И утверждения учебной программы
Программа составлена старшим преподавателем кафедры гуманитарных и социальных дисциплин Максимовым А.М.в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, утвержденного 17 марта 2000 г. по соответствующим специальностям
ПРОГРАММА:
Одобрена на заседании кафедры
Гуманитарных и социальных дисциплин
Протокол № 5 от 14.01. 2010 г.
Зав. кафедрой проф._______________Чуракова О.В.
Согласована с кафедрами:
Финансов и кредита
Протокол № __ от _____________ 2010 г.
Зав. кафедрой _________________Жура С.Е.
Информационных технологий
Протокол № __ от _____________ 2010 г.
Зав. кафедрой _________________Горяшин Ю.В.
Рекомендована к изданию научно-методическим советом МИУ.
Протокол № от «__»____________2010 г.
Председатель научно-методического совета проф. А.Н. Ежов
I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
1. Цель изучения дисциплины
Основной целью изучения дисциплины «социология» является формирование у студентов базовых представлений об обществе и происходящих в нем процессах на основе ознакомления с достижениями мировой и отечественной социологической науки.
2. Задачи изучения дисциплины
В ходе преподавания дисциплины «социология» предполагается решение следующих задач:
1) формирование у студентов базовых представлений об обществе и социальных отношениях, а также о предмете социологии и структуре социологического знания;
2) формирование у студентов знаний о классических и современных социологических теориях;
3) овладение студентами социологической терминологией;
4) ознакомление студентов с основными теоретическими проблемами в современной социологии;
5) формирование знаний и навыков, позволяющих студентам применять на практике простейшие методы социологических исследований.
Место курса в системе гуманитарного знания
Наряду с другими дисциплинами социально-гуманитарного блока (история, философия, политология, культурология) социология выступает важным элементом в системе подготовки специалистов с высшим образованием. Изучение социологии студентами базируется на имеющихся у них знаниях по отечественной и всеобщей истории, философии. Знания, приобретаемые студентами в результате изучения дисциплины, позволяют им ориентироваться в повседневных социальных отношениях и глобальных социальных процессах. Тем самым, социологические знания способствуют более глубокому пониманию содержания остальных дисциплин социально-гуманитарного цикла.
Требования к уровню освоения содержания курса
В результате освоения курса дисциплины студент должен:
1) знать
-предмет и методы социологической науки, ее роль в обществе;
- историю зарубежной и отечественной социологической мысли и основные социологические теории современности;
- основные понятия, используемые в социологии;
- ключевые теоретические проблемы современной социологии, такие как: сущность и функции социальных институтов; стратификация, социальное неравенство и мобильность; причины и факторы социальных изменений; типы социальных общностей и групп и их особенности; социальный контроль и отклоняющееся поведение; социальные взаимодействия между людьми;
- место и роль личности в обществе, особенности взаимоотношений личности и социальной среды;
- содержание глобальных процессов современности и их влияние на российское общество;
- специфику социальной структуры и социальных процессов в России рубежа XX_XXI веков;
2) уметь
- оперировать основными категориями социологической науки;
- характеризовать важнейшие социальные феномены современности;
- самостоятельно работать с различными источниками информации по социологической тематике, свободно излагать их содержание;
- применять на практике простейшие методы социологических исследований.
II. ПРИМЕРНЫЕ ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПЛАНЫ
Примерный тематический план для студентов по специальности
Юриспруденция»
Наименование раздела/темы курса | Бюджет учебного времени, ч. | ||
Лекции | Семинары | СРС* | |
Тема 1. Социология как наука. Предмет и структура социологии | - | ||
Тема 2. История становления и развития социологии | - | ||
Тема 3. Основные школы и направления в современной социологии | - | ||
Тема 4. Развитие социологической мысли в России | - | ||
Тема 5. Общество как социальная система. Социальные институты | - | ||
Тема 6. Социальные общности и социальные группы | - | ||
Тема 7. Социальная стратификация и социальная мобильность | - | ||
Тема 8. Мировое сообщество и процессы глобализации | - | ||
Тема 9. Социальные изменения | - | ||
Тема 10. Социальное действие. Социальные взаимодействия | - | ||
Тема 11. Личность и общество | - | ||
Тема 12. Социальный контроль и отклоняющееся поведение | - | ||
Тема 13. Методы социологических исследований | - | ||
Тема 14. Современное российское общество. Социальные проблемы современной России | - | - | |
ИТОГО: | |||
Примерный тематический план для студентов по специальностям
Финансы и кредит»,
Наименование раздела/темы курса | Бюджет учебного времени, ч. | ||
Лекции | Семинары | СРС* | |
Тема 1. Социология как наука. Предмет и структура социологии | - | - | |
Тема 2. История становления и развития социологии | - | - | |
Тема 3. Основные школы и направления в современной социологии | - | - | |
Тема 4. Развитие социологической мысли в России | - | ||
Тема 5. Общество как социальная система. Социальные институты | - | - | |
Тема 6. Социальные общности и социальные группы | - | ||
Тема 7. Социальная стратификация и социальная мобильность | - | ||
Тема 8. Мировое сообщество и процессы глобализации | - | ||
Тема 9. Социальные изменения | - | ||
Тема 10. Социальное действие. Социальные взаимодействия | - | ||
Тема 11. Личность и общество | - | ||
Тема 12. Социальный контроль и отклоняющееся поведение | - | ||
Тема 13. Методы социологических исследований | - | - | |
Тема 14. Современное российское общество. Социальные проблемы современной России | - | ||
ИТОГО: | |||
Примерный тематический план для студентов по специальностям