Тема 1. Предмет, метод, принципы и задачи социологии
Тема 5. Общество и личность
1.Сущность понятия «личность».
2.Факторы, влияющие на развитие личности.
3.Социализация личности.
4.Социальный статус личности.
5.Специфика социализации при переходе к демократии.
6.Социальная роль: сущность и виды
1.Проблема изучения личности в социологии является одной из центральных. Социологический подход выделяет в личности социально-типическое. Социологические теории личности связаны с процессом формирования личности и развития ее потребности в неразрывной связи с функционированием и развитием социальны общностей, изучением закономерной связи личности и общества, личности и группы, регуляции и саморегуляции социального поведения личности.
Личность - это особое качество человека, которое формируется, видоизменяется в процессе всей жизни человека. Человек на свет рождается уже человеком. В понятии «индивид» воплощена его родовая принадлежность. Индивидом можно считать и новорожденного, и взрослого, и высокообразованного жителя цивилизованной страны. Говоря о конкретном человеке, что он индивид, мы по существу утверждаем, что он потенциальный человек. Появившись на свет, как индивид, человек постепенно приобретает особое социальное качество, становится личностью.
Если представить себе индивида, выросшего вне человеческого общества, то, впервые столкнувшись с людьми, он не обнаружит, помимо индивидуальных особенностей, присущих и биологической особи, никаких личностных качеств, происхождение которых имеет всегда общественно-исторический характер.
Личность как субъект социальных отношений, прежде всего, характеризуется автономностью, определенной степенью независимости от общества, способной противопоставлять себя обществу.
На социологию личности заметно влияют философские концепции и психологические теории.
Философия больше оперирует емким понятием «человек», которое включает и его биологическую, и ментальную, и культурную природу. Социологи берут в расчет прежде всего социальные качества, которые формируются у людей в процессе общежития (как непосредственный продукт сосуществования с другими), несколько абстрагируясь от всего остального.
Психология обращает внимание на индивидуальные различия людей: их темперамент, характер, особенности поведения и оценки, изучая, чем и почему они отличаются друг от друга. Для социолога «личность» – это, напротив, то, что делает людей похожими друг на друга (т.е. они отмечают в людях социально типическое).
Таким образом, можно сказать, что, как правило, в цепочке человек – личность – индивид отражено своеобразное разделение труда философа, социолога и психолога, хотя каждый из них (изучая свое) может использовать любой из этих терминов. Иными словами, личность в социологии – это нечто особенное.
В философии «личность» (читай: человек) в соответствии со сложившимися традициями рассматривается как:
1) произведение (Природы, Бога или Общества), продукт условий существования, который может лишь познать себя и не должен пытаться изменить (человек адаптирующийся, приспосабливающийся);
2) творец, беспредельно активный, либо медитирующий, изменяющий свои собственные условия, либо управляющий своим воображением об условиях своей жизни и о себе (человек, создающий себя сам, самопроизводящийся);
3) деятель, преобразующий сам себя посредством инструментальной, предметной активности, связывающей его развитие с внешним объективным миром (человек, производящий новые предметы, совершенствующийся посредством деятельности и передающий в предметах свой опыт).
В психологии «личность» (читай: индивид) – это целостность психических свойств, процессов, отношений, отличающих данного субъекта от другого. Для психолога потенции субъектов различны, поскольку как врожденные, так и приобретенные качества людей индивидуальны. Индивидуальность отражает неповторимость биологических и социальных свойств человека, делая его уникальным áктором (действующей единицей) некой группы или общности.
И философия, и психология оказывают существенное влияние на развитие социологических представлений о личности, однако их особый взгляд на сей предмет и специфическая терминология используются только на уровне специальных теорий.
Итак, социологи, как правило, оперируют понятиями «социальный субъект» и «личность» для описания социальной сути и социальных качеств человека.
В современной социологии личность, как и субъект (который, напомним, может быть индивидуальным – тождественным «личности» и групповым – тождественным «общности»), означает активное социальное начало, некий социально-исторический тип способности к деятельности.
Считается, что личность как социально типическая характеристика людей пережила определенную эволюцию вместе с ходом исторического прогресса. Первобытный человек характеризовался деятельностью адаптивной, приспособительной, в то время как современный имеет значительно более богатый функциональный репертуар и в целом играет активную преобразующую роль в природе и в обществе. Можно сказать, что личность все полнее проявлялась, формировалась и заполняла человека, вырывая его из мира естества (желаний и страстей) и приводя в мир творчества, осмысления и понимания знаков «другого».
В этом смысле личность как социальное качество человека становилась все более концентрированной субстанцией его особой (общественной) природы.
2.Личность является одним из тех феноменов, которые редко истолковываются одинаковыми понятиями. Все определения личности, так или иначе, обуславливаются противоположными взглядами на ее развитие. С точки зрения одних, каждая личность формируется и развивается в соответствии с ее врожденными качествами и способностями, а социальное окружение при этом играет весьма незначительную роль. А сточки зрения других - полностью отвергаются врожденные внутренние черты и способности личности, считая, что личность полностью формируется в ходе социального опыта.
Факторы, влияющие на формирование личности:
1.Биологическая наследственность.
2.Физическое окружение.
3.Групповой опыт.
4.Индивидуальный опыт.
Биологическая наследственность во многом объясняет индивидуальность личности, ее изначальное отличие от других членов общества. Вместе с тем групповые отличия уже нельзя объяснить биологической наследственностью. Биологическая наследственность не может полностью создать личность, так как ни культура, ни социальный опыт не передаются с генами. Но необходимо учитывать биологический фактор, так как он создает бесконечное разнообразие темпераментов, характеров, способностей, которые делают из каждой человеческой личности индивидуальность. Физическое окружение может влиять на культурные особенности социальной группы, но его влияние на формирование отдельной личности незначительно и несравнимо с влиянием на личность группового или индивидуального опыта.
Культура. Культурный опыт является общим для всего человечества и не зависит от того, на какой ступени развития находится то или иное общество. Вместе с тем каждое общество дает всем своим членам некоторый особенный опыт, особенные культурные образцы, которые другие общества предложить не могут.
Каждое общество развивает один или несколько базисных личностных типов, которые соответствуют культуре этого общества.
Групповой опыт. Выполняя различные социальные функции, человек является членом многочисленных социальных групп, он формируется как бы в пересечении этих групп, является точкой, в которой скрещиваются различные групповые влияния.
Индивидуальный опыт. Каждый личностный опыт уникален потому, что никому в точности не удается повторить его. Картина индивидуального опыта усложняется тем, что личность не просто суммирует этот опыт, а интегрирует его. Таким образом, если групповой опыт может быть сходен или даже одинаков у различных личностей, то индивидуальный опыт всегда уникален. Именно поэтому не может быть совершенно одинаковых личностей.
3. Социализация - начинающийся в младенчестве и заканчивающийся в глубокой старости процесс усвоения социальных ролей и культурных норм. Поскольку на протяжении жизни нам приходится осваивать не одно, а целое множество социальных ролей, продвигаясь по возрастной и служебной лестнице, процесс социализации продолжается всю жизнь. До глубокой старости человек меняет свои взгляды на жизнь, привычки, вкусы, правила поведения, роли и т.п. Социализация объясняет то, каким образом человек из существа биологического превращается в существо социальное.
Этапы социализации:
Детство. Социализация должна начинаться с детства, когда примерно на 70% формируется человеческая личность. В детстве закладывается социализация. Дети, изолированные от общества, в социальном плане погибают.
Дети - единственна категория населения, не имеющая социальных статусов и социальны ролей, если не считать статусов «ребенка», «мужской/женский пол», «сын/дочь» и т. п., которые они еще не осмысляют.
Значение детства в социализации человека, т.е. превращение его из биологического существа в общественное, подтверждают феральные люди - существа, выросшие в изоляции от людей и воспитанные в обществе животных.
Феральные люди не могут стать полноценными членами общества потому, что социализация у них слишком поздно.
Юность. Завершает активный период социализации. К юношам обычно относят подростков и молодых людей в возрасте от 13 до 19 лет. В этом возрасте происходят важные физиологические изменения, которые влекут за собой определенные психологические сдвиги.
В этот период заканчивается формирование фундамента личности, достраиваются ее верхние мировоззренческие этажи.
Трудностью социализации в период юности является ролевой конфликт, или ролевое бесправие подростков.
Зрелый возраст. В зрелом возрасте ролевой конфликт (ролевое бесправие) преодолевается. Зрелый возраст характеризуется расцветом человеческой личности. Наступление зрелого возраста может затянуться вследствие продолжения обучения, а может и ускориться по причине начала трудовой деятельности. Если нижняя граница зрелого возраста точно не определена и зависит от конкретных обстоятельств, то его верхняя граница обозначена выходом на пенсию.
