Тема 10. Социальный конфликт и проблема конфликтности
1.Понятие «социальный конфликт».
2.Этапы протекания конфликта.
3.Характеристика конфликта.
1. При конфликте делаются попытки навязать противнику свою волю, изменить его поведение или даже вообще устроить его.
Под конфликтом понимают попытку достижения вознаграждения путем подчинения, навязывания своей воли, удаления или даже уничтожения противника, стремящегося достичь того же вознаграждения. В крайних проявлениях социальных конфликтов их результатов было полное уничтожение противника. В менее напряженных конфликтах основной целью враждующих сторон является отстранение противника от конкуренции путем ограничения его ресурсов, свободы маневра, в снижении его статуса.
Конфликты между индивидами чаще всего основаны на эмоциях и личной неприязни, а межгрупповые обычно носят безличный характер.
Возникший конфликт трудно остановить, в силу того, что он имеет кумулятивную природу, то есть каждое агрессивное действие приводит к ответному действию.
2. Конфликты имеют свои истоки, которые коренятся в удовлетворении основных потребностей:
а) физические потребности (пища, секс, материальное благополучие и т.д.)
б) потребности в безопасности
в) социальные потребности (общение, контакты и т.д.)
г) потребности в достижении престижа, знаний, уважения и т.д.
д) потребности в самовыражении, самоутверждении.
Каждый человек мечтает достичь своей цели в соответствии с потребностями. Но на этом пути у него часто возникают преграды (блокада). Здесь человек должен переоценить ситуацию, с тем, чтобы преодолеть ее. Но довольно часто преодолеть ее не удается. Это приводит к фрустрации (связана с напряжением, неудовольствием, переходящими в раздражение и злость).
Реакция на фрустрацию может развиваться по 2 направлениям:
1. Отступление - избежание фрустрации путем кратковременного или долговременного отказа от удовлетворения определенной потребности.
а) сдерживание - состояние при котором индивид отказывается от удовлетворения потребности из страха.
б) подавление - уход от реализации целей под воздействием внешнего принуждения.
2. Агрессия. Агрессивное поведение может быть направлено на другого человека или группу людей, если они являются причиной фрустрации.
Агрессия сопровождается состоянием гнева, ненависти. Агрессивные действия вызывают ответную агрессивную реакцию и с этого момента начинается социальный конфликт. Таким образом, для возникновения социального конфликта необходимо: во-первых: чтобы причиной фрустурации было поведение других людей; во-вторых: чтобы на агрессивное поведение возникла ответная реакция.
Однако не всякое напряжение приводит к социальному конфликту. Это напряжение должно перейти определенную границу, за которой агрессия выступает в форме направленного социального действия.
Классификация социальных конфликтов
1. Личностный - конфликты внутри личности, на уровне индивидуального сознания. Это чисто психологический конфликт.
2. Межличностный - конфликт между двумя или более индивидами.
3. Межгрупповой - конфликт между группами.
4. Конфликт принадлежности - происходит в силу двойной принадлежности индивидов, когда они образуют группу внутри другой большей группы.
5. Конфликт с внешней средой.
Структура конфликта
1. Предконфликтная ситуация.
2. Непосредственно конфликт.
3. Разрешение конфликта.
Предконфликтная ситуация - характерной особенностью каждого конфликта в момент его зарождения является наличие объекта, обладание которым связано с фрустрацией потребностей субъектов, втягиваемых в конфликт.
Этот объект есть причина конфликта.
Предконфликтная ситуация - это период, в который конфликтные стороны оценивают свои ресурсы (материальные ценности, информация, связи, престиж и т.п.).
В это время происходит консолидация сил противоборствующих сторон, поиск сторонников и т.д.
В это время идет поиск тех, мешает удовлетворению потребностей, т.е. врага. Это называется идентификация. Но враг может быть ложно идентифицирован, что ведет к ложному конфликту. Иногда это делается специально (например, правительство перекладывает свою вину на национальные группы или отдельные социальные слои). Ложные конфликты не устраняют причин, вызывающих столкновения, а только усугубляют ситуацию.
Предконфликтная ситуация характеризуется и формированием противоборствующими сторонами стратегии - видение ситуации участниками конфликта, формирование цели и выбор способа воздействия на противника. В это время проводится разведка для выявления слабых мест.
Непосредственно конфликт - характеризуется наличием инцидента, т.е. социальных действий, направленных на изменение поведения соперников. Это активная часть конфликта.
Действия, составляющие инцидент бывают различными, делятся на 2 группы:
1 группа - действие, носящие открытый характер (экономические санкции, физическое воздействие, политическая борьба и т.д.). Эти действия хорошо видны со стороны, потому в них могут быть втянуты сочувствующие и просто наблюдатели. Эти действия обычно расширяют сферу конфликта. Они ясны и предсказуемы.
