Научное изучение брака и семьи

Научное изучение семьи начинается с первой половины XIX в., когда вышла в свет книга швейцарского историка Иоганна Якоба Бахофена (1815–1887) «Материнское право». Проанализировав классическую литературу древности, ученый обнаружил, что древние мифы отражают исторические изменения во взаимном общественном положении мужчины и женщины. Автор выдвинул следующие положения: 1) у людей первоначально существовали ничем не ограниченные половые отношения, которые он обозначает понятием «гетеризм»; 2) такие отношения исключают всякую возможность достоверно установить отца, и поэтому происхождение можно было определять лишь по женской линии; 3) вследствие этого женщины как матери и единственные достоверно известные родители пользовались высокой степенью уважения и почета, доходившей до полного господства женщин (гинекократии) и т. д. Развитие от «гетеризма» к моногамии и от материнского права к отцовскому происходит, по мнению И. Бахофена, вследствие дальнейшего развития религиозных представлений, водворения новых божеств, представителей новых воззрений. Таким образом, не развитие действительных условий жизни людей, а религиозное отражение этих условий в головах людей вызвало исторические изменения во взаимном общественном положении мужчины и женщины. В целом, изыскания Бахофена означали целую революцию во взглядах на семью как на неизменный союз, раз и навсегда установленный божественным промыслом.

Предысторией семьи занимался также английский юрист и историк Джон Фергюсон Мак-Леннан (1827–1881). Его работа «Первобытный брак» появилась в 1865 г. Он изучал ранние ступени брака на основании точных этнографических фактов из быта древних греков, кельтов, германцев и подтвердил открытия И. Бахофена о первоначальном материнском праве. Кроме того, Мак-Леннан нашел у многих диких и даже цивилизованных народов такую форму заключения брака, при которой жених должен как бы насильственно похитить невесту. Как же возник этот «брак-похищение»? Пока мужчины могли находить достаточно жен в своем собственном племени, для такого брака не было никакого повода. Но у неразвитых народов существуют группы, внутри которых брак запрещен, так что мужчины вынуждены брать себе жен (а женщины мужей) вне этой группы, а у других существует обычай, требующий, чтобы мужчины, принадлежащие к определенной группе, брали себе жен только внутри своей собственной группы. Мак-Леннан называет первые группы экзогамными, вторые – эндогамными. Заслуга Мак-Леннана состоит в том, что он указал на повсеместное распространение и большое значение того, что он называет экзогамией.

Следующий весомый вклад в развитие науки о семье внес Льюис Генри Морган (1818–1881). Его главное произведение – «Древнее общество» – появилось в печати в 1877 г. Л. Морган наблюдал общественное устройство американских индейцев, их семейный быт.

Особое место в работах Моргана занимает концепция моногенизма – единства происхождения человечества, направленная против расистских теорий. Кроме того, учение Моргана опровергало догматы теологической антропологии о божественном происхождении семьи, единобрачии как единственно возможной и неизменной форме семейных отношений.

Ученый утверждал, что первобытное общество было родовым и трансформировалось от низших форм к высшим. Это вновь сделанное открытие первоначального рода, основанного на материнском праве как стадии, предшествовавшей основанному на отцовском праве роду культурных народов, имеет для первобытной истории такое же значение, как теория развития Дарвина для биологии. Оно дало Моргану возможность впервые сделать набросок истории семьи, в котором были в общих чертах предварительно установлены классические ступени ее развития:

1) кровнородственная семья, основанная на групповом браке между братьями и сестрами, как родными, так двоюродными;

2) пуналуальная семья – группа женщин и группа мужчин (происхождение ведется по материнской линии);

3) синдиасмическая или парная семья, возникшая на основе брака отдельных пар, но без сожительства;

4) патриархальная семья – брак одного мужчины с несколькими женщинами;

5) моногамная семья, при которой в брак вступает отдельная пара один раз и на всю жизнь.

Во многом отталкиваясь от идей Л. Моргана, свою теорию происхождения и развития семьи создал Ф. Энгельс (1820–1895). Определение семьи, вошедшее во все отечественные учебники социологии, было дано К. Марксом и Ф. Энгельсом в их совместном труде «Немецкая идеология»: семья – это отношения между мужем и женой, родителями и детьми.

Марксистская социология связывает существование семьи на всем протяжении ее истории со способом производства. Развивая материалистический взгляд на семью, Ф. Энгельс в своем труде «Происхождение семьи, частной собственности и государства» утверждает, что определяющим моментом истории является производство и воспроизводство непосредственной жизни. С одной стороны – производство средств к жизни (предметов питания, одежды жилища и т. д.), с другой – производство самого человека, продолжение рода. Общественные порядки каждой определенной исторической эпохи и каждой страны определяются этими двумя видами производства.

Энгельс проводит материалистический анализ предпосылок возникновения моногамии (единобрачия). Экономической основой ее появления явилась победа частной собственности над первоначальной общественной. Поскольку частная собственность попала в руки мужчин, моногамная семья с самого начала связана с господством мужа, дети которого должны были наследовать его богатство. Моногамия явилась формой порабощения одного пола другим.

Ф. Энгельс размышляет о будущем моногамии. По его мнению, моногамия сохранится, но приобретет новую социалистическую форму. С исчезновением частной собственности, для сохранения и наследования которой и возникла моногамия, исчезнет и господство мужчины. Самым важным основанием брака явится фактическое равенство между полами. Первой предпосылкой появления новой формы моногамии является освобождение женщины, ее возвращение к общественному производству. Индивидуальное домашнее хозяйство должно исчезнуть, сменившись общественными формами быта. При этих условиях моногамия осуществится как результат дальнейшего нравственного развития человечества. Это проявится, прежде всего, в появлении обязательного любовного мотива для заключения брака. Исчезнет брак-сделка, брак-купля. Новая форма моногамии не предполагает обязательную пожизненность брака. В будущем обществе, как говорит К. Маркс, будет безусловная свобода развода.

