Список тем учебного курса по социологии
Список тем учебного курса по социологии
1. Предмет социологии…………………………………………………С. 4
2. История социологической мысли…………………………..........С. 13
3. Теоретическая и эмпирическая социология……………………С. 24
4. Социальная структура общества…………………………………С. 42
5. Социология трудовых форм социальной жизни………………С. 55
6. Социология труда……………………………………………..........С. 62
7. Социология бытодосуговых форм социальной жизни….........С. 72
8. Гендерсоциология……………………………………………..........С. 77
9. Социология семьи……………………………………………..........С. 86
10. Этносоциология…………………………………………………….С. 94
11. Топосоциология……………………………………………………С. 102
12. Социология личности……………………………………………С. 110
13. Социальная культура……………………………………………C. 119
14. Социология экономической жизни……………………………..C.126
15. Социология политической жизни………………………………С. 134
16. Социология духовной жизни……………………………………С. 140
ТЕМА 1
ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИИ
Наука, изучающая социальную жизнь общества.
Методы и структура социологии, её функции.
Схема № 1.
Объект Предмет
социологии социологии
Социальная Знание о
жизнь социальной
общества жизни общества
То, что изучает То, что социология
социология знает о социальной жизни
Схема № 2.
СЖ |
СЖ – социальная жизнь
ПЖ |
ИЖ |
ПЖ – политическая жизнь
ДЖ – духовная жизнь
ЭЖ |
Таблица № 1.Уровни и состав социологической науки
Объекты социологического познания | |||
Теоретическая социология | Общая социологическая теория, познающая социальную жизнь | Мароуровень познания социальной жизни | Социум |
Частные социологические тории, изучающие разновидности социальной жизни | Мезоуровень изучения социальной жизни | Общность | |
Эмпирическая социология | Конкретные социологические исследования, проводимые с целью постижения разных проявлений социальной жизни и для выяснения как её влияния на все стороны общества, так и последних на социальную жизнь | Мироуровень исследования социальной жизни | Личность |
Прикладная социология | Конкретные социологические исследования, проводимые с целью преобразования социальной жизни и зависимой от неё жизнедеятельности всего общества |
Схема № 3.Историческое время, изучаемоесоциологией
Прошлое Настоящее Будущее
Общая социологическая теория
Частные социоло-
гические теории
Эмпиричес
кая социо
логия
Вопросы
1. Что является предметом социологии?
2. В чем различие объекта и предмета социологической науки?
3. Каковы методы социологического познания?
4. Для чего инженеру надо знать социологию?
5. Что такое социальная жизнь?
ТЕМА 2
ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ
1. Основные направления социологической мысли.
2. Социология в дореволюционной России.
3. Эмпирическая и теоретическая социология в XX веке.
4. Современные течения западной социологии
Социология была заявлена как наука в 30-е годы XIX века. Для этого появилось серьезное основание: становление капитализма – общества широко использовавшего достижения естественных и технических наук и нуждавшегося в рациональном осмыслении происходивших в нем процессов. Однако научных знаний об этом не было. Постичь особенности общества, происходивших в нём процессов издавна стремились многие мыслители (философы, экономисты, историки). В трудах Платона, Аристотеля, Гоббса, Вико, Гегеля, Сен-Симона и других были изложены плоды их умозрительных суждений. Им недоставало широко использовавшихся в познании естественных процессов наблюдений, опытов, экспериментов. В преодолении этой ограниченности тогдашнего обществознания состояла важнейшая задача нарождавшейся социологии.
Уже в глубокой древности были отмечены отличия общества от природы, выявлены наиболее характерные его части, стороны, тем самым осуществлена, по существу, первичная его структуризация. В пору существования рабства главными в жизни людей признавались их политические занятия, существование общества не мыслилось без религиозной, художественной, экономической деятельности. Со временем постижением каждой из них стали заниматься складывавшиеся специальные науки – искусствознание, экономика и др.
