Категории и методы в истории науки.
Анализ количественных методов в истории науки.
Выдающиеся события в мировой истории науки.
Наука, кризисы и революции XX века.
Тактические и стратегические аспекты фундаментальной науки.
Гуманизация и социальная функция науки.
Проблема знания в истории науки и современности.
Возможности интерпретации мифа как историко-научного источника.
Особенности развития математических знаний в Древней Индии классического периода.
Александрийская школа античной науки: история возникновения и развития, лидеры и достижения.
Принципы систематизации античного знания у Аристотеля.
13. Место и роль эксперимента в "античной науке".
Теория материи Платона.
15. Систематизация, описание и анализ "центров античной учености".
Структура и генезис картины мира по К. Птолемею.
Античная математика: развитие от сакральности к рациональности.
Толедская школа переводчиков и ее роль в становлении первого этапа средневековой учености.
19. Соотношение веры и разума в "Summa Theologiac" Фомы Аквинского.
Специфика развития естественнонаучных представлений на Руси в X-XVII веках.
Леонардо да Винчи и восприятие его естественнонаучных и технических разработок в конце XIX-XX веке.
Средневековая картина мира.
Торговля и математика в средневековой Европе.
24. Расширение физико-географических границ "европейского мира" и становление новой структуры научного знания.
25. Книгопечатание и становление новой информационной системы европейской культуры. Формирование предметной структуры первых изданий.
26. Взаимосвязь художественного и научного в деятельности "титанов" Возрождения.
27. Европейские университеты эпохи Возрождения: география и учебно-методическая характеристика.
Схоластика: ее суть и роль в становлении научного метода.
Проблемы интеграции и дифференциации научного знания в период Возрождения.
Взаимосвязь научного подхода в естествознании и социальном устройстве в Европе ХVII века.
Рациональные и иррациональные корни науки в ХVII веке.
Г. Галилей и римская церковь: история суда и реабилитации.
33. Академии ХVII века: от "клуба по интересам" до сообщества ученых.
Философско-методологические концепции XVII века.
Промышленная революция как феномен культуры: граница, структуры, механизмы развития.
Взаимодействие естественнонаучного и технического знания на различных этапах промышленной революции.
37. Направления и содержание "сциентизации" Западной Европы.
38. Причины и условия создания "Императорской Петербургской академии наук".
39. Механизмы трансплантации западноевропейской науки в культуру России XVIII века.
Великая французская революция и наука.
Становление теории познания в XVIII-XIX веках.
Философские концепции науки XVIII-XIX веков.
Кризис классической науки как феномен культуры.
Ноосфера В.И.Вернадского: возможные модели интерпретации.
Управление развитием науки и научными коллективами: история, основные принципы и результаты.
46. Научная этика и социальная ответственность ученого и инженера: история постановки и первые варианты решения.
Биология и системный подход - новое понимание живого.
Принципы соотношения классической и неклассической математики.
Научно-техническая революция как идеологическая концепция.
50. Новое содержание и новая роль гуманитарных наук в современных условиях.
Сущность и оценки перспектив разрешения экологического кризиса современной цивилизации.
Креационизм и эволюционизм: современное соотношение.
Этика и социальная ответственность ученого и инженера как научная проблема.
Техносфера как предмет научного исследования: структура, возможности рационального описания.
55. "Искусственный интеллект": содержание понятия, история возникновения, состояние разработки.
56. "Математическая гармония Природы" и перспективы единой теории поля.
Генная инженерия и этические проблемы.
Военные, социальные и научные факторы формирования новых направлений развития науки и техники.
Перспективы нанотехнологий.
Приоритеты развития новейших технологий.
Интеграция и дезинтеграция в мировой науке.
Тенденции развития науки в 21 веке.