Теории социального неравенства подразделяются на два принципиальных направления: функционалистское и конфликтологическое (марксистское).
Функционализм, в традициях Э. Дюркгейма, выводит социальное неравенство из разделения труда: механического (природного, половозрастного) и органического (возникающего вследствие обучения и профессиональной специализации).
Поскольку стратификация рассматривается как продукт разделения труда, функционалисты считают, что социальное неравенство определяется в первую очередь значимостью и престижем функций, выполняемых для общества.
Если под этим углом зрения проанализировать стабильные общества современного типа, этот вывод окажется подтвержденным в высокой степени. Действительно, профессия стала определяющим критерием социального расслоения и профессиональный статус отдельного человека или социальной группы тесно связан с такими основаниями стратификации, как доходы (собственность), власть (положение в системе управления) и престиж (признание социальной значимости этой работы). Поэтому образование рассматривается как источник приращения социального капитала личности, возможность получить хорошую профессию, обеспечить более высокий уровень жизни, обрести новый статус.
В марксизме основное внимание уделяется проблемам классового неравенства и эксплуатации. Соответствующим образом в конфликтологических теориях обычно подчеркивается доминирующая роль в системе социального воспроизводства дифференцирующих (подразделяющих общество на группы и слои) отношений собственности и власти. Эта логика описания неравенства хорошо применима к динамичным транзитивным обществам, переживающим революции и реформы, поскольку передел социальной структуры и изменение общих «правил игры» всегда связаны с институтами власти – собственности. От того, кому достается контроль над значимыми общественными ресурсами и на каких условиях, зависят характер формирования элит и характер перелива социального капитала (принудительный или трастовый, эксплуататорский или эквивалентный).
Современное понимание конфликта заложено Р. Дарендорфом и Л. Козером. Дарендорф считал, что конфликт является естественным результатом любой системы управления. Суть социального конфликта заключается в различии социальных позиций и ролей в обществе: у одних есть власть и право управлять, у других таких привилегий нет. В результате обострение противоречий внутри общества может быть обусловлено рядом причин: диспропорция в распределении власти и отсутствие свободных каналов перераспределения власти.
Однако конфликты в обществе можно регулировать и управлять ими. Для этого существуют социальные институты, которые вырабатывают правила поведения для конфликтующих сторон. Преодоление конфликта подразделяется на несколько этапов: осознание своих интересов противоположными группами, объединение и перераспределение власти. Итогом любой конфликтной ситуации становятся социальные изменения в обществе.
Л.Козер подверг критике Р.Дарендорфа за то, что тот не придавал должного значения позитивным функциям конфликта. Согласно Козеру, конфликт выполняет интегративные и адаптивные функции в социальной системе. Также как и Г. Зиммель, Козер считал, что конфликт содействует сохранению устойчивости и жизненности организации. Конфликт может содействовать более четкому разграничению между группами, способствовать централизации принятия решениям укреплять единство группы, усиливать социальный контроль.
Как мы видим, в теории стратификации постоянно обсуждается проблема равенства - неравенства. При этом под равенством понимают:
1. равенство личностное;
2. равенство возможностей достигнуть желаемых целей (равенство шансов);
3. равенство условий жизни (благосостояние, образование и т.д.);
4. равенство результатов.
Неравенство, как очевидно, предполагает те же четыре типа взаимоотношений людей, но с обратным знаком. В реальной практике изучения социальной жизни социологи особое внимание уделяют распределению дохода и благосостояния, различиям в продолжительности и качестве образования, участию в политической власти, владению собственностью, уровню престижа.
Современные учёные пришли к выводу, что анализируя социальную стратификацию общества целесообразно использовать несколько критериев. Таким образом, используют многоуровневую стратификацию, которая, в отличие от одноуровневой, представляет собой деление общества по двум и более критериям. Дифференциация людей (или социальных групп) в обществе на социальные страты характеризуется неравенством в области доходов, образования, профессии, участия во властных структурах и т.д. Социологи учитывают следующие особенности стратификации.
1.В процессе стратификации происходит дифференциация людей в иерархически оформленные группы (слои, классы, страты).
2.Социальная стратификация разделяет людей не только на высшие и низшие слои, но и на привилегированное меньшинство и ущемлённое в правах большинство.
3.При стратификации учитывается возможность перемещения.
Современное общество можно дифференцировать (структурировать) по различным критериям.
