Билет 29. Девиантное и делинквентное поведение: характерные черты.

Девиа́нтное поведе́ние (от лат. deviation — отклонение) — совершение поступков, которые противоречат нормам социального поведения в том или ином сообществе. Например: преступность, пьянство, наркомания, самоубийство, проституция. Приводит к изоляции, лечению, исправлению или наказанию нарушителя.

Девиантное поведение, понимаемое как нарушение социальных норм, приобрело в последние годы массовый характер[источник не указан 27 дней] и поставило эту проблему в центр внимания социологов, социальных психологов, медиков, работников правоохранительных органов.

По мнению Эмиля Дюркгейма, вероятность девиаций поведения существенно возрастает при происходящем на уровне социума ослаблении нормативного контроля. В соответствии с теорией аномии Роберта Мертона, девиантное поведение возникает прежде всего тогда, когда общественно принимаемые и задаваемые ценности не могут быть достигнуты некоторой частью этого общества. В контексте теории социализации, к девиантному поведению склонны люди, социализация которых проходила в условиях поощрения или игнорирования отдельных элементов девиантного поведения (насилие, аморальность). В теории стигматизации считается, что появление девиантного поведения становится возможным уже при одном только определении индивида как социально отклоняющегося и применении по отношении к нему репрессивных или исправительных мер.

Проблема девиантного поведения находится в центре внимания с начала возникновения социологии. Так, например, Эмиль Дюркгейм написал работу «Самоубийство» (1897), ставшую классическим произведением в этой области.

Делинквентное поведение (лат. delictum — проступок, англ. delinquency — правонарушение, провинность) — антиобщественное противоправное поведение индивида, воплощённое в его поступках (действиях или бездействии), наносящих вред как отдельным гражданам, так и обществу в целом. Понятием «Деликвентное поведение» оперируют представители криминологии, социологии, педагогики, социальной психологии, социальной педагогики и других отраслей знания.

К числу делинквентных относятся административные правонарушения, выражающиеся в нарушении правил дорожного движения, мелком хулиганстве (сквернословие, нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам и другие подобные действия, нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан). В качестве административных правонарушений рассматриваются также распитие спиртных напитков на улицах, на стадионах, в скверах, парках, во всех видах общественного транспорта и в других общественных местах; появление в общественных местах в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность; доведение несовершеннолетнего до состояния опьянения родителями или иными лицами. Влекут за собой административную ответственность и такие деликты, как занятие проституцией, распространение порнографических материалов или предметов и др., перечень которых в законодательстве об административных правонарушениях достаточно обширен.

Дисциплинарный проступок как вид делинквентного поведения — это противоправное, виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение работником своих трудовых обязанностей. Дисциплинарные проступки (прогул без уважительных причин, прогулы без уважительных причин занятий учащимися, появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, распитие спиртных напитков, употребление наркотических или токсических средств на рабочем месте и в рабочее время, нарушение правил охраны труда и др.) влекут дисциплинарную ответственность, предусмотренную трудовым законодательством.

Особую общественную опасность представляет такой вид делинквентного поведения, как преступление. Преступлениями являются только те общественно опасные деяния, которые предусмотрены уголовным законом и запрещены им под угрозой наказания. К ним относятся кражи и убийства, угоны автомобилей и вандализм (осквернение сооружений и порча имущества), терроризм и изнасилования, мошенничества и незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ. Эти и многие другие преступления влекут наиболее строгие меры государственного принуждения — наказание и иные меры уголовной ответственности (общественные работы, штраф, арест, лишение свободы и др.), которые применяются к лицам достигшим возраста уголовной ответственности: 16 лет, а за некоторые преступления — 14 лет. Совершение деяний, признаваемых преступлениями, лицами, не достигшими уголовной ответственности, влечет применение мер воздействия, носящих воспитательный характер (объявление выговора или строгого выговора, помещение в специальное учебно-воспитательное учреждение и др.).


Иногда делинквентное поведение смешивается с девиантным поведением. В действительности эти понятия — не совпадающие. Они соотносятся между собой как вид и род, часть и целое. Всякое делинквентное поведение является отклоняющимся поведением, но не всякое отклоняющееся поведение можно отнести к делинквентному поведению. Признание отклоняющегося поведения делинквентным всегда связано с действиями государства в лице его органов, уполномоченных на принятие правовых норм, закрепляющих в законодательстве то или иное деяние в качестве правонарушения. Перевод государством делинквентного поведения в категорию деяний, не являющихся правонарушениями, приводит к переходу их в разряд либо отклоняющегося, либо социально нейтрального, либо даже социально одобряемого поведения. Например, скармливание скоту и птице скупленных в магазинах печеного хлеба, муки, крупы и других пищевых продуктов до марта 1994 в зависимости от обстоятельств признавалось в Беларуси административным правонарушением или преступлением, а затем перешло в разряд морально порицаемого отклоняющегося либо социально нейтрального поведения. Коммерческое посредничество, признаваемое преступлением в соответствии с Уголовным кодексом Республики Беларусь 1960, утратило характер делинквентного поведения с ноября 1991 и с развитием рыночных отношений стало нормой поведения в сфере осуществления предпринимательской деятельности.