Социологи разработали критерий, по которому определяется соответствие молодого человека статусу взрослого. Он должен: сам себя обеспечивать средствами существования; распоряжаться деньгами независимо от других; быть самостоятельным в выборе образа жизни; проживать независимо от родителей. Наряду с этими критериями социологи пользуются и другими, в частности: способность отвечать перед законом; допуск к голосованию на выборах; вступление в брак.
Взрослая жизнь - самый активный период социализации, так как именно в это время наблюдается освоение социальных ролей не в игровой, а в реальной ситуации.
Старость. С выходом на пенсию завершается активный период социализации. Пожилой человек перестал выполнять главную функцию - быть производителем материальных ценностей. Из производителя он превратился в потребителя.
Переход из фазы зрелости в фазу старости касается изменений трудового статуса, содержания работы, мотивации и отношения к жизни. Специалисты обнаружили закономерность: с возрастом снижается способность людей адаптироваться к социальным изменениям. Чем старше человек, тем больше он неудовлетворен различными сторонами жизни.
Процесс социализации проходит при чье-то посторонней помощи. Помощники - это люди и учреждения. Они то есть и агенты социализации. К ним относят: агентов первичной социализации - родителей, братьев и сестер, бабушек и дедушек, близких и дальних родственников, друзей семьи, сверстников, учителей, тренеров, врачей, лидеров молодежных группировок; агентов вторичной социализации - представителей администрации школы, университета, предприятия, государства, сотрудников телевидения, радио, печати, суда и т.д.
4. Статус - определенная позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей. Любой человек занимает несколько позиций, так как участвует во множестве групп и организаций, т.е. каждого человека можно охарактеризовать статусным набором (Р. Мертон). Статусный набор - совокупность всех статусов, занимаемых данным индивидом. В этом наборе статусов всегда найдется ключевой или главный.
Главный статус. Этим статусом называется наиболее характерный для данного индивида статус, по которому его выделяют окружающие или с которым они отождествляют его. Главным выступает тот статус, который определяет стиль жизни, круг знакомых, манеру поведения и т.д.
Личный и социальный статус. Социальный статус употребляется в двух значениях -широком и узком. Широкий - это обобщенная характеристика, охватывающая профессию, экономическое положение, политические возможности, демографические свойства человека. В узком смысле социальный статус - положение человека, которое он автоматически занимает как представитель большой социальной группы.
Личный статус - положение, которое человек занимает в малой или первичной группе, в зависимости от того, как он оценивается по своим индивидуальным качествам. Социальный статус играет первенствующую роль среди незнакомых, а личный - среди знакомых людей.
Каждый из нас обладает набором социальных и личных статусов, поскольку мы участвуем во множестве больших и малых групп.
Приписываемый (предписанный) статус. Это статус, в котором человек рожден или который назначается ему по прошествии времени.
Достигаемый (приобретенный) статус. Существенно отличается от приписываемого статуса. Достигаемым называется статус, который человек получит благодаря собственным усилиям, желанию, свободному выбору либо приобретается благодаря удаче и везению. Если приписываемый статус неподконтролен индивиду, то достигаемый находится под контролем.
Смешанный статус. Он обладает чертами и приписываемого, достигаемого статусов. Рассмотрим пример. Звание академика поначалу является достигаемым статусом, но позже оно превращается в приписываемый, т.к. считается пожизненным, хотя и не наследуемым.
5. Процесс социализации на разных этапах развития общества протекает неодинаково.
Чем больше в обществе достигаемых статусов, тем оно демократичнее. Поэтому при переходе к демократии большинство приписываемых статусов должны преобразоваться в достигаемые. В демократическом обществе часть государственных должностей становится выборной, при этом на выбор не должны влиять другие приписываемые статусы, а только личный статус кандидата. В демократическом обществе не может быть социальных статусов на которые налагаются социально-демографические ограничения. На занятие должностей не должны оказывать так же влияние такие статусы как: принадлежность к той или иной национальности, социальной группе, сословию и т.д. В демократическом обществе, как говорилось выше, большинство статусов являются достигаемыми. Поэтому у личности появляется возможность выбора достижения того или иного статуса.
