Институт брака: исторические формы, классификация типов. Родство
в истории человечества существовали иногда одновременно, но в разных местах, четыре системы брачных отношений:
- групповой брак – брачный союз нескольких мужчин и женщин (повсеместно был распространен в первобытном обществе);
- полигиния – один мужчина и несколько женщин (этот тип особенно присущ скотоводам-кочевникам)
- полиандрия – один женщина и несколько мужчин (крайне редкий случай, существовавший у одного из народов Индокитая);
- моногамия – один мужчина и одна женщина (преобладающая форма брака у земледельческих народов).
- Моногамия встречается в двух формах: пожизненная и допускающая развод, или легко разводимая. Неполная семья (один родитель с детьми) встречались крайне редко.
Типы религиозных организаций
Классификацию религиозных образований провели впервые Макс Вебер и Эрнст Трельч, их идеи усовершенствовал ГовардБекер. Таким образом благодаря их исследованиям выделяют четыре основных типа религиозных организаций: церковь, секту, харизматический культ и деноминацию.
Церковь представляет собой общепризнанную и прочно укоренившуюся религиозную организацию значительных размеров. Церкви обычно имеют формальную бюрократическую структуру с иерархией должностей и склонны представлять интересы консервативных религиозных слоев, поскольку действуют в рамках уже сложившихся институтов.
Секты сравнительно малы; обычно они стремятся найти свой “истинный путь” и следовать ему. В общественной жизни им свойственна тенденция к изоляционизму и замыканию в пределах своей общины. Члены сект считают господствующую церковь продажной. Большинство сект почти или совсем не имеют профессиональных священнослужителей и подчеркивают равенство всех своих членов.
Деноминация представляет собой секту, которая “утихомирилась” и является уже в большей степени сложившимся социальным институтом, чем активной оппозиционной группой. Секты, если они сохраняют свою целостность по истечении некоторого периода времени, неминуемо становятся деноминациями. Деноминации, признаваемые церковью как более или менее законные, существуют рядом с церквями и довольно часто мирно с ними сотрудничают.
Культы подобны сектам, но имеют существенные особенности. Главное внимание в культах придается индивидуальному опыту, что приводит к объединению людей со схожим образом мыслей. Они не формально присоединяются к. культу, но скорее придерживаются одних и тех же теорий или предписываемой манеры поведения. Последователям культа обычно не воспрещается поддерживать отношения с другими религиозными организациями или связывать себя обязательствами по отношению к другим религиям.
Функции религии.
Косновным функция религии относятся:
Интегративная функция – позволяет сплачивать людей в единое общество стабилизировать его и поддерживать определенный социальный порядок.
Регулятивная функция – заключается в том, что она укрепляет и усиливает действие принятых в обществе социальных норм поведения, осуществляет социальный контроль, как формальный ( церковные организации), так и неформальные( через самих верующих).
Психотерапевтическая функция – религиозные действия богослужения , обряды, ритуалы оказывают успокоительное утешительное влияние на верующих, придают им моральную стойкость и уверенность , предохраняют от стрессов и самоубийств.
Коммуникативная функция – общение для верующих развертывается в двух планах: во-первых, связь с богом, небожителями; во-вторых, общение друг с другом. В результате общения возникает сложный комплекс религиозных чувству радости, умиления, восторга, восхищения, подчинения, послушания. Надежды на позитивное решение проблем и т.д., который создает положительную установку, формулирует мотивацию к дальнейшему религиозному общения и посещению церкви.
Культуротранслирующая функция – позволяет сохранять и передавать культрные ценности и нормы, культурные и научные представления о мире и человеке, исторические традиции, памятные даты.
52.Понятие культуры. Основные элементы и функции культуры.
Культура происходит от латинского слова «cultura» - и означает возделование земли, воспитание, образование. Одним из первых исследователей, который употребил слово культура в широком смысле, был СамуэльПуфендорф(17в). По его мнению культура представляла собой совокупность того, что создано общественной деятельностью человека и существует благодаря человеку.
Культура – система коллективно раздеяемых ценностей , убеждений, образцов и норм поведения, присущих определенной группе людей.
Функции социологии культуры:
1.Коммуникативная – связана накоплением и трансляцией социального опыта. Также связана с с передачей сообщений в ходе совместной деятельности.
2.Регулятивная – связана с созданием ориентиров человеческих действий и системой контроля за этими действиями.