Критерии дифференциации общества:
n Этнонациональные,
n Мировоззренческие,
n Религиозно-конфессиональные,
n Образовательные,
n Духовно-культурные,
n Ценностно-ориентационные (религиозная, светская мораль).
n Экономические (владение капиталом, уровень личного дохода и потребления);
n Идейно-политические (причастность к управлению обществом, причастность к процессам перераспределения общественного богатства).
Ряд западных социологов в социальной структуре общества выделяют 3 класса: высший класс (обычно 1-2 % населения, это владельцы крупного капитала, высшая бюрократия, элита); низший класс (низко квалифицированные и неквалифицированные работники с низким уровнем образования и доходов); средний класс (совокупность групп самостоятельного и наёмного труда, занимающих серединное, промежуточное положение между высшими и низшими слоями в большинстве статусных иерархий и обладающих общей идентичностью). Средний класс в развитых странах состовляет 60% населения (например, в США). По оценкам некоторых социологов, в Беларуси он не более 20 %.
Внутри выделенных классов также возможна дифференциация. Например, внутри среднего класса выделяют высший средний(владельцы среднего капитала, административная и политическая элита среднего уровня, представители высших интеллектуальных профессий); средний средний (представители малого бизнеса, фермеры, коммерсанты, лица “свободных профессий”); низший средний (средний состав обеспечения образования, здравоохранения и социальных служб, работники массовых профессий торговли и сервиса, высококвалифицированные рабочие).
Социальная структура может иметь «пирамидальную» либо «ромбовидную» форму. При пирамидальной форме социальной структуры средний класс в обществе достаточно небольшой, зато значительная часть общества относится к нижним слоям. При ромбовидной структуре средний класс большой. Считается, что чем больше средний класс, тем более стабильно общество.
Одни социологи исследуют социальную структуру с точки зрения статусных и ролевых различий, влияющих на содержание и направленность социальных отношений. Другие – анализируют социальную структуру исходя из различных моделей социальных отношений, из которых выводятся ролевые различия между людьми. Если воспринимать социальную структуру как совокупность различных по численности, социальному положению в системе общественных отношений относительно устойчивых форм социальных групп, общностей, их социальных позиций и взаимодействий между ними, то вероятным становиться определение таких её элементов как: индивиды, нормы, ценности, социальные статусы, роли, позиции и т.п.
3.На постсоветском пространстве основным стратификационным критерием стал масштаб присвоения собственности, что отражало происходящие социальные изменения. Например, в 1990 г. доля доходов, полученная от официально не учитываемой тогда предпринимательской деятельности составила 2% от всех доходов, в 1999 г. – 12%. Социологи отмечают, что критерий дохода стал основным и в оценках населением своего положения в обществе. Например, в ходе многочисленных социологических опросов выяснилось, что 2/3 опрошенных жителей нашей страны обеспокоены низким уровнем своих доходов.
Положение населения, согласно статистических данных обобщённых социологами, выглядит следующим образом:
1. Богатые люди (1,5 % населения)
2. Состоятельные (могут позволить отдых в дорогих санаториях, дорогие покупки, поездки и тд.) 5-6 %
3. Обеспеченные (ощущают ограничения при покупке дорогих вещей) 8-9%
4. Среднеобеспеченные (осуществляют выбор: либо дорогая одежда, либо хорошее питание ) 14%
5. малообеспеченные – ощущают затруднения при покупке качественной еды, одежды (17%)
6. Бедные (47%)
7. Нищие (7%).
Однако, для того, что бы представить картину белорусского общества, недостаточно использовать один критерий дохода, необходимо сопоставление ряда социально-статусных критериев.
Социально-статусная иерархия населения:
1. Высший слой (новая элита, владельцы банков, фирм, чиновники в должности министра и др.).
2. Высший средний слой (директора, предприниматели, артисты и др.)
3. Средний средний слой (профессура, врачи, юристы и др. )
4. Низший средний слой (учитель, инженер и др.)
5. Низший слой (рабочие, служащие и др.)
6. Паразитические слои (грабители, проститутки)
7. Маргинальные слои (нищие, бомжи).
Критериями для разделения белорусского общества на данные группы являются следующие: доход, влияние в политической сфере, образование, престижность профессии, наличие социальных гарантий, уровень сознания. Эти семь индикаторов находятся во взаимосвязи.