Так что к концу XIX века утвердилось представление о неполном обществе. Но оно было воспринято как целостное появившейся для его изучения наукой социологией. Не потому ли понятия «социальное» и «общественное» рассматривались как синонимичные. Фактически социология имела дело лишь с социальной жизнью. Однако официального признания это не получило. Исключительное значение для вычленения в обществе социальной жизни как одной из основных его частей имела разработка системного метода познания в науке, начавшаяся в том же XIX веке и получившая развитие в следующем. С тех пор ведется, в частности отечественными учёными, большая работа по онтологии и эпистемологии социальной жизни – выяснению того, что она представляет собой, особенностей метода её познания, а также значения места и роли её в обществе. Социология становится теорией социальной жизни.
Следует подчеркнуть, что разработка определения социальной жизни велась одновременно с экспликацией понятия «общество». Уточнение последнего позволило лучше охарактеризовать особенности важнейшей его части, которую многие социологи посчитали предметом своей науки.
История социологии – это стремление многих ученых познать (ответить на вопросы):
1) Что такое общество, важнейшей частью которого является социальная жизнь?
2) Каковы методы изучения социальной действительности?
3) Каковы основные этапы (стадии) и тенденции социальной эволюции?
4) Что является источником, причиной изменений общественного и социального мира?
5) Что собой представляет социальная структура общества?
6) Что является побудительной силой социальных действий людей?
Эти вопросы касаются главных параметров социальной жизни. В поисках ответов на них складывались представления об обществе и предмете социологии, особенностях метода ее познания. Для решения этих вопросов использовались разные пути, разные теоретико-методологические принципы. Наиболее характерные из них составили три основных направления социологической мысли, которые рассмотрены ниже
1 Начало социологии положили работы французского философа О. Конта (1798-1857 гг.), в которых в 1838 г. появился сам термин «социология»[3] и обоснование новой науки. Он справедливо считал, что добиться достоверных знаний об обществе можно только в том случае, если они будут опытными. Конт полагал, что в основе социологического познания должны лежать 3 принципа: 1) эмпиризм – единственным источником знаний является опыт; 2) физикализм – самыми совершенными понятиями являются понятия физики (поэтому с помощью их следует изучать общество[4]); 3) позитивизм – объектом социологии являются только факты (он недооценивал роль теоретического знания в их обобщении). Свою концепцию Конт назвал позитивистской – концепцией положительного знания, способствующего развитию человечества в направлении его позитивного состояния. Он считал, что появление позитивного знания обусловлено эволюцией человечества, которое в истории проходит 3 стадии своего умственного развития: теологическую – фиктивного мышления, метафизическую – отвлеченного познания, позитивную – научного сознания. К последнему относятся такие отрасли знания как математика, астрономия, физика, химия, биология и социология.
Сторонники позитивизма после Конта стремились интерпретировать (истолковывать) общество, объяснять механизм его функционирования и развития, прибегая к помощи (используя достижения) разных естественных наук. В зависимости от особенностей редукционизма – сведения общественного к какому-нибудь проявлению природного - в социологии появились: биологическое (организмическое) и натуралистическое течения, социально-психологическая, социально-механистическая, географическая школы. Все они опирались на методы и средства познания своих наук.
Видным представителем биологического течения был Г. Спенсер (1820-1903 гг.), исходивший в понимании общества из признания его как живого организма. Он полагал, что земледелие и промышленность выполняют функцию питания, торговля – функцию кровообращения, армия – это кожный покров, транспорт – сосудистая система и т.п. У него социальный организм состоял из трех главных систем – регулятивной, производящей средства для жизни и распределительной.
По Спенсеру общество – результат эволюции природы (он основывал свои взгляды на трудах Ч. Дарвина, русского ученого К. Бэра). Суть ее он видел в переходе общества от гомогенности к гетерогенности, в росте его внутренней дифференциации. При этом он отличал социальную надорганизмическую эволюцию от организмической (биологической, животной, психической) и неорганизмической (развитие Земли, Вселенной). Первую он связывал с объединенными действиями масс людей, но не отдельных индивидов.
Спенсер выделил несколько типов общества, различия их степенью интеграции: простые – военные, сложные – индустриальные. В первых индивиды существуют для блага государства, во вторых, напротив, государство служит благу индивидов. Социальное развитие идет от первых обществ ко вторым.
Он впервые ввел в обществознание такие понятия как система, функции, структура, институты.