3.Интегрирующая – связана с созданием системы значений, ценностей, норм, как важнейшим условием стабильности социальных систем.
4.Познавательная. Данная функция проявляется в том, что культура выступает как способ, метод ценностного освоения действительности. Освоение действительности воплощается в практической деятельности людей.
5.Социализация. Является важнейшим элементом социализации личности.
Основные элементы культуры.
1. Ценности.Сюда входят верования – убеждения – знания.
2. Нормы.К ним относятся: Привычки – обычаи(манеры, этикет) – традиции –нравственные нормы – институциональные нормы – законы.
3. Символы.Жесты – язык – письменность.
Социальные функции культуры
Социальные функции, которые выполняет культура, позволяют людям осуществлять коллективную деятельность, оптимальным способом удовлетворяя свои потребности. К основнымфункциямкультурыотносятся:
§ социальная интеграция — обеспечение единства человечества, общности мировоззрения (при помощи мифа, религии, философии);
§ организация и регуляция совместной жизнедеятельности людей посредством права, политики, морали, обычаев, идеологии и т.д.;
§ обеспечение средств жизнедеятельности людей (таких, как познание, общение, накопление и передача знаний, воспитание, образование, стимулирование инноваций, отбор ценностей и т.п.);
§ регуляция отдельных сфер человеческой деятельности (культура быта, культура отдыха, культура труда, культура питания и проч.).
Социализация. Является важнейшим элементом социализации личности.
Таким образом, система культуры не только сложна и многообразна, но и весьма подвижна. Культура — непреложная составляющая часть жизнедеятельности как общества в целом, так и его тесно взаимосвязанных субъектов: личностей,социальных общностей, социальных институтов.
54.Виды культуры: элитарная, народная и массовая. В современном обществе выделяют такие виды культуры, как элитарная, народная, массовая. Главный критерий такого разделения – принадлежность к тому или иному социальному классу. Элитарная культура –включает в себя изящное искусство, так называемую серьезную музыку, высокоинтеллектуальную литературу. Круг ее потребителей – высокообразованная часть общества. Народная культура.Создается анонимными творцами. Ее создание и функционирование практически неотделимо от повседневной и практической жизни. Она включается мифы ,легенды , сказания, эпос, сказки, песни, танцы и т.д. Фольклор – еще одно название народного творчества. Массовая культура( феномен общества 20 века.) создается профессионалами, однако общедоступна и ориентирована широкой аудитории. Потребление ее продуктов не требует специальной подготовки. Это кино, печать, поп-музыка и мода. Распространяется в основном впомощью электронных носителей. 55. Понятие субкультуры и контркультуры. Субкультура-это набор символов, убеждений, ценностей, норм, образцов поведения, отличающих то или иное сообщество или какую либо социальную группу. |
Контркультура-обозначает такую субкультуру, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но противостоит, находится в конфликте с господствующими ценностями.
56.Общественное мнение как институт гражданского общества. Общественное мнение – это совокупность суждений, представлений, оценок, отражающих отношение общества или его части к событиям, фактам, явлениям общественной жизни. Общественное мнение отражает конкретное состояние общественного сознания в тот или иной отрезок времени. В нем проявляются интересы, настроения и чувства индивидов, групп, общностей, их отношение к проблемам общественной жизни. В понятии «общественное мнение» социологи выделяют два аспекта: методологический и институциональный. В первом значении общественное мнение предполагает сумму приемов сбора и отбора «субъективной информации», получаемой в ходе массовых опросов, бесед со специалистами, групповых дискуссий по широкому кругу тем. Во втором значении общественное мнение выступает как особый институт гражданского общества, представляющий собой систему социально-организованных и социально-значимых суждений и оценок. В качестве института гражданского общества общественное мнение выполняет три основные функции: Экспрессивная функция–она связана с выражением определенной позиции общественности по отношению к любым фактам и событиям в жизни общества, действиям политических лидеров, различных государственных институтов и структур. Консультативная функцияобщественного мнения выражается в том, что оно дает советы относительно способов разрешения тех или иных социальных проблем. |
Директивная функция общественного мнения проявляется тогда, когда общественность выносит решения по тем или иным вопросам социальной жизни. Как правило, такие решения имеют императивный характер (например, волеизъявление народа во время проведения)
57. Закономерности и механизмы массовой коммуникации. Социокультурная роль массовой коммуникации.
Массовая комуникация - процесс распространения информации (знаний, духовных ценностей, моральных и правовых норм и т.п.) с помощью технических средств (пресса, радио, телевидение и др.) на численно большие, рассредоточенные аудитории.
