Возможности применения результатов социологических исследований
Социологические исследования, их методы и результаты являются важным источником информации, используемой в процессе управления обществом, регионом, трудовым коллективом и т. д. Характеризуя наличные условия и формы жизнедеятельности людей, их материальные и духовные потребности, рассматривая их в развитии, социологическая информация позволяет придать принимаемым решениям научную достоверность и обоснованность.
Для того чтобы отслеживать процессы в динамике, необходимо, с одой стороны, проводить периодическое изучение управляемого процесса, с другой – накапливать информацию за ряд месяцев, лет. Информационные системы социологических служб позволяют вводить в управленческий оборот информацию, которая была собрана сколь угодно давно, отслеживать процессы в динамике, изучать ведущие тенденции и прогнозировать общественные явления.
Для сбора и анализа информации, разработки планов и прогнозов, контроля за выполнением решений целесообразно в трудовых коллективах, при администрациях разного уровня, ведомствах и так далее создавать социологические службы, которые могут включать штатных социологов и нештатные комиссии, аналитические группы и т. д. [4, с. 833].
Социологическая экспертиза – специальное исследование для выяснения степени и длительности отклонения основных тенденций экономического, социального и политического развития конкретного общества от абсолютных требований основных социально-экономических законов. Социологическая экспертиза осуществляется на основе той или иной специальной социологической теории, определяющей постановку задач и интерпретацию полученных результатов. Главной задачей социологической экспертизы является проверка гипотез и положений теории, имеющих принципиальное значение. В связи с этим социологическая экспертиза как одна из форм аналитической практики выполняет функцию критерия истинности научного познания в целом.
Современная наука использует разнообразные виды социологической экспертизы. В сфере фундаментальных исследований это качественная экспертиза, имеющая целью установить наличие или отсутствие предполагаемого теорией явления. В области прикладных исследований – это качественно-количественная экспертиза, имеющая целью выявить степень и длительность отклонения тех или иных социально-экономических показателей и тенденций развития объекта исследования от так называемых нормативных показателей развития аналогичных объектов в других типах общества. В зависимости от задач исследования за образец могут быть взяты демократическое или тоталитарное общество, индустриально развитое или развивающееся общество, капиталистический или социалистический тип общественного устройства.
Относясь к области теоретического знания, социологическая экспертиза представляет собой систему мысленных процедур, проводимых в области сравнения теоретической и эмпирической концепций функционирования изучаемого объекта. Сравнение теоретических моделей и реальных типических модификаций изучаемого объекта проводится с целью выяснения согласованности основных принципов теоретического и эмпирического развития социального феномена.
Социологическая экспертиза предполагает разработку иерархии социальных механизмов, действие которых направлено на оптимизацию названного развития в плане выбора наилучших вариантов решения задач и пути достижения цели при имеющихся социально-экономических и политических условиях и наличных трудовых ресурсах. Длительность процесса оптимизации зависит от диапазона и эффективности регулятивных способностей выбранных социальных механизмов. Чем ограниченнее эти способности, тем больше времени понадобится обществу для достижения стоящих перед ним целей.
Назначение социологической экспертизы – способствовать внедрению новых форм социальной организации управления обществом. Содержание и процедуры социологической экспертизы обусловлены также правовыми и моральными нормами общества [5, с. 608–609].
Новая ситуация в постсоветских государствах стала предметом постоянного интереса социологов, так как информация о сущности трансформационных социальных явлений, тенденций и направлений их развития оказалась востребованной руководством политической и экономической сферами деятельности, а также широкими слоями общественности. Этот интерес не мог не повлечь за собой формирование обширного рынка социологических услуг.
Движимые желанием получения более точного результата с наименьшими затратами времени, социологи существенно расширили диапазон использования оперативных массовых опросов населения с целью изучения общественного мнения, особенно в сфере управления, идеологии и политики. Широкое применение в социологических исследованиях компьютерной техники, развитие современных информационных технологий позволило во второй половине ХХ в. значительно усовершенствовать систему сбора и обработки социологических данных, привело к существенному развитию математических методов социологического анализа (О.Т. Терещенко, Н.Н. Леонова, Е.А. Кечина, Л.В. Соловьева). В Беларуси удалось сформировать методологию социологических исследований «жестко практической направленности» – оперативные социологические исследования (Д.Г. Ротман).
Богатый эмпирический материал, полученные теоретические выводы убедительно свидетельствуют о том, что в социологической науке обозначилась новая, относительно самостоятельная область научных исследований, широко использующая общесоциологические методы, но имеющая свой предмет, свои исследовательские задачи, свою концептуальную базу. Эта область социологического знания позволяет выявить социальную детерминированность политических процессов, политической деятельности и политического поведения различных групп населения с учетом изменяющихся условий, выявить особенности становления и функционирования новых элит, проанализировать процесс гармонизации государственных институтов и гражданского общества. Одним из важных направлений исследований, привлекающих постоянное внимание социологов, является электоральное поведение различных групп населения [6, с. 200].
Любые социальные преобразования, связанные с повышением уровня и качества жизни людей, представляют собой инновационные процессы, протекающие под воздействием целенаправленных мер по созданию новых общественных структур, институтов, форм социального взаимодействия. Эффективным средством осуществления инноваций выступают социальные технологии. Поиск новых форм и способов организации общественной жизнедеятельности во всех ее сферах требует выработки и реализации самых разнообразных социальных технологий, особенно в управленческих процессах, где отчетливее всего проявляется эффективность технологизации.
