Основные типы стратификационных систем

Социальная стратификация – это система социального неравенства, состоящая из иерархически расположенных социальных слоев (страт). Страта – совокупность людей, объединенных общими статусными признаками.

Социальное неравенство - неодинаковый доступ (или неодинаковые шансы доступа) к общественно ценимым благам, вытекающий из принадлежности к различным группам или из занятия различных общественных позиций, а не из каких-либо телесных или психических особенностей.

Причины происхождения социальной стратификации:

1) Марксисты: В основе соц. неравенства, определяющего стратификационную систему общества, лежат отношения собственности, характер и форма владения средствами производства.

2) Сторонники функционального подхода (К. Дэвис и У. Мур): Распределение индивидов по социальным стратам происходит в соответствии с их вкладами в достижение целей общества, в зависимости от важности их профессиональной деятельности.

3) Теория соц. обмена (Дж. Хоманс): Неравенство в обществе возникает в процессе неэквивалентного обмена результатами человеческой деятельности.

Основные критерии соц. стратификации:

1) Доход – количество денежных поступлений за определенный период времени;

2) Богатство – накопленные доходы, т.е. количество наличных или овеществленных денег;

3) Власть – способность и возможность осуществлять свою волю, определять и контролировать деятельность людей с помощью различных средств. Власть измеряется количеством людей, на которых распространяется принимаемое решение.

4) Образование – совокупность знаний, умений и навыков, приобретенных в процессе обучения.

5) Престиж– общественная оценка значимости, привлекательности той или иной профессии, должности, определенного рода занятий. Профессиональный престиж выступает как субъективный показатель отношения людей к конкретному виду деятельности.

В современной социологии существует много моделей социальной стратификации. Социологи чаще всего выделяют 3 класса:

1) Высший класс (5-7%) – лица, занимающие наиболее высокие позиции по критериям богатства, власти, престижа и образования [влиятельные политики, крупные бизнесмены, банкиры, менеджеры ведущих фирм, военная элита… ].

2) Средний класс (60-80%) – средние и мелкие предприниматели, гос. служащие, врачи, юристы, фермеры и пр.

3) Низший класс (13-35%) – лица, имеющие невысокие доходы и занятые преимущественно неквалифицированным трудом [грузчики, уборщики, подсобные рабочие…], а также деклассированные элементы [бездомные, бродяги, нищие…].

Американский социолог У.Л.Уорнер в своем исследовании «Янки-Сити» выделил 6 классов:

1) Высший высший класс (представители богатых и влиятельных династий);

2) Низший высший класс («новые богатые», не имеющие знатного происхождения и не успевшие создать мощные родовые кланы);

3) Высший средний класс (адвокаты, предприниматели, менеджеры, ученые, врачи, деятели культуры и искусства, инженеры);

4) Низший средний класс (клерки, секретари, служащие и др. «белые воротнички»);

5) Высший низший класс (рабочие, занятые преимущественно физическим трудом);

6) Низший низший класс (хронические безработные, бездомные и др. деклассированные элементы).

Страфикационная система – характер соц. расслоения, способы его детерминации и воспроизводства.

1. Рабство – форма максимально жестокого закрепления людей в низших стратах. Это ед. в истории форма соц. отношений, когда 1 человек выступает собственностью другого и когда он лишен всяких прав и свобод.

2.Кастовая система – стратификационная система, предполагающая пожизненное закрепление человека за определенной стратой по этническо-религиозному или экономическому признаку.

Каста – замкнутая группа, которой отводилось строго определенной место в общественной иерархии.

3.Сословная система–стратификационная система, предполагающая юридическое закрепление человека за той или иной стратой. Права и обязанности каждого сословия определялись законом и освящались религией. Принадлежность к сословию в основном передавалась по наследству, но в виде исключения могла быть приобретена за деньги или дарована властью. В целом для сословной системы была характерна разветвленная иерархия, которая выражалась в неравенстве социального положения и наличии многочисленных привилегий.

4.Классовая система – стратификационная система открытого типа, не предполагающая юридического или какого-либо другого способа закрепления индивида за определенной стратой. Принадлежность к классам определяется, прежде всего, местом в системе общественного производства, владением собственностью, а также уровнем получаемых доходов.

Понятие общества

Общество– в широком смысле: совокупность всех способов взаимодействия и форм объединения людей, в которых выражается их всесторонняя зависимость друг от друга; в узком смысле: генетически и/или структурно определенный тип общения, предстающий как исторически определенная целостность или как относительно самостоятельный элемент подобной целостности..

Первые попытки осмысления сущности общества ухо­дят своими корнями в античность, в труды Платона и Аристотеля. Особенность античного понимания общества — отождествление его с государством.

Первые попытки системного осмысления общества были сделаны немецкими учеными Гердером и Гегелем. Они являются основоположниками двух подходов к рассмотрению общества:

· основой концепции Гердера является идея развития: мир развивается от растительного и животного к че­ловеку и далее к обществу. Человечество и его куль­тура — результат эволюции. Большое внимание Гердер уделяет вопросу этноисторических различий человечества;

· Гегель понимает общество как продукт эволюции аб­солютной идеи, которая поэтапно проходит следу­ющие стадии: семья, гражданское общество, государ­ство. В социологии марксизма представлено системно-те­оретическое понимание общества, при исследовании которого следует учитывать прежде всего реальные — природно-социальные, материально-предметные — условия организации людей.

