Вопр Предмет социологии и ее роль в обществе.
Закон разделения труда
Закон разделения труда определяет динамику разделения труда на различные виды в зависимости от критериев — труд умственный и физический; промышленный и аграрный; управленческий и исполнительский и т.д. Этот закон является основой для деления общества на социальные группы, занятые соответствующими видами труда. Французский социолог Эмиль Дюркгейм в своей работе «О разделении общественного труда» (1893) отмечал: «Хотя разделение труда существует не со вчерашнего дня, но только в конце прошлого века общества начали осознавать этот закон, который до того времени управлял ими почти без их ведома». В современных условиях развития рыночной экономики возрастает роль науки как компонента производства, а разделение труда все сильнее зависит от развития системы образования.
В контексте развития современной концепции «экономики знаний» социологи рассматривают статусность различных видов труда, их совмещение, появление новых профессий и видов трудовой деятельности, расширение сектора третичного образования, которому в рамках российской системы образования соответствуют среднее и высшее профессиональное образование, а также поствузовское образование (аспирантура и докторантура). Поствузовское образование должно сыграть решающую роль в формировании интеллектуального потенциала и развитии новых видов интеллектуального труда.
Дня социологического анализа важной проблемой являются социальные последствия разделения общественного труда, в частности процесс формирования российского среднего класса, интегрирование в его структуру представителей разных социально-профессиональных слоев квалифицированных специалистов.
1.3. Структура социологии
В истории социальных учений многие социологи и философы обращались к вопросу структуры социологии. Различные подходы к определению структуры социологического знания можно найти в творчестве О. Конта, Э. Дюркгейма, П. Сорокина, Г.В. Осипова, В.А. Ядова и многих других. Например, П. Сорокин определял структуру социологии в следующем виде:
Общее учение об обществе: определение общества или социального явления, описание его основных черт, анализ процесса взаимодействия, формулировка основных социальных законов, истории социологии, характеристика современных социологических направлений и учений о методах социологии;
Социальная механика - изучение закономерностей, проявляющихся в общественных явлениях;
Социальная генетика:
учение о происхождении и развитии общества и общественных институтов: языка, семьи, религии, хозяйства, права, искусства и т.д.;
учение об основных исторических тенденциях, проявляющихся с поступательным ходом истории в развитии общества и общественных институтов;
Социальная политика: формулировка рецептов, указание средств, пользуясь которыми можно и должно достигать цели улучшения общественной жизни и человека.[1]
Известный российский социолог Г.В. Осипов[2] предлагает следующую структуру социологии:
Социальная структура и социальные процессы;
Специальные отрасли социологического знания;
Междисциплинарные исследования;
Социологические исследования: методы, методики, математика и статистика.
Другой подход к структурированию социологического знания, лежащий в основе взглядов другого известного российского социолога Ядова В.А, более применим к практическим задачам социологии. В нем выделяется общая социология, специальные социологические теории, прикладная социология - методика и технология социологического исследования. Общая социология сосредоточена на изучении социальной сферы жизни общества, социального явления или процесса в целом, на применении на практике полученных знаний. Прикладная социология - на изучении отдельных сторон социальной сферы общественной жизни, социального явления или процесса, на применении на практике полученных знаний. Методика и технология социологического исследования - изучение и применение на практике методов, методики и технологии конкретного социологического исследования (рис. 2).
Рис. 2. Структура социологии
Современная социология представляет собой многоуровневый комплекс теорий, типов знания, которые взаимосвязаны друг с другом и образуют единую целостность - современную социологическую науку. Традиционно в качестве ее составных частей выделяют теоретическую макросоциологию, базирующуюся на определенной социально-философской концепции; социологические теории среднего уровня, основанные на прикладных теориях, изучающих ту или иную подсистему общественной жизни; микросоциологию, основанную на эмпирическом знании.
Макросоциологические теории исходят из того, что лишь поняв общество в целом, можно понять процессы и явление, имеющие место в нем. Они изучают общество в целом и его системы социальных организаций, институтов, отношений, например, формационная теория К. Маркса, социологизм Э.Дюркгейма, социокультурная теория П. Сорокина, органицизм Г. Спенсера, понимающая социология М. Вебера и т.п.
