Хозяйственная организация как объект социологии
Социальная организация —интегрированная совокупность социальных позиций и пронизывающая ее сеть социальных отношений, направленные на совместную реализацию какой-либо существенной социальной функции.
Круг хозяйственных (экономически ориентированных) организаций весьма широк. К ним можно отнести не только собственно "экономические организации", регулируемые материальным интересом, но также неэкономические организации, выполняющие экономические функции, например, государство или церковь; экономические организации, регулируемые неэкономическими способами ("экономически регулятивные"), вроде земельных общин, профессиональных цехов или гильдий; наконец, организации, утверждающие формальный порядок, осуществляющие неэкономической контроль за условиями экономической деятельности (например, правоохранительные органы).
Классифицируя хозяйственные организации по историческим типам, можно выделить три их формы: общину, корпорацию и ассоциацию. Они служат основанием, соответственно, для традиционного, корпоративного и гражданского общества. Под общиной понимается территориальная или кровнородственная общность с формальным равенством членов, общей собственностью, принадлежащей всем и никому в отдельности, нерасчлененностью многих внутрихозяйственных функций, с всеобщим подчинением некоторому неформальному традиционному порядку, распространяющемуся на большинство сторон труда и жизни. Примером может послужить традиционная крестьянская община. Корпорация– тоже относительно замкнутая организация, обладающая, однако, более узкой, нежели община, функциональной нацеленностью, выраженной иерархией и жестким разделением внутренних обязанностей. Впрочем, так же, как и община, она пытается претендовать на регулирование максимально широкого спектра форм социального поведения своих членов. Ассоциация же, в отличие от первых двух исторических типов, - это открытое, свободное объединение индивидов, сохраняющих свои личные права и частную собственность. Ассоциация создается под специальные задачи, и ее деятельность не выходит за их рамки, не посягает на свободу и частную жизнь индивида. Примером ассоциации могут послужить современные общества потребителей.
Социальная мобильность
Социальная мобильность — это процесс изменения человеком своего общественного статуса.
Когда люди перемещаются между позициями и группами, находящимися на разных уровнях стратификационных иерархий, мы говорим овертикальной социальной мобильности.
Горизонтальнаямобильность предполагает изменение не статуса, а социальной группы, в которой находится индивид. Примером может служить смена религии, профессии, места жительства. Разновидностью горизонтальной мобильности является географическая мобильность. Она выражается в перемещении из одного региона в другой. Однако если при переезде человека из одного региона в другой у него меняется не только место жительства, но и социальный статус, то говорят не о географической мобильности, а о миграции.
При изучении социальной мобильности выделяют два ее основных вида.
Межпоколенная мобильность. Она предполагает повышение или понижение социального статуса детей по отношению к положению, занимаемому их родителями. Раньше не во всех обществах это было возможно. Межпоколенная мобильность относится к долговременным социальным процессам.
Внутрипоколенная социальная мобильность. Она предполагает изменение статуса самого индивида в течение своей жизни. При этом не затрагивается положение его родителей. Этот процесс называется также карьерой: специалист повышает квалификацию, переходит на новую, более престижную должность. Иногда это сопровождается сменой сферы труда с физической на интеллектуальную.
Изучая структуру типов социальной мобильности, исследователи пришли к выводу, что на нее оказывают влияние такие факторы, как пол человека, его возраст, плотность населения, уровень рождаемости в том или ином регионе. Более мобильными являются молодые люди и мужчины.
Институция и институт
Институты (по Г.Спенсеру) – это образования, возникшие эволюционным путем, их развитие связано с осуществлением определенных функций в обществе.
Социальный институт – это устойчивая совокупность людей, групп, учреждений, деятельность которых строится на основе определенных норм и правил и направлена на выполнение конкретных общественных функций.
Функция института – экономия на необходимом для координации людей знании.
Схема возникновения:
1) Хабитулизация (опривычивание действия)
2) Взаимная типизация опривыченных действий деятелями разного рода (институционально)
3) Легитимация института (в языке)
4) Типизация институтом индивидуальных деятелей и индивидуальных действий (создание ролей)
Характеристики института:
1) Универсальность
- принцип общности и абстракции
- принцип определенности
- принцип открытости
2) Дисфункциональная сложность:
- плотность (институты регулируют слишком много, в предписывающей манере);
- техничность (правила не могут быть поняты простыми гражданами, они требуют экспертов для интерпретации и применения);
- дифференциация (частичное дублирование различных правовых органов);
- неопределенность (присутствие слишком большого числа условных правил, ни 1 вопрос не определяет правовой исход).
