Билет 1. Общество как система. Н. Луман о понятии общества.

Социология.

Ответы на билеты.

Билет 1. Общество как система. Н. Луман о понятии общества.

Луман говорит об обществе: Общество, как всеохватывающая социальная система, конституируется различением себя от окружающего мира, к которому относятся системы сознания (индивиды), система мозга и физические системы. Отграничив себя от окружающего мира, общество способно оперировать замкнутым образом и, поскольку, единственной подлинно-социальной операцией выступает коммуникация, то оперативная замкнутость выражается в том, что одна коммуникация подсоединяется к другой коммуникации. Смысл есть медиум, посредством которого происходит такое подсоединение. Однако само общество неоднородно и дифференцируется на ряд подсистем, таких как: функциональные подсистемы (массмедиа, политика, наука и прочее), системы интеракций лицом-к-лицу, а также системы организаций. Каждая функциональная подсистема обособляется черезкодирование коммуникаций: через да-редакции и нет-редакции, заложенные в смысле. Так, каждая функциональная подсистема стремится включить в себя коммуникации, специфичные только для себя, но, одновременно с этим, исключить коммуникации иного рода. Наука, к примеру, существует благодаря коду истина/ложь, поэтому в ней любое истинное утверждение может подсоединяться исключительно к другому истинному утверждению. Коммуникация как таковая есть триединство информации, сообщения и понимания (осознания различения между информацией и сообщением).

Билет 4. Мертон Р. о функциях социальных институтов.

Американский социолог Р.Мертон, много сделавший для становления структурно-функционального подхода, первым предлагает различать "явные" и "скрытые (латентные)" функции социальных институтов. Данное различие функций было введено им для объяснения определенных общественных явлений, когда необходимо учитывать не только ожидаемые и наблюдаемые следствия, но неопределенные, побочные, вторичные. Термины "явное" и "латентное" он заимствовал у Фрейда, который использовал их совсем в другом контексте. Р.Мертон пишет: "В основе разграничения между явными и латентными функциями лежит следующее: первые относятся к тем объективным и преднамеренным последствиям социального действия, которые способствуют приспособлению или адаптации некоторой определенной социальной единицы (индивидуум, подгруппа, социальная или культурная система); вторые относятся к непреднамеренным и неосознанным последствиям того же самого порядка". В качестве примера Р.Мертон приводит ритуальные танцы племени хопи по вызыванию обильного дождя, имеющие латентную функцию укрепления групповой солидарности, поддержания устойчивости и непрерывности племени вне зависимости от того, пойдет ли после этого церемониала дождь или нет.

Билет 8. Политическая власть: основные концепции, свойства, формы легитимизации.

Власть – одна из основных категорий политической науки. Как социальное явление она носит универсальный характер. В любом, даже самом примитивном обществе можно выделить отношения властного типа.

Власть – это «вероятность того, что один актор в рамках социальных отношений окажется в состоянии реализовать собственную волю вопреки сопротивлению (Вебер).

Концепции и трактовки

§ институциональная: власть рассматривается как способность социальных институтов выполнять свои функции.

§ бихевиористская: власть контролирует поведение граждан.

§ дуалистическая:

§ способность правительства управлять

§ согласие граждан подчиниться

§ социологическая: власть как общественные отношения между крупными социальными структурами.

Билет 10. Хантингтон о столкновении цивилизаций.

Хантингтон замечает, что идея цивилизации впервые была разработана французскими философами XVIII века как антитеза варварства. Цивилизация первоначально трактовалась как оседлое, городское, грамотное общество.

§ Немецкие философы XIX века противопоставили цивилизацию культуре.

§ Хантингтон отстаивает идею множественности цивилизаций, основой которых являются язык и религия.

Основные идеи книги

§ Цивилизации — это большие конгломераты стран, обладающие какими-либо общими определяющими признаками (культура, язык, религия и т. д.) Как правило, основным определяющим признаком наиболее часто является общность религии.