Микросоциологические теории сосредоточены на изучении сферы конкретной деятельности людей, общностей, сферы непосредственного взаимодействия (отношения социальной коммуникации, сфера повседневной реальности, социальное поведение, социальная мотивация и т.п.), например символический интеракционизм Дж. Г. Мида, этнометодология Г. Гарфинкеля, теории обмена Дж. Хоманса, социометрия Дж. Морено и т.п.
Теории среднего уровня или специальные социологические теории связаны с изучением той или иной подсистемы общества, пониманием ее внутренних и внешних связей и зависимостей, например, социология экономики, социология политики, социология культуры, социология искусства, социология труда, социология досуга, социология образования, социология молодежи, социология медицины, военная социология и т.п.
Социологическое знание обязательно включает мировоззренческие и методологические принципы; учение о предмете социологии (или ее отрасли); знание о методах, их разработке и применении; учение о социологическом знании, его формах, типах и уровнях; знания о процессе социологического исследования, его структуре и функциях.
Структура социологического знания теорий всех уровней может быть представлена следующим образом:
методология науки:
а) Уровни методологии: общенаучный (относится к социологии в целом); частнонаучный (относится к отдельным разделам социологии);
б) Разделы методологии: мировоззренческие и методологические принципы; учение о предмете социологии; знание о методах: учение о социологическом знании; знания о социологическом исследовании; история социологии и др.;
Знания о предмете:
а) Теоретическое знание: социологические теории, гипотезы, типологии и другие формы теоретического знания;
б) Эмпирическое знание: статистические данные, факты, классификации и другие формы эмпирического знания;
Методы:
а) По масштабу применения: общенаучные (например, диалектический и системный методы, индукция и дедукция т.п.); частнонаучные (опрос, математические методы и т.п.);
б) По уровню знания: теоретические, эмпирические;
в) По этапам исследования: методы сбора, методы обработки, методы анализа;
Исследования:
а) Типы и уровни исследования:
по уровню знания: теоретические и эмпирические;
по ориентации исследования: фундаментальные и прикладные;
по технологии сбора информации: сплошные и выборочные;
по предмету исследования: социологические и междисциплинарные (социально - экономические, социально - политические, социально - психологические и т.д.);
б) Стадии исследования: методологическая, эмпирическая, теоретическая;
в) Направления исследований (по объекту и предмету исследования):
социальные группы; социальные институты; социальные организации; социология труда, социология образования, социология управления, военная социология и т.д.
Знания о предмете представляют собой специально построенные классификации или систематизации, типологии, концептуальные или математические модели, гипотезы и теории, статистические данные об обществе в целом, его сферах, институтах, организациях, о системе общественных отношений и процессе их воспроизводства и т.д.
Методы в социологии это средства получения и систематизации научного знания о социальной реальности. Они включают в себя организацию познавательной (исследовательской) деятельности, регулятивные нормы или правила деятельности, совокупность приемов и способов действия, порядок действий. Приемы и способы в исследовании выстраиваются в определенной последовательности. Последовательность приемов и способов действий называется процедурой. Процедура является неотъемлемой частью любого метода.
Реализация метода в целом называется методикой. Она означает привязку одного или комбинации нескольких методов и соответствующих процедур к исследованию, его концептуальному аппарату; выбор или разработку методического инструментария (совокупности методов); методической стратегии (последовательности применения методов и соответствующих процедур). Методический инструментарий, методическая стратегия или просто методика могут быть оригинальными (неповторимыми), применимыми только в одном исследовании, или стандартными (типовыми), применимыми во многих исследованиях. В разных исследованиях один и тот же метод специфически преломляется в зависимости от его место и роли в исследовании, от связи с другими методами.
Реализация метода на уровне операций, доведенных до совершенства, называется техникой социологического исследования. Она может представлять собой совокупность и последовательность приемов работы с объектом исследования (например, техника сбора данных), с данными исследования (например, техника обработки данных), с инструментами исследования (например, техника составления анкеты).
Деление социологии на теоретическую и эмпирическую связано с уровнями познания. Деление на фундаментальную и прикладную - с ориентацией на собственно научные или на практические (прикладные) задачи. Эти и другие структурные элементы социологического знания будут подробнее рассмотрены в последующих главах.
