Культура как система ценностей и норм.
Проблемы развития культуры в современной России .Культура – это специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе.
Культура, прежде всего через язык, систему ценностей, норм, идеалов, значений и символов задает человеку определенный способ видения и узнавания мира, созидания определенных форм жизнедеятельности в нем. В процессе своего функционирования в обществе культура предстает как многогранная ценностно-нормативная система символов, знаний, идей, ценностей, норм, образцов поведения, регулирующая поведение индивидов и социальных групп.
Ценности – это представления о значимом, важном, которые определяют жизнедеятельность человека, позволяют различать желательное и нежелательное, то, к чему следует стремиться и чего следует избегать
К важнейшим элементам человеческой культуры относятся нормы, совокупность которых называют нормативной системой культуры. Правила, которые разрешают или запрещают что-либо делать, существуют в любом обществе. Культурные нормы – предписания, требования, пожелания и ожидания соответствующего (общественно одобряемого) поведения. Нормы суть некие идеальные образцы (шаблоны). Они указывают на то, где, как, когда и что именно человек должен делать, что говорить, думать, чувствовать и поступать в конкретных ситуациях.
Ценности и нормы взаимозависимы. Ценности обусловливают существование и применение норм, оправдывают и придают им смысл. Жизнь человека – ценность, а её охрана – норма. В свою очередь особо значимые нормы становятся ценностями. Нормативная система более жестко детерминирует деятельность, чем ценностная, ибо, во-первых, норма не имеет градаций: ей либо следуют, либо нет. За нарушение норм и попрание ценностей полагаются всевозможные санкции и наказания. На соблюдение культурных норм ориентирован огромный механизм социального контроля. .
Ни один культурный процесс нельзя оценить однозначно и категорично «хорошо – плохо». Это особенно относится к культурной ситуации в современной России, поскольку, во-первых, она сложна и противоречива, во-вторых, еще не вполне ясны глубина и масштаб происходящих перемен. Тем не менее, можно выделить несколько тенденций, характеризующих культурные процессы в современной России.
1. Ликвидация государственной монополии на культуру. Это привело, с одной стороны, к большей свободе творчества и свободе выбора в сфере культуры, с другой – к потере контроля за качеством и уровнем предлагаемой потребителю культурной продукции, будь то литература, музыка, образование или театр.
2. Коммерциализация культуры. Это связано с проникновением рыночных механизмов в культуру. Однако пока этот процесс имеет однобокую направленность: российский капитал предпочитает вкладывать свои средства преимущественно в высокодоходные и быстроокупаемые области искусства – в зрелища, развлекательную индустрию.
3. Рост интереса к дореволюционному культурному наследию, в том числе к религии и церкви.
4. Обособление национальных культур и использование их в качестве инструмента в решении политических и экономических проблем.
5. Усиление культурно-коммуникативной пассивности, ослабление интереса к чтению (особенно серьезному) в пользу визуальных, зрелищных форм искусства, снижение посещаемости театров, музеев, библиотек.
6. Индикатором уровня развития культуры является язык. Он организует характер и способ восприятия реальности. Состояние русского языка вызывает особую озабоченность прогрессивной российской интеллигенции.
Семья как соц. Институт.
Как социальный институт семья характеризуется совокупностью социальных норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимоотношения между супругами, родителями и их детьми и т.д. Институт семьи включает в себя множество более частных институтов, таких, как институт брака, институт родства и т.д. Существует семейное право, где закон определяет, что такое семья, каковы права обязанностей мужа и жены, детей и родителей. Закон определяет минимальный возраст заключения брака, правила раздела имущества и т.д. У человеческих детенышей, в отличии от животных, самое протяженное детство. Зависимость ребенка от родителей длится до 15-18 лет. В этот период он нуждается в поддержке взрослых и т.д. Типология семей : 1)По количеству брачных партнеров: моногамная семья – один муж и одна жена; полигамная семья(многомужество или многоженство):2) По количеству поколений: простая (нуклеарная) семья – состоит из представителей только двух поколений (родители и дети); сложная (расширенную) семья – состоит из представителей не мене трех поколений (прародители, родители, дети).3) По целям и характеру партнерских отношений: традиционная семья-Основной целью такой семьи является продолжение рода, сохранение стабильности, желание не выделяться. Экономическая зависимость женщины от мужчины (мужчина – владелец собственности); четкое разделение семейных обязанностей (муж работает, жена рожает и воспитывает детей); глава семьи – мужчина. 2) нетрадиционная семья женщины работают наравне с мужчинами.3) семья равных (отличается справедливым разделением домашних обязанностей, все важные для семьи решения принимаются всеми ее членами,. Типология брака: 1)моногамия-один муж, одна жена. 2) полигамия- один муж и несколько жен.3) полиандрия-одна жена и несколько мужей.4)групповой брак- два и больше мужей, две и больше жены.
Семья, основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.
36.Трансформации семей.
Кризис семьи, о котором так много говорится, является прежде всего кризисом традиционных функций семьи, а не семьи как таковой. Изменения в семье настали вследствие процесса индустриализации и урбанизации. Развитие все более многочисленных и совершенных средств производства постепенно забрало у семьи собственное производство, хозяйство и, как следствие, собственный источник содержания. Так современная семья надолго утратила понимаемую таким образом хозяйственную функцию.
В этой модели семьи единство строилось на основе принятия обязанностей, правил, норм жизни, наложенных обществом. Институционная семья в своей сущности была патриархальной, иерархической, авторитарной. Она обеспечивала условия жизни своих членов, максимально способствуя единству, удерживая его любой ценой, акцентируя зависимость от нее.
Персональная семья (современная). Современная семья резко отличается от институционной семьи прошлого. Она уже не выполняет в традиционной форме:
- Экономических функций. Они отошли вместе со сменой экономического строя.
- Защитных функций, обеспечивающих общественно-экономическое существование (охрану прав человека, социальное обеспечение). Эти функции переняло государство.
- Образовательно-воспитательную функцию взяла на себя школа и прочие воспитательные институты.
- Религиозная функция все более отчетливо переходит к религиозным институтам
- Культурная и интегрирующая функции переходят из семьи в другие среды: массовую культуру, медиа, жизненную среду.
Таким образом, не нужно сегодня делать акцент на супружеские обязанности (традиционная модель, которая выражается даже в юридической терминологии), скорее следует говорить о союзе любви. И все-таки, несмотря на большую угрозу разводов не нужно считать, что раньше было лучше, поскольку количество разводов было меньшим. Сегодня, когда женщина чувствует себя независимой от мужа, принятие решения расстаться становится более вероятным и простым. Если ценится прежде всего любовь, то, естественно, в момент ослабления эмоциональной связи муж и жена не будут задумываться над тем, чтобы искусственно сохранять мнимый брак. У многих религиозные мотивы исчезли или же не являются уже настолько сильными, чтобы быть решающими в сохранении супружеского союза. Можно сказать, что сегодняшняя ситуация делает более наглядными извечные проблемы супругов и находит быстрые, не обязательно лучшие, их решения.
37. Социальная коммуникация: понятие, виды (межличностная, групповая, массовая).
Коммуникация есть передача информации, идей, эмоций, навыков и т.п. посредством символов - слов, картин, графиков и др. Коммуникация - это процесс, связывающий отдельные части мира друг с другом. Коммуникация - это процесс, который делает общеизвестным то, что было монополией одного или нескольких. И, наконец, коммуникация - это механизм, посредством которого реализуется власть. В 1948 г. американский политолог Г. Лассуэл предложил простую и наглядную модель коммуникативного процесса, включающую пять элементов.
Межличностная коммуникация представляет собой непосредственный, "лицом к лицу" контакт людей. Такая коммуникация предполагает известную психологическую близость партнеров, наличие понимания и сопереживания. В межличностной коммуникации можно выделить три взаимосвязанных стороны: коммуникативную (в узком смысле слова "коммуникация"), перцептивную и интерактивную. Коммуникативная сторона межличностной коммуникации состоит в обмене информацией между партнерами по общению, передаче и приему мнений и чувств. Интерактивная сторона межличностной коммуникации заключается в обмене действиями между взаимодействующими сторонами (например, вопрос – ответ, просьба – отказ или согласие). Перцептивная сторона межличностной коммуникации затрагивает процесс восприятия и понимания людьми друг друга, формирование определенных межличностных отношений.