Многообразие взаимно пересекающихся связей и взаимодействий выделенных групп индикаторов предопределяет сложную панораму социально-стратификационных изменений в современном белорусском обществе.
Понятие "социальный состав" населения страны по своему содержанию близко к понятию социальная структура общества. Оно отражает не просто наличие тех или иных групп в обществе, но и их численность. В социальной структуре любого общества выделяются в первую очередь группы людей по месту жительства – население города или деревни. В социальном составе населения обязательно выделяются группы, которые сложились исторически – этнические. Выделяются также религиозные общности (католики, православные, баптисты, мусульмане). Всегда выделяют группы людей на основании их отношения к собственности, профессиональные группы, в отдельные группы объединяются люди по месту в управлении обществом, по размерам доходов и т. д.
На 1 сентября 2014 года в стране проживало 9 млн. 466,6 тыс. человек. Городское население сосредоточено в 104 городах и 108 поселках городского типа. 15 городов имеют население более 100 тысяч человек, в них проживает 67% городского населения.
По данным последней переписи на 1000 мужчин приходилось 1129 женщин, а в группах старше 50 лет эта цифра возрастает.
Социальная структура современного белорусского общества отвечает тем тенденциям, которые характерны для современных развитых промышленных государств (возрастание доли городского населения, рост образовательного уровня населения, возрастание доли работников квалифицированного труда, формирование среднего класса и т.д.). Но в то же время следует подчеркнуть, что многие показатели социальной структуры нашего общества являются результатом целенаправленной государственной политики.
Важнейшим направлением государственной политики в нашей стране является дальнейшее повышение уровня и качества жизни населения. Государство в своей деятельности ориентировано, прежде всего, на обеспечение роста реальных денежных доходов как основы улучшения жизни населения, на преодоление малообеспеченности, на недопущение проявлений социальной несправедливости и социального напряжения в обществе. В нашей стране в последние годы наблюдалась положительная динамика роста доходов населения. Доля малообеспеченного населения сократилась с 42 % в 2000 году до 6, 1 % в 2010 году. Это один из лучших показателей среди стран СНГ.
Для социального состава страны еще одним важным показателем является численность работающих или "занятых" по отраслям национальной экономики. В этой сфере сложилось следующее соотношение: промышленность– 26,9%, строительство, транспорт и связь – 15,9%, торговля и общественное питание – 14.4%, здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение – 7,3%, образование – 10.0%, и 16,1% приходится на другие отрасли.
В общей численности занятых: 60,2% составляют рабочие, 9,6% – руководители, 26,7% – специалисты. Среди работающих на долю женщин приходится 53,4%, на долю мужчин – 46,6%. Среди работающих 23,8% имеют высшее образование, среднее специальное – 22,7%, профессионально-техническое – 20,3%, общее среднее – 29,8%, и только 3,4% имеют общее базовое образование.
В настоящее время практически во всех странах существует социальная дифференциация и социальное неравенство. Одним из важнейших показателей, на основании, которого измеряется уровень неравенства, является соотношение между уровнем доходов 10 % самых богатых и самых бедных групп общества (ученые называют это соотношение "децильным коэффициентом"). В нашей стране он составляет 5,6 раз (в России 16,8 раза).
В настоящее время в республике проживает около 2,4 млн. пенсионеров, из них 1,9 млн. человек – ветераны труда, около 70 тысяч человек – ветераны Великой Отечественной войны.
Большинство современных государства являются полиэтническими, в них проживают представители не одного, а нескольких этносов. Наша страна также является этнически неоднородной. По данным переписи в стране проживают представители более 130 национальностей. Свою национальную принадлежность граждане при последней переписи определяли сами, а национальность детей определяли их родители. 81 % граждан Республики Беларусь признали себя белорусами, 11%– русскими, почти 4 % – поляками, 2% украинцами, 0.3% – евреями.
Серьезного внимания государства требует положение пожилых людей. Доля лиц старше 65 лет составляет в настоящее время в нашей стране 13,5%, что почти в два раза превышает обоснованное демографической наукой пороговое значение в 7%. Старение населения – проблема почти всех развитых стран мира. Сегодня многие из них пересматривают свою политику в этой области, ориентируясь на то, что пожилые люди представляют собой ценный и важный компонент людских ресурсов общества. Необходимы программы по созданию условий, способствующих самостоятельной занятости, позволяющие пожилым людям работать и жить независимо, вести здоровый образ жизни, повысить ее качество.