Классическая социология (К. Маркс, М. Вебер, Э.Дюркгейм) признаетфундаментальную значимость хо­зяйственной сферы (Вебер), сферы материального производства (Маркс), разделения труда (Дюркгейм) в жиз­недеятельности общества и функционировании его различ­ных подсистем. Именно труд, его функциональное разделе­ние выступают здесь в качестве фундаментального принципа, формирующего общество и детерминирующего его функци­ональные особенности.

Основой теоретического исследования общества в классической социологии является так называемая мо­дель «трудового общества». Ее основные положе­ния таковы:

- основной принцип функционирования общества — труд;

- главный субъект такого общества — индивид, дея­тельность которого должна рассматриваться сквозь призму концепции рациональности (Вебер).

В XX в. западная социология, опираясь на некоторые методы анализа общества Маркса, резко критикова­ла его теорию в целом. Отправной точкой теоретиче­ских построений стала не глобальная абстрактная модель об­щества, а исследование реальных структур, с которыми имеет дело практика. Новое понимание сущности общества и его анализа было разработано в теории социального действия. Последняя видит в общих механизмах функциониро­вания общества деятельность конкретных индивидов (Т. Пар­сонс, Р. Парк).

Т. Парсонсдля анализа общества и его структур раз­работал структурно-функциональный метод, кото­рый исходил из признания того, что общество осно­вывается на четырех функциональных особенностях:

- адаптация к среде (обеспечение обществом матери­альных потребностей людей);

- достижение цели (формулировка коллективных целей и средств и мобилизация индивидов на их выполне­ние);

- общие нормы и управление социальной напряженно­стью (регуляция социальных конфликтов);

- интеграция (координация слаженного функциониро­вания элементов социальной системы).

Таким образом, современная социология отстаивает необходимость анализа общества как целостного об­разования, исходит из того, что общество — это слож­ная, целостная и динамичная система, а не аморфное об­разование, развивающееся от состояния гомогенности к гетерогенности.

Типология обществ

· Неополитическое общество (миф + система действий);

· Ранние культуры (миф-мир + система действий);

· Развитые культуры (рационализация, мораль и право).

· По наличию письменности:

- дописьменные (умели говорить, но не умели писать);

- письменные (владеют алфавитом, фиксируют знания);

· По числу уровней управления и степени соц. расслоения:

- простое общество [охота и собирательство (присваивающая экономика), кровно-родственные связи, родоплеменная организация общества, нет имущественного расслоения и классов, государства / возникло 50-40 тыс. лет назад];

- сложное общество [скотоводство и земледелие (производящая экономика), широкие и разнообразные связи между людьми, появление классов, слоев и т.д., многоуровневое управление обществом через гос-во / возникло 10-6 тыс. лет назад];

· По способу производства и форме собственности:

- первобытнообщинные;

- рабовладельческие;

- феодальные; формационный подход К. Маркса

- капиталистические;

- коммунистические.

· По типу цивилизации:

Теория 3 стадий (Д. Белл, Р. Арон, У. Ростоу, Э. Тоффлер):

- доиндустриальное (традиционное, аграрное) – это общество с аграрным укладом, примитивным производством, неразвитым разделением труда, иерархической системой власти, основанное на традициях, обычаях и религии. В сегодняшнем понимании, это примитивное отсталое общество, которому присущи низкие темпы развития производства, инертность и невосприимчивость к нововведениям.

- индустриальное – эторазвитая и сложная система разделения труда и профессиональная специализация, механизация и автоматизация производства и управления; массовое производство товаров; рост урбанизации и соц мобильности; радикальное изменение методов производства.

- постиндустриальные – это резкое возрастание роли знаний, образования и информации, появление и развитие интеллектуальных технологий; появление и расширение сферы услуг; изменение социальной структуры общества; автоматизация труда.

Часто общества подразделяют по политическим критериям натоталитарные, авторитарные и демократические. Так же встречается деление обществ на простое (родоплеменная организация) и сложное (есть государство), открытое и закрытое. Типология также может быть проведена по религиозным признакам, по этническому составу(многонациональное/мононациональное).

39. Gemeinschaft (община) и Gesellschaft (общество)

Gemeinschaft (община):

Культура определяется религиозными ценностями, труд ограничен специализацией, социальные отношения – родственные связи, типичными институтами являются семья, соседи, община. Образ индивида = образ «Я», основной институт – деревня. Социальный контроль выражен в обычаях, традициях, нравах и верованиях, а в законодательстве руководствуются семейным правом. Форма богатства – земля. Индивидуальная мотивация – стремление жить по принципам общины.

Gesellschaft (общество):

Культура основывается на светских ценностях, в сфере разделения труда происходит отделение профессиональных ролей от семейных, а в качестве основных соц. отношений выступает экономический обмен. Типичными институтами являются государство, экономика, крупные объединения и ассоциации, а основным – город. Образ индивида = личность, гражданин. Роль социального контроля играют формальное право, закон и общественное мнение, а лидирующим типом законодательства выступает право контракта. Форма богатства – деньги. Индивидуальная мотивация – рациональное осуществление личных интересов, деньги.

Наши рекомендации