Билет 30. Теории отклоняющегося поведения - биологические (Ч.Ломброзо и др.), психологические (Х.Эйсенк и др.), социологические: функционалистские (Э.Дюркгейм, Р.Мертон), интеракционистские (Э.Сазерленд, Г.Беккер), теории конфликта (Я.Тэйлор, П. Уолтон), теории контроля (Т.Хирши).

Билет 31. Р. Мертон об аномии.

ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АНОМИИ Р.МЕРТОНА

Классическим примером социологического анализа Р.Мертона, построенного на основе

«теории среднего ради­уса действия», является рассмотрение им отклоняющегося

поведения и аномии. Теория социальной аномии - социологическая теория

причин преступности в современном обществе, предложенная Р.Мертоном. Эта теория

противопоставляется тем представлениям, которые приписывают

неудовлетворитель­ное функционирование социальной структуры прежде всего

повелительным биологич. влечениям человека, недостаточно сдерживаемым

социальным контролем, т.е. фрейдистским и неофрейдистским концепциям в

криминологии. Мертон использует два понятия: «аномия» и «социальная структура»

общества: при этом первое явление (аномия) выступает как следствие процессов,

происходящих в рамках второго явле­ния (социальная структура). Термин «аномия»

был выдвинут французским социологом Э.Дюркгеймом и означает отсутствие норм в

поведении, их недостаточность. Ано­мия мыслима в двух измерениях. Во-первых,

состояние аномии может характеризо­вать общество, в котором нормативные

стандарты поведения, а также существующие в нем убеждения либо серьезно

ослаблены, либо отсутствуют. Во-вторых, состояние аномии может характеризовать

и отдельное лицо, если оно социально дезориентирова­но, находится в состоянии

тревоги и переживает чувство изолированности от общества. Понятие социальной

структуры, по Мертону, не имеет ничего общего с классовой структурой общества

(хотя Мертон в ряде случаев говорит о классовой структуре современного

американского общества). Для Мертона социальная структура это не социальная, а

социально-психологическая, а то и чисто психологическая категория. Образу­ется

социальная структура из двух фаз. Первая состоит из тех существенных целей,

которые ставят перед собой социальные группы общества (либо которые ставятся

перед ними жизнью), - т.н. жизненные устремления группы. Вторая - это те

средства, которые употребляются в ходе достижения указанных целей для

удовлетворения жизненных устремлений социальных групп общества. Сами эти

средства, в свою очередь, двояки: их можно подразделить на предписываемые

(законные) средства и наиболее эффек­тивные, наиболее успешные, ведущие к

результату кратчайшим путем. Для концепции Мертона чрезвычайно важно указание

на то, что законность и эффективность вовсе не обязательно совпадают

применительно к избираемым средствам.

Следующим исходным положением является указание на то обстоятельство, что в

принципе господствующее в данном общества отношение к целям, стоящим перед

его членами, и к средствам, избираемым для их достижения, может быть

неодина­ковым. Так, все внимание может быть перенесено на цели, а к характеру

средств мо­жет допускаться полное пренебрежение, и наоборот. Мертон выдвигает

здесь свой центральный тезис о том, что нарушение равновесия между целями и

средствами как фазами социальной структуры служит основанием для

возникновения состояния аномии. Все виды социального поведения, в том числе и

откло­няющегося, в зависимости от того, принимает человек или нет культурные

нормы, Р.Мертон делит на пять типов ин­дивидуальной адаптации:

- конформизм, когда социальные цели общества и способы их

достижения принимаются полностью (лояль­ные, спокойные и законопослушные

граждане);

- инновационность, когда принимаются социальные цели, но не

способы их достижения (рэкет, воровство, под­делка денег, злоупотребления,

обман);

- ритуализм - социальные цели не осмысливаются, но способы их

достижения неколебимы и священны (стя­жательство, махинации, подлоги и др.);

- ретритизм - отрицание и целей, и любых средств (анархизм,

наркомания, бродяжничество);

- мятеж, бунт - от­каз и от целей, и от средств с одновременной

заменой их новыми целями и новыми средствами(полити­ческий терроризм, борьба за

свободу, революционность, радикализм).

Поведение второго типа, когда все внимание уделяется достижению цели, а к

характеру из­бираемых средств проявляется полное пренебрежение, является

центральным объек­том анализа.

Согласно теории социальной аномии асоциальное поведение ощутимо воз­растает в

случае, когда в обществе превыше всего превозносятся определенные символы

успеха, якобы общие для населения в целом, в то время как социальная

структура этого общества ограничивает или полностью устраняет доступ к

законным средствам завладения этими символами для значительной части этого же

самого населения.

Наши рекомендации