4 вопр Социологическая система Маркса.Понятие Отчуждения социально-экономической фомации,(материалестическая основа общества.-не нашла)
Общественно-экономическая формация
Общественно-экономическая формация — исторический тип общества, основывающийся на определённом способе производства и выступающий как ступень прогрессивного развития мировой истории человечества от первобытнообщинного строя через рабовладельческий строй, феодализм и капитализм к коммунистической формации.
Понятие «общественно-экономическая формация» впервые выработано марксизмом и составляет краеугольный камень материалистического понимания истории. Оно позволяет, во-первых, отличить один период истории от другого и вместо рассуждений об «обществе вообще» исследовать исторические события в рамках определённых формаций; во-вторых, вскрыть общие и существенные черты разных стран, находящиеся на одинаковой ступени развития производства (например, в капиталистической Англии, во Франции, в ФРГ, в США и т. д.), а значит, использовать в исследовании общенаучный критерий повторяемости, применение которого к общественной науке отрицают субъективисты; в-третьих, в противовес эклектическим теориям, рассматривающим общество как механическую совокупность общественных явлений (семьи, государства, церкви и т. д.), а исторический процесс — как результат влияния различных факторов (природных условий или просвещения, развития торговли или рождения гения и т. д.), понятие «общественно-экономическая формация» позволяет рассмотреть человеческое общество в каждый период его развития как единый «социальный организм», включающий в себя все общественные явления в их органическом единстве и взаимодействии на основе способа производства. Наконец, в-четвёртых, оно позволяет свести стремления и действия отдельных людей к действиям больших масс, классов, интересы которых определяются их местом в системе общественных отношений данной формации.
Каждая общественно-экономическая формация имеет свои особые законы возникновения и развития. Вместе с тем в каждой формации действуют общие законы, связывающие их в единый процесс мировой истории. Смена одной формации другой происходит в результате социальной революции.
Капиталистическое общество — последняя из формаций, основанных на антагонизме классов. Ею завершается предыстория человечества. Коммунистическая формация, этапом становления и развития которой является социализм, впервые в истории создаёт условия для безграничного прогресса человечества на основе ликвидации социального неравенства и ускоренного развития производительных сил. Коммунистическая формация начинает подлинную историю человечества.
Рационализация
- по М.Веберу – важнейшая характеристика капиталистического общества, процесс проникновения рационального начала во все сферы его материальной и духовной культуры, включая образ жизни и мыслей, хозяйственную этику, производство, бухгалтерию, технику, право и т.д. Культурная Р. нацелена на создание непротиворечивых и целесообразных ценностей и норм в обществе; производственная Р. представляет собой совокупность мероприятий по совершенствованию организации производственных процессов с целью повышения эффективности производства. Согласно концепции рациональности – эффективной деятельности по достижению поставленных целей, – экономические акторы (действующие лица) стремятся максимально повысить собственную экономическую отдачу. В качестве методологического инструментария Р. Вебер ввел категорию социального действия и указал четыре идеальных типа поведения: 1) целерациональное – направленное к достижению ясно осознаваемых целей при использовании адекватных средств (критерием рациональности является успех); 2) ценностно-рациональное, осуществляемое через сознательную веру в этическую, эстетическую, религиозную и какую-либо другую ценность (независимо от успеха); 3) аффективное, особенно-эмоциональное, – через актуальные аффекты и чувства; 4) традиционное, осуществляемое через привычку. Социальным действием, по Веберу, называется человеческое поведение в том случае и постольку, если и поскольку действующий индивид или действующие индивиды связывают с ним субъективный смысл. Хозяйственная деятельность индивида только в том случае становится социальным действием, если при распоряжении определенными экономическими благами во внимание принимаются другие индивиды и действие протекает с ориентацией на них. Р., по Веберу, есть результат соединения ряда исторических факторов, предопределивших развитие Европы за последние 300-400 лет. Это – античная наука, особенно математика, приобретшая характер новой, экспериментальной науки, внутренне связанной с техникой; рациональное римское право; рациональный способ ведения хозяйства, возникший благодаря отделению рабочей силы от средств производства; протестантизм, создавший мировоззренческие предпосылки для осуществления рационального способа ведения хозяйства и позволивший синтезировать все остальные факторы. Что же означает возрастание роли Р. с точки зрения структуры общества в целом? Рационализируется способ ведения хозяйства, рационализируется управление - в области экономики, политики, науки, культуры, во всех сферах социальной жизни; рационализируется образ мышления людей и образ жизни в целом. Все это сопровождается возрастанием социальной роли науки, представляющей собой, по Веберу, наиболее чистое воплощение принципа рациональности. Наука проникает прежде всего в производство, затем – в управление, затем – в быт, – и в этом Вебер видит одно из свидетельств универсальной Р. современного общества. Г.Н. Соколова
Вопр
Вопр.
