Социологическое исследование: сущность, структура, виды
Социологические исследования стали достаточно распространенным инструментом познания социальной действительности и нашли широкое применение не только у социологов, но и у философов, политологов, педагогов, маркетологов, экологов, культурологов и других представителей социогуманитарного знания и социальной практики. Особенно активно они стали использоваться в управленческой сфере, позволяя решать как стратегические задачи развития общества, так и вопросы локального характера, например, внедрение инноваций в систему менеджмента в отдельных организациях или изучение мнения жителей города по совершенствованию работы общественного транспорта. Какое управленческое решение принять, как получить максимальную эффективность при минимальных затратах, как учесть мнение не только большинства, но и тех, кто имеет свою точку зрения, как правильно сориентироваться в условиях ускоряющегося экономического, научно-технического информационного развития – все эти вопросы помогает решать социологическое изучение общества.
Социологическое исследование – это исследование социальных объектов, отношений, процессов, направленное на получение новой информации и выявление закономерностей общественной жизни на основе теорий, методов и процедур, принятых в социологии.
На обывательском уровне социологическими исследованиями называют любые опросы или сбор статистической информации, связывают их лишь с прикладной социологией, например, с изучением поведения потребителей или мнения о происходящем событии его участников, что значительно упрощает и сужает возможности социологического познания общества, и это только часть исследовательского процесса. Социолог, приступая к изучению конкретной социальной проблемы, в первую очередь определяет, в соответствии с какими теоретическими положениями он будет собирать эмпирическую информацию, какие методы сбора и анализа полученных данных обеспечат ее надежность. Таким образом, он определяется с методологией – системой общих принципов, положений, методов и совокупностью приемов исследования, применяемых в данной науке.
Социологическое исследование общества базируется на трех основных задачах. Во-первых, для того, чтобы рассмотреть социальную структуру, культуру, экологию и т. д., необходимо их описать. Во-вторых, объяснить то, что описывается, установить причинно-следственные связи, например, почему общества отличаются друг от друга и почему они изменяются. В-третьих, оно позволяет сделать предположения по поводу будущего, допустим, сколько детей родится в ближайшие пять лет, и будет ли им хватать мест в имеющихся школах.
Социологические исследования направлены на изучение общественного мнения, которое заключает в себе отношение различных социальных общностей, групп и индивидов к актуальным событиям, проблемам социальной действительности. Общественное мнение является элементом общественного сознания, и может формироваться под воздействием экономической и политической ситуации, культурного развития, образовательного уровня населения и т. д. Научное изучение общественного мнения является необходимым, так как оно отражает тенденции общественного развития, показывает уровень социальной напряженности в обществе или отдельных его сферах, способствует объективному решению социальных проблем.
Социологическое исследование, как и любое другое научное исследование, содержит в себе некоторые элементы, присущие любой научной деятельности.
Во-первых, объект. В социологии объектом исследования могут быть процессы и явления социальной действительности.
Во-вторых, субъект – социолог-исследователь или группа социологов.
В-третьих, достижение определенной цели и решение конкретных задач.
В-четвертых, средства – в современных социологических исследованиях применяются научные, технические и организационные средства (программа и инструментарий).
В-пятых, результат социологического исследования – это или новые знания об объекте исследования, или подтверждение уже известных.
Этапы социологического исследования:
Первый этап – этап подготовки: получение и уяснение задания, уточнение темы, обдумывания целей, программы, плана, определения средств, сроков, способов обработки и т. д. Решаются вопросы материально-технического обеспечения.
Второй этап – сбор первичной социологической информации. Социолог вступает в непосредственный контакт с респондентами «в поле», предварительно проводится инструктаж. Это собранные в различной форме необобщенные сведения – записи исследователя, выписки из документов, отдельные ответы опрашиваемых и т. д., но чаще всего – заполненные анкеты или бланки интервью.
