Лекция 1. ПРЕДМЕТ, КАТЕГОРИИ, ФУНКЦИИ СОЦИОЛОГИИ.

СОЦИОЛОГИЯ

Конспект лекций

по курсу «Социология»

для студентов всех направлений подготовки

всех форм обучения

Мариуполь

УДК С5я73

Овчарова Л. М. Социология [Электронный ресурс] : конспект лекций по курсу «Социология» для студентов всех направлений подготовки всех форм обучения / Л. М. Овчарова. – Мариуполь : ПГТУ, 2015. – 83 с. – Режим доступа: http://umm.pstu.edu/handle/123456789/8848

Конспект лекций включает содержание, краткий лекционный материал согласно программе курса, контрольные вопросы, список основной, дополнительной литературы, информационные ресурсы.

Рассматриваются история возникновения и развития социологии, основы общей теории социологии. В курсе отражены основные проблемы, являющиеся объектом социологии, содержаться определения описываемых явлений, понятий, закономерностей, их место в системе социальных отношений. Курс направлен на формирование системного подхода к изучению проблем общества. Рассматриваются актуальные вопросы современной социальной действительности, противоречия, конфликты и дисфункции в обществе.

Автор Л. М. Овчарова, канд. филос. наук, доцент

Рецензент О. А. Ташкинова, канд. психол. наук, доцент

Утверждено на заседании кафедры «Социология и социальная работа»,

протокол № 4 от 01 октября 2015 г.

Утверждено

методической комиссией социально-гуманитарного факультета

протокол № 2 от 12 10 2015 г.

© ГВУЗ «ПГТУ», 2015

© Л. М. Овчарова, 2015

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 4

Лекция 1. ПРЕДМЕТ, КАТЕГОРИИ, ФУНКЦИИ СОЦИОЛОГИИ. 6

1.1 Социология как наука, ее объект, предмет. Структура социологического знания 6

1.2 Система категорий, законы и основные функции социологии. 10

Лекция 2. ОБЩЕСТВО КАК СИСТЕМА.. 15

2.1 Понятие общества в социологии. Структура общества. 15

2.2 Классовая и стратификационная теории общества. 18

Лекция 3. СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ И ОРГАНИЗАЦИИ.. 22

3.1 Социальный институт как элемент общественной структуры. Виды, функции социальных институтов. 22

3.2 Понятие, структура, функции социальной организации. 26

Лекция 4. ОБЩЕСТВО И ЛИЧНОСТЬ. 30

4.1 Понятие, структура, типы личности. 30

4.2 Социализация: понятие, этапы, роль в обществе. 33

Лекция 5. ЧЕЛОВЕК В СТРУКТУРЕ ОБЩЕСТВА.. 39

5.1 Социальный статус и социальная роль личности. 39

5.2 Социальная мобильность. 44

Лекция 6. СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ.. 49

6.1 Социальный контроль: структура, функции. 49

6.2 Девиантное поведение. 52

ЛЕКЦИЯ 7. СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ: МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА.. 61

7.1 Социологическое исследование: понятие, сущность, его виды.. 61

7.2 Основные этапы и методы социологического исследования. 62

Лекция 8. СОЦИАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ.. 72

8.1 Социальные конфликты: понятие, причины возникновения. 72

8.2 Типология конфликтов. Виды и формы конфликтов. 73

Лекция 9. СОЦИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ И СТАБИЛЬНОСТЬ. 75

