Комплементарность качественного и количественного подходов в социологии

В рамках последовавшей методологической рефлексии представлялось очень важным, чтобы качественная методология в социологии, в основе которой была феноменология, не рассматривалась в качестве противостоящей и пришедшей на смену количественной, в основе которой - позитивизм, со всеми вытекающими последствиями. В первом случае - это попытка выявить смысловые составляющие и значимость единичных действий, концептуализировать явление, а во втором - изучить обобщенные показатели и соответствующие статистические и каузальные связи. Число - это всего лишь мера качества, само же качество - это некое огрубление количества. Одно и другое неразрывно связано. Даже тот грубый рисунок, который предлагают статистические методы, уже предполагает интерпретативную работу множества людей - составителей анкет и гайдов интервью, работников статистических ведомств. Именно поэтому представляется наиболее плодотворным не огульное отвержение, а нахождение баланса между качественными и количественными подходами.

В какой степени комплементарны количественные и качественные подходы? Имеют ли они равный статус? В какой последовательности они сочетаются?

Частичный ответ может быть дан через анализ уже апробированных и реализуемых на практике западной и российской социологии прагматичная логика сочетания параллельного или последовательного связывания разных подходов:

1. Вариант параллельного использования реализуется в масштабных исследованиях. В известном проекте по изучению трансформаций в российской деревне под руководством англичанина Т. Шанина, проведенном в 1990-1996 гг. бюджетные обследования домохозяйств осуществлялись в количественной методологии, а параллельно в этих же семьях шел сбор качественных данных о стратегиях материального обеспечения, жизненных планах, неэквивалентном обмене и т.д. Практически все фундаментальные работы С. Кларка и его команды – исследователей из ИСИТО (Института сравнительных исследований трудовых отношений) использовали как качественные, так и количественные данные. Причем проявлялось это и в количестве кейс стадии (некоторые проекты насчитывали до 250 глубоких кейсов отдельных предприятий), однако также в работе использовались качественные интервью с элементами формализации.

2. Вариант последовательного использования, когда на первом количественном этапе методом статистического анализа могут изучаться анкетные данные, официальные документы (личные дела, учетные карточки). На втором, качественном, использовалась исследовательская стратегия "история жизни", чтобы получить рассказы о жизни. Результаты анкетного опроса, в свою очередь, могут быть углублены в полевом исследовании второй волны c помощью качественной стратегии. Такая логика исследования позволяет описать те изменения в социальных нормах, которые произошли в течение жизни одного поколения. Внимание исследователя привлекается к определенным аспектам, которые затем более глубоко отрабатываются. Сюда же можно добавить ситуацию, когда количественный замер обнаруживает некий "аномальный", выпадающий из общей логики аспект, нуждающийся в дополнительной проработке качественными методами.

3. Другой вариант последовательного использования, когда исследование начинается с полевого качественного этапа, который служит основой для развития инструментария для высвечивающего динамику количественного исследования типа анкетного опроса.

Майлз и Губерман видят возможность сочетания качественного и количественного на трех уровнях:

1. Первый уровень - "квантификация”, где качественная информация может быть либо обсчитана непосредственно (например, подсчитывается количество случаев, когда женщины – мигрантки улучшили свое материальное положение на новом месте), либо преобразована в определенные порядковые ряды (на этой кафедре преподаватели используют больше инновационных подходов к проведению занятий).

2. Второй уровень – на уровне анализа сопоставление данных различного типа, где качественная информация (например, из глубинного интервью) сравнивается с числовыми данными (например, с данными анкетного опроса, полученными у того же респондента, который давал интервью).

3. Третий уровень – уровень исследовательского проекта в целом, когда в масштабных исследованиях используется мультиметодный подход, в которых существуют различные комбинации методов социологического исследования: включенное наблюдение, анкетный опрос, эксперимент, интервью, кейс стади и т.п.

Сегодня неоспоримым остается тот факт, что качественные методы могут быть весьма эффективными на этапе исследовательской "разведки" и обнаруженные случаи могут быть положены в основу разработки сценария количественного этапа. Качественное исследование направляется на обнаружение, детальное описание и понимание образцов социальных отношений. При этом научно значимым может являться уже сам факт обнаружения того или иного образца или механизма, а наиболее веским аргументом, подтверждающим его наличие, является детальное его описание. На разных уровнях обобщения каждый случай и уникален, и типичен. Выявление степени распространенности изучаемой модели социальных отношений - это важная задача научного исследования, но это уже иная задача, решение которой возможно лишь при помощи иных стратегий традиционного исследования, которое дает знание, основанное на количественном описании и объяснении обобщенных данных, категорий, абстракций.

Любая методология, любая исследовательская стратегия имеют свои ограничения. Ни одна из них не является всеобъемлющей, пригодной с одинаковым успехом для изучения того или иного социального феномена. Главное - это определение условий, при которых каждая из стратегий адекватна, то есть определение границ ее возможностей. Поэтому ни качественная стратегия, ни количественная стратегия не должны рассматриваться в качестве единственной при проведении исследования. Никогда не помешает лишний раз обсудить свою позицию с коллегами. В любом исследовании можно извлечь определенную пользу из каждой стратегии.

На сегодняшний день реальность такова, что в большинстве проектов исследователи выбирают тот или иной метод отчасти по личным предпочтениям, но также и вследствие специфики изначальной исследовательской подготовки и характера изучаемых проблем. Опыт показывает, что при комбинировании качественных методов с количественными, качественный аспект является на сегодняшний день чаще всего вспомогательным.

Наши рекомендации