Социологическая наука в СССР

В первые годы советской власти наблюдался значительный Взлет социологии. Начался процесс ее институционализации. Наряду с теоретическим социологическим мышлением были сделаны шаги в проведении конкретных социологических исследований. В 20-30е гг. также проводились экономические и социально-этнографические исследования, которые выявили важную роль социального фактора в производственной деятельности. Однако формирование авторитарного режима, административно-приказной системы управления всеми сферами общества самым губительным образом сказалось на общественных науках и на социологии в частности. Так уже в 22г. были изгнаны выдающиеся мыслители: Сорокин, Струве, Бердяев и др. Все больше ужесточался идеологический контроль, что вело к подавлению социальной мысли и упразднению социологического мышления. В то же время в теории и практике социологии не могла не отразиться канонизация теоретических положений, выдвинутых Сталиным. Будучи дилетантом, он упразднил социологию в административно-приказном порядке. Также он вернул исторический материализм в лоно философского знания, с тех пор понятийный аппарат и теории социологии рассматривались только на философском уровне. Социологические методы конкретного изучения общества были изъяты из обращения. На конкретное изучение процессов, явлений социальной жизни был наложен строжайший запрет. Социология была объявлена буржуазной лженаукой, не только не совместимой с марксизмом, но и враждебной ему. Перерыв в развитии социологической мысли в СССР продолжался до начала 60х гг. Изданные в этот период монографии по историческому материализму анализировали социальные явления и процессы на крайне общем абстрактно-теоретическом уровне, в отрыве от реальной жизни. Господствовали догматизм и схоластика. Возрождение социологических исследований началось с наступлением «хрущевской оттепели». В то время социологические исследования получили права гражданства, а социология как наука- нет. Поэтому социология была определена как наука, занимающаяся конкретными социологическими исследованиями. Всеми способами насаждалась идея разделения труда между философами и социологами. Социологи, чтобы сохранить за собой право проводить конкретные исследования, должны были делать акцент на позитивных аспектах социального развития страны и игнорировать негативные. Появилась традиция издания примерно раз в три-четыре года обобщающих трудов по итогам развития отечественной социологии. В эти же годы были созданы новые социологические учреждения. Социологические исследования стали проводить многие научно-исследовательские институты ведомственного подчинения, соц. лаборатории предприятий и производственных объединений и др. В университетах и при некоторых экономический ВУЗах были введены спецкурсы по социологии. Значительно выросло число публикаций по различным разделам социологического знания. В период 70х гг. – первой половины 80х гг. социология развивалась вопреки командным методам. Снова усилилось административно-бюрократическое вмешательство в эту науку, многие труды известных социологов подверглись критике. Теоретическая социология полностью отвергалась и была заменена термином «прикладная социология». Но на XXVII съезде КПСС встал вопрос о восстановлении прав науки, была поставлена задача развития социологических исследований. Трансформация общества в 80е гг. оказала серьезное влияние на процесс институционализации социологии. Она была институционализирована в результате решения Коммунистической партии. Институт соц. исследований АН СССР был преобразован в институт социологии АН СССР, а в 1991г. создан Институт социально-политических исследований АН СССР.

Социальные функции культуры

1. гуманистическая (человекотворческая) – развитие человеческого в индивиде, во всех формах его жизнедеятельности

2. социализации – освоение культурных норм человеком

3. воспитательная – формирование определенных социально значимых черт личности. Можно сказать, что именно культура делает человека человеком. Индивид становится человеком, членом общества, личностью по мере социализации, то есть освоения знаний, языка, символов, ценностей, норм, обычаев, традиций своего народа, своей социальной группы и всего человечества. Культура личности обычно ассоциируется с развитыми творческими способностями, эрудицией, пониманием произведений искусства, свободным владением родным и иностранными языками, аккуратностью, вежливостью, самообладанием, высокой нравственностью и т.д

4. коммуникативная (общение между субъектами, трансляция социального опыта)

5. познавательная (культура выступает как средство самопознания общества, класса, нации, этноса и т.д.)

6. функция аккумуляции, сохранения и передачи опыта

7. аксеологическая (ценностно-ориентационная) – культура как система норм и ценностей какой-либо общественной подсистемы или социальной общности развивается и изменяется, меняя постепенно ценности и нормы субъектов.

