпирически обоснованных обобщений, выводов и рекомендаций.
Обработка данных включает в себя следующие компоненты:
Редактирование и кодирование информации. Основное назначение этого шага состоит в унификации и формализации той информации, которая была получена в ходе исследования.
Создание переменных. Собранная на основании анкет информация в ряде случаев прямо отвечает на те вопросы, которые необходимо решить в исследовании. Вопросы получили форму индикаторов в процессе операционализации. Сейчас же необходимо провести обратную процедуру, то есть перевести данные в форму, которая бы отвечала на вопросы исследования.
Статистический анализ. Этот шаг является ключевым в процессе анализа социологических данных. В ходе статистического анализа выявляются некоторые статистические закономерности и зависимости, которые позволяют социологу сделать определенные обобщения и выводы. Для проведения статистического анализа социологи используют большое число различных математических методов, позволяющих полно и всесторонне анализировать собранную информацию. В современной социологии для этой цели активно применяются ЭВМ, дополненные программами математико-статистической обработки.
В зависимости от методов получения первичной информации возможно применение различных приемов обработки и анализа данных. Так, если социолог определенную часть информации извлекает из документальных источников, то он использует два основных метода анализа документов. Неформализованный (традиционный) и формализованный (контент-анализ). Традиционный анализ основан на восприятии, понимании, осмыслении и интерпретации содержания документов в соответствии с целью исследования. Формализованный анализ документальных источников (контент-анализ - анализ содержания) рассчитан на извлечение социологических информации из больших массивов документальных источников, недоступных традиционному интуитивному анализу. Он основан на выявлении некоторых количественных статистических характеристик текстов (или сообщений). При этом предполагается, что количественные характеристики содержания документов отражают некоторые существенные черты изучаемых социальных явлений и процессов.
Формализованный анализ документов основан на стандартизации процедур поиска, определения в содержании документа единиц счета, которыми могут быть отдельные слова (термины, географические названия, имена политических деятелей и т.д.), суждения, выраженные и виде предложений, абзацев, фрагментов текстов и т.д., а также различные виды публикаций (по жанру, типу авторов, темам и т.п.). Единицы счета определяются в зависимости от целей социологического исследования.
При обработке и анализе данных, полученных методом опроса, широко применяются методы ранжирования, шкалирования, корреляции и др. Так, ранжирование - это процедура установления относительной значимости (предпочтительности) исследуемых объектов на основе их упорядочивания. Ранг - это показатель, характеризующий порядковое место оцениваемого объекта в группе и других объектов, обладающих существенными для оценки свойствами. Для каждого объекта вычисляют сумму рангов, полученную от всех экспертов, затем упорядочивают эту сумму. Ранг 1 присваивают объекту, получившему наименьшую сумму, самый низкий ранг - объекту с наивысшей суммой. Ранжирование дополняется, как правило, другими методами экспертных оценок. Шкалирование и основные виды шкал были рассмотрены ранее в настоящей главе.
Завершается эмпирическое социологическое исследование формированием выводов, предложений и рекомендаций. Выводы, предложения и рекомендации должны носить конкретный, реалистический характер, иметь необходимые обоснования в материалах исследования, подтверждаться документальными и статистическими данными.
Полученные с ЭВМ социоматрицы, а затем сведенные в таблицы или отображенные при помощи графиков и рисунков результаты социологического исследования являют собой числовые величины, пригодные для выводов о характере и признаках изучаемого явления. Однако без исследователя эти выводы не могут быть сделаны. Поэтому первое условие, позволяющее должным образом использовать социологические данные, - их всестороннее и правильное объяснение, именуемое социологами интерпретацией. Интерпретацию результатов исследования нельзя осуществить “умом” ЭВМ. Отсюда следуют важные методологические положения:
характер оценки и интерпретации социологических данных большей частью предопределен уже на стадии концептуального “оформления” исследования, то есть на этапе интерпретации и операционализации основных понятий, когда выяснились качественные характеристики изучаемого явления;
полнота “съема” той информации, что содержат в себе таблицы и схемы, ее логическая обработка и интерпретация всецело зависят от глубины знания исследователем объекта и предмета, с которыми он имеет дело;
большое значение для умелой интерпретации социологических данных имеет социальный опыт исследователя, его склонность к анализу и обобщению широкой, изначально весьма мозаичной эмпирической информации.
В конечном счете, это и определяет глубину, социальную обоснованность тех выводов и рекомендаций, которым суждено быть использованными в повседневной социальной практике.
Дать единые правила того, как интерпретировать тот или иной результат социологического исследования, трудно. В каждом конкретном случае интерпретация осуществляется усилиями коллектива людей, опытными социологами. Она связывается с объективными и субъективными факторами, действующими в обследованной группе населения или регионе, опирается не только на итоги проведенного социологического исследования, но и на статистический материал, результаты других исследований. Одним словом, на все то, что позволяет проверять и уточнять правильность интерпретации полученных результатов, усиливать степень обоснованности сформулированных на их основе выводов.
Однако отсутствие возможности дать единые правила истолкования данных исследований вовсе не означает, что в таком деле можно беспредельно фантазировать. Границы творческой фантазии здесь устанавливает требование общей логики интерпретации. Она состоит в превращении социологических данных в показатели. Эти показатели уже не просто какие-то числовые величины (процент, средняя арифметическая, дисперсия и т.д.), а социологические данные, получившие оценку путем их соотнесения с первоначальными замыслами исследователя (целью и задачами исследования), его знаниями, опытом. Всякий показатель есть, образно говоря, венец интерпретации и несет определенную смысловую нагрузку, указывает на направленность последующих выводов и рекомендаций.
