Тема 3. Социальное взаимодействия, социальный контроль и массовое сознание
Темы сообщений
1. Понятие, структура и механизм социального действия.
2. Теория социального действия М. Вебера.
3. Понятие и структура социального взаимодействия.
4. Формы социального взаимодействия.
5. Концепции социального взаимодействия:
А) Этнометодология Г. Гарфинкеля.
Б) Теория символического интеракционизма Д. Мида и Г. Блумера.
В) Теория социального обмена Дж. Хоманса.
Г) Теория управления впечатлениями Э. Гофмана.
5. Понятие и виды социального контроля.
6. Понятие и виды социальной девиации.
7. Теория девиации Р. Мертона.
8. Понятие массового сознания и массового действия.
Задания и упражнения
1. Приведите примеры социальных и несоциальных действий.
2. Приведите примеры целерационального и ценностно-рационального действия. Что общего и в чем отличие.
3. Прокомментируйте следующее суждение: «Целерациональное действие представляет собой так называемый "идеальный тип"» (М. Вебер).
4. Приведите примеры аффективного и традиционного действия.
5. Типологию социальных действий М. Вебера свяжите с указанными ниже социальными категориями людей. Каждой социальной категории в наибольшей мере присущ один из 4-х типов действия М. Вебера. Какой именно?
- Солдат.
- Юродивый.
- Бизнесмен.
- Фанат-революционер.
- Чиновник.
- Патриот.
- Рабочий на конвейере.
6. Приведите примеры социальных контактов, социальных отношений, социальных взаимодействий. Что общего и в чем различие между ними.
7. При каких условиях социальный контакт превращается в социальное взаимодействие?
8. Напишите не менее 5 примеров социальных норм:
Обычаи | Нравственные нормы | Институциональные нормы | Законы |
9. Приведите примеры того, как нравственная норма превратилась в закон.
10. К каким нормам относятся: бракосочетание, ношение галстука, игра в футбол, крещение ребенка, дуэль, празднование Нового года, «первый звонок» в школе, ношение украшений, участие в охоте, коронование, оскорбление женщины, осквернение могил, кодекс чести, ношение дома халата, прощание, родительское собрание, штраф за парковку, алименты, возврат долга, осуждение за кражу, употребление алкоголя.
11. Напишите не менее 5 примеров социальных санкций:
Формальная позитивная | Формальная негативная | Неформальная позитивная | Неформальная негативная |
12. Напишите не менее 5 примеров девиантного поведения личности:
Абсолютная девиация | Относительная девиация | Негативное девиантное поведение | Позитивное девиантное поведение | Делинквентное поведение |
13. Используя свои знания литературы, истории, современной действительности приведите не менее 5 примеров девиантного поведения личности в соответствии с типологией Р. Мертона:
Конформист | Ритуалист | Ретретист | Инноватор | Мятежник |
14. Соедините стрелкой название теории и ее суть, приведенные в таблице:
Концепция | Суждение |
Теория обмена | Изучение правил, регулирующих контакты между людьми и обычно принимаемых на веру. |
Символический интеракционизм | Главное внимание уделяется воздействию затрат и вознаграждений на поведение людей. |
Этнометодология | Регулирование взаимодействий между людьми основывается на выражении выгодных для них символических значений. |
Управление впечатлениями | Все действия людей есть проявления социального поведения, основанного на коммуникации; коммуникация становится возможной благодаря тому, что люди придают одинаковое значение данному символу. |
15. Укажите концепцию социального взаимодействия, для которой характерны приведенные суждения.
Концепция | Суждение |
Теория обмена | Социальная жизнь зависит от нашей способности воображать себя в других социальных ролях, и это принятие роли другого зависит от нашей способности к внутреннему разговору с самим собой. |
Символический интеракционизм | Люди проектируют собственные имиджи, причем обычно такими способами, которые наилучшим образом отвечают их собственным целям. |
Этнометодология | Возникающее в ходе взаимодействия вознаграждение становится повторяющимся и регулярным, постепенно перерастая в отношения между людьми, базирующиеся на взаимных ожиданиях. |
Управление впечатлениями | Понимание в разговоре зависит от того, насколько его участники способны заполнить ряд основополагающих предположений, уникальных для каждого процесса взаимодействия. |
16. Укажите, верны или неверны следующие суждения.
§ Когда в обществе становятся неопределенными законы и нормы – устанавливается беспорядок или аномия.
§ Деловые отношения – это то же самое, что и формальные отношения.