Третий этап – подготовка собранной в ходе социологического исследования (анкетного опроса, интервью, контент-анализа и т. д.) информации к обработке на ЭВМ, составление программы обработки, сама обработка на ЭВМ. Проводится проверка анкет (полнота заполнения, выборка). Результаты обработки отражаются в таблицах, графиках, схемах.
И, наконец, заключительный этап – анализ обработанной информации, подготовка научного отчета по итогам исследования, формулирование выводов и рекомендаций для заказчика, субъекта управления. Делаются выводы о подтверждении или опровержении гипотез, выявляются связи, зависимости, тенденции, противоречия, новые проблемы. В качестве итогового документа может выступать: 1) информационная справка (очень краткий вариант по 1-2 вопросам без аналитики); 2) информационная записка (освещается проблема, приводятся цифры, но без аналитики); 3) аналитическая записка; 4) отчет о научно-исследовательской работе.
Функции социологического исследования:
1. Эвристическая (поисковая). Данные социологических исследований «питают», обогащают теоретический уровень социологии, теорию.
2. Информационно-профилактическая. Поиск причин возникновения того или иного противоречия, ставшего тормозом в развитии определяющего ситуацию социального процесса или искажающего его суть важного социального явления. Результаты социологических исследований используются при принятии решений, направленных на изменение хода событий путем воздействия на причины, характеризующие этот ход.
3. Контрольная функция. Социологические исследования проводятся, когда возникает необходимость простой проверки выполнения принятых ранее управленческих решений.
4. Корригирующая функция. Иногда требуется проверка с последующей корректировкой самих решений путем введения новых параметров, выявленных в процессе изучения проблемной ситуации.
5. Прогностическая функция. При анализе данных социологических исследований осуществляется прогноз развития изучаемых процессов и явлений. Такой прогноз возможен при соблюдении важного условия – в анализе используются результаты не одного, а минимум двух и более исследований, проведенных с определенным интервалом по сопоставимой методике и в одной и той же генеральной совокупности. Другими словами, прогноз возможен только тогда, когда исследования позволяют зафиксировать ту или иную устойчивую тенденцию.
6. Пропагандистская функция социологического исследования направлена на обнародование результатов исследования. Ее реализация, с одной стороны, показывает, на базе каких данных готовилось то или иное управленческое решение, с другой – стимулирует орган управления к полной реализации принятого решения.
Требования к социологическим исследованиям:
1. Достоверность, объективность информации, которая обеспечивается глубиной и обоснованностью анализа проблемной ситуации, надежностью выборки, качеством методики и т. д. Результаты социологических исследований во многих случаях используются в целях обоснования принимаемых управленческих решений, их адекватность реальной ситуации не должна вызывать сомнений.
2. Оперативность, позволяющая быстро и своевременно изучить проблему с целью определения путей снятия негативных тенденций развития. Оперативность социологического исследования предполагает быстроту его осуществления, высокую интенсивность решения исследовательских задач. Социальная реальность быстро изменяется и может исчезнуть актуальность.
3. Учет конкретной ситуации и конкретность итогового анализа, т. е. конкретность. Социальная действительность очень разнообразна, поэтому изначально жестко должен быть задан предмет изучения. А результаты и выводы исследования должны очень осторожно распространяться пусть даже на адекватные по своим параметрам объекты. Конкретность достигается за счет качественной операционализации понятий исследования, направленности гипотез, применения методов сбора информации, дающих возможность фиксировать все многообразие явлений социальной действительности.
4. Взаимосвязь практики с теорией. Исследование не может быть качественно осуществлено, если при анализе проблемной ситуации, предмета изучения не будут учитываться положения соответствующих теорий.
Эти требования призваны дополнять друг друга, гарантируя тем самым достаточный уровень качества получаемой информации [1, c. 21–22].