8. нормативная (она проявляется чаще всего косвенно, опосредованно, но действует чаще более эффективно, чем управляющие структуры административных систем и элеиентов)

9. интегр-ативная и дезинтегративная На эти функции особое внимание обращал в своих исследованиях Э.Дюркгейм. Согласно Э.Дюркгейму, освоение культуры создает у людей – членов того или иного сообщества чувство общности, принадлежности к одной нации, народу, религии, группе и т. д. Таким образом, культура сплачивает людей, интегрирует их, обеспечивает целостность сообщества. Но, сплачивая одних на основе какой-либо субкультуры, она противопоставляет их другим, разъединяет более широкие сообщества и общности. Внутри этих более широких сообществ и общностей могут возникать культурные конфликты.

10. регулятивная. Она уже отмечалась ранее - в ходе процесса социализации ценности, идеалы, нормы и образцы поведения становятся частью самосознания личности. Они формируют и регулируют ее поведение. Культура в целом определяет те рамки, в которых может и должен действовать человек. Культура регулирует поведение человека в семье, в школе, на производстве, в быту и т. д. и потому, что она содержит систему предписаний и запретов.

Типология обществ

Несколько типов общества, объединенных сходными признаками или критериями, составляет типологию. Типология не может быть единой и универсальной, а зависит от методологического подхода исследователя. Если в качестве главного признака выбирается письменность, то общества делятся на дописьменные, т.е. умеющие говорить, но неумеющие писать, и письменные, владеющие алфавитом и фиксирующие звуки в материальных носителях: клинописных таблицах, берестяных грамотах, книгах и т.д. Несмотря на то, что письменность возникла около 10 тыс. лет назад, до сих пор существуют племена (напр., в Африке), не знакомые с ней.

По критерию числа уровней управления и степени социального расслоения общества делятся на простые и сложные. В простых обществах нет руководителей и подчиненных, богатых и бедных (первобытные племена). В сложных обществах несколько уровней управления, несколько социальных слоев населения, расположенных сверху вниз по мере убывания доходов.

В западной литературе в 60х гг. получило распространение деление общества на традиционное (аграрное), индустриальное и постиндустриальное. Аграрное общество представляет собой доиндустриальную стадию развития. Традиционными были общества древности и Средневековья. Их экономика характеризовалась господством натурального хозяйства и примитивного ремесла. Преобладала экстенсивная технология и ручные орудия труда. В своей производственной деятельности человек стремился максимально приспособиться к окружающей среде. Отношения собственности характеризовались господством общинной и государственной формы. Соц. структура стабильна и неподвижна, социальная мобильность отсутствует. Основными соц. ячейками были община и семья. В общественном сознании господствовал провиденциализм, т.е. человеческая жизнь воспринималась как осуществление божественного промысла. Духовный мир человека был ограничен, индивидуальность и самостоятельность не поощрялись. В политической сфере господствовала церковь и армия. Экономическая сила аграрного общества заключалась в земельной собственности. Зрелой формой такого общества выступает феодализм. Индустриальное общество возникает в XVIII в. в результате великой индустриальной революции в Англии и великой Французской революции. Экономической базой такого общества является промышленность, основанная на машинной технике. Увеличивается объем капитала. В сельском хозяйстве повышается производительность труда, хозяйство становится интенсивным. Простое воспроизводство становится расширенным. Все эти процессы происходят через реализацию принципов и структур рыночной экономики на основе научно-технического прогресса. Стабильный экономический рост сопровождается ростом реальных доходов населения. Появляются новые классы: промышленный пролетариат и буржуазия, укрепляются средние слои, аристократия приходит в упадок. Наблюдается урбанизация. В духовной сфере происходит секуляризация сознания. Человек руководствуется своими личными интересами. В политической сфере резко возрастает роль государства, человек вовлекается во властные отношения в качестве активного субъекта, в обществе господствует право и закон. При переходе от индустриального общества к постиндустриальному начинает преобладать сфера услуг. Это информационное общество.

К. Поппер использовал понятие закрытого и открытого общества, основное различие между которыми – соотношение социального контроля и свободы индивида. «Магическое, племенное и коллективное общество мы будем называть закрытыми, а общество, в котором индивидуумы вынуждены принимать личные решения – открытыми».

По Марксу общество делится на общественно-экономические формации: первобытнообщинное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, коммунистическое. По О. Конту общества делятся по закону трех стадий: теологическое, метафизическое, позитив-е.

Наши рекомендации