Функции института:
1) Явные и латентные
- закрепление и воспроизводство соц. отношений;
- обеспечение устойчивости общественной жизни;
- стабилизация деятельности людей путем большей предсказуемости за счет использования образцов соц. ролей
2) Регулятивная – регулирование действий в рамках определенных отношений;
3) Интегративная – интеграция стремлений, действий и отношений индивидов и обеспечение внутренней сплоченности общества;
Интеграция требует:
- консолидации (совмещение усилий)
- мобилизации (когда каждый член группы вкладывает свои ресурсы в достижение целей)
- конформности (подчинение личных целей индивидов целям других/группы)
4) Транслирующая – передача опыта через социализацию и обучение
5) Коммуникативная – распространение информации
Функциональные свойства:
1) Координация – способность акторов адекватно прогнозировать вероятностное поведение друг друга;
2) Дистрибуция – способность акторов четко и определенно прогнозировать свои будущие выигрыши в аспекте долевого участия (т.е. определять свою долю в потенциальном выигрыше);
3) Мотивация – способность акторов просчитать выигрыши/проигрыши, которые дает та или иная стратегия.
Институция – это совокупность действующих (формальных и неформ.) норм, предписаний и требований, связанных с определенной структурой, посредством которых общество контролирует и регулирует деятельность людей в наиболее важных сферах общественной жизни.
Соц. институция (по Остром) – совокупность действующих правил, устанавливающих:
· Кто имеет право принимать решения в данных областях;
· Какие действия разрешены/ограничены;
· Какие общие правила будут использоваться;
· Каким процедурам необходимо следовать;
· Какая информация должна предоставляться;
· Какой выигрыш получат индивиды от своих действий.
Институционализация
Институционализация– процесс упорядочения и формализации социальных связей и отношений (творческий процесс создания общества). На практике это предполагает определение и закрепление социальных норм, правил, статусов и ролей, приведение их в систему, способную удовлетворять социально значимые потребности. Иными словами, речь идет о создании социального института как устойчивой, нормативно закрепленной формы социального взаимодействия людей.
Институционализация как процесс образования социального института включает несколько последовательных этапов:
1) возникновение определенной общественной потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий;
2) формирование общих целей;
3) появление социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия, реализуемого методом проб и ошибок;
4) возникновение процедур, связанных с этими нормами и правилами;
5) формализация норм, правил, процедур, т.е. их принятие и практическое применение;
6) установление системы санкций для поддержания норм и правил, дифференцированность их применения в отдельных случаях;
7) создание системы соответствующих статусов и ролей; организационное оформление возникшей институциональной структуры.
Итогом институционализации является создание в соответствии с нормами и правилами четкой статусно-ролевой структуры, социально одобренной большинством участников этого процесса. Сами социальные институты выступают в качестве символов порядка и организованности в обществе.
Развитие институционализации может осуществляться двумя путями:
1) появление новых социальных институтов;
2) изменение и совершенствование уже сложившихся социальных институтов.
Первый путь, как правило, достигается радикальными переменами в жизни страны, когда, например, она становится независимой, создает свою систему управления, включает систему международных связей и отношений. Так, получившие статус независимых государств бывшие советские республики переживают в настоящее время глубокий процесс институционализации, в ходе которого формируются такие важнейшие социальные институты, как финансы, армия, дипломатия, высшее образование, наука и др.
Второй путь развития институционализации в большей степени ассоциируется с эволюционными процессами реформирования социальных институтов. Этот путь в свою очередь допускает два варианта: развитие социального института за счет его внутренней дифференциации, специализации связей, функций, учреждений (так, из общесудебной системы был дифференцирован Конституционный Суд РФ как самостоятельный институт); развитие социального института за счет перерегулирования институциональных связей, исходных норм и норм институализированного взаимодействия (например, в постсоветский период институт образования потребовал кардинального изменения своих основ, создания новой концепции образования, ориентированной на потребности формирующихся рыночных отношений).
Таким образом, институционализация – это процесс создания и развития социальных институтов как устойчивых форм организации совместной деятельности людей. Она позволяет сформировать четкую статусно-ролевую структуру общества и тем самым повысить организованность, регулируемость и эффективность его жизнедеятельности.