Возрастную структуру современной Беларуси характеризует увеличение доли пожилых людей и снижение доли детей. Каждый пятый житель республики находится в пенсионном возрасте. Данная ситуация сложилась, главным образом, вследствие снижения уровня рождаемости.
Современная демографическая ситуация в Беларуси свидетельствует о явном демографическом кризисе, проявившемся прежде всего в снижении рождаемости и росте смертности населения. Как результат — сократилась общая численность населения. Более 20 лет поколение детей численно не восполняет поколения родителей.
Причины падения рождаемости:
• особенности возрастной структуры (в детородный возраст вступили женщины — дети "детей войны", малочисленное поколение которых отразилось на рождаемости);
• нестабильность социально–экономической ситуации;
• резкое падение уровня жизни населения;
• смена социальных ориентаций;
• экологические последствия катастрофы на Чернобыльской АЭС
Тема 3. Социодинамика общества и культуры: развитие, прогресс, кризис
1.Понятие социального развития
2.Кризис как стадия развития социальных систем
3.Особенности социального управления и содержание социальной политики в
Республике Беларусь
1. Социальные изменения — представляют собой смену состояний, свойств и связей социальных систем.
В соответствии со строением и главной характеристикой любой системы можно выделить следующие виды изменений вообще и социальных изменений в частности:
· Содержательные изменения.
Под содержанием в науке понимают совокупность элементов системы, поэтому здесь речь идет об изменении элементов системы, их возникновении, исчезновении или изменении ими своих свойств. Поскольку элементами социальной системы выступают социальные субъекты, то это могут быть, например, изменение кадрового состава организации, т. е. введение или упразднение каких-то должностей, изменение квалификации должностных лиц или изменение мотивов их активности, что отражается в повышении или понижении производительности труда.
· Структурные изменения
Это изменения совокупности связей элементов или строения данных связей. В социальной системе это может выглядеть, например, как перемещение человека в должностной иерархии. При этом не все люди понимают, что произошли структурные изменения в коллективе, и могут быть не способны адекватно реагировать на них, болезненно воспринимать указания начальника, который еще вчера был рядовым сотрудником.
· Функциональные изменения
Это изменения в выполняемых системой действиях. Изменения функций системы могут быть вызваны изменением как ее содержания или структуры, так и окружающей социальной среды, т. е. внешних связей дайной системы. Например, изменения функций государственных органов могут быть вызваны и демографическими изменениями внутри страны, и внешними воздействиями, в том числе военными, со стороны других стран.
· Особый тип изменения - развитие. В науке под развитием принято считать направленное и необратимое изменение, приводящее к появлению качественно новых объектов.
Таким образом, понятие «социальное изменение» фиксирует факт перемены безотносительно к ее направленности. Понятие «социальное развитие» — иного характера. Оно применяется для обозначения либо процессов совершенствования, улучшения, усложнения, либо движения вспять, в обратном направлении. Оно не только фиксирует сам факт социального изменения, но и содержит некоторую оценку этого изменения, характеризует его направленность.
Обычно социальное развитие как реальный процесс характеризуют тремя взаимосвязанными чертами: необратимостью, направленностью и закономерностью.Необратимость означает постоянство процессов накопления количественных и качественных перемен в течение некоторого промежутка времени. Направленность — ту линию или линии, по которым совершается накопление.Закономерность - не случайный, а необходимый процесс накопления. Принципиально важная характеристика социального развития — промежуток времени, в течение которого осуществляется развитие. Пожалуй, не менее важно и то, что только с течением времени выявляются основные черты социального развития, поскольку оно складывается из некоторой цепочки социальных изменений. Результатом процесса развития является новое качественное (иногда и количественное) состояние социального объекта (например, социальной группы, социального института, организации и всего общества).
Социологическое понимание развития требует более конкретного выделения его критериев и показателей. Можно выделить следующие критерии социального развития:
1. Социальное развитие предполагает структурное усложнение объекта. Как правило, более сложные по структуре объекты являются и более развитыми.
2. Социальное развитие означает увеличение числа, усложнение характера или даже видоизменение социальных функций объекта.
3. Важным критерием социального развития социальных институтов и организаций является повышение результативности, эффективности, конкурентоспособности их деятельности.