Определение понятия
Социальная роль — динамическая характеристика социальной позиции, выражающаяся в наборе моделей поведения, согласующихся с социальными ожиданиями (ролевыми экспектациями) и задающихся специальными нормами (социальными предписаниями), обращенными от соответствующей группы (или нескольких групп) к обладателю определенной социальной позиции. Обладатели социальной позиции ожидают, что исполнение специальных предписаний (норм) дает в итоге регулярное и потому предсказуемое поведение, на которое может ориентироваться поведение других людей. Благодаря этому возможна регулярная и непрерывно поддающаяся планированию социальная интеракция (коммуникативное взаимодействие).
[править]Виды социальных ролей
Виды социальных ролей определяются разнообразием социальных групп, видов деятельности и отношений, в которые включена личность. В зависимости от общественных отношений выделяют социальные и межличностные социальные роли.
· Социальные роли обусловлены социальным статусом, профессией или видом деятельности (учитель, ученик, студент, продавец). Это стандартизированные безличные роли, строящиеся на основе прав и обязанностей, независимо от того, кто эти роли исполняет. Выделяют социально-демографические роли: муж, жена, дочь, сын, внук… Мужчина и женщина — это не только биологически предопределенный пол, но и гендер ("социальный пол"), который создается (конструируется) обществом как социальная модель ролевого поведения, закрепленная общественными нормами, обычаями. Если биологически можно различить два пола — мужской и женский, то набор гендеров бывает гораздо шире. Гендер не обязательно совпадает с полом индивида. Биологический пол, так же как и гендер, фактически является социальным конструктом – продуктом устойчивых интерпретативных практик, возникающих на основе когнитивных схем восприятия. В психологическом и социальном плане биологический пол всегда существует для личности в виде условной системы объяснений (интерпретаций). [2]
· Межличностные роли опосредованны межличностными отношениями, которые регулируются на эмоциональном уровне (лидер, обиженный, пренебрегаемый, кумир семьи, любимый и т. д.).
В жизни, в межличностных отношениях, каждый человек выступает в какой-то доминирующей социальной роли, своеобразном социальном амплуа как наиболее типичном индивидуальном образе, привычном для окружающих. Изменить привычный образ крайне трудно как для самого человека, так и для восприятия окружающих его людей. Чем более длительный период времени существует группа, тем привычнее становятся для окружающих доминирующие социальные роли каждого участника группы и тем сложнее изменить привычный для окружающих стереотип поведения.
[править]Характеристики социальной роли
Основные характеристики социальной роли выделены американским социологом Толкоттом Парсонсом. Он предложил следующие четыре характеристики любой роли:
· По масштабу. Часть ролей может быть строго ограничена, в то время как другая — размыта.
· По способу получения. Роли делятся на предписанные и завоеванные (еще их называют достигаемыми).
· По степени формализации. Деятельность может протекать как в строго установленных рамках, так и произвольно.
· По видам мотивации. В качестве мотивации могут выступать личная прибыль, общественное благо и т. д.
Масштаб роли зависит от диапазона межличностных отношений. Чем больше диапазон, тем больше масштаб. Так, например, социальные роли супругов имеют очень большой масштаб, поскольку между мужем и женой устанавливается широчайший диапазон отношений. С одной стороны, это отношения межличностные, базирующиеся на многообразии чувств и эмоций; с другой — отношения регулируются нормативными актами и в определенном смысле являются формальными. Участники данного социального взаимодействия интересуются самыми разными сторонами жизни друг друга, их отношения практически не ограничены. В других случаях, когда отношения строго определяются социальными ролями (например, отношения продавца и покупателя), взаимодействие может осуществляться только по конкретному поводу (в данном случае — покупки). Здесь масштаб роли сводится к узкому кругу специфических вопросов и является небольшим.
