Социальные общности и группы

Социальная структура общества.

Понятие социальной структуры общества.

Социальные общности и группы.

Социальные институты.

Социальная роль и социальный статус человека.

Совокупность социальных общностей и система взаимосвя­зей и отношений между ними составляют социальную структуру общества. Отношения между социальными группами регулируются, упорядочиваются социальными институтами, действующими во всех сферах жизни обще­ства. Таким образом, можно сказать, что социальная струк­тура общества — это совокупность взаимосвязанных и вза­имодействующих социальных групп и институтов.

Социальная структура общества часто рассматривается в аспекте разделения общества по классовому, демографи­ческому, территориальному признакам. В этом случае речь идет о социально-классовой, социально-демографической, социально-территориальной структуре общества.

Социально-классовая структура общества подразумевает разделение общества на классы - это совокупность групп, которые характеризуются определенным местом и ролью в материальном, духовном производстве и в политической жизни, а также определенный характер отношений между членами этих групп. Традиционно ядром социально-клас­совой структуры считалось классовое деление общества. Оп­ределение понятия «класс» дано в работе В. И. Ленина «Ве­ликий почин». Классами названы большие группы людей, различающиеся по месту в исторически определенной сис­теме общественного производства, по их отношению к сред­ствам производства, по их роли в общественной организа­ции труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Необходимо отметить, что некоторые ученые считают классовый подход устаревшим, неприменимым к современному обществу, социальная структура которого значительно усложнилась.

В основе социально-демографической структуры об­щества лежит его разделение на группы по возрастному, по­ловому признакам. Это прежде всего такие группы как мо­лодежь, пенсионеры, женщины, мужчины и др. Каждая из этих групп сталкивается с серьезными социальными про­блемами. В частности, для молодежи весьма остро стоят проблемы трудоустройства, преступности, наркомании, СПИДа.

В основе социально-территориальной структуры обще­ства лежит его разделение на территориальные общности разного типа (городские, сельские, поселковые и др.). Тер­риториальные общности действуют в различающихся усло­виях природной и искусственной среды, различно их исто­рическое прошлое. Все это создает неравные условия для жизни и развития людей, особенно если сопоставить жизнь в деревне и мегаполисе. Территориальные общности разли­чаются социальным составом населения, уровнем его обра­зования, общей культуры и профессиональной подготовки. Из неравномерности развития территориальных структур вытекают многие социальные проблемы, такие как нерав­номерность в обеспеченности населения жильем, больница­ми, клубами, театрами, разные возможности получить об­разование и достойную работу, разная доступность к объектам социально-экономической инфраструктуры.

Социальные общности и группы.

Вся история жизни людей — это история их взаимо­отношений и взаимодействия с другими людьми. В ходе этих взаимодействий формируются социальные общности и группы.

Наиболее общим понятием является социальная об­щность — совокупность людей, характеризующаяся относительной целостностью и выступающая самостоятельным субъектом исторического и социального действия.

В современной социологии выделяется несколько типов общностей. Прежде всего, номинальные общности — совокупности людей, объединенных общими социальными признаками, которые устанавливает ученый-исследователь для реше­ния поставленной им научной задачи. К примеру, быть могут объединены люди одного цвета волос, кожи, любя­щие спорт, коллекционирующие марки, проводящие отдых на море, причем, все эти люди могут никогда не вступать в контакт между собой.

Массовые общности — это реально существующие сово­купности людей, случайно объединенных общими услови­ями существования и не имеющих устойчивой цели вза­имодействия. Типичными образцами массовых общностей являются болельщики спортивных команд, поклонники эстрадных звезд, участники массовых политических движений. Чертами массовых общностей можно считать случайность их возникновения, временность и неопреде­ленность состава.Одним из видов массовой общности является толпа. Французский социолог Г. Тард определял толпу как множество лиц, собравшихся в одно и то же время в определенном месте и объединенных чувством, ве­рой и действием. В структуре толпы выделяются, с одной стороны, лидеры, с другой — все остальные.

По мнению социолога Г. Лебона, поведение толпы обус­ловлено определенной инфекцией, провоцирующей кол­лективные устремления. Люди, зараженные этой инфекци­ей, способны на непродуманные, подчас разрушительные действия.

Помимо толпы, социологи оперируют такими понятия­ми, как аудитория и социальные круги.

Под аудиторией понимается совокупность людей, объеди­ненная взаимодействием с определенным индивидом или группой (например, люди, смотрящие спектакль в театре, студенты, слушающие лекцию преподавателя, журналисты, присутствующие на пресс-конференции государственного деятеля и прочее). Чем больше аудитория, тем слабее связь с объединяющим началом. Обратите внимание, во время трансляции заседания какой-либо большой группы людей телекамера может выхватить кого-то из аудитории, кто за­снул, кого-то, кто занимается чтением газеты или рисует фи­гурки в своем блокноте. Такая же ситуация часто происходит и в студенческой аудитории. Поэтому важно помнить прави­ло, сформулированное еще древними римлянами: «Не оратор является мерой слушателя, а слушатель — мерой оратора».

