Системные характеристики общества как формы организации социальных взаимодействий

Лекция 1

Системные характеристики общества как формы организации социальных взаимодействий

Социология: объект и предметное поле, метод социологии.

Общество как системное образование.

Основные подсистемы общества.

Общество и культура.

Модель устойчивого развития белорусского социума.

Лекция 2

Социальная структура и стратификация:

Лекция 3

Социодинамика общества и культуры:

Развитие, прогресс, кризис

1. Социологические школы о развитии общества и культуры.

2. Социальное развитие. Противоречия в развитии общества.

3. Социальная политика в Республике Беларусь.

Социальные изменения, понятия и виды.

Чаще всего под социальным изменением понимается переход социального объекта из одного состояния в другое, любая модификация в социальной организации общества, его социальных институтах и социальной структуре, установленных в нем образцов поведения. Такое понимание социального развития является центральным в теориях социальных изменений и связано с понятиями рост, мобильность, эволюция, революция, прогресс, трансформация, а также факторы, источники, виды, сферы, направления изменений. В социологической и политологической литературе подходы к классификации теорий социальных изменений до сих пор различны. К классическим теориям относят эволюционизм, историзм, циклизм, марксизм.

Эволюционизм связывал изменения с функциональной дифференциацией, с постепенным и все большим усложнением общественной жизни. Историзм делал акцент на внутреннем опыте как сходной точке реконструкции «взгляда на мир», на мир идей и ценностей. Циклизм доказывал ограниченность идей однолинейного прогресса и непрерывности истории. Марксизм подчеркивал значение классового характера конфликтов и политической борьбы. В современных теориях предлагается альтернативное видение создания истории (теории модернизации, адаптивного роста, конфликта, культурного равновесия).

И. Уоллерстайн подчеркивает необходимость альтернативного взгляда на социальные изменения, поскольку, по его мнению, основные версии теории развития – эволюционизм и исторический материализм – уже принадлежат истории социального мышления. Дело в том, уточняет он, что современный мир претерпевает не экзогенные, а эндогенные изменения. Здесь важны внешние источники и главную роль играют наднациональные, глобальные факторы. Толчок к изменениям дают контакты между различными социальными образованиями, конкуренция, столкновение, конфликты и другие события, а не необходимость реализации присущих обществу возможностей.

П. Штомка определяет социальное изменение как «социальный процесс, включающий в себя последовательность социальных событий» (различные состояния социального поля); социальное развитие, дифференциацию, экспансию, кристаллизацию, расчленение социального поля в его различных измерениях, являющихся результатом его внутренних, имманентных свойств; и наконец, социальный прогресс, представляющий собой развитие, которое можно рассматривать как определенное улучшение в соответствии с той или иной аксиологической точкой зрения.

Одна из основных характеристик социальных изменений – неравномерность, которая проявляется как неуравновешенность между изменениями в различных областях жизни в рамках одного общества, между отдельными отраслями и секторами хозяйства, отдельными социальными группами и слоями; отдельными регионами, отдельными странами и народами.

Социальные изменения в обществе зависят не только от внутренних факторов, но и от внешних, связанных с международным разделением труда, неравномерным распределением природных богатств и экономическим потенциалом страны. В XXI в. все большее значение приобретают процессы глобализации.

Трансформация постсоветского общества с неизбежностью повлекла за собой не только изменения социальной структуры, она остро поставила перед традиционными обществами вопрос об осознании индивидуальной и групповой идентичности, интеграции и дезинтеграции, месте в социальной иерархии, солидарности, уровне сплоченности и системе ценностей.

Лекция 4

Социальные функции семьи

Функция (лат. functio – совершение, исполнение) – это деятельность, роль объекта в рамках некоторой системы, работа, которая производится неким органом или неким организмом.

Под функциями семьи понимается способ проявления активности жизнедеятельности семьи и ее членов во имя семьи и для ее блага. Функции семьи глубоко историчны, социально, культурно и национально обусловлены, изменчивы во времени как по характеру, так и по их иерархии.

Американские социологи У. Огборн, К. Циммерман, Т. Парсонс и многие другие рассматривали функции семьи как показатели ее сущности, как индикаторы семейных перемен. В частности У. Огборн в начале ХХ в. заметил, что американская семья меняется и многое из того, что делалось в семье раньше, ушло из семьи и стало выполняться другими социальными институтами. Из шести выделенных им функций (аффективная, защитная, экономическая, образовательно-воспитательная, религиозная, досуговая) пять (кроме аффективной) перемещаются за пределы семьи.

В советской социологии функции семьи исследовались А.Г. Харчевым, М.С. Мацковским, И.В. Гребенниковым, Н.Г. Юркевичем, А.И. Антоновым, В.М. Медковым, Г. Навайтисом и др.

Согласно А.Г. Харчеву семья имеет имманентно присущие ей функции и навязанные извне. Специфические функции семьи вытекают из ее сущности и отражают ее особенности как социального явления. К ним относятся: деторождение (репродуктивная функция), содержание детей (экзистенциальная функция), их воспитание (функция воспитания/социализации). По мнению социолога, эти функции остаются неизменными при всех социальных преобразованиях, хотя при этом исторический характер связи между семьей и обществом может изменяться. А неспецифические функции выполняются семьей по принуждению или же семья к ним приспосабливается в определенных исторических обстоятельствах.