Исходя из деления социологии как науки на фундаментальную и прикладную, социологические исследования по своей направленности определяются характером познавательных целей и подразделяются на 4 основных класса:
теоретический, ориентированный на формирование или приращение специальных социологических теорий;
теоретико-практический, ориентированный на приращение специальных социологических теорий с возможным опосредованным выходом на управленческую практику;
практико-теоретический, ориентированный на решение прикладных задач с возможным обобщением результатов и, таким образом, выходом на теорию;
практический, ориентированный на получение информации для прямого использования в системе социального управления.
Первые два класса можно отнести к фундаментальным разработкам, третий и четвертый – к прикладным [1, c. 18].
Вид социологического исследования предопределяется характером поставленных целей и задач, глубиной анализа социального процесса и т. д. В зависимости от глубины анализа предмета исследования различают три основных вида социологического исследования: разведывательное (пилотажное), описательное и аналитическое.
Разведывательное (или пилотажное, зондажное) исследование – самый простой вид социологического анализа, позволяющий решать ограниченные задачи. По сути идет «обкатка» инструментария, т. е. методических документов: анкеты, бланк-интервью, опросного листа, карточек наблюдений, карточек изучения документов и др. Программа такого исследования упрощена как и инструментарий. Обследуемые совокупности невелики: от 20 до 100 чел.
Разведывательное исследование, как правило, предваряет глубокое изучение проблемы. В ходе его уточняются цели, гипотезы, задачи, вопросы, их формулировка. Проводить такое исследование особенно важно в тех случаях, когда проблема изучена недостаточно или вообще ставится впервые. Разведывательное исследование позволяет получить оперативную социологическую информацию.
Описательное исследование – более сложный вид социологического анализа. С его помощью получают эмпирическую информацию, дающую относительно целостное представление об изучаемом социальном явлении. Оно обычно проводится в том случае, когда объект анализа – относительно большая совокупность, отличающаяся разнообразными характеристиками, например, трудовой коллектив крупного предприятия, где работают люди разных профессий, пола, возраста, стажа работы и т. д. Выделение в структуре объекта изучения относительно однородных групп (например, по уровню образования, возрасту, профессии) дает возможность оценить, сравнить интересующие характеристики, выявить наличие или отсутствие связей между ними. В описательном исследовании может быть применен один или несколько методов сбора эмпирических данных. Сочетание методов повышает достоверность и полноту информации, позволяет сделать более глубокие выводы и обоснованные рекомендации.
Самый серьезный вид социологического анализа – аналитическое исследование. Оно не только описывает элементы изучаемого явления или процесса, но и позволяет выяснить причины, лежащие в его основе. Поиск причинно-следственных связей – главное назначение такого исследования. Если в описательном исследовании устанавливается связь между характеристиками изучаемого явления, то в аналитическом выясняется, носит ли эта связь причинный характер и что является основной причиной, определяющей то или иное социальное явление. В аналитическом исследовании изучается совокупность многих факторов, обусловливающих то или иное явление. Обычно их классифицируют как основные и неосновные, постоянные и временные, контролируемые и неконтролируемые и т. д.
По степени охвата генеральной совокупности:
1. Сплошное, когда в качестве респондентов выступает весь массив изучаемого объекта, вся генеральная совокупность.
2. Выборочное, позволяющее делать заключение о характере распределения изучаемых признаков генеральной совокупности на основе рассмотрения некоторой ее части – выборки.
По частоте проведения:
1. Разовое (точечное). Дает информацию об объекте анализа, о количественных характеристиках какого-либо явления или процесса в момент его изучения. Описывает объект в статике, а не в развитии, в изменениях во времени.