Социальные круги — общности, созданные с целью об­мена информацией между их членами. Эти общности не ставят каких-либо общих целей, не предпринимают сов­местных усилий. Их функция — обменяться информаци­ей. Например, обсудить изменение курса доллара по от­ношению к другим валютам, выступление национальной сборной в отборочном цикле чемпионата мира по футболу, намечающиеся правительством реформы в области образо­вания и прочее. Разновидностью таких социальных кру­гов является профессиональный круг, например, ученые, педагоги, артисты, художники. Наиболее компактным по составу является дружеский круг.

Социальные круги могут выдвигать своих лидеров, фор­мировать общественное мнение, являться основой для фор­мирования социальных групп.

Наиболее распространенным в социологии понятием яв­ляется социальная группа.

Под социальной группой понимается совокупность лю­дей, объединенных на основе совместной деятельности, общих целей и имеющих сложившуюся систему норм, ценностей, жизненных ориентиров. В науке выделяется несколько признаков социальной группы:

• устойчивость состава;

• продолжительность существования;

• определенность состава и границ;

• общая система ценностей и норм;

• осознание своей принадлежности к группе каждым индивидом;

• добровольный характер объединения (для малых групп);

• объединение индивидов внешними условиями сущест­вования (для больших социальных групп).

В социологии выделяется ряд оснований для класси­фикации групп. К примеру, по характеру связей группы могут быть формальными и неформальными. По уровню взаимодействия внутри группы выделяют группы первич­ные (семья, компания друзей, единомышленников, одно­классников), для которых характерен высокий уровень эмоциональных связей, и группы вторичные, у которых почти отсутствуют эмоциональные связи (трудовой коллек­тив, политическая партия).

Приведем пример классификации социальных групп по разным основаниям в виде таблицы:

Виды социальных групп

Основания    
классификации Тип группы Примеры
групп    
По количеству участников малые семья, группа друзей, спортивная команда,
    совет директоров фирмы
  средние трудовой коллектив,
    жители микрорайона,
    выпускники университета
  большие этносы, конфессии, программисты
По характеру отношений и связей формальные политическая партия,
    трудовой коллектив,
  неформальные посетители кафе
По месту жительства поселенческие горожане, селяне, жители столичного
    мегаполиса, провинциалы
В зависимости от пола и возраста демографические мужчины, женщины,
    дети, старики, молодежь
По этнической принадлежности этнические (этносоциальные) русские, белорусы, украинцы, вепсы, марийцы
По уровню дохода социально-экономичские богатые (люди с высоким уровнем дохода),
    бедные (люди с низким уровнем дохода),
    средние слои (люди со сред ним уровнем дохода)
По характеру и роду занятий профессиональные программисты, операторы, учителя,
    предприниматели, адвокаты, токари

Подобный перечень можно продолжать и продолжать. Все зависит от основания классификации. К примеру, опреде­ленной социальной группой можно считать всех пользова­телей персональными компьютерами, абонентов мобильной связи, совокупность пассажиров метрополитена и так далее.

Сплачивающим, группообразующим фактором являет­ся и гражданство — принадлежность человека государс­тву, выраженная в совокупности их взаимных прав и обя­занностей. Граждане одного государства подчиняются одним законам, имеют общие государственные символы. Принадлежность к тем или иным политическим партиям и организациям устанавливает идеологическую близость. Коммунисты, либералы, социал-демократы, националис­ты по-разному представляют себе будущее и правильное устройство общества. В этом отношении очень похожи на политические общности и религиозные объединения (конфессии), только они больше внимания уделяют не внешним изменениям, а внутреннему миру людей, их ве­ре, добрым и злым поступкам, межличностным отноше­ниям.

В нашей стране сейчас существуют практически все из перечисленных выше социальных групп. Самая большая проблема российского общества — огромная пропасть между небольшой группой сверхбогатых людей и основ­ной массой населения, живущей на грани нищеты. Для развитых современных обществ характерно наличие так называемого среднего класса. Его составляют люди, кото­рые обладают частной собственностью, средним уровнем доходов и определенной независимостью от государства. Такие люди свободны в выражении своих взглядов, на них трудно оказывать давление, они не допускают на­рушения своих прав. Чем больше представителей этой группы, тем благополучнее общество в целом. Считается, что в стабильном обществе представители среднего клас­са должны составлять 85 - 90%. К сожалению, у нас эта группа только формируется, а обеспечить быстрый ее рост — одна из основных задач государственной поли­тики.