Основой для развития социальных технологий являются знания и опыт, накопленные социологической наукой. Долгое время методы социологии развивались в основном как методы получения знания, в результате чего исследователи, имея доказательные выводы о сути явлений, не могла дать рекомендаций о способах воздействия на неблагоприятные тенденции, подсказать пути разрешения выявленных проблем.
Социальная технология – алгоритм, процедура осуществления действий в различных областях социальной практики: управлении, образовании, исследовательской работе, художественном творчестве. Социальная технология – элемент человеческой культуры, возникает эволюционно либо связано с потребностью быстрого и крупномасштабного «тиражирования» новых видов деятельности. Построение социальной технологии осуществляется за счет разделения деятельности на отдельные операции, процедуры при условии глубокого понимания природы и специфики той области, в которой развертывается практика.
Объектом социальной технологии выступают люди, их взаимодействие, малые и большие социальные группы, а также разнообразные институты и организации. Социально-технологический подход в управлении является альтернативой административно-командному. Он предполагает учет живого многообразия внутренних и внешних связей социальных явлений, многовариантности и естественности их изменений, а также ориентацию на развитие человека как личности, на создание для каждого возможности реализации собственного потенциала.
Практика и теория выработали для каждого вида человеческой деятельности, для каждого социального процесса различные технологии. Сегодня активно разрабатываются технологии управления и информационные технологии, технологии в сфере образования, профессиональной подготовки, формирования здорового образа жизни и развития активности человека, технология разрешения конфликтов и т. д. Общая тенденция этого процесса такова, что каждая отрасль знания, изучающая человека и его деятельность, разрабатывает свои социальные технологии, обеспечивающие реализацию социальных разделов и оптимизацию социальных процессов.
В зависимости от того, на каком уровне общественных отношений разрабатываются и внедряются социальные технологии, можно разделить их на три группы:
– макротехнологии, т. е. технологии макросистем (государства, регионы, социальные классы и слои, большие социальные группы и т. п.);
– мезотехнологии, т. е. технологии, используемые на «среднем» уровне – города и другого населенного пункта, крупного трудового коллектива и т. п.;
– микротехнологии, т. е. технологии, рассчитанные на небольшие объединения людей, общественные процессы на микроуровне, в том числе направленные на развитие и рациональное использование личностного потенциала.
Представляется возможным говорить о традиционных, уже апробированных и широко внедряемых в практику технологиях и об инновационных социальных технологиях, т. е. таких, которые еще не нашли широкого применения и потребность в которых все более ощущается на практике.
Социологическое исследование осуществляется только там и только тогда, где и когда в этом возникает общественная потребность. Последняя определяется наличием проблемы. Проблема в социологии обусловливается ситуацией, возникающей в процессе социального развития, а именно: противоречием между знанием о потребностях людей в каких-либо результативных теоретических или практических действиях и незнанием путей и средств реализации этих необходимых действий. Таким образом, главное – это выявление необходимости изучение какой-либо области социальной жизни в целях активного влияния на разрешение социальных противоречий, природа и особенности которых еще не ясны. Социологическое исследование является важнейшим и основным средством изучения социальных процессов и отношений, получения полной, надежной и репрезентативной информации об их функционировании и развитии.
Конспект учебного материала составлен на основе литературы:
1. Данилов, А. Н. Социология / А. Н. Данилов // Наука Беларуси в ХХ столетии / НАН Беларуси. Комис. по истории науки ; редкол.: Н. А. Борисевич [и др.]. – Минск : Белорусская наука, 2001. – С. 190–202. 1.
2. Оперативные социологические исследования : методика и опыт организации / под ред. Д. Г. Ротмана, А. Н. Данилова, Л. Г. Новиковой. – Минск : БГУ, 2001. – 354 с.
3. Социология : учебник / отв. ред. П. Д. Павленок. – Москва : Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2002. – 1036 с.
4. Социология : учебн. пособие / А. Н. Елсуков [и др.] ; под ред. А. Н. Елсукова. – Минск : ТетраСистемс, 2004. – 560 с.
5. Экономико-социологический словарь / сост.: Г. Н. Соколова, О. В. Кобяк ; науч. ред. Г. Н. Соколова. – Минск : Беларус. навука, 2013. – 615 с.
6. Ядов, В. А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. – М. : Добросвет, «Книжный дом «Университет», 1998. – 596 с.
[1] Бюджет прожиточного минимума (БПМ) представляет собой стоимостную величину необходимых для сохранения здоровья человека, обеспечения его жизнедеятельности минимального набора продуктов питания и непродовольственных товаров и услуг, стоимость которых определяется как фиксированная доля от стоимости минимального набора продуктов питания, а также обязательные платежи и взносы. БПМ составляет с 1.05.2015 г. 1 569 130 белорусских рублей.
[2] Минимальный потребительский бюджет (МПБ) – это основной социальный норматив, представляющий собой стоимость набора материальных благ и услуг, необходимых для удовлетворения минимальных физиологических и социальных потребностей человека. Среднедушевой МПБ семьи из четырех человек с 1.08.2015 г. составляет 2 435 480 белорусских рублей.