К концу XIX в. под влиянием успехов психологической науки сформировалось психологическое течение в социологии. Психологизация социологии выражалась в том, что особенности поведения людей объяснялись их разными желаниями – от половых до эстетических. Психика людей рассматривалась как главная движущая сила и поступков отдельных людей, и социальной эволюции.
Представители позитивистскихтечений в социологии полагали, что социальное – это одна из форм единого природного мира и потому его познание должно вестись такими методами, которые используются в естественных науках. Задача же исследователя состоит в том, чтобы максимально точно отразить наблюдаемые социальные явления (факты). Эмпирически добытая информация должна быть строгой, допускающий ее выражение в количественных показателях и верифицируемой (опытно проверяемой). Позитивисты впадали в объективизм – абсолютизировали значение объекта исследования.
В конце XIX века как реакция на стремление объяснять общество в русле лишь позитивистской социологии – посредством использования естественных наук, биологии, психологии – возникло антипозитивистскоенаправление. Видными представителями его стали В.Дильтей, В.Виндельбант,Г.Риккерт. Они разграничивали общество и природу, считали, что те качественно различаются и, как следствие этого, нуждаются в разных методах познания. Постижение явлений природы состоит в их объяснении, в подведении их под более общее понятия. Постижение социальных, социокультурных явлений заключается в уяснении их значения. Основу его составляет процедура понимания смысла человеческих действий. Важная роль в ней отводится ученому, с личными способностями которого во многом связывается получение положительного результата исследования. Таким образом, антипозитивисты впадают в субъективизм: отводят решающую роль в познании исследователю.
Большое влияние на развитие социологии, начиная с середины XIX в., оказал марксизм, который, по существу, составил особое направление социологической мысли. К. Маркс (1818–1883 гг.) и Ф. Энгельс (1820–1895 гг.) разработали концепцию материалистического понимания истории. В ней решающая роль в детерминации общественного прогресса отводится экономическому фактору - способу производства материальных и духовных благ. Он характеризуется определенной степенью эффективности используемых людьми средств производства и объективно складывающимися при этом их отношениями по поводу этих средств – экономическими отношениями. Последние оказывают решающее влияние на все другие отношения между людьми в обществе. Вместе с тем Маркс и Энгельс подчеркивали, что люди, «вооруженные» знаниями и идеями, сами делают свою историю и значение экономического фактора нередко следует принимать во внимание лишь в последнем счете.
Маркс выделил несколько способов производства и соответствующих им типов общества (социально-экономических формаций), сделал фундаментальный анализ капитализма. Он и Энгельс рассматривали общество системно, прослеживая взаимосвязь экономического базиса, политической надстройки и форм общественного сознания. Они полагали, что общество – это продукт взаимодействия людей, находящихся между собой в определенных связях, важную роль в которых играют их классовые отношения.
Центральное место в трудах Маркса отводится личности, ее месту и роли в жизни общества. Для него свободный индивид является целью и средством осуществления подлинно гуманного (коммунистического) общества. Поэтому общественная история людей – это история их индивидуального развития. Важное значение для социологии имеет марксистская методология – диалектический метод и системный анализ.
В своих работах (не усеченных и не вульгаризировано толкуемых) основоположники марксизма и многие их последователи в значительной мере избежали крайностей позитивистского и антипозитивистского направлений в социологии. Социологи марксисткой ориентации рассматривают социальное как особую форму материи, обладающую надприродными свойствами (природное является лишь ее фундаментальным основанием). По разному решается ими сегодня вопрос о предмете социологии – что она должна изучать: все общество или его часть? Важным принципом процедур социологического исследования считается обеспечение объективности получаемой информации. Это не исключает ее идейной интерпретации и, следовательно, достаточно активной социальной позиции ученого.
