Эмпирический метод наблюдение

ДОКЛАД

Предмет: «Экспериментальные и прикладные методы психологии и психодиагностики»

Тема: «Неэкспериментальные исследовательские методы в психологии»

Вопрос: «Классификация методов психологического исследования»

Факультет «психологии»

Направление подготовки «психология»

Группа ПСИ-Б-0-В-2016-1

Студентка 1 курса 2 семестра

Дымма Людмила Викторовна

Москва — 2017

Оглавление

Тема: Неэкспериментальные исследовательские методы в психологии

Классификация методов психологического исследования……..
Уровни психологических методов………….
Г. Пирьов разделил "методы" ……….
Классификации методов………………..
Эмпирический метод наблюдение……………….
Эмпирический метод эксперимент…………………….
Эмпирический метод измерение …………………………………
Виды измерений
Эмпирический (коммуникативный) метод беседа
Классификация эмпирических методов, представленная в таблице
Основные психологические эмпирические методы в квадратах…
Неэкспериментальные эмпирические методы
Источник
Литература……………………………………………………………….…...

Тема 2: НЕЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ МЕТОДЫ В ПСИХОЛОГИИ

КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

С точки зрения Б.Г.Ананьева[1], методы психологического исследования являются системами операций с психологическими объектами и вместе с тем гносеологическими объектами психологической науки.

Рассматривая проблему применения эмпирических методов в психологии (если следовать требованиям системного подхода), нужно начать с определения их места в системе психологических методов. Можно выделить, по крайней мере, пять уровней.

Уровни психологических методов

1. Уровень методики.

2. Уровень методического приема.

3. Уровень метода (эксперимент, наблюдение и пр.).

4. Уровень организации исследования.

5. Уровень методологического подхода.

Термин "метод" может применяться к любому из уровней.

Например, в психофизике есть метод средней ошибки, метод границ; в психодиагностике — проективный метод (уровень 2); в психосемантике говорят о методе семантического дифференциала и о методе репертуарных решеток (уровень 1); в психологии развития обсуждают психогенетический метод и его разновидности — близнецовый метод (уровень 4).

Приведенное уровневое деление способов, применяемых в психологическом исследовании, близко к тому, которое предложил Г. Пирьов[2].

Г. Пирьов разделил "методы":

1) собственно методы (наблюдение, эксперимент, моделирование и пр.);

2) методические приемы;

3) методические подходы (генетический, психофизиологический и пр.).

Классификации методов

1. С.Л. Рубинштейн[3] в качестве главных психологических методов выделил наблюдение и эксперимент.

Наблюдение Эксперимент
"внешнее" "внутреннее" (самонаблюдение) лабораторный естественный психолого-педагогический физиологический (метод условных рефлексов)
           

Он также выделил приемы изучения продуктов деятельности:

- беседу (в частности, клиническую беседу в генетической психологии Пиаже);

- анкету.

2. Классификация болгарского психолога Г.Д. Пирьова. Он выделил:

самостоятельные - наблюдение (объективное — непосредственное и опосредованное, субъективное — непосредственное и опосредованное); - эксперимент (лабораторный, естественный и психолого-педагогический); - моделирование; - психологическая характеристика
вспомогательные методы - математические; - графические; - биохимические
специфические методические подходы - генетические; - сравнительными

3. Критику классификации Пирьова дал Ананьев Б.Г., предложив другую. Все методы он разделил на:

1) организационные (4-й и 5-й уровни, выделенные выше) - сравнительный; - лонгитюдный; - комплексный методы
2) эмпирические - обсервационные методы (наблюдение и самонаблюдение); - эксперимент (лабораторный, полевой, естественный, психолого-педагогический и др.); - психодиагностический метод (тесты, анкетирование, социометрия, беседа, интервью); - праксиметрические методы (анализ процессов и продуктов деятельности, оценка изделий, хронометрия, профессиография); - метод моделирования (математическое, кибернетическое); - биографический метод (анализ событий жизни, документации, свидетельств и пр.).
3) способы обработки данных методы математико-статистического анализа данных и качественного описания результатов
4) интерпретационные генетический (фило- и онтогенетический) и структурные методы (психография, классификация, типологизация, определение психологического профиля и др.)

По классификации Ананьева также остается много нерешенных проблем:

- почему моделирование оказалось эмпирическим методом?

- чем практические методы отличаются от полевого эксперимента или инструментального наблюдения?

- почему группа интерпретационных методов отделена от организационных?

- разве генетическая интерпретация не предполагает особый способ организации исследования ("близнецовый метод" и др.)?

Важно отметить, что здесь не обозначены теоретические методы психологического исследования, но вместе с тем выделен класс методов, "промежуточный" по статусу между эмпирическими и теоретическими, а именно — методы представления, обработки и (добавим) интерпретации данных эмпирического исследования.

4.В работах М.С.Роговина и Г.В. Залевского[4] рассматриваются вышеприведенные классификации и дается своя. Согласно точке зрения этих авторов, метод — это выражение некоторых соотношений между объектом и субъектом в процессе познания.

Они сводят число основных психологических методов к шести:

1) герменевтический — соответствующий нерасчлененному состоянию науки (субъект и объект не противопоставлены, мысленная операция и метод науки тождественны);

2) биографический — выделение целостного объекта познания в науке о психике;

3) наблюдение — дифференциация объекта и субъекта познания;

4) самонаблюдение — превращение субъекта в объект на основе предшествующей дифференциации;

5) клинический — на первый план выходит задача перехода от внешненаблюдаемого к внутренним механизмам;

6) эксперимент как активное противостояние субъекта познания объекту, при котором учитывается роль субъекта в процессе познания.