§ Кооперация подразумевает разделение труда.
§ Если действие регулярно приводит к неудаче, то мотивация возрастает.
§ Социальное взаимодействие как обмен строится на уравновешивании вознаграждений и затрат.
17. Приведите примеры массового действия.
18. Приведите примеры различных технологий манипулирования массовым сознанием с указанием цели манипулирования.
19.
Кейс-задания
В наш век компьютерных технологий каждый знаком с таким понятием как интернет. Сегодня даже ребенок имеет доступ к информационным ресурсам всемирной паутины. Всевозможные сетевые сообщества стали едва ли не самым важным атрибутом современного мира, люди отдают всё большее предпочтение виртуальному общению. Социальная сеть является универсальным средством коммуникации и поиска людей, с её помощью можно всегда находиться на связи, узнавать новости о друзьях, а также для многих людей она является весьма удобным способом самовыражения. Развитие социальных сетей началось практически с момента возникновения самого интернета в 1969 году. Сначала это были сообщества людей, которых объединяли исключительно профессиональные интересы, далее появились объединения по увлечениям и хобби. Считается, что самым первым официальным социально-сетевым ресурсом в 1995 году стал Classmates.com, что переводится как Одноклассники, эта сеть функционирует и развивается и по сей день и уже насчитывает больше 50 млн. пользователей.
У каждого свои причины для регистрации в социальных сетях: одни стараются найти старых знакомых и друзей, другие мечтают восстановить былые отношения, а для кого-то это просто удобный способ поддерживать связь и заводить новые знакомства. Спрос на социальные сети растет с каждым днем, затягивая в свои объятия всё больше людей самой разной возрастной категории. Нельзя в полной мере оценить сетевые ресурсы как позитивные или негативные. С одной стороны – это очень упрощает жизнь современного человека, но далеко не каждый понимает ту степень опасности, которую несет в себе онлайн-общение.
Самая главная проблема состоит в том, что многие люди становятся полностью зависимы от социальной сети, они уже не могут представить свою жизнь без неё. Постоянно взаимодействуя друг с другом посредством онлайн-переписки, они забывают про личное общение, у некоторых пользователей это доходит до фанатизма, они начинают тратить свои деньги на платные ресурсы, причем иногда абсолютно не осознавая этого. Со временем у человека может развиваться патологическая необходимость постоянного пребывания на сайте, от которой он уже не может избавиться самостоятельно. Такая зависимость весьма схожа с наркотической или алкогольной. Острая тяга к пользованию сетевыми ресурсами – это своего рода болезнь.
Как утверждает британский биолог Арик Сигман, социальные сети в Интернете могут вредить здоровью из-за сокращающегося общения с реальными людьми. Результаты исследования влияния сайтов наподобие Facebook на здоровье людей Сигман опубликовал в научном журнале британского Института биологии Biologist.
В статье под названием "Всегда на связи: биологическое влияние социальных сетей" Сигман предостерегает от чрезмерного увлечения сайтами, которые в современном мире все больше заменяют общение с живыми людьми. Сигман указывает на то, что физиологические процессы в организме протекают по-разному в зависимости от того, находится человек в одиночестве, в чьем-то обществе или, как все чаще происходит сейчас, в виртуальной реальности. Ученый утверждает, что недостаток общения может негативно влиять на работу иммунной системы организма, гормональный баланс, работу артерий и процессы мышления. В долгосрочной перспективе это повышает риск появления и развития различных болезней, среди которых рак, сердечно-сосудистые заболевания и слабоумие.
Проанализируйте, что же приводит людей к добровольной зависимости? Каковы причины ухода от реального общения в виртуальный? Люди какого возраста наиболее подвержены этой зависимости?
Проверочные тесты
1. К идеальным типам социального действия в теории М. Вебера относятся (выберите несколько вариантов ответов):
А) аффективное действие;
Б) пассивное действие;
В) целерациональное действие;
Г) гендерное действие.
2. Каков критерий социальности действия по М. Веберу?
А) Это действие, приносящее пользу.
Б) Это действие, ориентированное на других людей.
В) Это осмысленное действие.
Г) Любое действие, совершенное человеком.
3. Мимолетный характер и кратковременность существования являются существенными признаками социального:
А) взаимодействия;
Б) конфликта;
В) контакта;
Г) отношения.
4. Социальная девиация определяется как:
А) несоблюдение религиозных обрядов;
Б) следование определенным этическим принципам;
В) отклонение поведения от общепринятых норм;
Г) исполнение уголовного наказания.