6.Социальная роль — это поведение, ожидаемое от того, кто имеет определенный социальный статус. Социальные роли — это совокупность требований, предъявляемых индивиду обществом, а также действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе. У человека может быть множество ролей.
Статус детей обычно подчинен взрослым, и от детей ожидается почтительность по отношению к последним. Статус солдат отличен от статуса штатских; роль солдат связана с риском и выполнением присяги, чего нельзя сказать о других группах населения. Статус женщин отличается от статуса мужчин, и потому от них ожидают иного поведения, чем от мужчин. Каждый индивид может иметь большое число статусов, и окружающие вправе ожидать от него исполнения ролей в соответствии с данными статусами. В этом смысле статус и роль — это две стороны одного феномена: если статус является совокупностью прав, привилегий и обязанностей, то роль — действием в рамках этой совокупности прав и обязанностей. Социальная роль состоит:
- из ролевого ожидания (экспектации) и
- исполнения этой роли (игры).
Социальные роли могут быть институционализированными и конвенциональными.
Институционализированные: институт брака, семьи (социальные роли матери, дочери, жены)
Конвенциональные: принимаются по соглашению (человек может отказаться принять их)
Нормы культуры усваиваются в основном через обучение ролям. Например, человек, осваивающий роль военного, приобщается к обычаям, нравственным нормам и законам, характерным для статуса данной роли. Только немногие нормы принимаются всеми членами общества, принятие большинства норм зависит от статуса той или иной личности. То, что приемлемо для одного статуса, оказывается неприемлемым для другого. Таким образом, социализация как процесс обучения общепринятым способам и методам действий и взаимодействий является важнейшим процессом обучения ролевому поведению, в результате чего индивид действительно становится частью общества.
Рассмотрим некоторые определения социальной роли:
- фиксация отдельного положения, которое занимает тот или иной индивид в системе общественных отношений;
- функция, нормативно одобренный образец поведения, ожидаемый от каждого, занимающего данную позицию;
- общественно необходимый вид деятельности и способ поведения личности, которые несут печать общественной оценки (одобрение, осуждение и т. д.);
- поведение личности в соответствии с ее общественным статусом;
- обобщенный способ выполнения определенной социальной функции, когда от человека ожидаются определенные действия;
- устойчивый стереотип поведения в определенных социальных ситуациях;
- совокупность объективных и субъективных ожиданий (экспектаций), производных от социально-политической, экономической или какой-либо другой структуры общества;
- социальная функция личности, соответствующая принятым представлениям людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений;
-существующая в обществе система ожиданий относительно поведения индивида, занимающего определенное положение, в его взаимодействии с другими индивидами;
- система специфических ожиданий по отношению к себе индивида, занимающего определенное положение, т. е. как он представляет модель своего собственного поведения во взаимодействии с другими индивидами;
- открытое, наблюдаемое поведение индивида, занимающего определенное положение;
- представление о предписанном шаблоне поведения, которое ожидается и требуется от человека в данной ситуации;
- предписанные действия, характерные для тех, кто занимает определенную социальную позицию;
- набор норм, определяющих, как должен вести себя человек данного социального положения.
Таким образом, социальная роль трактуется как ожидание, вид деятельности, поведение, представление, стереотип, социальная функция и даже набор норм. Также социальную роль рассматривается как функция социального статуса личности, реализуемая на уровне общественного сознания в экспектациях, нормах и санкциях в социальном опыте конкретного человека.
Виды социальных ролей
Виды социальных ролей определяются разнообразием социальных групп, видов деятельности и отношений, в которые включена личность. В зависимости от общественных отношений выделяют социальные и межличностные социальные роли.
Социальные роли связаны с социальным статусом, профессией или видом деятельности (учитель, ученик, студент, продавец). Это стандартизированные безличные роли, строящиеся на основе прав и обязанностей, независимо от того, кто эти роли исполняет. Выделяют социально-демографические роли: муж, жена, дочь, сын, внук... Мужчина и женщина — это тоже социальные роли, биологически предопределенные и предполагающие специфические способы поведения, закрепленные общественными нормами, обычаями.
Межличностные роли связаны с межличностными отношениями, которые регулируются на эмоциональном уровне (лидер, обиженный, пренебрегаемый, кумир семьи, любимый и т. д.).
В жизни, в межличностных отношениях, каждый человек выступает в какой-то доминирующей социальной роли, своеобразном социальном амплуа как наиболее типичном индивидуальном образе, привычном для окружающих. Изменить привычный образ крайне трудно как для самого человека, так и для восприятия окружающих его людей. Чем более длительный период времени существует группа, тем привычнее становятся для окружающих доминирующие социальные роли каждого участника группы и тем сложнее изменить привычный для окружающих стереотип поведения.
Основные характеристики социальной роли
Основные характеристики социальной роли выделены американским социологом Толкотом Парсонсом. Он предложил следующие четыре характеристики любой роли.
По масштабу. Часть ролей может быть строго ограничена, в то время как другая — размыта.
По способу получения. Роли делятся на предписанные и завоеванные (еще их называют достигаемыми).
По степени формализации. Деятельность может протекать как в строго установленных рамках, так и произвольно.
По видам мотивации. В качестве мотивации могут выступать личная прибыль, общественное благо и т. д.
Масштаб роли зависит от диапазона межличностных отношений. Чем больше диапазон, тем больше масштаб. Так, например, социальные роли супругов имеют очень большой масштаб, поскольку между мужем и женой устанавливается широчайший диапазон отношений. С одной стороны, это отношения межличностные, базирующиеся на многообразии чувств и эмоций; с другой — отношения регулируются нормативными актами и в определенном смысле являются формальными. Участники данного социального взаимодействия интересуются самыми разными сторонами жизни друг друга, их отношения практически не ограничены. В других случаях, когда отношения строго определяются социальными ролями (например, отношения продавца и покупателя), взаимодействие может осуществляться только по конкретному поводу (в данном случае — покупки). Здесь масштаб роли сводится к узкому кругу специфических вопросов и является небольшим.
Способ получения роли зависит от того, насколько неизбежной является данная роль для человека. Так, роли молодого человека, старика, мужчины, женщины автоматически определяются возрастом и полом человека и не требуют особых усилий для их приобретения. Здесь может быть только проблема соответствия своей роли, которая уже существует как данность. Другие роли достигаются или даже завоевываются в процессе жизни человека и в результате целенаправленных специальных усилий. Например, роль студента, научного сотрудника, профессора и т. д. Это практически все роли, связанные с профессией и любыми достижениями человека.
Формализация как описательная характеристика социальной роли определяется спецификой межличностных отношений носителя данной роли. Одни роли предполагают установление только формальных отношений между людьми с жесткой регламентацией правил поведения; другие, напротив, — только неформальных; третьи могут сочетать в себе как формальные, так и неформальные отношения. Очевидно, что отношения представителя ГИБДД с нарушителем правил дорожного движения должны определяться формальными правилами, а отношения между близкими людьми — чувствами. Формальные отношения часто сопровождаются неформальными, в которых проявляется эмоциональность, ведь человек, воспринимая и оценивая другого, проявляет к нему симпатию либо антипатию. Это происходит, когда люди взаимодействуют некоторое время и отношения становятся относительно устойчивыми.
Мотивация зависит от потребностей и мотивов человека. Разные роли обусловлены различными мотивами. Родители, заботясь о благе своего ребенка, руководствуются, прежде всего чувством любви и заботы; руководитель трудится во имя дела и т. д.
Влияние социальной роли на развитие личности
Влияние социальной роли на развитие личности достаточно велико. Развитию личности способствует ее взаимодействие с лицами, играющими целый ряд ролей, а также ее участие в максимально возможном ролевом репертуаре. Чем больше социальных ролей способен воспроизвести индивид, тем более приспособленным к жизни он является. Таким образом, процесс развития личности часто выступает как динамика освоения социальных ролей.
Тема 1. Предмет, метод, принципы и задачи социологии
1.Предмет социологии.
2.Структура социологии.
3.Функции социологии.
4.Методы социологического познания.
5.Связь социологии с другими науками.