Массовая коммуникация прежде всего характеризуется:
-наличием технических средств, обеспечивающих регулярность, и тиражированностью;
-социальной значимастью информации, способствующей повышению мотивированности массовой коммуникации;
-массовостью аудитории, которая вследстие ее рассредоточенности и анонимности требует тщательно продуманной ценностной ориентации;
-многоканальностью и возможностью выбора коммуникативных средств, обеспечивающих вариативность и вместе с тем нормативность массовой коммуникации.
Главным условием, определяющим массовую коммуникацию, является специфика аудитории и коммуникатора
Взаимодействие людей на основе массовых коммуникаций обеспечивает социальные действия. Производная от социальных действий — социальная зависимость. Это социальное отношение, при котором некая социальная система не может совершить необходимые для неё социальные действия, если другая социальная система не совершит своих действий.
Массовые коммуникации обеспечивают социальный контроль масс и становятся движущей силой общественного прогресса на основе влияния на спрос и предложение общества.
Массовые коммуникации играют важнейшую роль в формировании личности в той ее части, что связана с влиянием культуры. Массовые коммуникации не заменяют межличностное влияние, семью — они доводят до личности социокультурные образцы, личностные образцы посредством образования, религии, пропаганды, рекламы и массовой культуры.
Благодаря массовым коммуникациям общество и государство решают задачи социального взаимодействия, социального контроля, формирования личности, снятия психологического напряжения у людей, влияния на общественное сознание и настроение.
58.Классические методики и техники в исследовании СМИ: контент-анализ и дискурс-анализ. Контент-анализ- специальный, достаточно строгий метод качественно-количественного анализа содержания документов в целях выявления ими изменения социальных факторов и тенденций, отражаемых этими документами. Дискурс-анализ- совокупность методик и техник интерпретации различного рода текстов или высказываний как продуктов речевой деятельности, осуществляемой в определенных социально-политических условиях. 59. Методы социологических исследований. Основные методы социологического исследования: Социологический опрос(анкетирование, интервьюирование) Экспертный опрос как разновидность социологического опроса на эмпирическом уровне, позволяет проверить достоверность и объективность полученной информации на основе мнения специалистов в исследуемой области. Социологическое наблюдение является важным методом прикладной социологии и представляет собой целенаправленное систематизированное фиксирование исследователем свойств и особенностей изучаемого явления, объекта Контент-анализ представляет собой количественный анализ любого рода социологической информации, в частности документов- протоколов, докладов, публикаций различного рода, писем и т.д.. Точечное (разовое) исследование обеспечивает информацию об изучаемом объекте на момент его изучения, но не позволяет сделать выводы о динамике его изменений и тенденциях развития. Повторные исследования проводятся на протяжении определенного времени через конкретный промежуток времени на основе единых программ и методического инструментария с целью сбора информации об изучаемом явлении, объекте и ее сравнения, с тем чтобы выявить динамику изучаемого объекта |
Если на протяжении нескольких исследований их участниками остаются одни и те же лица (респонденты), то такое исследование называетсяпанельным
60.Методология, методика и техника социологических исследований. Социологическое исследование - способ получения знаний о социальном мире, основанный на строгом сборе фактов и их логическом объяснении. Методология социологических исследований -это совокупность методов социологических исследований, способов и подходов к их применению. Все методы социологических исследований можно условно разделить на две группы: 1) методы сбора данных и 2) методы обработки социологических данных. Методы сбора данных в социологическом исследовании делятся на две группы: 1) количественные методы и 2) качественные методы социологического исследования. К количественным методам исследования относятся: социологический опрос, контент анализ документов, метод интервью, наблюдение и эксперимент. Качественные методы социологии – это фокус группа, исследование случая («кейс стади»), этнографические исследования, неструктурированные интервью. Основные функции социологического исследования: -Познавательная -Методологическая -Практическая -Информационная -Управленческая В проведении исследований выделяют четыре этапа: -Подготовительный. Заключается в выработке программы и инструментария - анкеты, бланка интервью, бланка фиксирования результатов наблюдения, анализа документов и тому подобное. -Сбор первичной социологической информации. Происходит посредством опроса, наблюдения, анализа документов, эксперимента. -Составление и обработка собранной информации. |
-Анализ обработанной информации, подготовка отчета, формулированиевыводов, разработка рекомендаций.