2. Повторные – исследования одного и того же или различных контингентов, проводимые несколько раз, через определенные промежутки времени, в одинаковых или различающихся социальных условиях. Основными требованиями к повторным исследованиям являются сопоставимость исследований, а также обоснованность существенности различий по сравниваемым показателям. Они в свою очередь делятся на:
а) Панельные исследования – многоразовый опрос, проводимый через определенные временные интервалы на одной и той же совокупности с целью исследования социальных явлений и процессов в их динамике. Обследованию подвергаются одни и те же люди через одинаковые временные интервалы. Частота повторяемости, а также общая продолжительность панельного исследования могут быть различными, временные интервалы между обследованиями являются произвольными. При проведении панельных исследований получают информацию именно об индивидуальных изменениях в обследуемой совокупности. Главным недостатком панельных исследований является сложность сохранения выборки от одного исследования до другого. Кроме того, существует такая возможность, что с течением времени члены выборки уже станут нетипичными для генеральной совокупности, и данные о них не будут достоверными для нее. Поэтому для панельных исследований целесообразно соблюдать такие интервалы, которые позволяют максимально сохранять стабильность исследуемой совокупности по ее величине и составу. В панельном исследовании моменты вторичного и последующего обследования устанавливаются по внешним для изучаемого контингента факторам (через определенное число лет, при осуществлении определенных социальных мероприятий).
Если же моменты повторного обследования выбираются с учетом генезиса самой изучаемой совокупности, по мере достижения обследуемой совокупностью определенной стадии своего развития, то такое исследование называется лонгитюдным. Если в панельных исследованиях объектом наблюдения могут быть любые возрастные группы, то в лонгитюдных исследованиях, как правило, изучается только молодежь как наиболее динамично развивающаяся возрастная группа. Преимущества лонгитюдных исследований по сравнению с другими видами повторных социологических исследований заключаются в возможности эффективно изучать процессы развития изучаемых объектов; выявлять специфические варианты этого развития для групп, входящих в изучаемую совокупность; анализировать тенденции развития индивидов, входящих в различные социальные группы; устанавливать изменения в связях между изучаемыми признаками и выявлять детерминанты процессов развития.
Проведение лонгитюдного исследования требует больших затрат средств и времени, длительной методической и методологической подготовки.
б) Трендовые исследования осуществляются на аналогичных выборках или в рамках единой генеральной совокупности с интервалом во времени с целью анализа изменений на уровне определенной группы, совокупности.
Различают когортные тренды и исторические тренды.
Объектом когортных трендовых исследований является определенная возрастная группа (когорта), которая остается постоянной во время повторных обследований. Выборка на различных этапах исследования не обязательно должна состоять из одних и тех же индивидов, важно лишь, чтобы респонденты были представителями изучаемой когорты.
Объектом исторических трендовых исследований является определенная возрастная группа, которая обследуется через определенные промежутки времени. В этом случае постоянной остается возрастная группа, а когорты и время проведения обследования изменяются. Данные получают при обследовании совокупностей, находящихся в одинаковых социальных условиях.
При проведении повторных исследований всех видов – когортных и исторических трендов, панельных и, особенно, лонгитюдных исследований – важнейшим условием их эффективности является создание электронных баз данных и обработка материалов исследований с помощью специальных программных средств.
Для этого целесообразно использовать новую форму организации социальной информации – социальный мониторинг. Это разветвленная система получения, обработки и хранения социологической и статистической информации по наиболее актуальным проблемам жизни общества. Основными чертами социального мониторинга являются:
· охват наиболее значительных социальных явлений в стране;
· наличие определенного постоянного состава показателей и индикаторов (социологических и статистических);
· наличие временных показателей, дополняющих основную систему и изменяющихся в зависимости от потребностей пользователя, что обеспечивает гибкость системы мониторинга;
· передача данных по каналам связи на центральный вычислительный центр, их обработка и хранение;
· проведение мониторинга из единого организационного центра;
· организация доступа потребителей к имеющейся информации [2, с. 444–450].
По масштабу исследования делятся на международные, общенациональные, региональные, отраслевые, локальные.
В зависимости от сроков бывают экспресс-исследования, краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные.
В зависимости от заказчика: госбюджетные, по заказу частных организаций и лиц; по заказу профсоюзов, общественных организаций, партий.
Существует ряд исследований, не укладывающихся в рассмотренные выше рамки: монографическое, экспериментальное, экспертное и др.