2. группа - скрытые действия. Основным образом действий здесь является рефлексивное управление - это способ управления, при котором основание для принятия решения передаются одним из действующих лиц другому. Это означает, что означает, что один из соперников пытается передать другому такую информацию, которая заставит этого другого действовать так, как выгодно тому, кто передал эту информацию (провокации, ложь, интриги и т.д.).
Действия сторон в конфликте бывают:
- открытые;
- скрытые;
- непосредственные;
- опосредованные;
- физические;
- психологические;
- идеологические.
По внутреннему содержанию социальные конфликты делятся:
а) рациональные;
б) эмоциональные.
Рациональные - это конфликты охватывающие сферу разумного, делового соперничества. Они не переходят на личностный уровень, не бывают затяжными. Обычно стороны приходят к компромиссу.
Эмоциональный - это конфликты, в которых их причина перенесена на личности, участники действуют на основе личной неприязни.
Развитие эмоциональных конфликтов непредсказуемо и они практические неуправляемые. Эти конфликты продолжаются долго, то затухая, то разгораясь.
Характерным моментом на этапе непосредственно конфликта является наличие критической точки, при которой взаимодействия противников достигает максимальной остроты и силы.
После ее прохождения конфликт идет к своему разрешению, или к новому всплеску противостояния.
Конфликт поддается управлению после прохождения критической точки. Конфликт обычно пройдя критическую точку завершаются, но если они подпитыва-ются извне, то конфликт разгорается с новой силой.
Встречаются конфликты, которые завершаются, не достигнув критической точки.
Разрешение конфликта
Внешним признаком разрешения конфликта может служить его завершение, означающее, что между конфликтными сторонами прекращается взаимодействие.
Разрешение конфликта возможно лишь при изменении конфликтной ситуации. И главное - устранение причины конфликта. В эмоциональном конфликте этого не достаточно. В нем важно изменение установок соперников относительно друг друга, т.е. нужно добиваться, чтобы противники перестали видеть друг в друге врага. Разрешение конфликта возможно и путем изменения требований одной из сторон (уступки).
Конфликт может быть разрешен и в результате истощения ресурсов сторон или вмешательства третьей силы.
3. Всем конфликтам присущи 4 параметра:
а) причины конфликта;
б) острота конфликта;
в) длительность конфликта;
г) последствия конфликта.
а) Причины конфликта. Важнейшие из них:
1.Наличие противоположных ориентаций - т.е. разные ценностные ориентации, которые могут стать причиной конфликта. Конфликты по этой причине разнообразны. Они возникают из-за различного отношения к любви, браку и семье и т.д. Могут быть и в экономических, политических, культурных, социально-психологических сферах социальной жизни.
2.Идеологические - заключаются в разном отношении к системе идей. В этом случае элементы веры, религиозные, социально-политические устремления становятся катализатором противоречий.
3.Причины, заключающиеся в различных формах экономического и социального неравенства. Этот тип причин связан с различиями в распределении ценностей между индивидами или группами.
4.Причины, лежащие в отношениях между элементами социальной структуры. Появляются в результате разного места, которое занимают структурные элементы в обществе. Конфликт на этой почве может быть связан, во-первых, с различными целями, преследуемыми отдельными элементами (например между центром и иерархией), и во-вторых, с желанием того или иного элемента занять более высокое место в иерархической структуре.
б) Острота конфликта
Острый конфликт - конфликт с высокой интенсивностью социальных столкновений. Для него характерны открытые столкновения. Острота конфликта зависит от социально-психологических сторон противоборствующих сторон. Острота конфликта обусловлена внутренними психологическими причинами, а также поддержкой извне. Острые конфликты кратковременны, но наиболее разрушительные.
в) Длительность конфликта
Длительность может быть короткая (стычка между начальником и подчиненным) и очень длительная (противостояние религиозных групп).
г) Последствия конфликта
Конфликты, с одной стороны, разрушают социальные структуры, а с другой, - являются тем механизмом, который способствует решению многих проблем, сплачивает группы и в конечном случае служит одним из способом достижения социальной справедливости.
Типы последствий конфликтов
Дезинтегративные Интегративные
-усиливают ожесточение; - определяют выход из сложной ситуаций;
-ведут к разрушениям и кровопролитиям; - приводят к разрешению проблем;
-ведут к внутригрупповому напряжению; - усиливают групповую сплоченность;
-разрушают нормальные каналы кооперации; - ведут к заключению союзов с другими
-отвлекают внимание членов групп от на- группами;
сущных проблем. - приводят группу к пониманию интересов
ее членов.
В каждом конфликте существуют как разрушительные, так и созидательные элементы. Конфликт способен разрушать социальные общности. Конфликты являются высокодеста-билизирующими событиями в социальных системах. Внутренний конфликт разрушает групповое единство. В тоже время конфликт может и усиливать групповое взаимодействие. В результате конфликта возможно скорейшее внедрение нового лидера, новой политики и новых норм. Конфликт может быть единственным выходом из ситуации.