§ Цивилизации, в отличие от стран, обычно существуют долгое время — как правило, более тысячелетия.

§ После возникновения самых ранних цивилизаций, в течение почти трёх тысячелетий между ними не было никаких контактов или эти контакты были очень редкими и ограниченными.

§ Каждая цивилизация видит себя самым важным центром мира и представляет историю человечества соответственно этому пониманию.

§ Западная цивилизация возникла в 8-9 веках нашей эры. Она достигла своего зенита в начале 20 века. Западная цивилизация оказала решающее влияние на все остальные цивилизации.

§ Восприятие западного влияния (вестернизация) и технологический прогресс (модернизация) могут происходить раздельно или совпадать (частично или полностью).

§ Религиозный фанатизм часто является реакцией обывателя на модернизацию, вестернизацию или же на сочетание того и другого.

§ Некоторые цивилизации (западная, индуистская, синская, православная, японская и буддистская) имеют свои «стержневые», то есть главные, страны (core states), а другие цивилизации (исламская, латиноамериканская и африканская) не имеют стержневых стран. Цивилизации, имеющие core states обычно более стабильны.

§ В процессе глобальных перемен, международные организации, возникшие после Второй мировой войны (ООН и т. д.) должны будут постепенно изменяться в сторону более справедливого учёта интересов всех стран. Например, в Совете Безопасности ООН должна быть представлена каждая цивилизация.

В социологии понятие личность означает устойчивую систему' социально значимых черт, определяющих биосоциальную природу человека и характеризующих индивида как члена той или иной общности, оно показывает переходы от индивидуального к социальному и от социальной структуры к межличностным отношениям и индивидуальному поведению.

Социологические подходы заключаются в том, что рассматривается
проблема личности с разных точек зрения, в частности, каким образом под
влиянием общества происходит социализация человека.

Социологические концепции личности объединяют ряд различных теорий, признающих человеческую личность специфическим образованием, непосредственно выводимым из тех или иных социальных факторов

Виды социальных ролей

Виды социальных ролей определяются разнообразием социальных групп, видов деятельности и отношений, в которые включена личность. В зависимости от общественных отношений выделяют социальные и межличностные социальные роли.

§ Социальные роли связаны с социальным статусом, профессией или видом деятельности (учитель, ученик, студент, продавец). Это стандартизированные безличные роли, строящиеся на основе прав и обязанностей, независимо от того, кто эти роли исполняет. Выделяют социально-демографические роли: муж, жена, дочь, сын, внук... Мужчина и женщина — это тоже социальные роли, биологически предопределенные и предполагающие специфические способы поведения, закрепленные общественными нормами, обычаями.

§ Межличностные роли связаны с межличностными отношениями, которые регулируются на эмоциональном уровне (лидер, обиженный, пренебрегаемый, кумир семьи, любимый и т. д.).

В жизни, в межличностных отношениях, каждый человек выступает в какой-то доминирующей социальной роли, своеобразном социальном амплуа как наиболее типичном индивидуальном образе, привычном для окружающих. Изменить привычный образ крайне трудно как для самого человека, так и для восприятия окружающих его людей. Чем более длительный период времени существует группа, тем привычнее становятся для окружающих доминирующие социальные роли каждого участника группы и тем сложнее изменить привычный для окружающих стереотип поведения.

Основные характеристики социальной роли выделены американским социологом Толкоттом Парсонсом. Он предложил следующие четыре характеристики любой роли:

§ По масштабу. Часть ролей может быть строго ограничена, в то время как другая — размыта.

§ По способу получения. Роли делятся на предписанные и завоеванные (еще их называют достигаемыми).

§ По степени формализации. Деятельность может протекать как в строго установленных рамках, так и произвольно.

§ По видам мотивации. В качестве мотивации могут выступать личная прибыль, общественное благо и т. д.

СУПЕРЭГО.

