Аудиторные групповые практические занятия

Таблица 2

Название темы Содержание практического занятия
Модуль I. Методология организации исследовательской деятельности
Тема 1. Методология исследовательской деятельности как научная проблема 1.Понятие о методологии 2.Уровни методологии. Характеристика методологических принципов научного исследования 3. Логика развития науки
Тема 2. Современные подходы к организации исследовательской работы 1. Исследования и их роль в научной и практической деятельности людей. 2.Формы реализации творчества — наука, научное исследование. 3. Логика и тенденции развития науки. 4. Условия эффективности научных исследований. 5. Методы диагностики исследовательских возможностей человека.
Тема 3. Структура научной деятельности: вопросы тактики и стратегии 1. Общая логика исследовательской деятельности - основные этапы. 2. Тактика научного исследования — объект исследования, предмет исследования, гипотеза исследования, определение задач, отбор источников и базы исследования, выбор методов, разбивка на этапы выполнения. 3.Основные показатели качества исследовательской деятельности:актуальность, теоретическая новизна и практическая значимость, обоснованность и достоверность результатов, уровень внедрения, рекомендации по использованию результатов.
Тема 4. Программа научных исследований 1. Критерии классификации исследований. Многообразие видов социологического исследования. 2. Описательные и аналитические исследования. Плотное (зондажное) исследование. Панельное и лонгитюдное исследования. 3. Выбор инструментария ограничения, накладываемые на повторные исследования. 4. Программа как документ, содержащий концепцию исследовательского проекта, его методологические, методические, технические и организационные решения. 5. Методологический раздел программы. Анализ проблемной ситуации, формулировка проблемы, определение объекта и предмета исследования, цели и задач. Интерпретация понятий концепции исследования. Системный анализ объекта исследования. Выдвижение и формулировка гипотез. 6. Процедурный (методический или процедурно-методический) раздел программы. Определение обследуемой совокупности единиц исследования. Обоснование характера и форм обработки и анализа полученной информации. 7. Рабочий план исследования. Определение порядка сбора, обработки и анализа первичной социологической информации. 8. Сетевой график исследовательских мероприятий с расчетами временных, финансовых, людских и других затрат.  
Модуль 2.Результаты исследовательского процесса
Тема 5. Методы и методики в исследовательском процессе 1. Метод научного познания: сущность, содержание, основные характеристики. 2. Общенаучные подходы и методы, частно-научные, дисциплинарные и методы междисциплинарного исследования. 3. Общенаучные логические методы и приёмы познания (анализ, синтез,абстрагирование, идеализация, обобщение, индукция, дедукция, аналогия, моделирование и др.). 4. Роль и значение психологического и социологического инструментария в исследованиях. 5. Тестирование и требования к проведению тестирования. 6. Специфика анкетирования, интервью, беседы и группового опроса. 7. Наблюдение и его исследовательские возможности. 8. Иные методики: метод экспертных оценок, метод ранжирования, метод неоконченных предложений, метод анализа результатов деятельности и пр. 9. Проблемы интерпретации полученных результатов.  
Тема 6. Алгоритмы опытно-поисковой деятельности 1. Параметры описания объектов и субъектов, включенных в опытно-поисковую деятельность: социальная характеристика, общая статистическаяхарактеристика (по возрасту, уровню образования, социальному положению и пр.). 2. Общий вывод об исходном состоянии предмета (объекта) исследования, определение направлений преобразований. 3. Организация опытной работы по теме исследования и ее защита(по выбору магистранта).  
Тема 7. Общие требования к оформлению результатовисследовательской деятельности 1. Основные требования, предъявляемые к оформлению результатов исследования. 2. Виды сносок: «плюсы» и «минусы» подстрочной сноски, сноски «в квадратных скобках». Требования к списку литературы. 3. Требования к оформлению схем и таблиц (название, ясность и краткость изложения, сквозная нумерация и пр.). Семантическое построение темы исследования. 4. Стили изложения (учебно-педагогический, научно-популярный, научный). 5. Документ как средство закрепления различным способом на специальном материале информации о фактах, событиях, явлениях объективной действительности и мыслительной деятельности человека.


Наши рекомендации