Теория социального конфликта

В западной социологии существует теория функционирования общества, согласно которой существование социальной системы связано не со сбалансированностью интересов и мотивов социальных групп, а с их борьбой. Результатами этой борьбы и являются социальные структуры и отношения. Истоки этой концепции можно найти в философии Т. Гоббса. Он считал войну «всех против всех» естественным состоянием человека. В свое время его идеи развивали Маркс, Р. Миллс, Л.Козер, Р. Дарендорф и др.

Одна из теорий конфликта была разработана американским социологом Р. Миллсом. Он занимался исследованием властвующих элит в западном обществе. Миллс утверждал, что властвующие элиты оказывают реальное влияние на социально-политические и экономические структуры западного общества. В число этих элит входят небольшие группы политических деятелей, бизнесменов и военных. Они организуют и направляют общественную жизнь. По его мнению, постоянное увеличение военных расходов и централизация средств осуществления власти дает основание говорить о «политическом детерминизме». Противостоять ему могут радикально настроенные представители общественных наук, отстаивающие ценности свободы, творчества и социологического воображения, т.е. способные понять тенденции общественного развития. Интеллигенция способна изменить современную антидемократическую, уничтожающую основные человеческие ценности социальную структуру США.

Идеи Миллса для значительной части западных социологов стали стимулом к поиску путей коренных изменений. Более полно раскрыл роль социального конфликта Л. Козер. Он утверждал, что конфликт строится к сфере идейных явлений. Конфликты обнаруживают себя при соперничестве за власть, распределение и перераспределение доходов, в борьбе за политическое идеологическое лидерство. Он полагал, что общество может функционировать только тогда, когда существует баланс конфликтов. Они устанавливают основные правила социального взаимодействия между группами и индивидами. В качестве основных функций соц. конфликта Козер выделяет:

- интеграцию социальной структуры

- сохранение солидарности внутри групп

- укрепление межчеловеческих отношений

- управление социальными изменениями

Немецкий ученый Р. Дарендорф считает, что социология изучает поведение людей в точке пересечения общества и индивида. Общество трактуется им как вид социальной связи от групповой до человечества в целом. В основе взаимодействия системы «индивид-общество» лежат нормы, они задают ролевое поведение. Важное место занимает у Дарендорфа понятие социальная роль. В этой категории отражено несколько важных аспектов:

- по отношению к индивиду роль носит нормативно-принудительный характер

- на уровне индивида и общества имеется иерархия ролей

- роль – это реализация властных отношений на поведенческом уровне

По его мнению, конфликт рождается тогда, когда одна группа или класс сопротивляется давлению противоположной силы. Конфликт – это оборотная сторона любой интеграции, поэтому он неизбежен в обществе. В основе конфликтов – мотивы и интересы различных субъектов. Задача не в том, чтобы избежать конфликтов, а в том, чтобы направить их по определенному пути, не разрушающему систему, а ведущему у ее постепенной эволюции. Сделать это можно формализовав конфликты, сделать их предметом открытой дискуссии, обсуждений в печати, разбирательств в суде и т.д. Такой метод разрешения конфликтов говорит о жизнеспособности общества. Дарендорф построил довольно стройную систему различных типов микро- и макроконфликтов в обществе: между противниками одного ранга, между противниками «разных весовых категорий», когда один находится в подчинении у другого, конфликт целого и части и др.

Социология П. Сорокина

Социологические воззрения П. Сорокина (1889-1968) формировались преимущественно под влиянием работ Дюркгейма, Ковалевского и Де-Роберти. В его социологии можно выделить следующие «основные и руководящие» принципы: 1.социология как наука должна строится по принципу естественных наук

2. изучать мир таким, какой он есть (невмешательство в науку с позиции нравственных норм)

3. социология должна быть объективной дисциплиной, т.е. изучать реальные взаимодействия людей

4. чтобы быть опытной и точной наукой она не должна делать умозрительных, недоказанных построений

5. разрыв с идеей монизма, т.е. сведение любого явления к одному началу

Вместо монизма Сорокин провозгласил последовательный философский плюрализм. Он делит социологию на теоретическую и практическую. Теоретическую социологию он в свою очередь делил на три отдела: социальную аналитику (изучает структуру социального явления и его основные формы); социальную механику (изучает поведение людей и те силы, которыми оно определяется); социальную генетику (изучает развитие социальной жизни, ее отдельных сторон и институтов). Практическая социология характеризуется Сорокиным как прикладная дисциплина. Опираясь на законы, которые должна формировать теоретическая социология, она должна помогать обществу и человеку управлять социальными силами в соответствии с поставленными целями.

Объектом изучения неопозитивистской социологии Сорокина являются прежде всего социальное поведение и деятельность людей, социальные группы и структура общества в целом, а также происходящие в нем социальные процессы. Взаимодействие двух индивидов характеризуется им как простейшее социальное явление. Оно имеет место тогда, когда изменение психических переживаний и внешних актов одного индивида вызывается переживаниями и внешними актами другого. Из таких «социальных клеточек» образуются потом более сложные социальные явления.

Сорокин предложил свои критерии классификации социальных групп: односторонние и многосторонние. В соответствии с этим соц. группы выделяются либо по одному признаку, либо по многим (классы, нации, сложные соц. группы). Неоднородно общества нашла свое отражение в теории Сорокина о социальной стратификации и социальной мобильности. Согласно ей все общество делится на соц. слои, страты. К основным формам стратификации он отнес экономическую, политическую и профессиональную. По его мнению, социальная стратификация – это естественное и нормальное состояние общества. Она объективно обусловлена существующим общественным разделением труда, имущественным неравенством и т.д. Горизонтальная мобильность означает переход человека из одной соц. группы в другую, находящуюся в целом на одном уровне соц. стратификации. Вертикальная мобильность – это переход людей из одного соц. слоя в другой в иерархическом порядке, например из низшего по доходам слоя общества в более высокий. Сорокин считал соц. мобильность также естественным и неизбежным явлением.

Большое значение он придавал вопросам социального равенства, считая главным предоставление каждому человеку духовных и материальных благ по заслугам, т.е. «по степени его личного социально-полезного труда». Важно, чтобы стало реальностью равенство всех перед законом, равенство для занятия публичных должностей и т.д. Исключительное значение имеет «более или менее равномерное распределение знаний и образования», без чего вообще невозможна эгалитарная (основанная на соц. равенстве) система общества. Все возникающие в обществе проблемы надо решать на основе сознательного разрешения соц. противоречий и предоставления каждому человеку возможности для самовыражения. Сорокин был противником всяких соц. потрясений, в том числе революций. Одно из важнейших понятий в его социологии – «ценность», с помощью которого он дает объяснение поведения индивидов и соц. групп, их взаимодействию.

Наши рекомендации