Важный вклад в разработку социологии в конце XIX – начале XX века внесли Э. Дюркгейм и М. Вебер. С их именами связано окончательное превращение ее в самостоятельную науку. Этому способствовало развитие ими онтологической и эпистемологической сторон социологии, т.е. уточнение понимания того, что она изучает (что представляет собой то, что она изучает) и метода ее познания. Э. Дюркгейм (1857–1917 гг.) выступил против натуралистической и психологической редукции в социологии. Главную задачу социологии он видел в познании социальной реальности, ее специфики и автономности, основу которой составляют социальные факты. Они отличаются от физических, биологических, психических фактов действительности и представляют собой коллективные представления (идеи, верования). Он считал их столь же реальными как действия отдельных индивидов, осуществленные на их основе. Следствием коллективного сознания людей является их солидарность, без которой нет общественного порядка и разделения труда. При этом Дюркгейм считал, что социальное надо познавать социальным. Надо социальное объяснять из него самого. К обществу он подходил как социальному организму, в котором различные органы выполняют разные функции, обеспечивающие разделение труда. При этом последнее служит главным образом укреплению социальной солидарности.
М. Вебер (1864–1920 гг.) считал, что люди действуют осмысленно и потому социология должна быть понимающей наукой – понимающей смысл, вкладываемый индивидами в свои действия. Особенность же социального действия в том, что оно всегда направлено на другого (других) и осуществляется как ожидание субъектом ответного действия от того, на кого направлено его действие. Вебер предложил типологию социальных действий, критерием которых является степень их целенаправленности – осознанности индивидом целей своих поступков. Причем, чем менее рациональны действия, тем менее они понятны. Он считал, что рациональность социальных действий представляет главное в чем выражается исторической прогресс. Вебер дал характеристику капитализма с точки зрения особенностей его культуры, т.е. способа и формы поведения в нем людей. Такую особенность он видел в рациональности всех их поступков, прежде всего в сфере трудовой деятельности.
Позитивизм, антипозитивизм и марксизм были в XIX в. основными направлениями (или парадигмами) социологического мышления. С тех пор разработка предмета и метода социологии ведется преимущественно в их русле или представляет собой ту или иную их комбинацию.
2 В России, как и на Западе, социологическая мысль развивалась в тесной связи с другими науками. Собственно социологические теории появились только в начале XX века. Особенностью русской социологии является то, что она стала выразителем взглядов разных классов и политических сил, активно использовалась в идейной борьбе и для объяснения возможных (и желаемых) вариантов общественного развития. С этим связана еще одна ее особенность: многие исследования осуществлялись с целью их практического применения.
Видное место, начиная с 60-х годов XIX в., принадлежало сторонникам позитивизма. Они рассматривали социологию как естественную науку и использовали для ее разработки сведения из других наук. Появилась географическая школа, ярким ее представителем был Л.И. Мечников, деливший историю цивилизации на три фазы – речную, морскую и океаническую, обративший внимание на значение для общественной жизни экологического фактора – видел источник исторической эволюции во взаимодействии способных к кооперации людей с окружающей средой; органическая (П.Л. Лилиенфельд, А.И. Стронин) – разрабатывавщая представления об обществе на основе аналогии его с биологическим организмом; психологическая, которую представляли Н.И. Кареев, Е.В Де-Роберти, Л.И. Петражицкий. Они признавали реально существующими только психические процессы, видели задачи социологии исключительно в постижении психологических взаимодействий отдельных людей. Общественные законы они трактовали как продукты разума и воли людей. Принцип психологизации истории Кареев считал основанием социологии.
Но почве критики натурализма в социологии появились работы антипозитивистского содержания (А.С. Лаппо-Данилевский, Б.А. Кистяковский, П.И. Новгородцев). Их авторы полагали, что социальный мир психологичен, представляет собой зависящее от психики людей их взаимодействие. Но для понимания его знаний одной психологии недостаточно, необходима разработка специальных методов исследования действий (поступков) людей, учитывающих использование ими знаний, идей, моральных ценностей.
Заметным явлением стала субъективнаясоциология (П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский), недооценивавшая законы общественного развития, абсолютизировавшая роль в истории критически мыслящей личности (элитной интеллигенции). Создатели ее считали, что социология должна иметь дело не с объективными свойствами социальных процессов, а с целеполагающими и этническими мотиваторами человеческой деятельности. Они проводили разницу между природой общества и природой личности и справедливо отмечали, что мерилом прогресса общества является развитие личности. Развитие человеческой индивидуальности – цель исторического прогресса.
