Социологические взгляды на конфликт в 1930-40 гг. (Т. Парсонс, Р. Мертон, Э. Мэйо).
Структурный функционализм Т. Парсонса: В рамках социологического подхода самой первой теоретической концепцией была функционалистская бесконфликтная модель общества, разработанная ТалкоттомПарсонсом.
Т. Парсонс исходил из системного строения общества, состоящего из множества функционально взаимосвязанных элементов. Социальная система представляет собой устойчивый комплекс повторяющихся и взаимосвязанных социальных действий, обусловленных потребностями личности. Перед специалистами стояла задача определения необходимых условий для нормального функционирования социальных систем.
В качестве необходимого условия функционирования общества автором выделялась «интеграция», базирующаяся на системе норм и ценностных ориентаций, определяющих мотивацию социальной деятельности людей.
Чтобы нормально функционировать, социальная система должна обладать поддержкой социальных институтов и систем стандартизованных ролей индивидов. Социальные институты призваны не допустить девиаций элементов системы, конфликтов, обеспечить порядок и стабильность путем определенных ограничений, запретов, контроля в общественной жизни. Социальный порядок указывает на взаимосвязь и взаимозависимость поведения индивидов и выражает стремление социальной системы к самосохранению, к равновесию элементов в условиях динамического взаимодействия.
С точки зрения Т. Парсонса, конфликт разрушает социальный порядок, нормальное функционирование общества. Конфликт свидетельствует о дезорганизации и кризисе социальной системы. Естественным состоянием общества являются гармоничные и бесконфликтные отношения между элементами социальной системы. Поэтому следует не допускать конфликтов, а если они возникли – ликвидировать. Это делают системные механизмы саморегулирования – социальные институты.
Структурный функционализм Р. Мертона: Для Мертона важными элементами социальной структуры были следующие два: цели, намерения и интересы, определяемые культурой; и приемлемые и оптимальные способы достижения этих целей, ограниченные институциональными нормами. Разногласия в обществе возникают, когда значение целей или средств не соответствуют или крайне противоречат у разных групп в обществе. Мертон выделяет пять способов адаптации индивида к условиям в социуме (имеется в виду определённая социальная роль в определённой ситуации): подчинение, инновация, ритуализм, ретретизм, мятеж. Чаще всего люди придерживаются первой стратегии, то есть просто принимают сложившиеся в обществе правила и подчиняются им. Ретретизм же, наоборот, является наиболее редко встречающимся феноменом, потому что он свойственен только лицам с сильными психическими отклонениями, наркоманам и хроническим алкоголикам. В этом случае индивид живёт одновременно и в обществе, и вне его, потому что он не признаёт общие цели, ценности и не видит институционализированных способов достижения своих собственных целей. Неспособность подобрать адекватные средства для достижения цели ведут к отвержению институционных средств и инновации. В случае полного подчинения институциональным правилам цель отбрасывается как недостижимая, что приводит к ритуализму. А стремление к коренному обновлению структуры общества приводит к мятежу. В то же время Мертон говорит, что антисоциальное поведение приобретает широкий размах только тогда, когда система культурных ценностей выделяет определённые символы успеха для населения, в то же время ограничивая доступ к средствам достижения этих символов. Таким образом, социальная организация обуславливает существование неравенства по степени доступности символов успеха. Данный порядок порождает стремление к конкуренции и распаду групп. Для поддержания равновесия же в обществе необходимо равномерное распределение эмоций в отношении её составляющих. А отсутствие или неэффективный контроль целей и средств ведёт к аномии, то есть нарушениям в ценностно-нормативной системе общества.
Мертон, в отличие от Парсонса, больше сосредоточился на дисфункциях, ведущих к усилению социального напряжения и нарушению социального порядка. Аномия так же понимается Мертоном как дисфункция социальной системы, проявление кризиса, основанного на несоответствии, неприятии целей или институционализированных средств для их достижения в обществе.
Теория «человеческих отношений» (Э. Мэйо): Рецепты для улаживания трудовых конфликтов.Хортонский эксперимент: положительное или отрицательное отношение к труду, влияние коллектива на личность, эффективность различных форм и методов руководства, улучшение условий труда и отдыха, и др.