Реальный ход событий в мире, особенно в последние десятилетия, показал, что нелинейное видение социальных изменении и социального развития более соответствует наблюдаемым процессам в обществе. Схематическая последовательная цепь социальных изменений может выстраиваться не в одном, а в разных направлениях. Нелинейность социальных изменений и социального развития означает наличие объективной возможности многовариантной последовательности событий. Также цепочка социальных изменений вовсе не имеет направленности только в сторону прогресса, совершенствования или улучшения.
Наконец, нелинейный характер социальных изменений означает, что в этих изменениях всегда следует предполагать последствия предвидимые и непредвидимые, предсказуемые и непредсказуемые, желаемые и не желаемые.
В целом развитие общества идет по линии нарастания прогрессивных социальных изменений. Под прогрессом обычно понимается совершенствование социального устройства общества и улучшение качества жизни человека. Оно предполагает направленность общественного развития от низших форм к высшим, от менее совершенных к более совершенным.
Тут важно отметить такие показатели, как улучшение условий труда, обретение человеческой личностью большей свободы, политических и социальных прав, усложнение задач, стоящих перед современными обществами, и увеличение технических, социальных возможностей их решения. Следует выделить такие сферы жизнедеятельности общества, социальные институты, историческое развитие которых совершенно точно может быть квалифицировано как прогресс. К ним относят в первую очередь науку, технику, технологию. Каждый новый шаг, каждый новый этап в развитии науки, техники, технологии являются шагом и этапом в их прогрессе. Не случайно сложилось понятие научно-технического прогресса.
Но часто социолог сталкивается с такими социальными структурами и процессами, в эволюции которых прогресс может быть зафиксирован, но он осуществляется очень противоречиво. Противоречивый характер социального прогресса проявляется и в том, что развитие многих социальных структур, процессов, явлений, объектов ведет одновременно к их продвижению вперед в одних направлениях и к отступлению, возврату назад в других направлениях; к совершенствованию, улучшению в одном и деструкции, ухудшению в другом.
2. Социальные кризисы возникают при обострении противоречий или столкновении интересов различных социальных групп или образований: работников и работодателей, профсоюзов и предпринимателей, работников различных профессий, персонала и менеджеров и др. Часто социальные кризисы являются как бы продолжением и дополнением кризисов экономических, хотя могут возникнуть и сами по себе, например, по поводу стиля управления, недовольства условиями труда, отношения к экономическим проблемам, по патриотическим чувствам.
Причины кризисов признаны многообразными и взаимосвязаны, поэтому ученые рассматривают их в различной классификации.
Теория катастроф (природные и социальные катастрофы, Т. Постон, И. Стюарт, В. И. Арнольд). Основная причина возникновения кризиса – неожиданные и непредвиденные события во внешней среде системы (глобальные изменения в окружающей среде, политический кризис в государстве, скачкообразные изменения валютного курса, радикальные изменения в законодательстве и т. п.).
Теория циклов (К. Маркс, Т. Мальтус, Н. Д. Кондратьев, П. А. Сорокин, А. Л. Чижевский). С этой точки зрения кризис – это определенный, закономерный этап в циклическом развитии системы. По К. Марксу основная причина периодических кризисов капиталистического способа производства заключается в самой природе капитализма, а именно в противоречии между наемными работниками и собственниками средств производства.
Инновационная теория Й. Шумпетера считает причинами кризисов недостаточное количество нововведений или несвоевременность их внедрения. К кризису может привести также и избыточное количество нововведений при запаздывающем росте квалификации персонала.
Можно зафиксироватьтри стадии в развитии кризисной ситуации:
Первая - это деформация отдельных структур, отдельных функций или процессов внутри социальной системы, а также отдельные нарушения межсистемных связей. На уровне всего общества как социетальной системы это главным образом деформации отдельных социальных институтов, о чем уже говорилось.
Вторая - общая нестабильность социальной системы как таковой, когда существенно нарушается ее целостность. Это стадия общего кризиса социальной системы или, если речь идет о социетальной системе, системный кризис всего общества. На этой стадии еще возможно восстановление, возрождение системы в прежнем качестве, хотя для этого требуются значительно большие усилия, чем на предыдущей стадии.
