Понятие личности в социологии. Личность как деятельный субъект

Личность – это целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включение индивида в систему общественных отношений посредством активной предметной деятельности. Для того, чтобы понять чтобы понять, что такое личность, необходимо разграничить понятия человек и индивид. Понятие человек употребляется для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей. Человек представляет собой многоуровневую систему, стороны которой фиксируются при помощи частных понятий. Он является одновременно биологической и социальной системой, социальной и психологической. На этом этапе познания личность выступает как одно из системных свойств человека. Существование отдельных представителей человечества выражается понятием индивид. Индивид – это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человека: разума, воли, потребностей, интересов и т.д. Но чтобы отразить конкретно исторические особенности развития человека на различных уровнях его индивидуального и исторического развития наряду с понятием 2индивид» используют понятие «личность». Индивид в данном случае рассматривается как отправной момент в формировании личности от исходного состояния до онто- и филогинеза человека, личность – итог развития индивида, наиболее полное воплощение всех человеческих качеств. Личность – это социальный человек, человек, взятый в совокупности социальных качеств и черт, вхождение им в систему общественных отношений и обретение социально значимых качеств. Личность является объектом изучения ряда гуманитарных наук, прежде всего, философии, психологии и социологии. Философия рассматривает личность с точки зрения ее положения в мире как субъекта деятельности, познания и творчества. Психология изучает личность в качестве устойчивой целостности психических процессов, свойств и отношений: темперамента, характера, волевых качеств и т.д. Социологический подход выделяет в личности социально-типическое. Основная проблематика социологической теории личности связана с процессом формирования личности и развития ее потребностей в неразрывной связи с функционированием и развитием социальных общностей, изучением закономерной связи личности и общества, личности и группы, регуляции и саморегуляции деятельности личности. Личность как субъект социальных отношений характеризуется прежде всего автономностью, определенной степенью независимости от общества, способной противопоставить себя обществу. Личная независимость сопряжена с умением властвовать над собой, а это в свою очередь, предполагает наличие у личности самосознания, т.е. способности к самоанализу, самооценке, самоконтролю. Самосознание личности трансформируется в жизненную позицию, жизненная позиция представляет собой принцип поведения, основанный на мировоззренческих установках, социальных ценностях и нормах личности, готовности к действию. Значение мировоззренческих и ценностно –нормативных факторов в жизни личности объясняет диспозиционная теория саморегуляции социального поведения личности. Она позволяет установить связи между социологическим и социально-психологическим поведением личности. Диспозиция личности означает предрасположенность личности к определенному восприятию условий деятельности и к определенному поведению в этих условиях. Диспозиции делят на низшие и высшие. Высшие регулируют общую направленность поведения, низшие – поведение в определенных сферах деятельности и направленности поступков в типичных ситуациях.

Основные формы культуры

1. по субъекту, потребителю культуры:

-народная. Начала формироваться в Древнем мире на фоне углубляющейся социальной дифференциации. В современных условиях не приобретает четких границ. Этот термин скорее обозначает собирательное понятие, которое сводится к совокупности ценностно-нормативного и смыслового содержания, закрепленной и развиваемой в традициях. Народная культура формируется через коллективный напряженный поиск новых культурных форм жизнедеятельности. Важная составляющая народной культуры наших дней – это знание человеком принадлежности к собственной культуре, духовной близости своему народу. Народная культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Народную культуру называют любительской (не по уровню, а по происхождению) и коллективной. Она включает мифы, легенды, сказания, эпос, сказки, песни, танцы. По исполнению элементы народной культуры могут быть индивидуальными (изложение легенды), групповыми (исполнение танца или песни), массовыми (карнавальные шествия). Фольклор – еще одно название народного творчества. Фольклор локализован, т. е. тесно связан с традициями данной местности, и демократичен, поскольку в его создании участвуют все желающие.

-массовая. Сущность массовой культуры отображает объективную закономерность развития западноевропейских народов последнего столетия, когда обыденная традиционная культура оказывалась не в состоянии выполнять социализирующей функции по отношению к масштабным ассоциациям людей. Продукты массовой культуры создаются профессионалами – специалистами в сфере потребительского спроса, политик, массового искусства, рекламы. Важным рычагом развития массовой культуры являются коммерческие цели, а также ориентация на создание эрзац-продукта

-элитарная. Это культура привилегированных групп общества, для которой характерны такие черты как принципиальная закрытость культурной коммуникации, высокое качество жизни, закрепление принципов ценностно-смысловой самодостаточности. Элитарная культура создается привилегированной частью общества либо по ее заказу профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, так называемую серьезную музыку и высокоинтеллектуальную литературу. Элитарная, или высокая, культура, например, живопись Пикассо или музыка Шёнберга, трудна для понимания неподготовленного человека. Как правило, она на десятилетия опережает уровень восприятия среднеобразованного человека. Круг ее потребителей – высокообразованная часть общества. Когда уровень культуры населения растет, круг потребителей высокой культу­ры расширяется.

В отличие от массовой культуры контркультура концентрирует в себе установки, противостоящие господствующей культуре, выдвигающие альтернативные принципы развития, новые духовные ориентиры. Это культура, вступающая в конфликт с доминирующей культурой (напр., культура преступного мира).

Субкультура – это совокупность ценностей и образцов поведения, отличающаяся от доминирующей в данном обществе культуры. Каждое общество создает свою субкультуру. Она не отличает общечеловеческой культуры, но в то же время имеет свои специфические отличия. Можно выделить национальные, профессиональные (образуется на основе общих ценностей, норм и образцов поведения, связанных с той или иной профессиональной группой. конфессиональные (складывается на основе общности вероисповедания, принадлежности к той или иной церкви). Демократизм и массовые формы современной жизни мало способствуют формированию субкультур на основе стратификационных форм жизнедеятельности. Своими характеристиками выделяется молодежная субкультура, которая формируется в условиях городской среды современного общества.

Наши рекомендации