9.1 Категории «изменение», «развитие», их содержание. 75

9.2 Социальная стабильность общества. 79

СПИСОК РЕКОМЕНДОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 83

ВВЕДЕНИЕ

Общество представляет собой сложную систему, включающую в себя системы более низкого порядка, которые сами могут иметь сложную структуру. Общество в целом и его подсистемы изучаются различными науками, такими как философия, история, экономическая теория политология и др. Социология изучает социальную жизнь, социальные изменения в обществе и социальные события, с которыми люди постоянно сталкиваются и которые отражаются на их поведении, образе жизни. Социология позволяет человеку узнать законы развития общества, способы оптимальных коммуникаций, помогает определить свое место в обществе. Особую актуальность социологические знания приобретают в условиях коренных изменений общественных отношений, характерных для современного украинского общества. Управление обществом требует знания процессов, происходящих в обществе. Эта потребность обусловлена новыми социальными, политическими, экономическими, культурными, религиозными и другими отношениями, характерными для современного этапа развития Украины. Социология дает инструмент изучения структуры общества, причин социального неравенства и социальной мобильности, раскрывает роль социализации индивида, описывает фазы, содержание, основных агентов процесса социализации. Социологические концепции девиантного поведения, социологический анализ причин различных видов отклоняющегося поведения, функций и содержания социального контроля являются методологической базой разработки социальной политики государства. В лекциях рассматриваются основные проблемы социологического анализа общества и его подсистем.

Целью изучения дисциплины «Социология» является

1. ознакомление студентов с основными социологическими концепциями, этапами становления социологии как науки;

2. формирование у студентов целостного представления об обществе как системе в единстве всех составляющих его элементов и характеристик, общественных процессах и явлениях, взаимодействиях и взаимосвязях;

3. приобретение студентами навыков самостоятельного аналитического мышления в сфере гуманитарного знания, овладение принципами рационального подхода к процессам и тенденциям меняющегося украинского общества;

4. осветить актуальные вопросы современной социальной действительности, рассмотреть противоречия, конфликты и дисфункции в обществе и определить пути их преодоления;

5. научить анализировать социальные факты и явления, опираясь на научное знание;

6. сформировать системное социальное мировоззрение, что позволяет глубже осознать диалектику взаимосвязи личности и социума в современном цивилизационном пространстве.

В результате изучения курса «Социология» студент должен

знать:

1. основные понятия и категории социологии;

2. историю развития социологического знания;

3. современные социологические теории;

4. развитие социологии в Украине.

Уметь:

1. раскрыть современные проблемы социального развития украинского общества;

2. работать с научной литературой;

3. проводить социологический анализ процессов, происходящих в обществе;

4. составлять социологический прогноз событий;

5. применять теоретические знания специфических законов общественного развития в социальной практике;

6. проводить социологические опросы и обрабатывать полученную информацию.

Основной задачей предмета является формирование у будущих специалистов научного представления о процессах общественной жизни, на основе которого возможно формирование личной позиции и поведения во всех сферах жизни и профессиональной деятельности.

Социальная мобильность

Социальной мобильностью называется перемещение отдельных индивидуумов или социальных групп от одной позиции в иерархии социальной стратификации к другой.

Термин «социальная мобильность» впервые ввел в социологию П. А. Сорокин, который рассматривал социальную мобильность не просто как переход одной социальной группы в другую, а как любые изменения социального положения, касающегося не только индивида, но группы людей, семьи, ценностей – «любого социального объекта».

Согласно П. А. Сорокину, социальная мобильность подразделяется на два типа:

- горизонтальную, где осуществляется перемещение социального объекта на одном уровне, из одной социальной позиции, в другую;

- вертикальную, осуществляемую социальными объектами по двум направлениям – восходящему (с повышением социального положения) и нисходящему (с понижением социального положения).

По мнению П.А. Сорокина, между стратами нет непроходимых границ, но между восхождением и нисхождением существует некая ассиметрия. Восхождение по социальной лестнице является добровольным, как правило, и осуществляется часто не свободно, а с преодолением некоторых барьеров или выполнением определенных условий, которые высший слой выставляет социальным объектам, осуществляющим данный переход. Нисхождение обычно принудительное.

Социальная мобильность измеряется показателями:

- дистанция мобильности (количество ступеней или уровней, на которые удалось подняться или опустится социальным объектам);

- объем мобильности (число объектов, которые переместились по социальной лестнице в вертикальном направлении за определенный период времени).

Степень социальной мобильности является показателем уровня развития общества, чем выше этот уровень, тем больше социальных ступеней и позиций представляет общество социальным объектам для их перемещений.