С конца XIXв. в русской социологии получили распространение марксистские взгляды. С ними выступили представители как ортодоксального Г.В. Плеханов (1856–1918 гг.), В.И. Ленин (1870–1924 гг.), так и «легального» марксизма (П.Б. Струве, С.Н. Булгаков, М.И. Туган-Барановский, Н.А. Бердяев). И те и другие использовали марксистскую теорию для анализа происходивших тогда в России экономических и социальных процессов, для обоснования своих версий предстоящих в ней изменений.
Выдающимся представителем русской социологии в начале XX в. был М.М. Ковалевский (1851–1916 гг.), который понимал социологию как науку об организации и эволюции общества и для понимания которого использовал сравнительно-исторический метод. Он полагал, что социология имеет дело с действиями экономических, психологических, географических факторов и видел свою задачу в интегративном их познании, в преодолении односторонности социологических школ. Сущность социального прогресса ученый рассматривал в развитии солидарности как универсального средства сближения классов, групп, народов.
Наиболее полно идеи позитивистской социологии выразил в своих работах крупнейший русский (с 20-х годов американский) ученый П.А. Сорокин (1889–1968 гг.). Он рассматривал социальное как область взаимодействия людей. Ему принадлежит заслуга в разработке понятий социальной стратификации и социальной мобильности. Он показал, что деление на страты (слои) имеет место во всяком обществе, что естественным его следствием является перемещение людей и групп на новые для них социальные позиции.
3В первые десятилетия XX в. западная социология большое внимание уделила познанию общества посредством изучения социальных взаимодействий индивидов, того как они своей деятельностью и общением изменяют его. В связи с этим появились анализы и типологии малых социальных групп, трактовки механизмов межличностных интеракций. Наиболее видными представителями микросоциологии были Г. Кули и Дж. Мид. В работах первого дана характеристика «первичных» групп и их роли в процессе социализации и эволюции общества. К ним он относит семью, детские игровые группы, производственные и учебные группы. Они первичны, поскольку существуют в любом обществе и представляют собой естественные образования. На базе их существуют вторичные группы (классы, нации, партии). Это крупные группы, в них индивиды выступают лишь как носители определенных функций, а отношения между ними безличны. Для поведения личности важное значение имеет ее самосознание (то, что она думает о себе) и общественное сознание (то, что о ней думают в группе и о ее группе).
Дж. Мид считал, что эволюция общества представляет собой процесс коммуникативного взаимодействия людей между собой и их с разными предметами. Особенность его в том, что оно осуществляется с помощью символов, представленных прежде всего в языке. Посредством последнего происходит передача социально значимой информации. В этом процессе каждый индивид развивает и свое социальное «я». Он не разделял «я» и общество и рассматривал их как две структуры одной социальной действительности.
В 20-е годы получила бурное развитие эмпирическая социология. Это было обусловлено запросами продолжающейся индустриализации и урбанизации общества и достижениями самой социологической науки, перешедшей к использованию новых методов и технологий исследований, связанных со сбором и анализом конкретных социологических фактов, новых способов обработки полученной информации – ее квантификации, т.е. количественного выражения для удобства обсчета. Росту популярности эмпирической социологии способствовало проведение в конце 20-х годов эксперимента на заводах в Хоторне близ Чикаго, целью которого был поиск новых форм взаимоотношений между работниками. Он позволил стабилизировать обстановку на предприятиях, повысить эффективность труда.
Увлечение эмпирической социологией сдерживало разработку социологической теории. Ее дальнейшее развитие произошло в середине века и связано с работами двух американских ученых Т. Парсонса (1902–1979 гг.) и Р. Мертона (род. в 1910 г.). Первый является автором теории социального действия и структурно-функционального анализа. Согласно предложенной им теории любое социальное действие предполагает наличие осуществляющего его лица (актора, деятеля), конкретной ситуации, в которой происходит действие, и условий действия, состоящих из его цели и нормативных предписаний, т.е. зависимости индивидуального действия от принятых в обществе жизненных ценностей и правил поведения. Вместе с тем ученый допускал известную свободу действий актора в связи с субъективным определением им ситуации.