Из сказанного следует два принципиальных вывода.
Во-первых, сами по себе полученные данные показателями не являются, а представляют собой лишь обобщенные по заданным логическим и математическим правилам числовые величины, которым еще только предстоит приобрести определенное, то есть стать показателем (чего-то).
Во-вторых, каждая числовая величина может быть проинтерпретирована с различных точек зрения (в том числе, с позиций разных теоретических парадигм), а посему обладать свойством многозначности. Например, данные, из которых видно, что 90% студентов регулярно посещают занятия, могут выступить в качестве показателя не только уровня посещаемости занятий, но и одновременно отношения студентов к ним, либо уровня организации занятий и т. д. Или, данные о том, что в выборах готовы участвовать 60% электората могут служить показателем политической активности либо пассивности масс, отношения (индифферентности) государства, к своим гражданским правам. Именно поэтому исходная позиция исследователя строго предопределена задачами исследования.
Итак, социологические данные превращаются в показатель только в том случае, если исследователь “вносит” в них содержательный смысл, то есть соотносит их с изучаемой проблемой, с наиболее важными сторонами объекта и предмета исследования. Отклонение от этих требований чревато ошибочными выводами, ибо ведет к конструированию показателя, не связанного с первоначальными замыслами исследователя либо неверно объясняющего действительное значение полученных результатов.
В процессе логического превращения усредненных числовых величин в показатели большое значение имеют ранее выдвинутые гипотезы. Именно на стадии интерпретации социологических данных сказывается вся важность и практическая значимость глубоко продуманных гипотез. Характер проверки гипотез в прикладной социологии предопределен видом исследования. Например, в разведывательном исследовании гипотеза проверяется непосредственно(путем соотнесения предполагаемого утверждения с выявленной в результате исследования числовой величиной). Так, истинность утверждения: “Большинство аудитории осталось удовлетворенной прослушанной лекцией” - считается доказанной однозначно, если в результате опроса положительную оценку лекции высказали более 50% опрошенных.
В свою очередь, процедура проверки гипотез в описательном и аналитическом исследованиях более сложная. В описательном исследовании она предполагает интерпретацию усредненных величин полученных на основе обобщения характеристик разнородного по составу объекта анализа. Такие величины носят довольно неопределенный характер. Последнее обстоятельство, как правило, затрудняет однозначную интерпретацию социологических данных, а, следовательно, и четкую формулировку выводов, доказывающих или опровергающих гипотезу.
Порой вокруг этих данных разгораются даже жаркие споры, ибо, по мнению одних, они носят позитивный характер, по мнению других - негативный, третьи же не улавливают в них ни того, ни другого. Такова уж одна из особенностей результатов социологического исследования - диапазон их интерпретации довольно широк. И надо обладать определенными знаниями, способностями (прежде всего развитым аналитическим мышлением, социологической культурой), чтобы уверенно ориентироваться в полученном эмпирическом материале, делать на его основе правильные выводы, связывая их с практическим значением текущих и перспективных задач.
Например, если мы получили результат, согласно которому 40% опрошенных активно участвуют в экологическом движении, он не несет в себе одновременно информацию о том, кто эти люди, каковы их социально-демографические и другие характеристики. Поэтому усредненные величины - это лишь первая ступень на пути выделения однородных подгрупп в опрошенной совокупности.
Для того чтобы результаты описательного исследования превратились в показатель, их также надо оценивать. Эта процедура всегда выполняется в форме соотнесения социологических данных:
либо со знаниями и установками исследователя;
либо между собой;
либо с некоторым “родственным” внешним признаком. Рассмотрим три названных вида соотнесения (оценки) подробнее. В тех случаях, когда требуется превратить в показатель некоторую среднюю величину, а ее сравнение с другими величинами затруднено, единственный “эталон” оценки - позиция исследователя по поводу изучаемой проблемы.
Обратимся к примеру. Допустим, в результате проведенного социологического исследования было выявлено, что 60% опрошенных удовлетворены новой формой организации труда, введенной, скажем, три месяца назад в практику того или иного предприятия. Возникает вполне закономерный вопрос, как интерпретировать этот показатель. Либо так: “Число удовлетворенных за относительно короткий срок функционирования нововведения достигло уже 60%, что, несомненно, является важным показателем эффективности предпринятых усилий по его внедрению”. Либо так: “Данные исследования показывают, что, несмотря на затраченные усилия по внедрению новой формы организации труда, удовлетворенность ею выразили менее двух третей опрошенных, это свидетельствует о наличии каких-то просчетов в нововведении”.
Данный пример наглядно демонстрирует, что для однозначной оценки усредненной числовой величины важную роль играет позиция исследователя, основанная на знании конкретной обстановки, которая вызвала к жизни проведение самого исследования.
Один из наиболее распространенных способов интерпретации данных в описательном исследовании - сравнение рядов распределения по относительно однородным подгруппам, выделенным в обследованной совокупности. Оно может быть осуществлено двумя путями: внутренним и внешним соотнесением. Под внутренним соотнесением понимают сравнение между собой элементов числового ряда, а под внешним соотнесением - сравнение двух или нескольких рядов распределения, построенных по двум или более признакам, из которых один обязательно общий для соотносимых рядов (например, можно сравнить распределение разных электоральных групп - являющихся сторонниками какого-то политического движения и не являющихся его сторонниками - по одному и тому же признаку: готовности принять участие в выборах).