Приведенная классификация имеет преимущество — гносеологическое основание (субъект-объектное взаимодействие), хотя и спорна:

- неясно, чем вызвано выделение биографического метода (критерий — целостность, тогда можно вычленить что-то и по критерию аналитичности?) и клинического метода (в этом ли его специфика?).

- почему моделирование в число герменевтических методов.

5.Подход Дружинина В.Н.

Целесообразно по аналогии с другими науками выделить в психологии три класса методов:

1. Эмпирические, при которых осуществляется внешнее реальное взаимодействие субъекта и объекта исследования.

2. Теоретические, когда субъект взаимодействует с мысленной моделью объекта (точнее — предметом исследования).

3. Интерпретация и описание, при которых субъект "внешне" взаимодействует со знаково-символическим представлением объекта (графиками, таблицами, схемами).

  Эмпирические Теоретические Интерпретационно-описательные
Результат применения методов Эмпирическое исследование проводится для проверки правильности теоретических построений; ученый взаимодействует с самим объектом, а не с его знаково-символическим или пространственно-образным аналогом. Обрабатывая и интерпретируя данные эмпирического исследования, экспериментатор так же, как и теоретик, работает с графиками, таблицами, формулами, но взаимодействие с ними протекает в основном "во внешнем плане действия": рисуются схемы, с помощью компьютера делаются расчеты и пр. В теоретическом исследовании ученый имеет дело не с самой реальностью, а с ее мысленной репрезентацией — представлением в форме умственных образов, формул, пространственно-динамических моделей, схем, описаний в естественном языке и т.д. Взаимодействие ученого с моделью предмета: знания о предмете в форме естественно-языковой, знаково-символической или пространственно-схематической Теоретическая работа совершается "в уме". Теоретик пользуется правилами дедуктивного умозаключения, разработанными еще Аристотелем (от частного к общему) Это "место встречи" результатов применения теоретических и экспериментальных методов и место их взаимодействия. Данные эмпирического исследования, с одной стороны, подвергаются первичной обработке и представлению в соответствии с требованиями, предъявляемыми к результатам со стороны организующих исследование теории, модели, индуктивной гипотезы. С другой стороны, происходит интерпретация этих данных в терминах конкурирующих концепций на предмет соответствия гипотез результатам. Продуктом интерпретации являются факт, эмпирическая зависимость и в конечном счете оправдание или опровержение гипотезы
Методы I) наблюдение 2) эксперимент 3) измерение.   1) дедуктивный (аксиоматический и гипотетико-дедуктивный), иначе — восхождение от общего к частному, от абстрактного к конкретному. Результат — теория, закон и др.; 2) индуктивный — обобщение фактов, восхождение от частного к общему. Результат — индуктивная гипотеза, закономерность, классификация, систематизация; 3) моделирование — конкретизация метода аналогий, "трансдукция", умозаключения от частного к частному, когда в качестве аналога более сложного объекта берется более простой и\или доступный для исследования. Результат — модель объекта, процесса, состояния. Интерпретационно-описательные методы играют важнейшую, хотя и не очевидную роль в целостном психологическом исследовании. Зачастую именно отрефлексированное исследователем владение этими методами предопределяет успех научной программы. Особенности описательных методов в психологии подробно изложены в монографии В.А. Ганзена, хотя в ней и не проводится различие между описанием как теорией и описанием эмпирических данных.  

Эмпирический метод наблюдение

Первый метод, с которым обычно начинают знакомить студентов, — наблюдение. В ряде наук это единственный эмпирический метод. Классической наблюдательной наукой является астрономия. Все ее достижения связаны с совершенствованием техники наблюдения. Не меньшее значение наблюдение имеет в поведенческих науках.

Наблюдение - целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта. Результаты фиксации данных наблюдения называются описанием поведения объекта.

Наблюдение может проводиться непосредственно или же с использованием технических средств и способов регистрации данных (фото-, аудио- и видеоаппаратура, карты наблюдения и пр.). Однако с помощью наблюдения можно обнаружить лишь явления, встречающиеся в обычных, "нормальных" условиях, а для познания существенных свойств объекта необходимо создание особых условий, отличных от "нормальных". Кроме того, наблюдение не позволяет исследователю целенаправленно варьировать условия наблюдения в соответствии с замыслом. Исследователь не может воздействовать на объект, чтобы познать его характеристики, скрытые от непосредственного восприятия.

Эксперимент позволяет выявить причинные зависимости и ответить на вопрос: "Что вызвало изменение в поведении?". Наблюдение применяется тогда, когда - либо невозможно, либо непозволительно вмешиваться в естественное течение процесса.

Главными особенностями метода наблюдения являются:

· непосредственная связь наблюдателя и наблюдаемого объекта;

· пристрастность (эмоциональная окрашенность) наблюдения;

· сложность (порой — невозможность) повторного наблюдения.

В естественных науках наблюдатель, как правило, не влияет на изучаемый процесс (явление). В психологии существует проблема взаимодействия наблюдателя и наблюдаемого. Присутствие исследователя, если испытуемый знает, что за ним наблюдают, оказывает влияние на его поведение.

Ограниченность метода наблюдения вызвала к жизни другие, более "совершенные" методы эмпирического исследования: эксперимент и измерение. Эксперимент и измерение позволяют объективировать процесс, ибо они проводятся с использованием специальной аппаратуры и способов объективной регистрации результатов в количественной форме.

Наши рекомендации