Способ получения роли зависит от того, насколько неизбежной является данная роль для человека. Так, роли молодого человека, старика, мужчины, женщины автоматически определяются возрастом и полом человека и не требуют особых усилий для их приобретения. Здесь может быть только проблема соответствия своей роли, которая уже существует как данность. Другие роли достигаются или даже завоевываются в процессе жизни человека и в результате целенаправленных специальных усилий. Например, роль студента, научного сотрудника, профессора и т. д. Это практически все роли, связанные с профессией и любыми достижениями человека.
Формализация как описательная характеристика социальной роли определяется спецификой межличностных отношений носителя данной роли. Одни роли предполагают установление только формальных отношений между людьми с жесткой регламентацией правил поведения; другие, напротив, — только неформальных; третьи могут сочетать в себе как формальные, так и неформальные отношения. Очевидно, что отношения представителя ГИБДД с нарушителем правил дорожного движения должны определяться формальными правилами, а отношения между близкими людьми — чувствами. Формальные отношения часто сопровождаются неформальными, в которых проявляется эмоциональность, ведь человек, воспринимая и оценивая другого, проявляет к нему симпатию либо антипатию. Это происходит, когда люди взаимодействуют некоторое время и отношения становятся относительно устойчивыми.
Мотивация зависит от потребностей и мотивов человека. Разные роли обусловлены различными мотивами. Родители, заботясь о благе своего ребенка, руководствуются прежде всего чувством любви и заботы; руководитель трудится во имя дела и т. д.
Вопр Социальный институт.Основные понятия,классификация,функции.
Социальный институт (лат. institutum установление, учреждение) — социальная структура или порядок общественного устройства, определяющие поведение некоторого множества индивидов того или иного сообщества. Институты характеризуются своими возможностями влиять на поведение людей посредством установленных правил, определяющих такое поведение[1].
Функции
Выявление латентных функций социальных институтов позволяет не только создать объективную картину социальной жизни, но и дает возможность минимизировать их негативное и усилить позитивное влияние с тем, чтобы осуществлять контроль и управлять протекающими в ней процессами.
Социальные институты в общественной жизни выполняют следующие функции или задачи:
· обеспечивают возможность удовлетворить индивидам, социальным общностям и группам различные свои потребности;
· регулируют действие индивидов в рамках социальных отношений, стимулируя желательное и репрессируя нежелательное поведение;
· определяют и поддерживают общий социальный порядок системой своих социальных регуляторов и осуществляют воспроизводство безличных общественных функций (то есть такие функции, которые выполняются всегда одним и тем же способом, независимо от личных черт и интересов человечества);
· производят интеграцию стремлений, действий и отношений индивидов и обеспечивают внутреннюю сплоченность общности[18].
Совокупность этих социальных функций складывается в общие социальные функции социальных институтов как определённых видов социальной системы. Эти функции очень многообразны. Социологи разных направлений стремились как-то классифицировать их, представить в виде определённой упорядоченной системы. Наиболее полную и интересную классификацию представила т. н. «институциональная школа». Представители институциональной школы в социологии (С. Липсет, Д. Ландберг и др.) выделили четыре основных функции социальных институтов[19]:
· Воспроизводство членов общества. Главным институтом, выполняющим эту функцию, является семья, но к ней причастны и другие социальные институты, такие, как государство.
· Социализация — передача индивидам установленных в данном обществе образцов поведения и способов деятельности — институты семьи, образования, религии и др.
· Производство и распределение. Обеспечиваются экономическо-социальными институтами управления и контроля — органы власти.
· Функции управления и контроля осуществляются через систему социальных норм и предписаний, реализующих соответствующие типы поведения: моральные и правовые нормы, обычаи, административные решения и т. д. Социальные институты управляют поведением индивида через систему санкций.
Кроме решения своих специфических задач, каждый социальный институт выполняет универсальные, свойственные всем им функции. К числу общих для всех социальных институтов функций можно отнести следующие[20]:
1. Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений. Каждый институт располагает набором норм и правил поведения, закрепленных, стандартизирующих поведение своих участников и делающих это поведение предсказуемым. Социальный контроль обеспечивает порядок и рамки, в которых должна протекать деятельность каждого члена института. Тем самым институт обеспечивает устойчивость структуры общества. Кодекс института семьи предполагает, что члены общества делятся на устойчивые малые группы — семьи. Социальный контроль обеспечивает состояние стабильности каждой семьи, ограничивает возможность её распада.
2. Регулятивная функция. Она обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки образцов и шаблонов поведения. Вся жизнь человека протекает при участии разных социальных институтов, но каждый социальный институт регламентирует деятельность. Следовательно, человек с помощью социальных институтов демонстрирует предсказуемость и стандартное поведение, выполняет ролевые требования и ожидания.
3. Интегративная функция. Эта функция обеспечивает сплоченность, взаимозависимость и взаимную ответственность членов. Это происходит под воздействием институализированных норм, ценностей, правил, системы ролей и санкций. Она упорядочивает систему взаимодействий, что приводит к повышению устойчивости и целостности элементов социальной структуры.
4. Транслирующая функция. Общество не может развиваться без передачи социального опыта. Каждый институт для своего нормального функционирования нуждается в приходе новых людей, усвоивших его правила. Это происходит путем изменения социальных границ института и смены поколений. Следовательно, в каждом институте предусмотрен механизм социализации к его ценностям, нормам, ролям.
5. Коммуникативные функции. Информация, произведенная институтом должна распространяться как внутри института (с целью управления и контроля за соблюдением социальных норм), так и во взаимодействии между институтами. Эта функция имеет свою специфику — формальные связи. У института средств массовой информации — это основная функция. Научные учреждения активно воспринимают информацию. Коммутативные возможности институтов неодинаковы: одним они присущи в большей степени, другим — в меньшей.
Классификация социальных институтов.
Несмотря на большое разнообразие существующих классификаций социальных институтов, во многом это обусловлено различными критериями деления, почти все исследователи как самые важные выделяют два вида институтов - экономические и политические. Это связано с тем, что значительная часть ученых считает, что институты экономики и политики оказывают наиболее существенное влияние на характер изменений в обществе.
Следует отметить, что очень важным, в высшей степени необходимым, вызванным к жизни непреходящими потребностями социальным институтом, кроме приведенных двух выше, является семья. Это исторически первый социальный институт любого общества, а для большинства примитивных обществ - единственный реально функционирующий институт (например, у многих народов Севера, среди современных племен Центральной Африки и т.д). Семья является социальным институтом особого, интегративного характера, в котором находят свое отражение все сферы и отношения общества. Важное значение в обществе имеют и другие социально-культурные институты - образование, здравоохранение, воспитание и др.
В связи с тем, что существенные функции, выполняемые институтами, различные, проведенный анализ социальных институтов позволяет выделить следующие группы институтов:
1. Экономические - это все институты, которые обеспечивают процесс производства и распределения материальных благ и услуг, регулируют денежный оборот, занимаются организацией и разделением труда и т.д. (банки, биржи, корпорации, фирмы, акционерные общества, заводы и т.д.).
2. Политические - это институты, которые устанавливают, исполняют и поддерживают власть. В концентрированной форме они выражают существующие в данном обществе политические интересы и отношения. Совокупность политических институтов позволяет определить политическую систему общества (государство с его центральными и местными органами власти, политические партии, полиция или милиция, юстиция, армия и также различные общественные организации, движения, объединения, фонды и клубы, преследующие политические цели). Формы институализированной деятельности в данном случае строго определены: выборы, митинги, демонстрации, предвыборные кампании.
3. Воспроизводства и родства - это институты, благодаря которым поддерживается биологическая непрерывность общества, происходит удовлетворение сексуальных потребностей и родительских стремлений, регулируются отношения между полами и поколениями и т.д. (институт семьи и брака).
4. Социально-культурные и воспитательные - это институты, главная цель которых заключается в создании, развитии, укреплении культуры для социализации молодого поколения и передачи ему накопленных культурных ценностей всего общества как целого (семья как воспитательный институт, образование, наука, культурно-воспитательные и художественные учреждения и т.п.).
5. Социально-церемониальные - это институты, регулирующие повседневные человеческие контакты, облегчающие взаимопонимание. Хотя эти социальные институты представляют из себя сложные системы и чаще всего бывают неформальными, благодаря именно им определяются и регулируются способы приветствий и поздравлений, организация торжественных свадеб, проведение собраний и т.п., над чем мы сами обычно не задумываемся. Это институты, организованные добровольным объединением (общественные организации, товарищеские объединения, клубы и т.п., не преследующие политические цели).
6. Религиозные - институты, организующие связь человека с трансцендентными силами. Потусторонний мир для верующих людей существует реально и определенным образом влияет на их поведение и социальные отношения. Институт религии играет заметную роль во многих обществах и оказывает сильное влияние на многочисленные человеческие отношения.
В приведенной классификации рассмотрены только так называемые "главные институты", самые важные, в высшей степени необходимые институты, вызванные к жизни непреходящими потребностями, которые регулируют основные социальные функции и являются характерными для всех типов цивилизации.
Не нашла((
Процессы глобализации
В современном мире происходит значительное усиление связей между отдельными людьми, организациями и государствами, растет взаимозависимость между ними. Человечество развивается, расширяя свои связи и контакты. Люди все глубже осознают себя как единую общность, где каждый связан со многими тысячами других людей во всех концах Земли.
Современный мир во всем своем многообразии един, и его части тесно взаимосвязаны.
Глобализация — процесс интеграции государств и народов в разных областях деятельности.
Основные причины глобализации: переход от индустриального общества к информационному, к высоким технологиям; переход от централизации экономики к ее децентрализации; переход от национальной экономики к мировой; переход от альтернативного выбора («или/или») к многообразию выбора; использование новых коммуникационных технологий: Интернета, спутникового телевидения.
Глобализация — это процесс, в ходе которого возрастают взаимовлияние и взаимозависимость народов и государств.
Основные направления глобализации: деятельность транснациональных корпораций, имеющих свои филиалы по всему миру; глобализация финансовых рынков; международная экономическая интеграция в рамках отдельных регионов; создание международных организаций в экономической и финансовой сферах: Международный валютный фонд, Всемирный банк, Всемирная торговая организация и др.
Формирование глобальной экономики порождает взаимозависимость экономик отдельных государств. Успех или кризис стран ощутимо сказываются по всему миру. Власть становится бессильной перед глобальными процессами. Это подталкивает к объединению усилий разных стран для решения социально-экономических и политических вопросов, например, расширяющееся Европейское экономическое сообщество.
Последствия процесса глобализации.
Позитивные:
- стимулирующее влияние на экономику: — появление возможности создавать товары в тех регионах мира, где их производство обойдется дешевле; — возникновение возможности реализации товара там, где это даст максимальную выгоду; — снижение издержек производства; — появление возможностей для дальнейшего развития производства; — рост прибыли; — концентрация усилий на разработке новых передовых технологий; — плодами НТР могут воспользоваться страны, не имеющие возможности вести собственные научно-технические исследования;
- сближение государств;
- стимулирование учета интересов государств и предостережение их от крайних действий в политике;
- возникновение социокультурного единства человечества.
Негативные:
- насаждение единого стандарта потребления;
- создание препятствий для развития отечественного производства;
- игнорирование экономической и культурно-исторической специфики развития разных стран;
- навязывание определенного образа жизни, зачастую противоречащего традициям данного общества;
- оформление идеи соперничества: наиболее мощные в экономическом отношении государства стремятся к лидерству, что приводит к взрыву национализма в экономически слаборазвитых странах;
- утрата каких-то специфических черт национальных культур.
По вопросу о становлении единого человечества существуют следующие точки зрения:
— Единство человечества — только кажущееся. Люди говорят на тысячах языках, исповедуют разные религии, придерживаются различных ценностей. Мир совсем не един. Он многообразен и многолик.
— Современный мир не оставляет большого простора для разнообразия. Люди в разных уголках планеты едят одни и те же продукты, смотрят одни и те же телепередачи, читают одну и ту же литературу и т. д. Существующие различия должны исчезнуть в связи с информационной революцией, охватившей сегодня весь мир.
— Мир един и многообразен. Чем сильнее тенденция к единству, тем ярче проявляется многообразие культур, образов жизни, социальных ценностей. Одно не противоречит другому. Единство человечества дополняет его многообразие.
Основные факторы единства современного человеч