Натуралистическое направление в социологии: «социальный органицизм»; «социальный эволюционизм»; «социальный дарвинизм»; расово-антропологическая школа; «социальный механицизм».
Натурализм в социологии означает ориентацию этой науки на методы естественных наук. В социологии XIX – начала ХХ вв. существовали две главные формы натурализма – социал-биологизм и социальный механицизм. Господствующим было первое направление, представленное концепциями социального органицизма и социального дарвинизма.
Представители социал-биологизма стремились понять законы развития общества путем установления аналогий с биологическим организмом.
Социальный органицизм – методологическая ориентация концепций общества на аналогии с понятием организма как единого целого.Представителями этого направления были Герберт Спенсер, Альберт Шеффле. Следствием дальнейшего развития этого направления стало возникновение эволюционизма.
Идея эволюционизма проникает в социологию после выхода в свет работ Чарльза Дарвина. Социальный эволюционизм представлял собой попытку осмысления исторического процесса как части общего
бесконечного процесса эволюции космоса, планетной системы, Земли, культуры. Особое место в пропаганде этой идеи сыграли работы Герберта Спенсера – выдающегося английского философа и социолога.
Теоретические взгляды Спенсера сформировались под влиянием достижений естественных наук, работы Ч. Дарвина ʼʼПроисхождение видов…ʼʼ. Центральным звеном его мировоззрения является идея всœеобщей эволюции. Социальная эволюция составляет часть универсальной эволюции. Она состоит в усложнении форм общественной жизни. Спенсер представлял социальную эволюцию не как единый процесс, а как множество относительно автономных процессов.
Спенсер впервые дал систематическое изложение предмета͵ задач и проблематики социологии в работе ʼʼОснованиясоциологииʼʼ. Задача социологии, по Спенсеру, - изучение массовых типичных явлений, социальных фактов, раскрывающих действие всœеобщих законов эволюции, процессов, совершающихся независимо от воли отдельных личностей.
Классический эволюционизм оказал значительное влияние на духовную и научную жизнь эпохи, способствовал появлению новых научных школ и направлений. Одним из них было социал-дарвинистское направление в социологии. Это направление связано с именами Г. Спенсера, Людвига Гумпловича, Социальный дарвинизм провозгласил закономерности биологической эволюции, принципы естественного отбора в качестве главных факторов общественной жизни. Основная идея этого направления сводится к тому, что в основании социальной структуры лежат природные способности человека и всё должно строиться в соответствии с естественными законами.
Людвиг Гумплович , с одной стороны, стремился развить ортодоксальные подходы социал-дарвинизма, а с другой, ориентировался на поиск новых горизонтов. Привлечение психологических знаний позволило ему увидеть социальные процессы, как процессы социально-психологического взаимодействия. Предметом социологии он считал социальные группы, а главным фактором социальной жизни – непрерывную, беспощадную борьбу между ними. Теоретические представления Гумпловича были направлены на доказательство неизбежности социальных конфликтов и общественного неравенства людей. Он отвергал идею классовой борьбы, противопоставляя ей борьбу рас. Гумплович утверждал, что любой мощный этнический или социальный элемент стремится к порабощению слабого социального элемента͵ а в подчинении слабых проявляется естественный общественный закон – борьбы за существование.
Социальный механицизм – направление, возникшее в XIX в. на ранней стадии развития социологии, одна из крайних форм позитивизма.К нему относятся концепции, которые под влиянием механики и физики стремились свести закономерности развития общества к механическим закономерностям. При этом широко использовалась физическая терминология, общество понималось как механический агрегат индивидов. Сторонники механицизма прибегали к еще более наивным аналогиям, чем сторонники органицизма. Так, Кэри сравнивал общественные структуры и процессы со структурами и процессами неорганического мира, стремился установить общие для них законы. В ХХ в. механицизм продолжал время от времени возрождаться в новых формах, соответствовавших новым этапам развития физических наук. Эти идеи развивали такие крупные ученые, как В.Ф. Освальд и В.М. Бехтерев, В. Парето. При всей несостоятельности своей методологии представители механицизма внесли заметный вклад в теорию социалогии.