«Мы хотим сделать предметом этого исследования Я, наше

наисобственнейшее Я. Но возможно ли это? Ведь Я является самым подлинным

субъектом, как же оно может стать объектом? И все-таки, несомненно, это

возможно. Я может взять себя в качестве объекта, обращаться с собой, как с

прочими объектами, наблюдать себя, критиковать и бог знает, что еще с самим

собой делать. При этом одна часть Я противопоставляет себя остальному Я.

Итак, Я расчленимо, оно расчленяется в некоторых своих функциях, по крайней

мере, на время…Я мог бы сказать просто, что особая инстанция, которую я

начинаю различать в Я, является совестью, но более осторожным было бы

считать эту инстанцию самостоятельной и предположить, что совесть является

одной из ее функций, а самонаблюдение, необходимое как предпосылка судебной

деятельности совести, является

другой ее функцией. А так как, признавая самостоятельное существование

какой-либо вещи, нужно дать ей имя, я буду отныне называть эту инстанцию в

Я "Сверх-Я"»(Фрейд З. Лекции по психоанализу. Л.№31)

Так представлял Фрейд суперэго – последний компонент развивающейся

личности, функционально означающую систему ценностей, норм и этики, разумно

совместимых с теми, что приняты в окружении индивидуума.

Будучи морально-этической силой личности, суперэго является

следствием продолжительной зависимости от родителей. «Роль, которую позднее

берет на себя Сверх-Я, исполняется сначала внешней силой, родительским

авторитетом…Сверх-Я, которое, таким образом, берет на себя власть, работу и

даже методы родительской инстанции, является не только ее преемником, но и

действительно законным прямым наследником» (Фрейд З. Лекции по

психоанализу.Л.№31).

Далее функцию развития берет социум (школа, сверстники и т.д.). Можно также

рассматривать суперэго как индивидуальное отражение «коллективной совести»

социума, хотя ценности общества бывают искажено восприятием ребенка.

Суперэго подразделяется на две подсистемы: совесть и эго-идеал.

Совесть приобретается посредством родительских наказаний. Она включает

способность к критической самооценке, наличие моральных запретов и

возникновение чувства вины у ребенка. Поощрительный аспект супереэго – эго-

идеал. Он формируется из положительных оценок родителей и ведет индивидуума

к установлению у себя высоких стандартов.

Суперэго считается полностью сформировавшимся, когда родительский контроль

заменяется на самоконтроль. Однако принцип самоконтроля не служит принципу

реальности. Суперэго направляет человека к абсолютному совершенству в

мыслях, словах и поступках. Оно пытается убедить эго в преимуществе

идеалистических идей над реалистическими.

Билет 30. Теории отклоняющегося поведения - биологические (Ч.Ломброзо и др.), психологические (Х.Эйсенк и др.), социологические: функционалистские (Э.Дюркгейм, Р.Мертон), интеракционистские (Э.Сазерленд, Г.Беккер), теории конфликта (Я.Тэйлор, П. Уолтон), теории контроля (Т.Хирши).

Билет 31. Р. Мертон об аномии.

ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АНОМИИ Р.МЕРТОНА

Классическим примером социологического анализа Р.Мертона, построенного на основе

«теории среднего ради­уса действия», является рассмотрение им отклоняющегося

поведения и аномии. Теория социальной аномии - социологическая теория

причин преступности в современном обществе, предложенная Р.Мертоном. Эта теория

противопоставляется тем представлениям, которые приписывают

неудовлетворитель­ное функционирование социальной структуры прежде всего

повелительным биологич. влечениям человека, недостаточно сдерживаемым

социальным контролем, т.е. фрейдистским и неофрейдистским концепциям в

криминологии. Мертон использует два понятия: «аномия» и «социальная структура»

общества: при этом первое явление (аномия) выступает как следствие процессов,

происходящих в рамках второго явле­ния (социальная структура). Термин «аномия»