Парсонс придавал большое значение ориентациям деятеля на объект и классифицировал их на четыре группы. Деятель выделяет объекты, различающиеся: по их месту и свойствам (познавательная, когнитивная ориентация); по их положительному и отрицательному значению для актора (катектическая ориентация); с точки зрения первоочередности удовлетворения своих потребностей и, наконец, в связи с теми изменениями, которые могут произойти в ситуации в случае того или иного действия субъекта. Центральное место в теории Парсонса занимает понятие «система действия». Под ней он понимал различные уровни взаимосвязанной между собой социальной реальности. Ученый выделял 4-е системы: социальную, культуру, личность, организм. Их нормальное функционирование возможно, если они решают проблемы своей адаптации, интеграции, воспроизведения структуры и целедостижения. Решению сложных вопросов теории социального действия служит разработанный ученым структурно-функциональный анализ.
Главной заслугой Р. Мертона является создание теорий функционального анализа и среднего уровня, которые способствовали преодолению существовавшего тогда разрыва между теоретической и эмпирической социологией. Он исходил из того, что одно и то же явление может иметь много функций, но точно также одна функция может выполняться разными явлениями. Главное, чтобы объекты анализа представляли собой типизированные (повторяющиеся) явления, например, социальные процессы, культурные стандарты, социальные структуры. Мертон ввел понятия дисфункции (она приводила к неблагоприятным последствиям), явной и латентной функций (имели осознанные и неосознанные последствия).
В послевоенные десятилетия в западной социологии были предприняты большие усилия для выработки такой общесоциологической теории, которая смогла бы соперничать с марксистской. Здесь можно отметить концепцию «стадий экономического роста» У. Ростоу, выделившего в истории человечества 5 этапов, различающихся уровнем технического развития, полагавшего, что все изменения в обществе являются результатом воздействия на него только техники, и теорию социокультурной динамики П.А.Сорокина, который рассматривал исторический процесс как возникновение и смену 3-х типов культур: чувственной, рациональной (умозрительной) и идеалистической, каждая из которых служит постижению человеком истины – главной цели его деятельности.
С 70-х годов в наиболее промышленно развитых капиталистических странах начался переход к качественно новому постиндустриальному (информационному) обществу. Западная социология предприняла усилия для его теоретического осмысления. В работах Д. Белла, О. Тофлера, А. Турена, Д. Нэсбита, Р. Тиболда был сделан анализ обозначившихся в обществе радикальных изменений и попытка спрогнозировать их последствия. Они обратили внимание на то, что вытеснение в промышленности живого труда наукоемкой техникой (самодействующими машинами), вследствие чего работник не участвует непосредственно в изготовлении продукта, и широкое распространение услуговой деятельности, имеющей дело с удовлетворением разных индивидуальных потребностей людей, ослабляет действие основополагающего для капитализма закона стоимости.
Превращение производства знаний в главную сферу общественной деятельности создает серьезные трудности для владения ими собственностью (сохранения и передачи по наследству). Тем самым осложняются условия для существования частной собственности и рыночных отношений. По этим причинам изменяется и социальная структура общества, основу которой начинают составлять не классы, а ситусы – группы, занятые производством и использованием различных профессиональных знаний.
4В последней трети XX в. в западной социологии получили распространение новые теории. Их появление связано с отмеченным выше переходом к информационному обществу, для познания которого понадобились принципиально новые подходы. Этим обусловлено стремление придать им парадигмальное значение. Вместе с тем в них многое свидетельствует о их преемственности классической социологии, об использовании и совершенствовании принципов (положений) основных ее направлений. Большую популярность в это время получили теории конфликтов, символического интеракционизма, этнометодологии, теория обмена.
Первая разрабатывается на основе работ Л. Козера и Р. Дарендорфа, теоретиков Франкфуртской школы, которые в свою очередь восприняли определенные положения марксизма. Она исходит из социальной неоднородности общества, из наличия в нем групп с разными интересами, вследствие чего в нем всегда существуют условия для возникновения конфликтов. Главными причинами их являются, однако, не экономические, а растущие идейные расхождения в обществе, борьба в нем за власть, стремление людей к повышению своего статуса и т.д. Конфликты являются естественным состоянием общества, стимулом его развития. Но задача состоит в том, чтобы не допускать их перерастания в социальные потрясения.