Социологи выделяют несколько видов социальной мобильности. Во-первых, в зависимости от причины перемещения различают мобильность, вызванную добровольным перемещением индивидуумов в рамках социальной иерархии общества, и мобильность, диктуемую происходящими в обществе структурными изменениями. Примером последней может быть социальная мобильность, вызванная процессом индустриализации: одним из последствий процесса индустриализации стал рост количества людей рабочих профессий и уменьшение количества людей, занятых сельскохозяйственным производством. Во-вторых, мобильность бывает межпоколенная и внутрипоколенная. Межпоколенной мобильностью называют перемещение детей на более высокую или низкую ступеньку по сравнению с родителями. В рамках же внутрипоколенной мобильности один и тот же индивидуум на протяжении жизни несколько раз изменяет свою социальную позицию. Наконец, выделяют мобильность индивидуальную и групповую. Про индивидуальную мобильность говорят, когда перемещения внутри социума происходят у одного человека независимо от других. При групповой мобильности перемещения происходят коллективно (например, после буржуазной революции класс феодалов уступает господствующие позиции классу буржуазии).

Причины, позволяющие человеку перемещаться из одной социальной группы в другую, называются факторами социальной мобильности. Таких факторов социологи выделяют несколько.

Первым фактором социальной мобильности является образование. Оно играло решающую роль в процессе социальной мобильности еще в некоторых древних государствах. В частности, в Китае претендовать на государственный пост мог только человек, сдавший специальный экзамен.

Важным фактором социальной мобильности является также социальный статус семьи, к которой принадлежит человек. Многие семьи различными способами – от браков до поддержки в деловой сфере – помогают продвижению своих членов в более высокие страты.

Влияет на уровень и характер социальной мобильности система общественного устройства: в открытом обществе в отличие от общества закрытого типа не существует формальных ограничений мобильности и почти отсутствуют неформальные. В закрытом же обществе мобильность ограничена и количественно, и качественно.

Еще одним фактором, облегчающим социальную мобильность, являются изменения, происходящие в технологии общественного производства: они приводят к возникновению новых профессий, требующих высокой квалификации и значительной подготовки. Эти профессии лучше оплачиваются и являются более престижными.

Кроме экономических изменений усилению процесса социальной мобильности могут способствовать также социальные потрясения, например, воины и революции, приводящие, как правило, к смене элиты общества.

В качество дополнительного фактора социальной мобильности можно отметить различный уровень рождаемости в разных стратах – более низкий в верхних и более высокий в нижних создает известный «вакуум» сверху и способствует продвижению вверх выходцев из низов.

Перемещение между стратами осуществляется по специальным каналам («лифтам»), важнейшими из которых являются такие социальные институты, как армия, семья, школа, церковь, собственность.

Армия функционирует в качестве канала, обеспечивающего вертикальную мобильность как в военное, так и в мирное время. Однако в периоды войн процесс «подъема вверх» идет быстрее: крупные потери среди командного состава приводят к заполнению вакансий людьми более низких званий, отличившихся благодаря своему таланту и храбрости.

Церковь в прошлом была вторым после армии каналом вертикальной мобильности, особенно в отношении средней страты. В результате запрета католическому духовенству жениться исключалась передача церковных должностей по наследству, и после смерти церковнослужителей их должности заполнялись новыми людьми. Значительные возможности продвижения снизу вверх появлялись также в периоды становления новых религий.

Мощным каналом социальной циркуляции в современном мире являются школы. Получение образования в наиболее престижных школах и университетах автоматически обеспечивает человеку принадлежность к определенной страте и достаточно высокий социальный статус.

Семья становится каналом вертикальной мобильности в тех случаях, когда в брак вступают люди, имеющие разный социальный статус. Так, в конце XIX – начале XX в. в России достаточно распространенным явлением был брак обедневших, но титулованных невест с представителями богатого, но незнатного купечества. В результате такого брака оба партнера продвигались по социальной лестнице, получив то, что каждый из них хотел. Но такой брак может быть полезен только в том слу-чае, если индивид из более низкой страты подготовлен к быстрому усвоению новых для него образцов поведения и образа жизни. Если же он не сможет быстро усвоить новые культурные стандарты, то такой брак ничего не даст, так как представители высшего статусного слоя не будут считать индивида «своим».

Наконец, наиболее быстрым каналом вертикальной мобильности является собственность, как правило, в виде денег – одного из самых простых и действенных способов продвижения вверх.

Социальная мобильность в открытом обществе порождает ряд явлений, как позитивных, так и негативных.

Продвижение индивида вверх способствует реализации его личных качеств. Если же движение происходит вниз, то оно помогает выработке у человека более реалистической самооценки и, соответственно, более реалистическому выбору цели. Также социальная мобильность предоставляет возможности создания новых социальных групп, появления новых идей, приобретения нового опыта.

К отрицательным результатам мобильности (как вертикальной, так и горизонтальной) относят утрату индивидом своей прежней групповой принадлежности, необходимость приспосабливаться к своей новой группе. Такая идентификация поведения имеет своим следствием напряженность в отношениях с окружающими людьми и часто ведет к отчуждению. Для преодоления этого барьера существуют несколько способов, к которым прибегают индивиды в процессе социальной мобильности:

1) изменение образа жизни, принятие нового материального статусного стандарта (покупка новой, более дорогой машины, переезд в другой, более престижный район и т. п.);

2) развитие типичного статусного поведения (изменение манеры общения, усвоение новых словесных оборотов, новые способы проведения досуга и т. п.);

3) изменение социального окружения (индивид старается окружить себя представителями того социального слоя, в который он стремится попасть).

Положительные и отрицательные последствия социальной мобильности сказываются не только на индивиде, но и на обществе. Продвижение людей вверх тесно связано с экономическим развитием, интеллектуальным и научным прогрессом, формированием новых ценностей и социальных движений; перемещение вниз ведет к освобождению высших слоев от малополезных элементов. Но важнее всего то, что усиленная мобильность способствует дестабилизации общества по всем его параметрам. Предоставляя индивидам возможность изменить свой социальный статус, открытое общество порождает у своих индивидов так называемое статусное беспокойство – ведь изменение статуса может произойти и в худшую сторону. Социальная мобильность часто способствует разрыву социальных связей в первичных социальных группах, например, в семьях, в которых родители принадлежат к низшим стратам, а дети смогли пробиться наверх.

Для Украины и современных индустриальных стран характерен высокий уровень социальной мобильности и построение новых стратификационных концепций.

Вопросы для самоконтроля:

1. Дайте определение понятия «статус», назовите его виды.

2.Что такое социальный престиж и как он связан с социальным статусом

индивида?

3. Назовите базисные социальные роли человека.

4. Что такое социальная мобильность и какие виды мобильности Вы

знаете?

5. Назовите положительные и отрицательные последствия социальной мобильности.

Девиантное поведение

Социологи называют поведение, отклоняющееся от общепринятых норм, девиантным. Отклонения в положительную или отрицательную стороны грозят стабильности общества.

Социология девиантного поведения (от лат. deviatio – отклонение) – это специальная (частная) социологическая теория. Сегодня этот раздел социологической науки привлекает особое внимание, поскольку кризисная ситуация в нашем обществе, динамизм, социальных процессов, происходящих в нем, разрушение привычных форм социального контроля неизбежно приводят к количественному росту отклонений, их качественным изменениям.

Исходным для понимания сути девиантного поведения служит понятие “норма“. Социальная норма – исторически сложившаяся в конкретном обществе мера допустимого поведения отдельного человека, социальной группы или организации. Социальные нормы складываются как результат адекватного или искаженного отражения в сознании и поведении людей объективных закономерностей функционирования общества. Они находят воплощение в юридических законах, в морали, в этике, этикете и пр.

Одной из основных проблем социального развития любой социальной системы является определение направления отклонений от норм. Например, ныне классическую музыку И.С. Баха знает практически каждый образованный человек, но при жизни Баха признали, мягко говоря, «не от мира сего», и только более чем через сто лет спустя его смерти, он попал в разряд гениев.

В большинстве случаев отклоняющееся поведение подлежит социальным санкциям. Слабые и случайные формы девиации, связанные с нарушением порядка взаимодействия между людьми (ложь, грубость и т.п.), фиксируются общественным мнением и корректируются непосредственно и ситуативно участниками взаимодействия. Методы и средства наказания по отношению к устойчивым формам девиаций определяются общественным сознанием или интересами правящей элиты в зависимости от степени опасности отклонений.

В определенных ситуациях возможны «аномалии» самой нормы. Поэтому социальные отклонения могут иметь для общества различное значение. Нередко они выступают как средство развития системы, преодоления консервативных и реакционных стандартов поведения, т.е. являются позитивными.

Негативные формы социальных отклонений являются социальной патологией, к ним, например, относятся: преступность, алкоголизм, наркомания, проституция и т.п. Эти проявления дисфункциональны, характеризуются значительным ущербом для конкретной личности и общества в целом.

В социологии девиантного поведения выделяются несколько направлений, объясняющих причины возникновения такого поведения. Так, Р. Мертон, используя выдвинутое Э. Дюркгеймом понятие «аномия», причиной отклоняющего поведения считает несогласованность между целями, выдвигаемыми обществом, и средствами, которые оно предлагает для их достижения. Другое направление сложилось в рамках теории конфликта. Согласно этой точке зрения, культурные образцы поведения являются отклоняющимися, если они основаны на нормах другой культуры (А. Коэн). Например, преступник рассматривается как носитель определенной субкультуры, конфликтной по отношению к господствующему в данном обществе типу культуры.

В современной отечественной социологии несомненный интерес представляет позиция Я. И. Гилинского, считающего источником девиации наличие в обществе социального неравенства, высокой степени различий в возможностях удовлетворения потребностей для разных социальных групп. Каждая из позиций имеет право на существование, так как дает срез реально действующих общественных отношений. В то же время их авторов объединяет стремление найти единый источник причинности для различных форм девиаций.

Общей закономерностью отклоняющегося поведения выступает факт относительно устойчивой взаимосвязи между различными формами девиаций. Эти взаимосвязи могут носить вид индукции нескольких форм социальной патологии, когда одно явление усиливает другое. К примеру, алкоголизм способствует усилению хулиганства. В других случаях, наоборот, установлена обратная корреляционная зависимость (уровни убийств и самоубийств).

Существует и зависимость всех форм проявления девиации от экономических, социальных, демографических, культурологических и многих других факторов. Особую остроту эта проблема приобрела сегодня в нашей стране, где все сферы общественной жизни претерпевают серьезные изменения, происходит девальвация прежних норм поведения. Устоявшиеся способы деятельности не приносят желаемых результатов. Рассогласование между ожидаемым и реальностью повышает напряженность в обществе и готовность человека изменить модель своего поведения, выйти за пределы сложившейся нормы. В условиях острой социально-экономической ситуации существенные изменения претерпевают и сами нормы. Зачастую отключаются культурные ограничители, ослабевает вся система социального контроля.

К основным формам девиантного поведения в современных условиях можно отнести, например, преступность, алкоголизм, проституцию, наркоманию и т.п. Каждая форма девиации имеет свою специфику.

Преступность. Социологические исследования преступности и ее причин берут начало в работах русского статиста К. Ф. Германа (1824 г.). Мощный толчок развитию социологии преступности дала работа франко-бельгийского ученого математика и статиста Л. А. Кетле «Социальная физика» (1835 г.). В ней, опираясь на статистический анализ, Кетле приходит к выводу о том, что всякий социальный строй предполагает определенное количество и определенный порядок преступлений, вытекающих из его организации.

По мере изучения проблем преступности все большее количество факторов, воздействующих на ее динамику, попадает в поле зрения исследователей. К ним можно отнести: социальное положение, род занятий, образование, нищету как самостоятельный фактор. Выявлено также особое значение деклассирования, т.е. разрушения или ослабления связей между индивидом и социальной группой. Исследования, проведенные представителями так называемой чикагской школы в социологии, выявили влияние внутригородских различий на уровень преступности: самые «преступные районы» – районы, где присутствует высокая степень социальной дезорганизации. До сих пор остается дискуссионной проблема соотношения биологического и социального в формировании преступного поведения.

В нашей стране в течение длительного времени закономерности и тенденции развития преступности рассматривались преимущественно исходя из теории последовательного освобождения общества в условиях социализма от различных форм социальной патологии. С формальной точки зрения определенные основания для таких утверждений были: по мере укрепления в СССР тоталитарного режима действительно происходило снижение (в абсолютных и относительных величинах) уголовной преступности. Вместе с тем, не следует забывать об огромном числе политических заключенных и широком распространении безнаказанной преступности, вплоть до уголовной, среди многих «власть держащих». Несомненно, что в данном случае фактором снижения уголовной преступности был страх. Не случайно и то, что во времена политических оттепелей происходило увеличение неполитической преступности.

Как отмечают исследователи, развитие преступности в нашей стране по основным качественным показателям приближается к общемировым тенденциям. Хотя пока регистрируемый уровень преступности у нас ниже, чем в индустриальных странах, но очень высок темп прироста преступлений. В этой связи нужно учитывать, что преступность имеет порог количественного и качественного насыщения, за которым она из криминологической, правоохранительной проблемы превращается в проблему социально-политическую.

Пьянство (алкоголизм). С давних пор человечеству известны опьяняющие напитки. Изготавливались они из растений, и их потребление было частью религиозного ритуала, которым сопровождались празднества. Древние греки даже ставили одно время рядом статуи бога вина Бахуса и богини мудрости Минервы, хотя позже между ними поставили богиню воды Нимфу, вероятно, считая необходимым разбавлять вино водой. Сравнительно дешевый способ получения крепких напитков был освоен в XVI в. На протяжении долгого времени алкогольные напитки, особенно крепкие, оставались для большинства населения предметом роскоши: они были дороги и малодоступны. Коренные перемены произошли после того, как был открыт промышленный способ получения этилового спирта. Именно это открытие сделало возможным массовое потребление алкоголя, и в XVIII в. пьянство приобрело широкий размах в таких европейских странах, как Англия, Германия, Швеция и др. Примерно в это же время в России быстро входит в употребление водка. Можно сказать, что XIX в. породил, а ХХ в. усугубил весьма сложную проблему для человеческой цивилизации – проблему алкоголизма.

Данные многих социологических исследований выявляют любопытную картину. С одной стороны, подавляющее большинство опрошенных считают, что пьянство – большое зло, с другой – то же подавляющее большинство либо пьет, либо «выпивает, как все»; около половины не хотели бы иметь среди друзей не пьющего человека, но одна треть обиделась бы, если бы хозяин при встрече гостей не поставил на стол спиртное, а около 40 % опрошенных считают, что потребление спиртного в пределах нормы безвредно и не сказывается на работоспособности, а каждый пятый мужчина вполне допускает появление в пьяном виде на улице, в транспорте, в местах отдыха, лишь бы это не приводило к скандалам и конфликтам.

Фактически алкоголь вошел в нашу жизнь, став элементом социальных ритуалов, обязательным условием официальных церемоний, праздников, некоторых способов времяпровождения, решения личных проблем. Однако эта социокультурная ситуация дорого обходится обществу. Как свидетельствует статистика, 90% случаев хулиганства, 90% изнасилований при отягчающих обстоятельствах, почти 40% других преступлений связаны с опьянением. Убийства, грабежи, разбойные нападения, нанесение тяжких телесных повреждений в 70% случаев совершаются лицами в нетрезвом состоянии; около 50% всех разводов также связано с пьянством.