По характеру взаимодействия можно различать личностную и ролевую межличностную коммуникацию. Первая носит более экспрессивный характер, связанный с самовыражением "Я". Само участие в коммуникации имеет при личностной коммуникации самодовлеющую ценность. Как форма, так и содержание личностной коммуникации не связаны сколько-нибудь строгими нормами, а имеют индивидуализированный и ситуативный неформальный характер.Ролевая разновидность межличностной коммуникации более формализована в своих проявлениях, ее содержание и форма определены ролевыми отношениями партнеров, а процесс передачи информации нацелен на достижение определенного результата. Поэтому коммуникация носит более стандартный, рациональный и инструментальный характер. Являясь наиболее древней формой, межличностная коммуникация сохраняет и в современном обществе ведущую роль в формировании личности и ее отношений с внешним миром. В сложных информационных процессах современного общества она выступает как противовес массовым формам коммуникации, опосредствуя их влияние на личность. Ролевая разновидность межличностной коммуникации наряду с групповой коммуникацией составляет основу системы коммуникации в организациях.
О групповой коммуникации принято говорить в тех ситуациях, когда люди вступают в общение в малых группах (количество их членов может быть от 3 до 20-30 человек). В групповой коммуникации продолжают действовать все закономерности, присущие межличностной коммуникации, однако, появляются и специфические для данного типа коммуникации феномены, к которым относятся: лидерство и руководство в группе, т.е. процесс межличностного влияния, стимулирование группы, нацеливание ее на выполнение определенных задач; процесс принятия группового решения, т.е. обсуждение значимых для группы проблем, в процессе которого происходит выяснение позиции ее членов, оценка проблемы, поиск и выработка общего группового решения; структура коммуникации в группе, т.е. совокупность позиций членов группы относительно получения и хранения значимой для группы информации.
Массовая коммуникация – это процесс распространения информации и влияния в обществе посредством специальных средств: печати, телевидения, радио, кино и т.д., в результате чего сообщение поступает сразу к большим группам людей. Эта форма коммуникации осуществляется специальными организациями (издательствами, агентствами, редакциями, студиями), образующими социальный институт массовой коммуникации.
Особенность процессов массовой коммуникации – в соединении централизованного, институционально организованного производства информации с ее рассредоточенным массовым потреблением. Вследствие этого массовая коммуникация стала одним из наиболее эффективных способов социального контроля над массовым поведением. Исторические предпосылки возникновения и развития массовой коммуникации связаны с развитием капитализма: массовое производство и сбыт товаров потребовали формирования с помощью рекламы стандартизированных запросов массового потребителя; расширение рынка рабочей силы привело к повышению мобильности трудящихся масс и вместе с тем к расширению диапазона их информационных потребностей; необходимость в более квалифицированной рабочей силе способствовала всеобщей грамотности; политическая форма капиталистического общества предполагала распространение политического влияния институтов власти на широкие слои населения не только методами прямого подчинения, но и "обработкой умов"; повышение производительности труда создало предпосылки для уменьшения рабочей недели и вместе с тем породило новые потребности, связанные с проведением свободного времени.
В социологических концепциях технологического детерминизма утверждается, что массовая коммуникация – плод усовершенствования только технических средств переработки и распространения информации, позволяющих получить практически одновременный доступ к соц. значимым сообщениям большому числу людей, независимо от места жительства и социального статуса. Таким образом, основная задача массовой коммуникации в современном обществе – демократизация обществ, жизни, возникновение "глобальной связи" между людьми.
38. Массовая коммуникация. Основные подходы к исследованию массовой коммуникации.