Положения (тезисы) символического интеракционизма были сформулированы еще в 20-е годы Д. Мидом, позднее его последователи, особенно Г. Блумер, придали им законченную форму. Поведение людей является социальным в том смысле (потому), что они руководствуются в своих действиях символами, которые представляют собой значения, придаваемые людьми предметам, действиям, событиям. Без символов не может быть ни человеческого общения, ни общества. Символы являются средствами, с помощью которых происходят взаимодействия (интеракции) между людьми. Осуществление интеракций связано с необходимостью каждым его участником интерпретировать намерения других.
Теория обмена (видными ее разработчиками являются Р. Хоманс и П. Блау) понимает социальные действия людей как обмен между ними различными благами, в котором они стремятся к присвоению качеств, характерных свойств друг друга, причем с наибольшей выгодой для себя. Обменные акты рассматриваются как элементы социальных действий, которые лежат в основе всей общественной жизни. Теория обмена основывается на учете зависимости действий людей (групп) от испытываемых от них чувств. Это ограничивает возможность ее применения в макросоциологических процессах.
На исходе века обозначилось стремление к преодолению различий между разными социологическими теориями, к выработке нового видения существенно изменяющегося общества и использованию в социологии последних достижений разных наук. В наибольшей мере это нашло отражение в работах таких крупных современных социологов как Э. Гидденс, П. Бурдье, П. Штомпка. Вместе с тем, продолжают разрабатываться разные направления социологического познания социальной реальности, в частности, культурные (Ст. Холл) и культуральные (Дж. Александер). У первого культуры зависят от классов, рас, полов, у второго – они автономны.
В заключение отметим, что более чем полуторовековая история социологии характеризуется упорным трудом обществоведов по ее экспликации – по углублению и уточнению знаний о предметном поле и особенностях метода познания данной науки, по обновлению интерпретации используемых в ней понятий. Важное место в нём заняло выяснение сущности социальной жизни, её роли в обществе. Весомый вклад в эту работу внесли не только западные, но и российские (советские) ученые. Их взгляды, тезисы учтены нами при изложении тем учебного пособия.
Основные понятия темы:
Направления социологической мысли – позитивистское, антипозитивистское, марксистское. Классическая социология. Редукционизм. Социологические школы – географическая, психологическая, организмическая, бихевиоризм. Русская социология. Западная социология XX века – теория конфликтов, символический интеракционизм, теория обмена, этнометодология.
Схема № 1.
И время их появления
2
40-е гг. 60-е гг. 80-е гг. 1
XIX век 3
1. Позитивистское
2. Марксистское
3. Антипозитивистское
Таблица № 1.
Вопросы
1. Усилиями каких преимущественно ученых социология превратилась в самостоятельную науку?
2. Чьим именем нынче названо Российское социологическое общество?
3. Чем объяснить, что социологи стремились познавать общество (социальную жизнь) с позиций других наук?
4. Какой социолог понимал социальное действие как «ожидание – ожидания – ожидания»?
5. Укажите, создателями социологической теории какого общества являются Д. Белл, Р. Арон, А. Турен, У. Ростоу:
- индустриального;
- постиндустриального.
ТЕМА 3
Специфика социальной жизни.
Эмпирическая социология.
Становления общества
Общество |
Общество |
СЖ |
СЖ СЖ
Природа Природа Природа
СЖ – социальная жизнь
ИЖ – идеологическая жизнь
МП |
ИЖ |
Д – духовная среда
ДП – духовное производство
П |
Схема № 3.Общество и окружающая его среда.
Таблица № 1.
Формы жизни общества
Социетальные | Социальная и её разновидности | ||||||
Экономические | Гендерная | Этническая | Семейная | Поселенческая | Трудовая | Досуговая | Бытовая |
Политические | |||||||
Духовно-идеологические |
Таблица № 2.
Основные страты, их количественные показатели
Доход | Власть | Образование | Престиж |
Размер | Объем | Уровень | Степень |
Схема № 4.
Социальные взаимоотношения
S |
Цд |
S' |
социальных
взаимоотношений
Цд – ценности
духовные
Схема № 5.
Социальная деятельность
S – субъект деятельности
Цд |
R – результат деятельности
Цд – ценности духовные
S |
О |
R |
(орудия труда)
Цм |
Вопросы
1. Чем социальная стратификация отличается от социальной дифференциаци