5. Верные ли следующие суждения: А) Вручение почетной грамоты – это пример формальной санкции. Б) Вручение почетной грамоты – это пример позитивной санкции.
А) Оба суждения неверны.
Б) Оба суждения верны.
В) Верно только А.
Г) Верно только Б.
6. Делинквентное поведение влечет за собой применение:
А) формальных позитивных санкций, т.е. поощрений (например, награды, премии);
Б) неформальных позитивных санкций (например, похвалы);
В) неформальных негативных санкций (например, замечание, отказ подать руку, насмешка);
Г) формальных негативных санкций (например, арест, штраф, понижение в должности, смертная казнь).
7. Социальный контроль – это (выберите несколько вариантов):
А) регуляция поведения людей в социальных системах;
Б) механизм поддержания общественного порядка, включающий нормы и санкции;
В) система социальных институтов и организаций;
Г) совокупность социальных групп.
8. Кто ввел термин «социальный контроль» в научный оборот?
А) К. Маркс.
Б) М. Вебер.
В) Г. Тард.
Г) Б. Скинер.
9. К правовым нормам относятся:
А) совокупность социальных предписаний, которые обеспечиваются силой государственного принуждения;
Б) правила поведения, которые создаются в организованных сообществах и распространяются только на его членов;
В) образцы поведения, обосновывающиеся конечными истинами бытия и имеющие глобальный масштаб;
Г) упорядоченное отношение человека к природе.
10. В теории девиаций Р. Мертона ритуалист – это:
А) человек, придерживающийся общепринятых ценностей и установленных средств их реализации;
Б) человек, придерживающийся социально-принятых ценностей, но использующий незаконные средства их достижения;
В) человек, следующий принятым стандартам, но утративший смысл ценностей;
Г) человек, не принимающий ценности общества и средства их достижения.
11. К негативным проявлениям отклоняющегося поведения относятся:
А) проявление инициативы;
Б) алкоголизм;
В) чудачество;
Г) эксцентричность.
12. Что является примером нравственной оценки деятельности?
А) Администрация объявляет благодарность рабочему.
Б) Суд обвиняет молодого человека в хулиганстве.
В) Учитель хвалит ученика за помощь товарищу.
Г) Декан объявляет выговор студенту за пропуски.
13. Верны ли следующие суждения: 1) Отклоняющееся поведение никогда не имеет положительного характера, ведет только к отрицательным последствиям, тормозит общественный процесс. 2) Отклоняющееся поведение может иметь негативные последствия и нанести ущерб общественной стабильности и безопасности.
А) Оба суждения неверны.
Б) Оба суждения верны.
В) Верно только первое суждение.
Г) Верно только второе суждение.
14. Для всех социальных норм характерен один из следующих признаков:
А) регулятор общественных отношений;
Б) обеспечивается принудительной силой государства
В) обязательное правило поведения
Г) имеет официальную форму выражения
15. Выберите правильные суждения: 1)За нарушение определенных социальных норм следует мягкое наказание. 2) За нарушение определенных социальных норм следует жесткая санкция.
А) Оба суждения неверны.
Б) Оба суждения верны.
В) Верно только первое суждение.
Г) Верно только второе суждение.
16. Социальным нормам НЕ свойственна функция:
А) регулятора социализации личности
Б) интеграции индивидов в группы
В) координации работы правоохранительных органов
Г) эталона поведения индивида в обществе
17. Социальная норма, выражающая представление о добре и зле, справедливости и несправедливости, реализация которой обеспечивается внутренним убеждением людей, есть норма:
А) религиозная;
Б) правовая;
В) моральная;
Г) политическая.
18. П. Сорокин одним из важнейших условий возникновения социального взаимодействия считал:
А) наличие значимых символов;
Б) наличие проводников взаимодействия;
В) наличие социальной группы;
Г) успешное прохождение социализации.
19. Конформность – это:
А) неподчинение социальным нормам;
Б) проявление инновационного поведения;
В) принятие социально одобряемых целей и средств их достижения;
Г) один из типов отклоняющегося поведения.
20. Какой из типов девиантного поведения, по Р. Мертону, представляет собой оставление или понижение слишком высоких культурных целей большого денежного успеха и быструю социальную мобильность там, где эти устремления не могут быть удовлетворены»?
А) Инновация.
Б) Ритуализм.
В) Ретритизм.
Г) Мятеж.
Тема 4. Социальная структура общества: