Тема 9. Методика социологического исследования

Темы сообщений

1. Понятие и общая характеристика социологического исследования.

2. Программа социологического исследования.

3. Понятие генеральной и выборочной совокупности.

4. Методы сбора социологической информации.

5. Метод опроса. Анкета: виды вопросов, правила составления.

6. Метод интервью. Его виды.

7. Метод наблюдения. Его виды.

8. Анализ документов. Контент-анализ.

9. Социометрия.

10. Социологический эксперимент.

11. Метод фокус-групп.

Задания и упражнения

1. Дайте определения следующим методам сбора информации (инструментарию):

Метод сбора социологической информации Определение
Анкетирование  
Нарративное (свободное) интервью  
Формализованное интервью  
Глубинное интервью  
Скрытое наблюдение  
Открытое наблюдение  
Включенное наблюдение  
Невключенное наблюдение  
Эксперимент  
Контент-анализ  
Социометрия  
Фокус-групы  

2. Дайте определения следующим видам социологических исследований:

Социологическое исследование Определение
Разведывательное (пилотное)  
Описательное  
Аналитическое  
Панельное  
Точечное  
Лонгитюдное  

3. Просмотрите журнал «Социологические исследования» за последний год. Составьте рейтинг социальных проблем по уровню внимания к ним российских социологов.

4. Какие методы сбора информации наиболее часто встречается в данных исследованиях?

5. Является ли целью всякого социологического исследования подтверждение сформулированных в нем гипотез? Обоснуйте свой ответ.

6. Разработайте анкету для выявления мотивов выбора профессии студентами.

7. В чем заключается отличия обыденного наблюдения от наблюдения как научного метода? Приведите примеры.

8. Укажите, какие источники информации будет использоваться при следующих исследованиях:

Инструментарий Источники
Опрос Патефонные пластинки начала века
Наблюдение Сравнение успеваемости студенческой группы, прошедшей обучение по специальной методике, с данными такой же группы, не прошедшей обучения
Анализ документов Непосредственное участие социолога в работе мобильной бригады врачей
Эксперимент Беседа с родителями учеников об условиях, в которых они готовят уроки


9. Согласны ли вы со следующими суждениями:

§ Характер ответа следует подсказать респонденту наводящим характером формулировки вопроса.

§ Одной из главных опасностей при формулировании вопроса является его двусмысленность.

§ Любое эмпирическое исследование завершается созданием обобщенной теории.

§ Одна из отличительных черт социологического опроса – количество респондентов.

§ Выборочная совокупность это увеличенная копия генеральной.

Кейс-задания

Задание 1. Ознакомьтесь с понятием «социологическое воображение», предложенным Ч. Миллсом.

«В наши дни частная жизнь нередко представляется чередой ловушек. Люди чувствуют, что в повседневной жизни они не в состоянии справиться со своими бедами, и часто в этом абсолютно правы...

Люди нуждаются не только в информации — ибо в "эпоху факта" информация настолько поглощает их внимание, что они не успевают ее усваивать. Люди нуждаются не только в навыках здравого мышления, несмотря на то, что усилия, затрачиваемые на их приобретение, нередко истощают и без того скудные духовные силы. Они нуждаются и чувствуют это — в особом качестве ума, которое поможет пользоваться информацией и развивать мышление, чтобы достичь ясного понимания того, что происходит как в мире, так и с ними самими. Я намерен утверждать — надежды на развитие такого качества ума журналисты и гуманитарии, артисты и публика, ученые и издатели начинают возлагать на то, что можно назвать социологическим воображением.

Тот, кто обладает социологическим воображением, способен понимать, какое влияние оказывает действие исторических сил на внутреннее состояние и жизненный путь людей. Оно позволяет объяснять, как в бурном потоке повседневной жизни у людей часто формируется ложное сознание своих социальных позиций. В этом водовороте событий являет себя устройство современного общества, которое формирует психический склад людей. Также и личные трудности людей упираются в независимые от них проблемы, а равнодушие публики к отдельному индивиду проявляется в озабоченности лишь социально значимыми вопросами.

Первым результатом социологического воображения и первым уроком основанной на нем социальной пауки является понимание того, что человек может постичь приобретенный жизненный опыт и выверить собственную судьбу только тогда, когда определит свое место в контексте данного времени, что он может узнать о своих жизненных шансах только тогда, когда поймет, каковы они у тех. кто находится в одинаковых с ним условиях. С одной стороны, это жуткий урок, с другой — замечательный. Нам неведомы пределы человеческих возможностей в стремлении к покорению высот и к добровольному падению, к страданию и ликованию, к упоению жестокостью и к наслаждению игрой разума. Но в настоящее время мы узнали, что границы "человеческой натуры" пугающе широки, что каждый индивид от поколения к поколению проживает свою биографию в определенном обществе, в соответствующем историческом контексте. Самим фактом своего существования он вносит собственный, хотя и ничтожно малый, вклад в формирование общества, выбор направления его исторического развития, несмотря на то, что он сам является продуктом общества и конкретно-исторических общественных сил.

Социологическое воображение дает возможность постичь историю и обстоятельства отдельной человеческой жизни, а также понять их взаимосвязь внутри общества. В этом заключается задача, которую можно выполнить с его помощью. Ни одно социальное исследование, если оно не обращается к проблемам человеческой жизни, истории и их взаимодействию в обществе, не может вы пол пить стоящие перед авторами задачи. Какие бы специальные вопросы ни затрагивали классики общественной мысли, сколь бы узкой или, напротив, широкой ни была картина изучаемой ими социальной реальности, всякий, кто ясно осознал перспективы своей работы, вновь и вновь ставит перед собой три группы вопросов.

1. Что представляет собой структура изучаемого общества в целом? Каковы ее основные элементы и взаимоотношения между ними? Чем структура изучаемого общества отличается от других типов социального порядка? Какую роль играют те пли иные особенности данной структуры в процессе ее воспроизводства и изменения?

2. Какое место занимает данное общество в человеческой истории? Каковы механизмы его изменения? Каковы его место и роль в развитии всего человечества? Какое влияние оказывает тот или иной элемент структуры изучаемого общества на соответствующую историческую эпоху и что в этом элементе в свою очередь обусловлено исторически? В чем заключается сущность конкретной исторической эпохи? В чем ее отличие от других эпох? Каковы характерные для нее способы "делания" истории?

3. Какие социальные типы преобладают в данном обществе и какие будут преобладать? Какой отбор они проходят и как формируются, как обретают свободу или подвергаются угнетению, становятся восприимчивыми или безразличными? Какие типы "человеческой натуры" раскрываются в социальном поведении и характере индивидов, живущих в определенном обществе в данную эпоху? И какое влияние оказывает на ''человеческую натуру" каждая конкретная особенность исследуемого общества?

Именно такого рила вопросы ставили перед собой лучшие нрсдставите-.'1И общественной мысли независимо от того, являлись ли объектом интереса великое государство или узкое литературное течение, семья, тюрьма или религиозное движение. Подобные вопросы составляют интеллектуальный каркас классических исследований о поведении человека в обществе, их неизбежно задает каждый, кто обладает социологическим воображением. Ибо такое воображение дает возможность социологам переходить от одной перспективы к другой, от политической к психологической, от рассмотрения отдельной семьи к сравнительному изучению государственных бюджетов разных стран, от воскресной школы к армейскому подразделению, от обследования отдельного предприятия к изучению современной поэзии. Социологическое воображение позволяет перейти от исследования независимых от воли отдельного индивида общих исторических изменении к самым сокровенным свойствам человеческой личности, а также видеть связь между ними. Использовать эту возможность нас побуждает постоянное стремление понять социально-историческое значение человека в таком конкретном обществе, которое обеспечивает ему проявление своих человеческих качеств и самое существование.

Короче говоря, посредством социологического воображения человек сегодня надеется понять, что происходит в мире и что происходит с ним самим — в точке пересечения биографии и истории общества. Самосознание современного человека, которому свойственно видеть себя по меньшей мере пришельцем, если не вечным странником, во многом обусловлено отчетливым представлением о социальной относительности и трансформирующей силе истории. Социологическое воображение является наиболее плодотворной формой такого самосознания. С его помощью у людей, чей кругозор ограничивается небогатым набором замкнутых траекторий движения, часто появляется неожиданное чувство, как будто они проснулись в доме, который до этого им лишь казался знакомым и родным. Верно это или нет, но они начинают понимать, что теперь они сами способны к правильным обобщениям, непротиворечивым оценкам и взвешенным суждениям. Прежние решения, некогда казавшиеся весомыми, теперь представляются безрассудными и невежественными умствованиями. В людях вновь оживает способность удивляться. Они обретают новый способ мышления, производят переоценку ценностей, короче говоря, их мысли и чувства способствуют осознанию культурной значимости социальных наук»[7].

Задание 2. Используя социологическое воображение, проанализируйте такой, на первый взгляд, элементарный феномен, как принятие человеком пищи. Попытайтесь предложить как можно больше путей анализа явлений и процессов, связанных с питанием.

Проверочные тесты.

1. Объект эмпирического исследования это:

А) фрагмент изучаемой социальной реальности;

Б) совокупность респондентов;

В) то же, что генеральная совокупность;

Г) репрезентативная выборка.

2. Целью прикладного эмпирического исследования является:

А) формулировка задач исследования;

Б) выдвижение гипотез исследования;

В) определение инструментария исследования;

Г) выработка практических рекомендаций.

3. Какие вопросы составляют основу социологической анкеты?

А) Открытые.

Б) Закрытые.

В) Контактные.

Г) Вопросы-фильтры.

4. Понятие «закрытый вопрос» в социологической анкете означает:

А) вопрос, предполагающий закрытие проблемы;

Б) вопрос, на который не существует ответа;

В) вопрос, на который предполагается несколько альтернативных вариантов ответов, из которых предстоит выбрать только один;

Г) вопрос, ответ на который ясен с самого начала.

5. Понятие «открытый вопрос» в социологической анкете означает:

А) вопрос, предполагающий закрытие проблемы;

Б) вопрос, на который не существует ответа;

В) вопрос, на который не предлагается никаких альтернативных вариантов ответов;

Г) вопрос, ответ на который ясен с самого начала.

6. Кодирование вопросов в анкете или интервью проводится в целях:

А) сокрытия подлинного замысла исследователя от респондента;

Б) облегчения статистической обработки, а также компьютерного ввода данных;

В) упорядочения получаемой первичной информации;

Г) помощи респонденту в понимании подлинного замысла исследователя.

7. Кто такой эксперт?

А) То же, что респондент.

Б) Специалист в какой-либо области знания или практики.

В) То же, что наблюдатель.

Д) То же, что исследователь.

8. Что такое контент-анализ?

А) Статистический анализ эмпирической информации.

Б) Моделирование процесса исследования.

В) Количественно-качественный анализ документов.

Г) Простой опрос прохожих на улице.

9. Гипотеза в социологическом исследовании – это:

А) прогноз (предсказание) того, что должно произойти;

Б) положение, предполагающее наличие связи между двумя или более переменными;

В) описание процедуры сбора данных;

Г) выбор индикаторов, выявляющих социальные признаки.

10. Вероятностная выборка – это:

А) выборка, в которой рассчитывается вероятность совпадения полученных результатов с тем, что есть на самом деле;

Б) совокупность полученных данных, имеющих определенную степень достоверности;

В) выборка, для которой все элементы в популяции имеют одинаковую и заранее известную вероятность быть отобранным в ее состав;

Г) подбор респондентов в соответствии с общим замыслом исследователя.

11. Самым распространенным методом сбора социальной информации является:

А) наблюдение;

Б) анализ документов;

В) опрос;

Г) эксперимент.

12. Что такое репрезентативность выборки?

А) Величина, характеризующая объем и масштабы исследования.

Б) Понятие, определяющее надежность и достоверность полученных данных.

В) Степень согласованности выдвигаемых предположений с господствующей социологической парадигмой.

Г) Свойство выборки в полной мере отражать параметры генеральной совокупности.

13. Какое наблюдение называется включенным?

А) Когда исследователем задаются условия наблюдения.

Б) Когда наблюдатель находится в непосредственном контакте с наблюдаемыми объектами и принимает участие в их деятельности.

В) Когда исследователь разъясняет участникам цели и задачи исследования, тем самым «включая» их в процесс исследования.

Г) Когда исследователь определяет заранее, какие именно элементы изучаемого процесса, явления должны быть включены в наблюдение.

14. Обязательным условием эксперимента является:

А) грамотная формулировка условий;

Б) правильный подбор экспериментальной и контрольной группы;

В) добровольное согласие участников;

Г) сохранение в тайне от участников подлинных целей и задач эксперимента.

15. Суть эмпирической социологии состоит в:

А) составлении анкет, их сортировке и последующей статистической обработке;

Б) изучении и описании методов сбора первичной социологической информации, ее обработки и анализа;

В) составлении выводов и практических рекомендаций для принятия оптимальных управленческих решений;

Г) подготовки специалистов по сбору первичной социологической информации.

16. Верны ли следующие суждения: А) Выборочная совокупность всегда больше генеральной. Б) Перепись населения – разновидность сплошного опроса.

А) Оба верны.

Б) Оба неверны.

В) Верно только А.

Г) Верно только Б.

17. Пробное исследование, проводимое для проверки целей и задач, а также для формулирования гипотез называется:

А) описательное;

Б) пилотажное (разведывательное);

В) аналитическое;

Г) панельное.

18. Исследование при котором обследуют одних и тех же людей через одинаковые промежутки времени называется:

А) описательное;

Б) пилотажное (разведывательное);

В) аналитическое;

Г) панельное.

19. Объектом социологического исследования является:

А) реальные социальные процессы, которые содержат противоречия или проблемную ситуацию;

Б) это различные стороны, свойства социального процесса;

В) люди, участвующие в исследуемом социальном процессе;

Г) все вышеперечисленное.

20. Верны ли следующие суждения: А) Наблюдение бывает контролируемым и бесконтрольным. Б) В социологической анкете респондент всегда обязан указать свои Ф.И.О.

А) Оба верны.

Б) Оба неверны.

В) Верно только А.

Г) Верно только Б.

[1] Jones, Ron. Third Wave //Jones. Ron. No Substitute for Madness, leaclier, Л. His Kids & The Lessons of Real Lite/ Ron. Jones, A. Teacher. Island Press, Covclo, California, 1977 (San Francisco, Calif.: Zephyros. 1977),// hup: //' www.cvolkov.net/soc.psychol / Third.Wave /Jones R. Third.Wavc.html

[2] Кон, И. С. В поисках себя / И. С. Кон. М., 1984. - С. 61, 62

[3] Садохин, А.П.Теория и практика межкультурной коммуникации / А.П. Садохин. - М., 2004. - С. 29. 30

[4] Бергер П.Л. Приглашение в социологию. Гуманистическая перспектива / П.Л.Бергер. – М.: Аспект-Пресс, 1996. – С.88-113

[5] Левада Ю. Варианты адаптивоного поведения // Левада Ю. Ищем человека. Социологические очерки. 2000-2005 / Ю.Левада.- М.: Новое издательство, 2006. – С.202-213

[6] Бергер П. Понимание современности: к критике современности / П.Бергер // Социологические исследования. – 1990. - № 7

[7] Миллс Ч. Р.Социологическое воображение / Ч. Р. Миллс. — М.: Издательский Дом NOTA BENЕ,2001

Наши рекомендации