При изучении подобных ситуаций принципиально важное значение имеет подход, предложенный учеными Института социально-политических исследований РАН, заключающийся в определениипредельно критических, пороговых показателей системного кризиса общества, означающих опасность возникновения необратимых процессов распада. Эти показатели сгруппированы в семи важнейших сферах жизнедеятельности конкретного общества: экономические отношения, социальная сфера, демографическая ситуация, экологическая ситуация, девиантное поведение, политические отношения, обороноспособность. Так, социальная сфера содержит четыре показателя:
§ соотношение доходов 10% самых богатых и 10% самых бедных граждан. Предельно критическое значение в мировой практике выражается числом 10 : 1;
§ доля населения, живущего за чертой бедности. Предельно критическое значение в мировой практике — 10%;
§ соотношение минимальной и средней заработной платы. Предельно критическое значение в мировой практике — 1 : 3;
§ уровень безработицы. Предельно критическое мировое значение 8-10%. Во второй половине 1990-х гг. многие реальные показатели развития российского общества выходили за рамки предельно критических мировых показателей, что самым серьезным образом сказывалось на стабильности российского общества в целом. Например, соотношение доходов 10% самых богатых и 10% самых бедных граждан в 1996 г. выражалось соотношением 15 : 1.
Наконец,третья стадия нестабильности - это катастрофа, т. е. разрушение данной социальной системы как таковой, конец ее существования. Возврат к прежнему состоянию уже невозможен, и разрушительные антисистемные социальные изменения приобретают необратимый характер. История знает лишьдва выхода из таких социальных катастроф: 1) распад, умирание данной социальной системы (общества), цивилизации и культуры (гибель древнеегипетской, греко-римской, византийской и других цивилизаций); 2) переход в принципиально новое социальное качество, формирование качественно новой социальной системы (трансформация феодальных или полуфеодальных социальных систем и институтов в Японии, Малайзии и других странах в капиталистические).
3. Под социальной политикой понимается проводимая государственными структурами, общественными организациями, органами местного самоуправления политика мероприятий и акций, направленных на достижение социальных целей и результатов, связанных с повышением общественного благосостояния, улучшением качества жизни народа, обеспечением социальной и политической стабильности, социального партнерства и социального согласия в обществе.
По существу, социальная политика должна обеспечивать развитие человеческого потенциала в широком смысле этого слова.
В зависимости от объекта, уровня и направления управленческого воздействия принято выделять общегосударственную, региональную и муниципальную социальную политику, а также различные виды социальной политики для отраслей социально-культурного комплекса и различных групп населения.
Социальная политика формируется с учетом конкретно-исторических условий страны.
Социальная политика государства представляет собой управление общественным выбором с целью гармонизации противоречивых интересов представителей различных социальных групп, достижения общественного согласия и обеспечения жизнедеятельности общества.
Переход к рыночной экономике обуславливает изменение социального поведения людей, а также иерархии ценностей, таких, как справедливость, равенство, свобода и порядок, уважение и престиж, соревновательность и солидарность, конфронтация и согласие. Значительное большинство населения в условиях рыночной экономики должно будет удовлетворять свои экономические потребности самотоятельно, нести ответственность за свое индивидуальное жизненное обеспечение и за обеспечение своего будущего.
Такие перестройки требуют и изменения социальной политики, которая должна в максимальном объеме встроиться в рамки рыночной экономики.
К наиболее важным критериям оценки социальной политики следует отнести:
· конкретные цели, которые преследует социальная политика: ограничиваются ли они предоставлением минимального благосостояния и гарантий либо претендуют на перераспределение доходов либо собственности;
· характер взаимоотношений социальной политики с экономической: подчинение этой политике, либо равноправие, либо приоритет социальной политики;
· место, занимаемое социальной политикой в общей деятельности государства: приоритетное либо второстепенное;
· преобладающий тип социальной политики - активная, конструктивная или пассивная, компенсаторная, т.е. направленная на компенсацию потерь, вызванных, например, экономическими (конъюнктурными) колебаниями, рыночным не равновесием и т.д.
При выборе и формировании того или иного варианта социальной политики важно учесть следующие требования:
· стратегия и тактика государства в социальной сфере должна учитывать конкретно-исторические условия страны как со стороны материальных, так и субъективных факторов;
· подсистема управления социальными процессами должна быть встроена в общую систему руководства экономическим развитием;
· должны быть разработаны национальные социальные стандарты (нормы и нормативы), укреплена законодательная и нормативно-правовая база социального управления;
· зарубежный опыт следует использовать с учетом возможностей
его применения в стране;
· следует разработать прогноз последствий выполнения управленческих решений по социальным вопросам;
· социальная политика должна быть сориентирована как на защиту прав работающего, так и по каким-то причинам неработающего населения;
· должна быть разработана система форм и методов практического
участия народа в социальном управлении;
· целесообразно закрепить ответственность органов государственной власти в период их деятельности за ухудшение уровня жизни народа;
· необходимо развивать социальное партнерство.