Развитие средств массовой информации создало условия для манипулирования общественным сознанием, что особенно опасно в условиях диктаторских режимов. В связи с этим социологи стали изучать проблемы эффективности пропаганды и контрпропаганды. В этих исследованиях эффективность коммуникации рассматривалась как прямое следствие единичного или повторяющегося пропагандистского воздействия, выявлялись факторы, усиливающие или ослабляющие его. Позже понятие эффективности было дополнено понятиями функции и дисфункции, а объектом исследования все больше становилась система социальных связей, в которых протекает и на которые влияет процесс массовой коммуникации. Массовая коммуникация влияет на распространение стандартов восприятия реальности, культурных норм, эталонов поведения. В последние годы большое внимание уделяется рекламе, массовой культуре, влиянию технических средств коммуникации на общество; обостряется интерес к глобальным проблемам распространения информации, новым информационным реалиям. Основными функциями, которые выполняет массовая коммуникация в обществе, являются: информирование о происходящих событиях; помощь обществу в решении его проблем; передача знаний об обществе от одного поколения к другому (социализация и обучение); развлечение. Указанный спектр функций задает концептуальную основу, важнейшие подходы к исследованию массовой коммуникации. В рамках данного подхода находятся работы, отвечающие на вопрос: как конкретно функционируют в обществе средства массовой коммуникации? Авторы многих из этих работ стремились объяснить, каким образом и насколько эффективно массовая коммуникация воздействует на общество и его членов. В начале нынешнего столетия господствовало убеждение во всесильности влияния массовой коммуникации на сознание человека. Предполагалось, что воздействие сообщений средств массовой информации (СМИ) выражено непосредственно и осязаемо. Однако в дальнейшем такие взгляды изменились на совершенно противоположные: эффективность влияния массовой коммуникации была признана минимальной. Наибольшее распространение эти взгляды имели в 50-х гг., когда считалось, что межличностные контакты более значимы для распространения фактов и мнений в обществе, чем массовая коммуникация. Информация от СМИ вначале поступает к так называемым лидерам мнения («opinionleaders») в обществе, которые затем передают ее другим людям в процессе межличностной коммуникации.
В частности, было обнаружено, что на решение избирателей о поддержке того или иного кандидата мнение друзей влияет в большей степени, чем позиция СМИ. «Лидеров мнения» трудно отличить от других людей: в разные периоды времени и по разным проблемам лидерами бывают разные люди (экспериментально установлено разнообразие лидеров в таких областях, как экономика, мода, общественная жизнь). Интерес к какой-то проблеме - важная детерминанта лидера, однако для того, чтобы человек стал выполнять данную роль, необходим некоторый уровень интереса к этой проблеме и у других членов группы. В качестве критики указанных взглядов можно высказать следующее замечание: в них постулируется однонаправленность влияния массовой коммуникации на человека, а также людей друг на друга.
39. Позитивное и негативное воздействие массовой коммуникации.
К негативным последствиям можно отнести формирование у аудитории потребности в немедленном удовлетворении собственных желаний и потребностей, а также ослабление навыков чтения и снижение творческого потенциала6.
Массивное воздействие массовой коммуникации может отрицательно влиять на качество межличностного общения. Мультфильмы, с их быстрой сменой визуальных и аудиальных стимулов, особенно привлекают внимание детей и способны существенно уменьшить межличностные контакты. Герои теле- и видеофильмов некоторым людям, в какой – то мере заменяют семью. Погружение в «дневные сны» телефильмов позволяет скрыться от проблем и трудностей реальной жизни, что усугубляет социальнуюдезадаптацию, усиливает одиночество. Насилие в средствах массовой информации встречается крайне часто. Просмотр агрессивных фильмов, как правило, вызывает агрессивное поведение. Влияние насилия в СМИ на агрессивность людей опосредуется множеством промежуточных переменных. К ним относятся: особенности реципиента (пол, возраст, отношение к агрессии); степень социальной и познавательной зрелости телезрителя; контекст, в котором предстает акт насилия (манера подачи, жанр передачи); особенности внешней среды (возможности социального контроля, семейные отношения). Массовая коммуникация оказывает не только негативное влияние на массовое и индивидуальное сознание. Она может противодействовать этническим и половым стереотипам. К ее позитивным результатам относятся и повышение осведомленности, любознательности, улучшение речевых навыков. Массовая коммуникация способствует возрастанию великодушия, дружелюбия, кооперации и сдержанности, строгому соблюдению социальных норм, а также уменьшению тревоги и страхов. После просмотра гуманистически ориентированных фильмов у детей улучшаются навыки общения со сверстниками, взаимопонимание с ними, активизируется стремление помогать другим людям.
40. Влияние научно-технического прогресса на социальные отношения. Интернет и его место в обществе.