Из тех, кто положил начало собственно социологии семьи, прежде всего следует назвать французского социолога Фредерика Пьера Ле Пле (1806–1882). Ученый поставил семью в центр интересов всей социологии, сделав ее независимой переменной по отношению к остальным социальным процессам. Согласно Ф. Ле Пле, фундаментальным элементом общества является семья, корневая семья (родительская плюс репродуктивная семья, как правило, старшего сына).

Стремясь исследовать общество как естествоиспытатель, Ле Пле хотел понять причины социальных революций через «самоличное» изучение простейшей модели общества – семьи, через социальное возвышение и падение семей. В разных странах Европы им были составлены монографии нескольких сот семей из различных слоев и классов. Анализ бюджета семьи, связанный с количественным выражением жизнедеятельности семьи, явился толчком к разработке индексов образа жизни. Эти бюджетные обследования семей опирались на классификации семей от их возникновения до распада, т. е. предвосхитили концепцию жизненного цикла семьи как малой группы. Ле Пле уже как микросоциолог своими «монографиями» семей создал возможность разработки модели семейного поведения, позволяющей количественно фиксировать уровень жизни, использование социального времени и т. п.

Основатель социологии Огюст Конт (1798–1857) рассматривал семью с точки зрения социальной статики как универсальное общечеловеческое явление. В «Курсе позитивной философии» семья рассматривается как подлинный социологический элемент. Общество образуется из совокупности семей. Человечество прошло последовательные исторические фазы от семьи, племени, нации до государства. Семья – это союз, основанный на инстинктивных, эмоциональных привязанностях.

Важнейшая функция семьи – передача традиции, которая обеспечивает в обществе социальную преемственность. Благодаря семье прошлое связывается с настоящим и будущим. Семья подчиняется неустранимому закону социальной иерархии и субординации: женщина должна в ней повиноваться мужчине, а младший – старшим.

Конт был сторонником частной собственности и права наследования имущества. Семья, владея собственностью, ответственна перед обществом за то, как она ею распоряжается.

В обществе, как в живом организме, все части согласованы между собой. Семья органически связана со всеми сферами социальной жизни. Семья – основной социальный элемент, по образцу которого строится общество.

Семья также включена и в систему социальной динамики, так как она подвержена изменению, развитию. При нормальном развитии общества одни поколения передают другим накопленные материальные и духовные богатства. Каждое новое поколение должно обладать большим материальным и духовным потенциалом, чем предыдущие, тогда обеспечивается нормальное прогрессивное развитие человечества.

Знаменитый представитель классического направления социологии Макс Вебер (1864–1920) не изучал семью как специальный объект социологического анализа, но его методологические подходы весьма плодотворны для социологии семьи. Основная идея веберовской социальной философии – рационализация социальной жизни — предполагает возможность оптимизации межчеловеческих взаимоотношений и культуры семейных отношений. Классические четыре типа социального поведения, выработанные Вебером, вполне применимы для типизации внутрисемейных отношений.

Целерациональное действие предполагает рациональный расчет для достижения поставленной цели. Целерациональное поведение членов семьи выявляет мотивы их действий. Набор целей, которые ставит перед собой семья, универсален. Для обеспечения семейного благополучия достаточно достигнуть материального достатка, здоровья всех членов семьи, психологического комфорта. В зависимости от конкретных социальных ролей каждого члена семьи ставится своя целерациональная задача. При этом очевидно существует общественный целерациональный стержень, который традиционно воспроизводит усилиями всех членов семьи некую норму семейного бытия.

Ценностно-рациональное действие раскрывает арсенал средств достижения целей через ценностно-нравственные ориентиры, среди которых – представления о человеческом достоинстве, красоте, благочестии, правах человека и т. д. Этот тип социального поведения особенно важен в системе семейного воспитания для выработки у подрастающих поколений чувства справедливости, долга, чистоты убеждений, сострадания и т. д.

Традиционное действие противопоставлено целерациональному. Оно основано на привычке, отличается автоматизмом и минимально опосредовано мысленным целеполаганием, связано с принципом «так надо». Традиционное действие диктуется однажды усвоенной традиционной установкой, основанной на обычае, общепринятых в повседневном поведении людей нормах. Традиционное поведение окрашивает семейные отношения в национальные и субкультурные краски и вырабатывается в процессе семейной социализации.

Аффективное действие характеризуется доминирующим эмоциональным состоянием действующего субъекта: любовная страсть или ненависть, гнев или воодушевление, страх или отвага, восхищение, восторг и т. д. Главное в аффективном действии – стремление к немедленному удовлетворению страсти, владеющей индивидом, что исключает конструктивный, рациональный подход к достижению цели.

Внутрисемейное взаимодействие представляет собой некий сплав всех типов поведения, при этом в зависимости от конкретно сложившейся ситуации на первый план выступает тот или иной тип поведения.

С развитием отраслевого уровня социологии в XX ст. наука о семье становится отдельной дисциплиной. Особенностью развития современного этапа социологии является социологический плюрализм, т. е. множественность направлений, из которых наиболее значительными представляются следующие: функционалистский (Т. Парсонс), культурологический (К. Циммерман, М. Мид), интеракционистский (Ч. Кули, Дж.Г. Мид), конфликтологический (Хартманн, Л. Козер), феминистский (Э. Оукли, К. Миллет), институциональный и групповой подходы (А.Г. Харчев, М.С. Мацковский), системный (А.И. Антонов, В.М. Медков). Каждый из подходов имеет свои достоинства, недостатки и ограничения.

Наши рекомендации