1.Термин «социология» происходит от слов латинского «societas» - общество и греческого «logos» - слово, учение. В этом буквальном смысле слова, социология есть наука об обществе. Стремление понять, осмыслить общество, равно как и выразить свое отношение к нему, было свойственно человеку на всех этапах его истории. В прошлом, каждый крупный мыслитель в рамках собственной философской системы выражал и свои общественные взгляды. Само же понятие социология, было введено в научный оборот французским философом Огюстом Контом в 1842 году прошлого столетия. В его понимании социология была равнозначна обществознанию, включавшему в себя все, что относится к обществу. Философия О. Конта получила название «позитивизм». Провозглашенная им «позитивная философия» сводилась к задаче простого суммирования общих выводов отдельных частных наук. Этот же принцип распространялся Кантом на социологию, роль которой он определял задачами наблюдения фактов и процессов общественной жизни, их описания и систематизации, принципиально отвергая их философское осмысление как «схоластику» и «метафизику». В конце 19 - начале 20 в. в научных исследованиях общества стал выделяться наряду с экономическим, демографическим, правовым и др. аспектами также и социальный. Предмет социологии в этой связи зауживается и начинает сводиться именно к изучению социальных сторон общественного развития. Первым социологом, давшим узкую трактовку социологической науки, был Э. Дюркгейм.
2. Социологическое знание неоднородно и имеет свою достаточно сложную, многоуровневую структуру.
Социология исследует социальные процессы и на уровне всего общества в целом, и на уровне более или менее широких социальных общностей и их взаимодействий, и на уровне личности, межличностных взаимодействий. Это, в частности, дает объективное основание для подразделения социологической науки на такие составные части:
а) общетеоретическая социология как макросоциологическое исследование, направленное на выяснение общих закономерностей функционирования и развития социума как целого;
б) социология среднего уровня как исследования меньшей степени общности, направленные на изучения закономерностей действия и взаимодействия отдельных
структурных частей социальной системы, т.е. частные, социальные социологические
теории, включая отраслевые социологии;
в) микросоциология, изучающая социальные явления и процессы сквозь призму действия и взаимодействия людей, их поведения.
В зависимости от уровня получаемого знания социологические исследования подразделяются на теоретические и эмпирические. Для теоретического социологического исследования решающее значение имеет глубокое обобщение накопленного фактического материала в области социальной жизни. В центре эмпирических социологических исследований находится само накопление, сбор фактического материала в указанной области и его первичная обработка, включая и начальный уровень обобщения.
Другой специфический аспект характеристики структуры социологии отражает различение фундаментальной и прикладной социологии. Основанием для такого деления служит различие в целях и задачах, которые ставятся перед социологическими исследованиями: одни из них направлены на построение и совершенствование теории и методологии, на обогащение основ самой социологической науки, а другие - на изучение практических вопросов преобразования социальной жизни, на выработку практических рекомендаций в этой области.
3. Как и другие социологические науки, социология выполняет многообразные функции. В наиболее общем виде эти функции можно подразделить на три основные: теоретико-познавательную, практически-политическую и идейно-воспитательную.
Реализация теоретико-познавательной функции позволяет социологии расширить и конкретизировать знание о сущности общества, его структуре, закономерностях, основных направлениях и тенденциях, путях, формах и механизмах его функционирования и развития.
Практически-политическая функция социология связана с тем, что эта наука не ограничивается познанием социальной реальности. Опираясь на это, она вырабатывает предложения и рекомендации для политики практики, направленные на совершенствование социальной жизни, на повышение эффективности управления социальными процессами. Социология не только описывает социальную жизнь, ее проявления в различных сферах и на разных уровнях, но и дает им оценку с позиций гуманизма, общечеловеческих ценностей.
Идейно-воспитательная функция социологии находит свое выражение в той роли, какую играют социологические исследования и их результаты в воспитательной работе.
4. Социология не может существовать, не добывая эмпирическую информацию самого разного плана. Обобщая данные в статистические таблицы, и выводя закономерности, социолог строит наилучшую теорию, помогающую глубже объяснить реальный мир и предсказать будущие события.
Сбор эмпирической информации или первичных данных производится несколькими способами: анкетным опросом, интервью, наблюдением, экспериментом, анализом документов. Самый распространенный метод - анкетирование. Конкретные признаки либо формулируются как вопросы анкеты, если цель - узнать мнение людей, либо записываются в качестве показателей в документ для сбора статистической информации, если цель -выяснить не субъективные мнения, а объективные факты. Сравнивая субъективные и объективные данные, социолог получает полно масштабную картину явления.
С точки зрения статистики, наилучшим выступает сплошной опрос. Ярким примером является всеобщая перепись населения. Более экономичный и в то же время не менее надежный способ получения информации - выборочное исследование.
Если обозначить все население или ту его часть, о которой вы стремитесь получить сведения, в качестве генеральной совокупности, то выборочная совокупность (или просто выборка) явится ее точной, но уменьшенной копией.