был выдвинут французским социологом Э.Дюркгеймом и означает отсутствие норм в

поведении, их недостаточность. Ано­мия мыслима в двух измерениях. Во-первых,

состояние аномии может характеризо­вать общество, в котором нормативные

стандарты поведения, а также существующие в нем убеждения либо серьезно

ослаблены, либо отсутствуют. Во-вторых, состояние аномии может характеризовать

и отдельное лицо, если оно социально дезориентирова­но, находится в состоянии

тревоги и переживает чувство изолированности от общества. Понятие социальной

структуры, по Мертону, не имеет ничего общего с классовой структурой общества

(хотя Мертон в ряде случаев говорит о классовой структуре современного

американского общества). Для Мертона социальная структура это не социальная, а

социально-психологическая, а то и чисто психологическая категория. Образу­ется

социальная структура из двух фаз. Первая состоит из тех существенных целей,

которые ставят перед собой социальные группы общества (либо которые ставятся

перед ними жизнью), - т.н. жизненные устремления группы. Вторая - это те

средства, которые употребляются в ходе достижения указанных целей для

удовлетворения жизненных устремлений социальных групп общества. Сами эти

средства, в свою очередь, двояки: их можно подразделить на предписываемые

(законные) средства и наиболее эффек­тивные, наиболее успешные, ведущие к

результату кратчайшим путем. Для концепции Мертона чрезвычайно важно указание

на то, что законность и эффективность вовсе не обязательно совпадают

применительно к избираемым средствам.

Следующим исходным положением является указание на то обстоятельство, что в

принципе господствующее в данном общества отношение к целям, стоящим перед

его членами, и к средствам, избираемым для их достижения, может быть

неодина­ковым. Так, все внимание может быть перенесено на цели, а к характеру

средств мо­жет допускаться полное пренебрежение, и наоборот. Мертон выдвигает

здесь свой центральный тезис о том, что нарушение равновесия между целями и

средствами как фазами социальной структуры служит основанием для

возникновения состояния аномии. Все виды социального поведения, в том числе и

откло­няющегося, в зависимости от того, принимает человек или нет культурные

нормы, Р.Мертон делит на пять типов ин­дивидуальной адаптации:

- конформизм, когда социальные цели общества и способы их

достижения принимаются полностью (лояль­ные, спокойные и законопослушные

граждане);

- инновационность, когда принимаются социальные цели, но не

способы их достижения (рэкет, воровство, под­делка денег, злоупотребления,

обман);

- ритуализм - социальные цели не осмысливаются, но способы их

достижения неколебимы и священны (стя­жательство, махинации, подлоги и др.);

- ретритизм - отрицание и целей, и любых средств (анархизм,

наркомания, бродяжничество);

- мятеж, бунт - от­каз и от целей, и от средств с одновременной

заменой их новыми целями и новыми средствами(полити­ческий терроризм, борьба за

свободу, революционность, радикализм).

Поведение второго типа, когда все внимание уделяется достижению цели, а к

характеру из­бираемых средств проявляется полное пренебрежение, является

центральным объек­том анализа.

Согласно теории социальной аномии асоциальное поведение ощутимо воз­растает в

случае, когда в обществе превыше всего превозносятся определенные символы

успеха, якобы общие для населения в целом, в то время как социальная

структура этого общества ограничивает или полностью устраняет доступ к

законным средствам завладения этими символами для значительной части этого же

самого населения.

Резюме

1. Высота профиля политической стратификации изменяется от страны к стране, от одного периода времени к другому.

2. В этих изменениях нет постоянной тенденции ни к выравниванию, ни к возвышению стратификации.

3. Не существует постоянной тенденции перехода от монархии к республике, от самодержавия к демократии, от правления меньшинства к правлению большинства, от отсутствия правительственного вмешате­льства в жизнь общества ко всестороннему государственному контролю. Нет также и обратных тенденций.

4. Среди множества общественных сил, способствующих политической стратификации, большую роль играет увеличение размеров политического организма и разнородность состава населения.

5. Профиль политической стратификации подвижнее, и колеблется он в более широких пределах, чаще и импульсивнее, чем профиль экономической стратификации.