В зависимости от наличия или отсутствия официально­го социально-юридического статуса социальные группы подразделяются на формальные (официальные) и нефор­мальные.

Формальные группы представляют собой такие объеди­нения людей, которые строятся на основе официальных до­кументов: уставов, служебных инструкций, предписаний и т. д. Члены формальной группы нацелены на выполнение какого-либо вида деятельности и находятся в иерархичес­кой соподчиненности (например, производственный кол­лектив, спортивная команда, воинское подразделение и др.). Формальность групп проявляется не только в наличии бо­лее или менее жесткой иерархии, она обычно проявляется и в четкой специализации членов, выполняющих свои осо­бые функции. Формальная группа рациональна, т. е. в ее основе лежит принцип целесообразности, сознательного движения к известной цели. Она принципиально безлична, т. е. рассчитана на абстрактных индивидов, между которы­ми не предусмотрено никаких отношений, кроме служеб­ных, проходящих по определенной программе.

 

Неформальные группы возникают и функционируют спонтанно, на основе общности интересов, целей и ценнос­тей, личных симпатий. Отношения внутри такой группы во многом определяются индивидуальными особенностями ее членов. Стихийно складывающаяся неформальная группа (например, дворовой коллектив детей, дружеская компания и др.) не имеет особых документов, регламентирующих ее функционирование. Как правило, поведение членов такой группы регламентируется особыми неписаными правилами сти, взаимосвязанного обмена деятельностью, социальная идентификация членов общности, их самопричисление к этой общности и др. Американский социолог Р. Мертон определяет социальную группу как совокупность людей, определенным образом взаимодействующих друг с другом, осознающих свою принадлежность к данной группе и при­знающихся членами этой группы с точки зрения других. В современной социологии можно встретить большое ко­личество критериев деления на группы, например, по време­ни существования группы, основам формирования, характе­ру организованности, содержанию деятельности, принципу связи членов группы и др.

В зависимости от плотности, формы осуществления свя­зей и составляющих их членов различаются большие и ма­лые, первичные и вторичные социальные группы. Основ­ным объектом социологических исследований являются малые социальные группы, включающие от нескольких че­ловек до нескольких десятков человек, так как результаты этих исследований можно экстраполировать на все более крупные социальные общности. Малая социальная группа малочисленна по составу, члены ее объединяются общей де­ятельностью и находятся в непосредственном личном обще­нии. Разновидностью малых социальных групп являются первичные группы. Термин «первичные группы» был вве­ден в социологию американским ученым Ч. Кули. Отличи­тельные признаки этих групп — непосредственный межлич­ностный контакт их членов, характеризующийся высоким уровнем эмоциональности. Эти группы первичны в том смысле, что именно через них индивиды получают первый опыт социального единства. Через первичную группу осу­ществляется социализация индивидов, освоение ими образ­цов поведения, социальных норм, ценностей и идеалов. Через нее человек осознает свою принадлежность к опре­деленным социальным общностям. Примером первичных социальных групп являются семья, школьный класс, груп­па друзей, спортивная команда и т. п.

Вторичная группа образуется из людей, между которы­ми не обязательно существуют эмоциональные отношения. Их взаимодействие подчинено достижению определенных целей, индивидуально неповторимые черты личности не имеют значения, главное — выполнять определенные функ­ции. Основным типом вторичной социальной группы явля­ется большая социальная группа, сформированная для до­стижения определенных целей, например, политическая партия.

Социальные институты.

Животные приспосабливаются к среде при помощи инстинктов. Роль инстинктов в человеческом обществе выполняют социальные институты – мощные инструменты, выкованные тысячелетней культурной эволюцией. Термин «социальный институт» впервые предложил английский социолог XIX века Герберт Спенсер. Он изучил и описал 6 типов социальных институтов: промышленный, профессиональный, политический, обрядовый, церковный, домашний.

В современной социологии социальный институт понимается как совокупность лиц, учреждений, организаций, призванных удовлетворять определенные потребности общества.

Они помогают в борьбе за выживание и существование всему сообществу. Назначение социальных институтов – удовлетворение
важнейших жизненных потребностей. При всем обилии потребностей фундаментальных, важных для всех – пять:

1.в воспроизводстве рода (институт семьи и брака)
2.в безопасности и социальном порядке (политические институты, государство)
3.в добывании средств существования (экономические институты, производство)
4.в передаче знаний, социализации подрастающего поколения, подготовке кадров (институты образования)
5.в решении духовных проблем, смысла жизни(институт религии)

Внутри фундаментальных институтов складываются менее крупные образования, которые называют неглавными институтами и ли практиками. В фундаментальный экономический институт входит институт частной собственности, рынка, организации и оплаты труда, денежной системы и т.д. В институт религии входит монашество, епископат, церковь как организация и многое другое. В политическом институте можно выделить юстицию, политические партии, исполнительную и законодательную власти, внешние отношения. В институт образования входит система учебных заведений, профессиональные кадры и т.д.