Социальная политика, проводимая в разных странах, весьма многопланова. В качестве ее основных направлений можно выделить:
- политика в сфере трудовых отношений (политика заработной платы, политика занятости, охрана труда, социальное партнерство, защита трудовых прав граждан);
- социальная поддержка и защита нетрудоспособных и малоимущих слоев населения (социальное страхование, социальная помощь, социальное обслуживание населения);
- развитие отраслей социальной сферы (охрана здоровья населения, образование, наука, культура, жилищная сфера, физическая культура и спорт);
- социальная защита отдельных групп населения (инвалидов, ветеранов, молодежи и т.д.);
- миграционная политика.
В последнее время все больше осознается необходимость проведения сбалансированной эффективной социальной политики. Ведь в конечном итоге об успехе или провале проводимых в стране реформ судят по тому, насколько улучшилась жизнь людей, повысился их жизненный уровень.
Социальная политика государства должна осуществляться по двум линиям:
1. Учет и эффективная реализация основных направлений (видов) социальной работы: социальной диагностики; социальной профилактики; социального надзора; социальной корреляции; социальной терапии; социальной адаптации; социальной реабилитации; социального обеспечения; социального страхования; социальной опеки; социальной помощи; социального консультирования; социальной экспертизы; социального попечительства; социальных нововведений; социального посредничества и подвижничества
2. Направленность на основные социальные объекты, нуждающиеся в социальной защите, социальной помощи и поддержке, такие, как инвалиды; безработные; участники Великой Отечественной войны и приравненные к ним лица; одинокие пожилые люди и семьи, состоящие из одних пенсионеров (по возрасту, инвалидности и прочим основаниям); беженцы, вынужденные переселенцы; лица, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие аварии на Чернобыльской АЭС; семьи с низким уровнем доходов; многодетные семьи; семьи несовершеннолетних родителей; молодые семьи (в том числе студенческие); матери, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком; беременные женщины и кормящие матери; осиротевшие или оставшиеся без попечения родителей дети; безнадзорные дети и подростки и др.
Ориентация социальной политики государства по этим двум линиям должна быть естественной. Они тесно связаны между собой как в теории, так и (особенно) на практике, в процессе подготовки социальных работников и в дальнейшей их профессиональной деятельности.
Тема 4. Семья как социальный институт и социальная группа. Социально-демографическая ситуация в Беларуси
1.Понятие семьи в социологии: сущность, признаки, особенности
2.Современная семья: специфика, тенденции, проблемы функционирования
3.Социально-демографическая ситуация в Республике Беларусь и пути ее улучшения.
1. Семья – это общность людей, которая может быть основана на браке,на кровном родстве, на юридическом договоре, образованная для моральной и экономической поддержки друг друга и выполнения ряда общественных функций по воспроизводству населения и эмоционально-психологической стабилизации взрослых индивидов, а также для удовлетворения в наиболее приемлемой форме комплекса индивидуальныхпотребностей - биологических и социальных.
Типологизация семьи и брака как объектов исследования осуществляется по разным основаниям:
1. Популярно деление семей по типу поселения: городские и сельские семьи. Городские, в свою очередь, подразделяются на семьи, проживающие в крупных, средних и малых городах.
2. По количественному и межпоколенному составу социологи выделяют семьи нуклеарные, расширенные, бинуклеарные (сводные).
3. По наличию родителей: полные (с двумя родителями) и неполными (с одним родителем, т.е. или материнские, или отцовские).
4. По наличию и количеству детей: бездетные, однодетные, двухдетные (среднедетные), трехдетные (многодетные).
5. По социальному положению и статусу родителей: рабочие, крестьянские, пенсионеров, студентов, беженцев и т.д.
6. По этапам жизненного цикла выделяют молодые, зрелые и семьи -«опустевшие гнезда».
7. По принципам организации семейной жизни: авторитарные (патриархальные или матриархальные), демократические (эгалитарные), анархические (разобщенные).
8. По национально