Развивая мысль А.Г. Харчева, А.И. Антонов пишет, что неспецифические функции семьи связаны с накоплением и передачей собственности, приобретением социального статуса, организацией производства и потребления и т. д. Другими словами, эта та деятельность, которая отражает характер исторической связи семьи с обществом. Функции семьи могут сужаться или расширяться, появляться или исчезать, передаваться другим социальным институтам. Например, воспитательно-образовательная функция во многих современных обществах выполняется не семьей, а социальными институтами образования и воспитания: детскими садами, школами, колледжами, университетами и т. д.

С социологической точки зрения наиболее удачна классификация функций, предложенная М.С. Мацковским в его работе «Социология семьи: проблемы теории, методологии и методики» (1989). Она основана на сферах семейной жизнедеятельности и включает следующие функции: репродуктивную, воспитательную, хозяйственно-бытовую, экономическую, первичного социального контроля, духовного общения, социально-статусную, досуговую, эмоциональную, сексуальную. Эту классификацию и ее модификации сегодня используют многие социологи.

Содержание функций может несколько изменяться в зависимости от того, рассматриваем ли мы их общественное или индивидуальное значение (см. таблицу 1).

Таблица 1. Функции семьи

Функция Общественное значение Индивидуальное значение
Репродуктивная Биологическое воспроизводство общества Удовлетворение потребностей в детях
Сексуальная Сексуальный контроль Удовлетворение сексуальных потребностей
Воспитательная Воспитание, социализация молодого поколения Удовлетворение потребности в родительстве
Хозяйственно-бытовая   Поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми Получение хозяйственно-бытовых услуг одними членами семьи от других
Экономическая Экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества Получение материальных средств одними членами семьи от других
Первичный социальный контроль Моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах, ответственность и обязательства между родителями и детьми Формирование и поддержание правовых и моральных санкций за нарушение социальных норм в общественной жизни и семейных отношениях
Духовное общение Развитие личности членов семьи Духовное взаимообогащение членов семьи
Социально- статусная Предоставление социального статуса членам семьи и воспроизводство социальной структуры Удовлетворение потребности в социальном продвижении
Досуговая Организация рационального досуга, социальный контроль в сфере досуга Удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга
Эмоциональная Эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия Получение индивидами психологической защиты, эмоциональной поддержки в семье; удовлетворение потребности в личном счастье и любви

[Источник: Обществоведение : пособие для подготовки к централизованному тестированию / М.И. Вишневский [и др.] ; под ред. М. И. Вишневского. – Минск : Аверсэв, 2011. – 383 с.]

Семья нацелена на удовлетворении как биологических (физиологических) потребностей своих членов, так и социальных (в образовании, в личностном развитии, в коммуникациях и т. д.). Способы удовлетворения этих потребностей меняются по мере развития общества. Семья подстраивается под новые социальные обстоятельства, видоизменяет свою деятельность. Кроме того, в разные периоды жизненного цикла семьи изменяется иерархия семейных функций. Так, для молодой семьи наиболее важной является репродуктивная функция, тогда как для пожилой пары важнее рекреационная. Доминирование тех или иных функций в семье определяется не только историческим временем, но и этапом жизни конкретной семьи.

Таблица 2. Типы семьи и брака

Типы семьи Типы брака
По количественному составу: – нуклеарная (родители – дети) – расширенная (несколько поколений) 1. По количеству супругов: – моногамный –полигамный (полигиния, полиандрия, групповой)
По наследованию фамилии, имущества, социального положения: – патрилинейные (по линии отца) – матрилинейные (по линии матери) 2. По месту выбора супруга внутри или вне одной группы (рода): – эндогамный (поиск партнера внутри одной группы) – экзогамный (из другой группы)
По типу поселения: – городская – сельская 3. По месту проживания брачной пары: – патрилокальный – матрилокальный – неолокальный
По наличию родителей: – полная – неполная (материнская, отцовская) 4. По национальности супругов или их социальному статусу: – гомогенный – гетерогенный
По наличию и количеству детей: – бездетная – малодетная (1–2 ребенок) – среднедетная (3–4) – многодетная (5 и более) 5. По степени формализации: – юридический – фактический (сожительство)
По этапам жизненного цикла: – молодая – зрелая – «опустевшее гнездо» 6. По отношению к религиозной обрядности: – светский – церковный
По принципам организации семейной жизни: –авторитарная (патриархальная/матриархальная) – демократическая (эгалитарная) – анархическая 7. По половому признаку: – гетеросексуальный – гомосексуальный

Лекция 5

Лекция 6

Возможности эмпирического

Лекция 1

Системные характеристики общества как формы организации социальных взаимодействий

Социология: объект и предметное поле, метод социологии.

Общество как системное образование.

Основные подсистемы общества.

Общество и культура.

Модель устойчивого развития белорусского социума.

Наши рекомендации