В истории борьбы общества с алкоголизмом можно обнаружить два направления. Во-первых, ограничение доступности спиртных напитков, сокращение их продажи и производства, повышение цен, ужесточение карательных мер за нарушение запретов и ограничений. Во-вторых, усилия, направленные на уменьшение потребности в алкоголе, улучшение социальных и экономических условий жизни, рост общей культуры и духовности, спокойная, взвешенная информация о вреде алкоголя, формирование у населения безалкогольных стереотипов поведения.

История борьбы с алкоголизмом знала и попытки введения на территории некоторых стран «сухого закона» (Англия, США, Финляндия, Россия). Все они не достигли своей цели, потому что наличие алкоголя – не единственная и не главная причина существования алкоголизма. Проблема преодоления пьянства и алкоголизма является сложнейшей, она включает экономический, социальный, культурный, психологический, демографический, юридический и медицинский аспекты. Только с учетом всех этих аспектов возможно ее успешное решение.

Наркомания. Долгие годы в нашей стране наркомания считалась явлением, принадлежащим исключительно западному образу жизни. Сегодня уже никто не отрицает, что наркомания существует и у нас, все понимают тяжесть ее последствий для личности и для общества в целом, однако все такой же острой остается проблема эффективной борьбы с ней.

Результаты многих социологических исследований показывают, что главные мотивы потребления наркотиков – жажда удовольствий, желание испытать острые ощущения, эйфория. А поскольку речь в большинстве случаев идет о молодых людях, эти мотивы усиливаются социальной незрелостью, беспечностью, легкомыслием. Большинство опрошенных наркоманов (около 70-80%) пристрастились к зелью под воздействием других лиц, главным образом потребителей наркотиков из числа друзей, знакомых. Потребление наркотиков в молодежной среде очень часто носит именно групповой характер. Многие наркоманы принимают наркотики в общественных местах – на улицах, во дворах, в кинотеатрах, в кафе, на пляжах. Сегодня население гораздо лучше информировано об опасных последствиях потребления наркотиков. Большая часть наркоманов в какой-то степени осознает угрожающую им опасность и критически относится к своему пристрастию: около 80% считают его пагубным и относятся к нему отрицательно. Не видят в потреблении наркотиков ничего плохого в основном начинающие молодые курильщики гашиша, нередко даже бравирующие этим. Наступающее после приема наркотика возбуждение, приподнятое настроение многие по неопытности и невежеству принимают за благотворное влияние этого вещества на состояние здоровья. Но на определенной стадии физической и психической деградации большинство наркоманов отчетливо осознают, что ждет их дальше, хотя уже не в силах отказаться от этой привычки.

Борьбе с наркоманией могут способствовать меры социального, экономического, культурного характера, в том числе и те, которые применяются для искоренения алкоголизма. Но, учитывая специфику развития наркомании, в борьбе с этой формой отклоняющегося поведения следует использовать и специальные меры – медицинские, правовые и др.

Суицид – намерение лишить себя жизни, повышенный риск совершения самоубийства. Эта форма отклоняющегося поведения пассивного типа является способом ухода от неразрешимых проблем, от самой жизни.

В разные эпохи и в разных культурах существовали свои оценки этого явления: часто самоубийство осуждали (с точки зрения христианской морали самоубийство считается тяжким грехом), иногда же допускали и считали в определенных ситуациях обязательным (например, самосожжение вдов в Индии или харакири самураев). При оценке конкретных суицидальных актов многое зависит от мотивов и обстоятельств, особенностей личности. Исследования свидетельствуют, что фактором, провоцирующим суицидное поведение, выступает специфическая комбинация таких характеристик, как пол, возраст, образование, социальное и семейное положение.