6. В любом обществе постоянно идет борьба между силами политического выравнивания и силами стратификации. Иногда побеждают одни силы, иногда верх берут другие. Когда колебание профиля в одном из направлений становится слишком сильным и резким, то противоположные силы разными способами увеличивают свое давление и приводят профиль стратификации к точке равновесия.

Последствия маргинализации

Маргинализация далеко не всегда приводит к «оседанию на дно». Естественная маргинализация связана преимущественно с горизонтальной, либо восходящей вертикальной мобильностью. Если маргинализация связана с радикальным изменением социальной структуры (революции, реформы), частичным или полным разрушением устойчивых общностей, то она часто приводит к массовому понижению социального статуса.

Однако маргинальные элементы предпринимают попытки повторного встраивания в социальную систему. Это может привести к очень интенсивной массовой мобильности (перевороты и революции, восстания и войны) или к формированию новых общественных групп, борющихся с другими группами за место в социальном пространстве. Так, расцвет этнического предпринимательства объясняется именно маргинальным положением этнических меньшинств, для которых обычные пути достижения высоких статусов (через наследование, государственную и военную службу и т. п.) затруднены и которые в развитии предпринимательства (в том числе криминального характера) находят для себя эффективные каналы вертикальной мобильности.

Современные российские маргиналы – это не традиционные типажи – выходцы из иной культурной среды, эмигранты и пр. Сегодняшние маргинальные группы в России сконструированы социальными переменами последних десятилетий. Как правило, это «старые» группы, уже обнаруженные в социальном ландшафте и описанные. Но сегодня их статус нов и нуждается в осмыслении.

Этапы создания бренда

1. Целеполагание.

§ Анализ миссии компании или организации

§ Определение места бренда в архитектуре брендов компании или организации

§ Определение желаемого состояния бренда (качеств, жизненного цикла, конкурентных преимуществ)

§ Формулирование измеряемых параметров бренда (KPI)

2. Планирование проекта.

§ Анализ имеющихся ресурсов (финансовых, человеческих, знаний и т. д.)

§ Определение команды заказчиков, участников и исполнителей

§ Определение сроков проекта

§ Выявление иных условий или ограничивающих факторов

3. Анализ текущего состояния бренда (только для существующих брендов).

§ Осведомлённость о бренде у целевой аудитории

§ Знание о бренде целевой аудитории

§ Отношение к бренду целевой аудитории

§ Уровень лояльности к бренду

§ Определение соответствия текущего состояния бренда желаемому

Анализ рыночной ситуации

§ Анализ конкурентов (ассортимент, целевая аудитория, позиционирование, методы продвижения, ценообразование)

§ Анализ предполагаемой целевой аудитории (характеристики, предпочтения). Модели поведения потребителей.

§ Рынки сбыта (спрос, доля, динамика).

Резюме

Вебер осознал растущую роль экспертного, технического знания в современных индустриальных обществах и особую значимость рациональных административных систем в комплексных организациях. Его замечание о рациональной (или чистой) бюрократии, "без сомнения, является самым важным заявлением такого рода в сфере социальных паук" (Albrow, 1970, р. 45). Тем не менее, по причине отсутствия доступного перевода, работы Вебера не оказывали никакого влияния на теорию управления в англоязычном мире до сороковых или даже до пятидесятых годов. Рен комментирует это так: "ему пришлось ждать того момента, когда культурные условия обусловили потребность в теоретическом осмыслении явлений. В условиях роста и усложнения организаций поиск адекватной теории организации привел исследователей к Максу Веберу и к его бюрократической модели" (Wren, 1994, р. 198). Однако к этому времени в Соединенных Штатах уже существовала собственная версия организационной теории в виде работы Честера Барнарда "The Functions of Executive" ("Функции администратора"), изданной в 1938 г. (см. главу 12). В то время как Вебер старался подчеркивать значение формальной организации с присущими ей правилами, ролями и иерархиями, Барнард делал акцент на спонтанных элементах кооперации, характерных для неформальной организации. В известном смысле работы Барнарда и Вебера дополняют друг друга - в одной описывается глобальный характер современной бюрократии, в другой определяются ее практические ограничения. Современные критики, признавая важность пионерских изысканий Вебера, склонны подчеркивать не позитивные, а именно негативные аспекты бюрократии. Скажем, Генри Минцберг в своей книге "Structure in Fives: Designing Effective Organizations" видит в качестве определяющей такую характеристику бюрократической организационной структуры, как стандартизация. Благодаря стандартизации производства методы, отстаиваемые сторонниками научного менеджмента, становятся составной частью веберовской концепции бюрократии. Наличие крупных организационных единиц, развитое разделение груда и, главное, потребность в установлении управленческого контроля ведут к появлению того, что именуется Минцбергом "машинной бюрократией". Она характеризуется:

Высокой специализацией рутинных задач, формализацией процедур... возрастанием количества правил, предписаний и формализованных внутриотраслевых контактов; укрупнением единиц на оперативном уровне; использованием функционального принцита при группировке задач; относительной централизацией власти для принятия решений и развитой административной структурой с четким разграничением линейных и функциональных подразделении организации.

Минцберг не рассматривает "машинную бюрократию" в качестве универсальной организационной конфигурации индустриального общества. Напротив, он указывает на ее ограниченность, в силу которой она может использоваться лишь в таких организациях, где "делается рутинная работа, по преимуществу простая и однообразная, и где, как следствие, все процедуры отличаются высоким уровнем стандартизации" (Mintzberg, 1983, р. 163). "Машинная бюрократия" - это организационная конфигурация, более всего напоминающая идеальный тип бюрократии по Веберу, однако, не следует забывать о том, что это всего лишь одна из возможных конфигураций такого рода, приложимая далеко не ко всем ситуациям. Тем не менее Минцберг утверждает, что в тех случаях, "когда необходимо выполнить с большой точностью большой объем простых однообразных операций, машинная бюрократия оказывается не просто наиболее эффективной, но единственно возможной структурой" (Mintzberg, 1983,р. 176). Таким образом, хотя бюрократические организационные структуры могут быть оптимальной формой организации в ряде ситуаций (к их числу Минцберг относит почтовые ведомства, агентства безопасности, сталелитейные компании, тюрьмы, автомобильные и авиационные компании), в других случаях они неприемлемы. Для современного читателя подобный вывод кажется самоочевидным, однако он позволяет лишний раз привлечь внимание к тому факту, что неправильное использование бюрократической структуры контрпродуктивно, в том числе и для лиц, работающих в ней.

Социология.

Ответы на билеты.

Билет 1. Общество как система. Н. Луман о понятии общества.

Луман говорит об обществе: Общество, как всеохватывающая социальная система, конституируется различением себя от окружающего мира, к которому относятся системы сознания (индивиды), система мозга и физические системы. Отграничив себя от окружающего мира, общество способно оперировать замкнутым образом и, поскольку, единственной подлинно-социальной операцией выступает коммуникация, то оперативная замкнутость выражается в том, что одна коммуникация подсоединяется к другой коммуникации. Смысл есть медиум, посредством которого происходит такое подсоединение. Однако само общество неоднородно и дифференцируется на ряд подсистем, таких как: функциональные подсистемы (массмедиа, политика, наука и прочее), системы интеракций лицом-к-лицу, а также системы организаций. Каждая функциональная подсистема обособляется черезкодирование коммуникаций: через да-редакции и нет-редакции, заложенные в смысле. Так, каждая функциональная подсистема стремится включить в себя коммуникации, специфичные только для себя, но, одновременно с этим, исключить коммуникации иного рода. Наука, к примеру, существует благодаря коду истина/ложь, поэтому в ней любое истинное утверждение может подсоединяться исключительно к другому истинному утверждению. Коммуникация как таковая есть триединство информации, сообщения и понимания (осознания различения между информацией и сообщением).

Наши рекомендации