Структурный функционализм в социологии.Парсонс,Мертон.

Общественная жизнь понимается структурными функционалистами как бесконечное множество и переплетение взаимодействий людей. Для анализа этих действий недостаточно указать систему, в которой они происходят. Необходимо еще найти устойчивые элементы в этой системе, аспекты относительно стабильного в абсолютно подвижном. Это и есть структура. Операции этой структуры суть ее функции. Но поскольку функционирование структуры может носить стабильный характер, само разделение на структуры и функции становится относительным, то, что, с одной точки зрения, выступает как структура, с другой - есть функция, и наоборот. Перечисление требований, выполнение которых нужно для выживания системы, ведет к суммированию их в понятиях функциональной (и структурной) необходимости, в более обобщенной форме -функциональный императив.

Любая социальная система должна справляться с четырьмя комплексами проблем:

- проблемой рациональной организации и распределения своих ресурсов определенными способами, чтобы достичь целей системы;

- проблемой определения основных целей и поддержания процесса их достижения;

- проблемой сохранения солидарности;

- проблемой поддержания мотиваций деятелей при исполнении социальных ролей.

В отечественной и зарубежной критике называют следующие главные порокифункционализма, свидетельствующие о глубоком консерватизме этой системы взглядов: переоценку нормативного элемента в общественной жизни и приуменьшение значения в ней противоречий и конфликтов, подчеркивание общественного согласия, гармонической природы социальных систем. Хотя с тех пор как впервые были высказаны эти критические замечания, функционализм проделал значительную эволюцию, общая консервативная его ориентация сохранилась.

Основные теории взаимодействия.

Основные теории межличностного взаимодействия: теория обмена, символического интеракционизма, управления впечатлениями и психоаналитическая.

Теория Д. Хоуманса

Кратко суть теории Джорджа Хоуманса можно охарактеризовать представлением о взаимодействии как обмене. Общение между двумя может быть очень сложным. Часто люди чувствуют себя свободно и понимают друг друга, но во многих случаях людям приходится прилагать усилия, чтобы создать устойчивое взаимодействие. Люди взаимодействуют друг с другом на основе своего опыта, взвешивая возможные вознаграждения и затраты.

Теория Г. Мида и символический интеракционизм

Другая важная теория социального взаимодействия была предложена Джорджем Гербертом Мидом. Он отрицал, что поведение людей - это пассивная реакция на вознаграждение и наказание. Он рассматривал поступки человека как социальное поведение, основанное на коммуникации. Он считал, что человек реагирует не только на поступки других людей, но и на их намерения. Когда ваш знакомый подмигивает, вас интересует, что он подразумевает: может быть, он стремится поухаживать за вами, вместе посмеяться над шуткой. Человек разгадывает намерения других людей, анализируя их поступки и опираясь на свой прошлый опыт в подобных ситуациях.

Драматургический подход Э. Гоффмана и теория межличностного общения З. Фрейда

Правила общения образуют сложную структуру. Определенные структурные стереотипы воздействуют на людей независимо от того, какое значение они им придают. Эрвин Гоффман отводит важную роль управлению впечатлениями в социальном взаимодействии. Он считает, что люди сами создают ситуации, чтобы выразить символические значения, с помощью которых они производят хорошее впечатление на других. Это концепция названа драматургическим подходом. Гоффман рассматривает социальные ситуации как драматические спектакли в миниатюре. Гоффман уделяет основное внимание анализу ситуаций межличностного общения, связанных с непрерывным взаимодействием впечатлений:» Человек может желать, чтобы другие хорошо относились к нему или чувствовали, что он высокого мнения о них, или чтобы они не имели об этом ясного представления»

Концепция П. Сорокина

По мнению П.А. Сорокина, «конечной и главной задачей в социологии является понимание поведения и деятельности людей. Но так как люди живут не уединенно, так как поведение и судьба любого человека зависит от поведения других людей, то для решения этой задачи нужно изучить совместную жизнь многих людей, нужно понять общество, общественные отношения и общественную жизнь: нужно рассматривать человека не как одинокое существо, а как «общественника», живущего в среде себе подобных».

Наши рекомендации