Мировой опыт исследования самоубийств выявляет основные закономерности суицидного поведения. Суициды в большей степени характерны для высокоразвитых стран, и сегодня существует тенденция увеличения их числа. Суицидная активность имеет определенные временные циклы. Например, факт весенне-летнего пика и осенне-зимнего спада ее был отмечен еще Э. Дюркгеймом. Количество самоубийств возрастает во вторник и снижается в среду – четверг. Конец недели больше «опасен» для мужчин. Соотношение между мужчинами и женщинами примерно таково: 4:1 при удавшихся самоубийствах и 4:2 при попытках, т.е. суицидное поведение мужчин чаще приводит к трагическому исходу. Отмечено, что вероятность проявления этой формы отклонений зависит и от возрастной группы. Самоубийства совершаются чаще в возрасте после 55 и до 20 лет, сегодня самоубийцами становятся 10-12-летние дети. Мировая статистика свидетельствует, что суицидное поведение чаще проявляется в городах, среди одиноких и на крайних полюсах общественной иерархии.

Несомненна связь суицидного поведения с другими формами социальных отклонений, например с пьянством. Судебной экспертизой установлено, что в среднем 68% мужчин и 31% женщин кончали с жизнью, находясь в состоянии алкогольного опьянения. На учете как хронические алкоголики состояли 12% совершивших самоубийство и 20% всех , покушавшихся на свою жизнь.

Проституция. Сам термин “проституция“ происходит от латинского слова «выставляться публично» (prostituere). Обычно под проституцией понимают внебрачные половые отношения за плату, не имеющие в своей основе чувственного влечения. Проституция не тождественна ни корыстным супружеским отношениям, ни внебрачным сексуальным связям, если они основаны на личных симпатиях. Проституция начала зарождаться вместе с общественным разделением труда, развитием моногамии, появлением городов. Примечательно, что даже в средневековой Европе церковь была вынуждена мириться с этим явлением, признавая если не полезность, то, во всяком случае, неизбежность существовании проституции.

В последней трети ХIX в. были разработаны методы регламентации (способы медико-полицейского надзора) с целью упорядочить и по возможности ограничить данного рода отношения. Однако политика запретов оказалась малоэффективной. И все же с начала 20-х годов ХХ в. наблюдалось заметное сокращение проституции как в Европе, так и в Северной Америке. Причинами этой тенденции, по мнению исследователей, были улучшение экономического положения женщины, ее эмансипация. Большинство молодых людей перестали пользоваться услугами проституток, их клиентами остались преимущественно мужчины старших возрастных групп. В настоящее время проблема проституции касается не только представительниц женского пола, но и мужского. Бурными темпами развивается гомосексуализм. «Мальчики по вызову» становятся «нормой» в проституции.

Общество всегда искало пути и средства борьбы с проституцией. В истории существовали три основные формы политики по отношению к проституции: прогибиционизм (запрет), регламентация (регистрация и медицинское наблюдение), аболиционизм (профилактическая, разъяснительно-воспитательная работа при отсутствии запретов и регистрации). Запреты оказались бессильны, репрессии в принципе малоэффективны в борьбе с проституцией. Как показал исторический опыт, ни правовая, ни медицинская регламентация, направленная против представительниц и представителей этой древнейшей профессии, не позволяет полностью решить проблему. Практика свидетельствует, что только изменение социально-экономических условий и духовные преобразования в обществе радикально меняют ситуацию.

Девиантное поведение подростков не всегда соответствует закономерностям «взрослого» отклоняющегося поведения. Так, криминология объясняет нарушение преступниками общепринятых норм поведения наличием у них специфической системы ценностей, противостоящей официально одобряемым или общепризнанным нормам поведения. И поэтому анализ преступности, прежде всего профессиональной, опирается на теорию асоциальных субкультур. Но применительно к несовершеннолетним такой подход правомерен не всегда, часто бывает, например, что подросток, не отрицая самого факта содеянного, не признает свою вину или нарушает правовой запрет, который в принципе не отвергает.

Для объяснения таких явлений обычно обращаются к теории нейтрализации, суть которой заключается в том, что подросток становится правонарушителем, усваивая приемы нейтрализации общепринятых норм, а не моральные требования и ценности, противоположные этим нормам. Иначе говоря, подросток стремится бессознательно как бы расширить в отношении себя действие смягчающих обстоятельств, оправдать свои действия, даже внести в них элемент рациональности. Так, опросы показывают, что большинство подростков

Наши рекомендации