Широкое использование современных информационных и коммуникационных систем и других видов научно-технических разработок в различных отраслях экономики послужило причиной возникновения многих новых трудностей в сфере занятости. Поставило перед государством, собственниками (предпринимателями) и работниками ряд серьезных проблем, связанных с изменениями количественных и качественных параметров спроса на рабочую силу. В настоящее время, особое внимание уделяется следующим аспектам, которые рассматриваются как особенно актуальные в сложившихся в настоящее время условиях:
- специфика взаимосвязи между научно-техническим прогрессом и занятостью;
- анализ эффективности методов оценки воздействия новой техники и технологии на состояние рынка труда;
- значение системы подготовки и переподготовки кадров в условиях крупномасштабных, структурных сдвигов в экономике;
- пути устранения нехватки специалистов, необходимых для развития наукоемких отраслей промышленности;
- влияние сдвигов в отраслевой и профессионально-квалификационной структуре спроса на рынке труда, на занятость.
Совершенствование новой техники и технологий, с одной стороны, создает огромные возможности для развития производства, а с другой, - как мы видим, оказывает дифференцированное влияние на содержание и условия труда в зависимости от тех целей, для которых они используются. Содержание и условия труда определяют отношения, выражающие развитие производительных сил. Эта взаимосвязь испытывает на себе влияние производственных отношений: отношение к данному виду трудовой деятельности определяется отношением к труду в обществе в целом, общественной оценкой данного вида работы.
В современных условиях интересно узнать, какое влияние оказывает Интернет как средство массовой коммуникации на развитие современного общества.
Во-первых, исследователи различных профессиональных и научных отраслей: специалисты по коммуникациям, психологи, социологи, отмечают рост влияния современных информационных и коммуникационных технологий, включая Интернет, на социализацию. Применяя возможности всемирной сети, индивид становится не только потребителем и пользователем информации, но и получает возможность активно участвовать в движении и преобразовании информационных потоков. Поэтому информация как ценность общества нового типа определяется не только и не столько ее общедоступностью, познавательным, экономическим или политическим потенциалом, сколько возможностью персонализации, определяющей новые грани самоидентификации личности. Таким образом, новая информационная среда выступает одновременно и средством, и средой социального развития личности (1) .
Во-вторых, в новых условиях происходит изменение отношения к анонимности в обществе. С одной стороны, распространенным явлением становится предельное самораскрытие с элементами эксгибиционизма. В Интернет-пространстве целью этого может быть получение внимания окружающих, сочувствия, даже манипулирование и мошенничество. С другой стороны, Интернет – плодородная среда для формирования анонимных контактов, то есть предельного обезличивания коммуникаций.
В-третьих, текущие информационно-коммуникационные практики формируют изменение в идентичности пользователей, с чем связано появление феномена «виртуальных личностей». Исследователи выделяют две группы причин создания «виртуальных личностей»: мотивационные (удовлетворение уже имеющихся желаний) и «поисковые» (желание испытать новый опыт как некоторая самостоятельная ценность) причины. В первом случае создание «виртуальной личности» несет в себе компенсаторную функцию. Такая «виртуальная личность» существует как «для себя», осуществляя идеал «Я» или, наоборот, реализуя деструктивные тенденции пользователя, так и «для других» – с целью произвести определенное впечатление на окружающих. (2). Во втором случае «виртуальная личность» создается для расширения уже имеющихся возможностей реальной социализации, получения нового опыта. Так А.Е. Жичкина считает, что создание «виртуальной личности» не является компенсаторным стремлением по преодолению объективных или субъективных трудностей реального общения и взаимодействия: довольно часто «виртуальная личность» оказывается не соотносима ни с «идеальным», ни с «реальным» Я (3).
Таким образом, Интернет играет существенную роль в организации коммуникационных потоков, социализации пользователей и формировании их идентичности. Это влияние имеет двойственную природу. К негативным следствиям развития Интернет относятся усложнение коммуникационного потока, информационная перегрузка, опасности «виртуализации» личности. Позитивные характер влияния Интернета связан с колоссальными и нарастающими ресурсами Сети, способными обеспечить большую степень свободы пользователя и огромным потенциалом его развития, духовно-ценностной ориентации и самореализации.