Социальные институты – исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей, предопределяющие жизнеспособность любого общества в целом. Они образуются на основе социальных связей, взаимодействий и отношений индивидов, социальных групп и общностей, однако их нельзя сводить к сумме этих лиц и их взаимодействий. Социальные институты носят надиндивидуальный характер и представляют собой самостоятельные общественные образования, имеющие собственную логику развития. Они включают в себя системы ценностей, идеалов, образцов деятельности и поведения, обязательных для всех, включенных в социальный институт и тем самым гарантируют сходное поведение людей и направляет в русло их определенные стремления устанавливают способы удовлетворения их потребностей разрешают конфликты, возникающие в повседневной жизни обеспечивают состояние равновесия и стабильности в рамках той или иной социальной общности и обществе в целом.

Институты – механизм регулирования общества. Институционализация– закрепление практики или области общественных отношений в виде закона или социальной нормы, принятого порядка. Это формализация социальных связей и отношений. Институционализация невозможна без появления соответствующей социальной потребности – физиологической, материальной или духовной. Например, институт семьи удовлетворяет потребность воспроизводстве людей формировании отношений между полами воспитании детей связи поколений и т. д. Для институционализации, устойчивости социальных институтов необходимы следующие условия:Особый тип регламентации. Институт основывается на социальном регулировании взаимоотношений, которое приобретает довольно жесткий и обязывающий характер.

Каждый институт обладает необходимыми средствами и ресурсами. Например, семья связана с так называемыми загсами, женскими консультациями и родильными домами, больницами, школами,
собесами, нотариальными конторами, в которых оформляются дела о наследстве и т.д.

Развиваясь,социальные институты меняют свою форму. Источники развития по факторам подразделяются на эндогенные (внутренние),экзогенные(внешние). Эндогенные изменения происходят из-за кризисных явлений внутри института, отчего социальный институт уже не удовлетворяет все общественные потребности. Постепенно вызревает необходимость перемен. Например, в догосударственный период общественного развития в человеческом стаде половые отношения были беспорядочными, что грозило генетическим вырождением человеческому роду. Постепенно свободу сексуальных отношений стали ограничивать запретами, что стало одним из первых видов социальных норм.

Экзогенные изменения возникают под воздействием развития культуры как совокупности всех видов человеческой деятельности. Например, в России практически до конца XIX века женщины из верхних слоев общества не работали. Промышленный и общественный прогресс того времени востребовал женщину на рынке труда в качестве учительницы, врача, телеграфистки, журналистки, что привело в конце концов к равному с мужчиной включению в общественную жизнь.


Функции и дисфункции социальных институтов

Социальный институт – это специфическое образование, выполняющее общественно значимые функции и обеспечивающие достижение целей. Функция– это та польза, которую социальный институт приносит обществу. Ее характеризуют два момента: сознательно сформулированные цели и объективные последствия деятельности данного института, т.е. функция как задача и как реальный результат. Во многих случаях возникает расхождение между провозглашенными целями и объективными последствиями соответствующих действий.

Следует учитывать наличие скрытой, латентной функции социального института.
Если явная, осознаваемая, признанная функция носит произвольный («управляемый») характер, то латентная функция является непреднамеренной, часто неосознаваемой. Подлинное значение социального института проявляется именно на уровне реально получаемых результатов его функционирования. Например, при существовании только бесплатного образованияв нашей стране все-таки была осведомленность хотя бы на уровне слухов о том, что в вузах допускаются злоупотребления при поступлении. И во многом готовность на материальные и моральные жертвы со стороны абитуриентов и их семей подчеркивала как востребованность высшего образования вообще, так и отдельных профессий на рынке труда. Введение и дальнейшее развитие платы за образование – неоднозначный компромисс, причина которого заключается в невозможности государства обеспечить полноценное функционирование института образования.

Выполняя свои функции, социальные институты стимулируют действия субъектов, согласующиеся со стандартами поведения. Необходимость следовать этим стандартам заставляет людей играть строго определенные роли, жестко предписанные теми институтами, в которые включен человек. Роли в семье отличаются от тех, которые человек выполняет на работе, учась при этом в заочном вузе, он вынужден следовать другим ролям.

Институты отличаются друг от друга своими функциональными качествами, однако в реальной жизни эти функции эти функции переплетены столь тесно, что провести между ними какую-либо грань чрезвычайно сложно.

Наши рекомендации