Вторым по популярности стоит интервью. Если респондент заполняет анкету самостоятельно, то в интервью вопросы зачитывает ему специалист. Его называют интер-вьюрем.
К наблюдению социологи прибегают редко. При этом различают включенное и невключенное наблюдение. Если социолог изучает поведение забастовщиков со стороны, то он проводит невключенное наблюдение. Если же он встал в ряды забастовщиков, то он проводит включенное наблюдение.
5. Социология развивается не изолированно, а в постоянной взаимосвязи с другими науками.
Соотношение социологии и социальной философии определяется, прежде всего, тем, что социология не является философской наукой и изучает, поэтому законы меньшей общности, нежели социальная философия. И социология, и социальная философия рассматривают общество в целом. Это их общая черта, определяющая особенно тесную взаимосвязь этих наук. Но при всем социальная философия рассматривает общество в наиболее широком ракурсе.
Предмет социологии обладает большей конкретностью, менее абстрактен по сравнению с предметом социальной философии.
Все сказанное о разграничении социологии и социальной философии не должно приводить ни к их абсолютному разъединению, ни к их отождествлению. Особенно тесны взаимосвязь, и даже взаимопроникновение социальной философии и общетеоретической социологии.
Между социологией и историей немало общего. И та и другая науки изучают все общество. Но между этими науками и немало существенных различий. Если история изучает все сферы, стороны, формы проявления общественной жизни, то социология только «социальное» в обществе. Также, историческая наука изучает только то, что свершилось и вошло в историю, в то время как социология переносит центр тяжести своих изысканий на современность. Взаимоотношение социологии и истории определяется, прежде всего, тем, что социологические положения и выводы непосредственно опираются на обобщение исторических фактов, исторического опыта. Вместе с социальной философией социология выступает как общетеоретическая и методологическая основа исторической науки.
Очень важно также определить правильное отношение социологии и политологии. Тесная взаимосвязь между ними определяется тем, что, во-первых, социальные общности, социальные организации и институты являются важнейшими субъектами и объектами политики; во-вторых, политическая деятельность представляет собой одну из основных форм жизнедеятельности личности, непосредственно влияющую на социальные изменения в обществе; в-третьих, политика как очень широкое, сложное явление проявляется во всех сферах общественной жизни (экономическая политика, социальная политика, культурная политика и т.д.) и во многом определяет развитие общества в целом.
Тем не менее, социология и политология - это разные науки, одна из которых исследует социальную реальность, социальную жизнь общества, а другая - политическую действительность, политическую жизнь общества. Рассмотрим соотношение социологии и экономической, а также некоторых других наук. Как и политология, все они, в отличие от социологии, изучают не общество как целостную социальную систему, а ту или иную его часть, сферу. Если экономическая наука исследует закономерности только одной, пусть и очень важной сферы общественной жизни, то социология - значительно более общие, широкие закономерности, лежащие в основе развития общества как целого. В принципе то же самое можно сказать о соотношении социологии с другими специальными науками.
Экономика. Экономическая наука также концентрируется на изучении одного социального института. Экономисты занимаются исследованием проблем производства, распределения, обмена и потребления товаров и услуг в конкретном обществе.
Антропология. Антропология, родственная социологии дисциплина, исследует культуру как образ жизни общества в целом. Преимущественно она концентрирует свое внимание на изучении культуры дописьменных, или племенных, обществ. В понятие культуры как предмета антропологии входят: артефакты группы, например орудия труда, искусство и оружие; структура группы, т.е. иерархия и другие модели, которые определяют взаимоотношения в обществе; идеи и ценности группы, влияние верований на жизнь людей; формы коммуникации в группе, особенно язык.
Психология. Психологи занимаются исследованием психических процессов, связанных с интеллектом, эмоциями, восприятием и памятью. Такая отрасль психологии, как социальная психология, изучает социальную обусловленность поведения индивидов и групп, т.е. типы поведения в связи с социальными нормами, воспитанием, возрастом, жизненным опытом, происхождением, а также влияние потребностей, самооценки на межличностные, внутригрупповые и межгрупповые отношения.
В системе общественных и гуманитарных наук социология занимает центральное место. Это объясняется тем, что:
1) она является интегральной наукой об обществе, его явлениях и процессах;
2) включает в себ<